Отснимавший и опубликовавший в «Живом Журнале» 311 российских производств блогер Игорь Ягубков перед праздниками побывал в блог-туре на КАМАЗе Отснимавший и опубликовавший в «Живом журнале» 311 российских производств блогер Игорь Ягубков перед праздниками побывал в блог-туре на КАМАЗе Фото: flickr.com

«ТАКАЯ МАХИНА, КАК КАМАЗ, НЕ МОЖЕТ ПРОСТО НАКУПИТЬ СУПЕРРОБОТОВ И ВЫГНАТЬ ЛЮДЕЙ НА УЛИЦУ...»

— Игорь, хотя вы публикуетесь во всех главных социальных сетях, позиционируетесь в первую очередь как промышленный блогер номер один в «Живом журнале». Какими достижениями на этой ниве вы по-настоящему гордитесь?

— Номером первым я называюсь, потому что до этой поездки на КАМАЗ я уже посетил 311 предприятий — думаю, таких людей больше и нет в России, кроме министра промышленности. Но мне больше симпатичен другой рекорд — я посетил ровно 100 российских электростанций, включая и ГЭС, и ТЭЦ, и четыре атомных и даже одну солнечную. Солнечная — это в Крыму, она была на Украине первой и совсем небольшой, всего на 18 МВт. Когда после воссоединения мы с супругой решили съездить в Крым, я сразу стал писать в местное минэнергетики, и они показали мне Симферопольскую ТЭЦ и эту солнечную станцию.

— А как насчет формальных, статусных достижений?

— Первые места на блогерских конкурсах я занимал не раз, не держу в голове. Ценна для меня в первую очередь, наверное, победа на конкурсе «Русгидро» — вот компания, для которой я всегда бесплатен и свободен, потому что они меня по телефонному звонку сразу пустили на Камскую ГЭС, и на Воткинскую ГЭС я потом тоже благодаря их пресс-службе попал. А так занимал первые места и в конкурсах СМИ, в которых не было номинации для блогеров.

— Вы впервые на КАМАЗе и вообще в Набережных Челнах?

— На КАМАЗе — впервые, хотя давно хотел сюда попасть. А в Челнах я бывал на заводе Ford-Sollers во время запуска одной из новых моделей, но сам город как тогда не посмотрел, так и сейчас увидеть не смог — слишком плотная программа тура. Мы в первый же день посмотрели штук 6 производств! Литейку, кузницу — самые старые цеха, которые готовятся к модернизации, нам показали в первую очередь. А потом на контрасте посмотрели автомобильный завод — вот где есть на что взглянуть, вообще шикарно. Конвейер загруженный, это радует. Затем прошли по новому заводу каркасов кабин, совместный с Daimler. Наливные полы, никаких «зеленых станков» советской эпохи — классная тема, учитывая то, в какой непростой политической ситуации мы живем. Политики говорят всякое, а бизнес тем не менее вкладывает в Россию. И еще одно СП видели — «ЦФ Кама». И еще очистную станцию «Челныводоканала». Вода чистая, говорят, что лучшая в Татарстане. В конце наш еще ждет тест-драйв автомобилей. Обалденный насыщенный тур. И с гендиректором удалось сфотографироваться — это у меня фирменная фишка. Вообще, машиностроение, как и металлургия, всем нравятся, на фотографиях это всегда выглядит эффектно.

«В Челнах я бывал на заводе Ford-Sollers во время запуска одной из новых моделей» «В Челнах я бывал на заводе Ford-Sollers во время запуска одной из новых моделей» Фото: zavodfoto.livejournal.com

— Интересно, что думают о КАМАЗе в регионах?

— КАМАЗ в стране известен своим продуктом. У нас же автомобили не умеют делать, но про КАМАЗ такое не говорят. По крайней мере, я никогда не слышал о КАМАЗе таких отзывов, как об АвтоВАЗе. А мы за пределами Татарстана даже не знаем, что КАМАЗ — это, оказывается, целый ряд больших заводов. И вообще приятно, что появились заводы с зарплатами под 40 тысяч — молодежи уже неинтересно идти в банки штаны протирать. На КАМАЗе ведь, говорят, нормальная зарплата?

— Нельзя сказать, что все довольны...

— Нет пророка в своем отечестве. Местные всегда недовольны своими компаниями. Но с КАМАЗом ведь как — это большой завод, которому как раз из-за масштабов трудно перестраиваться и конкурировать на рынке. Маленький завод станки купил, поменял — все нормально. А такая махина, как КАМАЗ, не может, к примеру, просто накупить суперроботов и выгнать людей на улицу. Это непростые проблемы моногородов: с одной стороны, и модернизироваться надо, с другой — население обеспечивать работой. Вот немцы сейчас плачут на этот счет — в ближайшие годы куча народа останется без работы. У России, между прочим, сейчас есть уникальный шанс в плане модернизации именно потому, что у нас старт низкий. Оборудование старое, и у нас развязаны руки в том, чтобы собрать технологии по уму и рвануть вперед. КАМАЗ же вот тоже меняется. Люди, я слышал, упрекают КАМАЗ в бюджетных вливаниях, но на уровне регионов если речь об этом заходит, то говорят-то всегда об АвтоВАЗе.

«После вопроса вашему президенту мне через 11 дней перезвонили из минпромторга и предложили тур сразу по шести предприятиям» «После вопроса вашему президенту мне через 11 дней перезвонили из минпромторга и предложили тур сразу по шести предприятиям» Фото: zavodfoto.livejournal.com

«В МИНПРОМТОРГЕ, ПОХОЖЕ, СМЕНИЛАСЬ ПРЕСС-СЛУЖБА: РАНЬШЕ ОТВЕЧАЛИ НА ПИСЬМА, А ТЕПЕРЬ — НЕТ...»

— Несколько лет назад вы были в Казани на блогерском форуме и встречались с Рустамом Миннихановым. Помнится, вы пожаловались ему на закрытость наших промышленников, к которым вы никак не могли попасть. Какой была реакция?

— После вопроса вашему президенту мне через 11 дней перезвонили из минпромторга и предложили тур сразу по шести предприятиям. За два дня я посмотрел Зеленодольский судостроительный завод, Казанский вертолетный и еще четыре компании на базе «Химграда». Судостроительный мне очень понравился, только фотографировать много там не дали — все-таки оборонное предприятие. А «Химград» — вот это обалденная история, никогда такого не видел. Заходишь в помещение, там двери, и за каждой по заводу! Это сильно впечатлило. После того тура я всем приводил в пример Казань. Даже Мантурову — через неделю после Казани я был на конференции в Геленджике, и, когда фотографировался с министром, рассказал ему о блог-туре, организованном вашим министерством. Но сейчас в минпромторге, похоже, сменилась пресс-служба. Раньше отвечали на письма, а теперь — нет. Это не только в Татарстане так. Последние полтора месяца я закидываю письмами все минпромы в стране, все торгово-промышленные палаты и губернаторов заодно. ТПП игнорируют совсем — я получил всего три ответа на письма. Министерства отвечают иногда. Жаль, что татарстанское больше не отвечает — у вас очень много интересных предприятий, это факт, но как туда пробиться, я не понимаю. Промышленность у вас чересчур консолидирована в руках определенных групп.

Вам ведь и в тот раз пошли навстречу только из-за жалобы Минниханову...

— Да, но это тоже неплохо. У вас сильный и ответственный лидер. Казалось, ну поручил губернатор — министерство же может отделаться отписками. Но нет, тут все по-честному: сказали — сделали. Хорошо бы вновь найти общий язык с вашим министерством.

«Когда я в первый раз увидел Иннополис — вот это был шок. Вроде живем в обычной стране, а тут такая сказка» «Когда я в первый раз увидел Иннополис — вот это был шок. Вроде живем в обычной стране, а тут такая сказка» Фото: zavodfoto.livejournal.com

— Что хотелось бы еще посмотреть в Татарстане?

— Вы ведь из «БИЗНЕС Online»? Я как раз всегда ориентируюсь на топ-300 в вашей газете, закидываю удочку прямо по списку. Из отраслей очень хотелось бы посмотреть ваш тепличный комплекс и энергетику. Я недавно был на самом крупном тепличном комбинате «Агроинвест» в Калужской области, и там Татарстан упоминали. Ваш регион, правда, всегда упоминают в первых рядах. А энергетика — это особый интерес, ваша ГЭС ведь продолжает наш Камский каскад. Да и та же нефтехимия, даже нефтянка — у вас есть что смотреть. Между прочим, когда я в первый раз увидел Иннополис — вот это был шок. Вроде живем в обычной стране, а тут такая сказка. Мы с женой даже думали, не переехать ли — она учитель, а там были какие-то вакансии. Но не срослось.

— Какое место вы присудили бы Татарстану в личном рейтинге промышленных регионов?

— В первой пятерке. Регионы конкурируют между собой, и я бы не хотел про свой Пермский край говорить плохо, но я бы хотел, чтобы у нас было как у вас. В Татарстане есть история диверсификации, идет развитие.

«Судостроительный мне очень понравился, только фотографировать много там не дали — все-таки оборонное предприятие» «Судостроительный мне очень понравился, только фотографировать много там не дали — все-таки оборонное предприятие» Фото: zavodfoto.livejournal.com

«САНКЦИИ САНКЦИЯМИ, НО Я СЛЫШУ, ЧТО ТУТ НЕДАВНО КОНТРАКТ С АМЕРИКАНЦАМИ ЗАКЛЮЧИЛИ, ТАМ ЭКСПОРТ НАЛАДИЛИ...»

— Объезжая заводы, какие тенденции в российской промышленности вы наблюдаете? Меняются ли форматы работы, технологии?

— Цель моего проекта вообще заключается в том, чтобы показать: промышленность в России есть. Все говорят о том, как плохо в стране, как заводы стоят и ничего не работает. Люди просто не видят. Вот уже года три, как наша промышленность стала постепенно открываться публике. Я езжу и вижу, что многие наши заводы — лучшие в мире. Я понимаю, конечно, что приглашают те, кому есть что показать, но ведь приглашают, а значит, и промышленность есть! Взять ту же энергетику — когда лет 7 назад я начинал вести блог, было такое отношение, что процентов на 85 мощности отрасли изношены. Поездил, посмотрел — ничего подобного, модернизация идет, все лучшие мировые технологии используются.

— Использование зарубежных технологий вызывает в обществе разные оценки. Как вы относитесь к тому, что рост, о котором вы говорите, идет за счет иностранного капитала и интеллекта?

— Ничего плохого в этом не вижу. Они же технологии привозят. Вот обратная картина: был на «Россельмаше» — это 13 предприятий, у них заводы в Канаде и США. Они делают тракторы под канадским брендом и поставляют на Украину. Сейчас, правда, картина меняется, мощности перебрасываются на российский «Россельмаш». Но все равно — купили иностранную технологию, дополнили своими компетенциями. А когда иностранцы открывают производства у нас — что плохого? Налоги у нас остаются, люди наши работают. Санкции санкциями, но, приезжая на наши заводы, я слышу, что тут недавно контракт с американцами заключили, там экспорт наладили. Они покупают нашу продукцию, она хорошая.

«Приятно, что появились заводы с зарплатами под 40 тысяч — молодежи уже неинтересно идти в банки штаны протирать» «Приятно, что появились заводы с зарплатами под 40 тысяч — молодежи уже неинтересно идти в банки штаны протирать» Фото: zavodfoto.livejournal.com

— Интересно, на иностранные производства блогеров пускают так же, как и на коренные, или есть различия?

— Пускают везде тяжело, но если  приезжаешь на наше предприятие гражданского  назначения, то тут уж обычно без ограничений. Иностранцы — это сначала куча бумаг на подпись, потом ничего нельзя фотографировать. Да и показывают мало что. Летом прошлого года, например, ездил я на завод Michelin, на презентацию новых шин для спецтехники. Зайти можно, фотографировать — нельзя. Правда, в моей коллекции и отечественного шинного завода ни одного нет. «Белшина» — и та есть, а «Нижнекамскшины» нет, не пускают.

— Но все же вы бывали на иностранных производствах. Есть у них чему поучиться?

— И у них, и у нас одни и те же станки стоят. Организация производства тоже примерно одинакова, наши ведь сейчас внедряют и кайдзен, и много чего еще.

— По каким критериям вы составляете первое впечатление о производстве? Что влияет на будущий акцент публикации?

— Акцент у меня всегда положительный, потому что первый критерий — это сам факт тура. И в целом работа пресс-службы: можно ли отклониться от маршрута, какие еще запреты поставлены. Вторым делом я смотрю на долю молодежи на предприятии. Вернее, если молодых много, это само сразу бросается в глаза. Ну и чистота на предприятии, цивилизация. Когда сравниваешь, к примеру, цех «Высота 239» Челябинского трубопрокатного завода, где импортное оборудование, все цивильно, белые халаты, а потом приезжаешь на какой-нибудь важный машиностроительный, где везде зеленые станки времен СССР и не особо чисто... Разница налицо, но все равно — как ты плохо напишешь? Люди же работают. Вот, кстати, интересный случай: года два назад у меня порвались ботинки перед поездкой на металлургический завод. Я купил белые ботинки, поехал. Что такое металлургия в представлении обывателя? Грязь. А с тех заводов, которые я проехал, я вышел в чистых ботинках. Вот тогда у меня и повернулось представление об отечественной металлургии. А на «Норильском никеле» жил 10 дней, они меня и на вертолете катали, и на поезде, и в рудники сводили. По такому руднику чуть ли не в костюме можно ходить.

«Цель моего проекта вообще заключается в том, чтобы показать: промышленность в России есть» «Цель моего проекта вообще заключается в том, чтобы показать: промышленность в России есть» Фото: zavodfoto.livejournal.com

«ЗАКИДЫВАЮ ПИСЬМАМИ СРАЗУ ТЫСЯЧУ ЗАВОДОВ РАЗА ПО ЧЕТЫРЕ В ГОД...»

— Вы совмещаете блогерство с какой-то другой работой?

— Нет, сейчас это стало моим основным видом деятельности. Прежде я работал в инвестиционной компании, был директором пермского филиала, мы занимались скупкой акций. В кризис сначала филиал сократили, сейчас и компании нет, а тогда я случайно открыл ЖЖ, посмотрел, потом взял фотоаппарат и пошел снимать производства. Сначала из-за забора — подбегала охрана, пытались запрещать. Думал, начну писать какие-нибудь статьи, это будут иллюстрации. О коммерческой составляющей не думал. Да и сейчас — блогеры ведь зарабатывают в основном в Москве на политических контрактах, а в регионах ничего такого нет. Я зарабатываю меньше, чем прежде. У меня процентов 80 поездок — бесплатные, оплачивают только дорогу и гостиницу. Мне просто это нравится, наблюдать за нашей промышленностью, и, когда я стал ездить, появилась идея сломать образ разрухи, показать, что заводы на самом деле работают. Чем больше предприятия будут открываться для нас, тем быстрее мнение о российской промышленности изменится. На словах-то они все открытые, но реально очень тяжело попасть на производство. КАМАЗ в этом плане — молодцы, организовали очень плотную программу. Помню, два года назад я посетил за год 120 заводов, в прошлом — 70 с лишним. Дома не бываю хронически. В прошлом году поставил целью довести общее число заводов до 300, а в этом году цели нет, потому что 400 мне уже не сделать, а для 500 нужно где-то 2,5 года.

— Были у вас какие-то предпосылки для этого занятия вроде знакомств, каких-то уникальных возможностей?

— Ничего не было, никаких знакомств. Я просто сел на телефон и обзвонил все основные компании Пермского края — 80 предприятий согласно рейтингу. Я тогда высчитал, что 94 процента из них с блогосферой не работали. И сейчас в региональных пресс-службах очень низкий уровень работы с соцсетями — они просто не в курсе, что есть такой ресурс и с ним необходимо работать. Почему необходимо? Два года назад «Промобот» продал двух роботов благодаря моему посту, а сейчас «Форбс» включает их в рейтинг молодых бизнесов. А знакомства заводятся по мере работы, но в основном с пресс-службами, а этого мало. Когда-то в самом начале я пытался попасть на Мотовилихинские заводы, где делают пушки. Две недели мне делали пропуск — я же с улицы, не из СМИ. Фотоаппарат разрешили достать только в одном цеху с заготовками, но главное, что пустили — это роль личности. Я тогда случайно встретился с их пресс-секретарем в музее завода, объяснил ей важность рассказывать о себе, она вникла и организовала.

«Главный принцип — не навредить. Зачастую я даже сам прошу сразу указать, что нельзя снимать — лишь бы что-то российское не ушло на сторону» «Главный принцип — не навредить. Зачастую я даже сам прошу сразу указать, что нельзя снимать — лишь бы что-то российское не ушло на сторону» Фото: zavodfoto.livejournal.com

— Для того чтобы объездить 300 заводов, мне кажется, мало популярности и даже положительного настроя, все равно нужны какие-то каналы, нет? С профильными депутатскими комиссиями, с чиновниками от промышленности поддерживаете контакт?

— Нет у меня знакомых, честно. Если вкладываешься трудом, можно перевернуть горы. Я ведь для чего подхожу к каждому гендиректору, фотографируюсь с Песковым, с министрами? На одну ТЭЦ съездил — на другую написал письмо и поставил им в пример коллег. Вот так примерами и берешь. Чтобы куда-то попасть, у меня уходит от двух до семи месяцев. Я просто закидываю письмами сразу тысячу заводов раза по четыре в год. Выбирать помогают рейтинги — такие, как у вас. Между прочим, это редкий пример работы прессы. Точнее, федеральные-то издания делают свои рейтинги, а по регионам такого нет. Как узнать, куда проситься? Возьмем Удмуртию — ну знаем мы про «Ижсталь», «Удмуртнефть», «Калашников» — и все? А у вас благодаря рейтингам я и на жировой комбинат писал, и на молочный. Так ни до чего, правда, и не дошло, но некоторые компании отвечают на письма, а значит, уже можно работать дальше.

— Предпочитаете крупные компании?

— Мне без разницы, поеду ли я на огромный КАМАЗ или на маленькое производство. Вопрос в другом — трудно выехать в регион на одно предприятие, потому что оно должно дорогу оплатить, сопровождать поездку. Потому и проще работать с министерствами, чтобы они могли сразу собрать 5–6 предприятий, по всем провести за один раз. Кроме того, можно же и про город написать. Пресс-службы думают только о себе — а зачем это нам надо? А вы смотрите шире — у вас же и город есть. Меня поразило, что пресс-службы предприятий не знают даже своих коллег из соседних компаний, даже крупных. Все вроде открытые, а работа не выстроена. Говоришь им: давайте я к вам приеду, вы же можете договориться с другими пресс-службами своего региона, чтобы проще было принять меня. А они не могут, не знают друг друга, и это везде так. Удивительно. Если компания крупная, они рассуждают в том смысле, что их и так все знают. На самом же деле блогер работает и за себя, и за них, чтобы о них знали. А когда я начинал, никакой открытости и в помине не было — шел какой-то госзаказ сверху, и все писали по одним и тем же релизам. Во многих регионах и сейчас так, но, по крайней мере, в СМИ стали писать о заводах.

«Мне без разницы, поеду ли я на огромный КАМАЗ, или на маленькое производство» «Мне без разницы, поеду ли я на огромный КАМАЗ или на маленькое производство» Фото: zavodfoto.livejournal.com

«КОМПАНИИ РАБОТАЮТ ЧЕРЕЗ МОСКОВСКИЕ АГЕНТСТВА, И ПРИГЛАШЕНИЯ НА ТУРЫ РАСХОДЯТСЯ ПО ЗНАКОМСТВУ. А ТЫ — В ПЕРМИ...»

— Для регионального читателя блогосфера пока остается новой нишей на рынке труда. Оцените, пожалуйста, ее потенциал как профессии, с точки зрения содержания семьи в том числе.

— Знаете, я как блогер застал еще тот период, когда размещать рекламу в блоге было стыдно и ходило словосочетание «продажный блогер». Сейчас все помешаны на монетизации блогосферы, что, конечно, вредит качеству контента. Надо понимать, что профессиональная блогосфера — этот тот же длинный рабочий день, тяжелый труд. Все современные топовые блогеры — это уже целые команды. У некоторых большой штат, это уже целое новостное издание — команда пишет, ищет рекламодателей, продает. «Топы» — это либо огромные вложения, около миллиона ежемесячно, в раскрутку блога, в промоинструменты либо огромные вложения времени, как в любом бизнесе. С каждым годом пробиваться на этом рынке становится все сложнее и дороже. Кроме того, у девочек, например, всегда лайков больше — это даже по нашему блогу видно, когда вместо меня публикуют жена или дочь.

— Значит, баснословных барышей нет?

— Доходы крайне не стабильны. Вот вы, корреспонденты, не занимаетесь же рекламой сами, у вас есть отдел. А мы сами занимаемся и своим продвижением, и всем остальным. Немногие могут жить на это, нигде больше не работая. Все зависит в первую очередь от связей с агентствами и рекламодателями. Все деньги блогосферы в Москве, по своему Пермскому краю я вообще ничего не зарабатываю. В Москве блогеры уже в музеи-то бесплатно не ходят, а в регионах и ходили бы бесплатно куда угодно, так даже инфоповодов нет. Вопрос в том, что многие производственные компании работают через разные московские агентства, и приглашения на туры расходятся по знакомству. А ты — в Перми, и, когда тебя наконец приглашают, вместе с тобой на предприятии оказываются много случайных людей, которых просто тоже пригласили, и они поехали. Это по-человечески обидно: ты год пишешь, добиваешься, а когда добился, с тобой вместе идет толпа туристов. Просто агентство в чатик зов кидает: кто хочет завтра в пресс-тур? Кому не лень, тот идет.

«Мне просто это нравится, наблюдать за нашей промышленностью, и когда я стал ездить, появилась идея сломать образ разрухи, показать, что заводы на самом деле работают» «Мне просто это нравится — наблюдать за нашей промышленностью, и, когда я стал ездить, появилась идея сломать образ разрухи, показать, что заводы на самом деле работают» Фото: zavodfoto.livejournal.com

— В вашем ЖЖ очень мало текста, в основном фоторепортажи. Отчего так?

— Почему, я добавляю немного истории, а всякие технические процессы люди не читают. О том, кто что и куда поставляет, во что инвестирует — таких вопросов я не задаю. У разных каналов разные задачи. Для блогера важна картинка, для прессы — спикер. Компании, которые это понимают, делают разные программы. Невозможно сделать нормальный кадр и получить текст — ты и картинку не сделаешь, и спикера не услышишь. Для этого нужен второй человек, с микрофоном, который ходит за ведущим.

— У вас, наверное, сложились некие стандарты работы?

— По каждой отрасли свой знакомый маршрут. Если речь идет об энергетике, то это сразу машинный зал, пульт. Если гидроэлектростанция — сразу ищешь верхнюю точку для снимка. Я никогда не готовлюсь перед поездкой — такой поток предприятий, что бессмысленно что-то пытаться запомнить.

— На вас никогда не выходили с предложениями о промышленном шпионаже?

— Нет, такого не было. В любом случае я бы отказался. Главный принцип — не навредить. Зачастую я даже сам прошу сразу указать, что нельзя снимать, — лишь бы что-то российское не ушло на сторону.