В Татарстане полным ходом идет подготовка к съемкам многосерийного фильма по роману «Зулейха открывает глаза». Начиная с августа сибирские пейзажи и Каму в роли Ангары будут снимать в Лаишевском и, возможно, Чистопольском районах РТ. В планах — построить гигантские декорации спецпоселения Семрук. А пока исполнительный продюсер проекта Илья Папернов раскрыл «БИЗНЕС Online» все карты и впервые официально подтвердил, что главную роль может сыграть только Чулпан Хаматова и никто кроме.
«ДЛЯ НАС ГЛАВНЫЙ КАСТИНГОВЫЙ УСПЕХ — ЕСЛИ КАМА СПРАВИТСЯ С РОЛЬЮ АНГАРЫ»
80% будущего сериала по роману Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза» для канала «Россия-1» будет сниматься в Татарстане — об этом рассказали «БИЗНЕС Online» производители многосерийного фильма из кинокомпании «Русское».
В Лаишевском районе в местечке Старая Пристань будет построена гигантская декорация — сибирское спецпоселение Семрук, куда попадает главная героиня книги Яхиной. «Для нас главный кастинговый успех — если Кама справится с ролью Ангары, а она с ней должна справиться», — уверена руководитель дирекции казанского форума «Время кино» Альбина Нафигова, чья команда занята на проекте, отвечая, к примеру, за поиски локаций для съемок и отбор местных актеров. Съемки в Лаишево-Семруке планируется начать уже в августе, и они там будут проходить и летом, и осенью, и зимой. «Строительство такой гигантской декорации, как объект Семрук, — это уникальная история для кино. И это будет наше наследие. Его можно потом использовать и как арт-объект. А если поставить на поток сериалы и кино, то это будет готовая деревенская локация, которую можно активно использовать в съемках. И это будет декорация, которая построена профессиональными постановщиками», — рассказывает Нафигова газете «БИЗНЕС Online». Кроме Лаишевского района, поиски мест для съемок идут и на берегах Камы в Чистопольском районе. По словам нашей собеседницы, со стороны местных властей есть полное понимание и поддержка. В первую очередь это касается мэрии Казани, с которой плотно взаимодействуют создатели сериала: «Зулейха открывает не только глаза, но и двери». Также в фильме в качестве локаций будут задействованы КФУ и Казанский кремль.
В Лаишевском районе РТ будет построена гигантская декорация — сибирское спецпоселение Семрук
Режиссером сериала выступит Егор Анашкин. В сериальной фильмографии выпускника ВГИКа и ученика Вадима Абдрашитова — сериалы «Кровавая барыня», «Деньги» и т. д. Примерное время появления многосерийного фильма на телеэкранах — вторая половина 2019 года. Сейчас над сценарием «Зулейхи» ведет работу сразу несколько групп авторов, с творениями которых знакомится и Яхина. Она читала первую версию общего сценария, давала при общем одобрении и какие-то замечания по детальной структуре. Буквально в течение двух недель должна завершиться работа над режиссерской версией сценария, которая также будет представлена на ознакомление автору романа.
По словам Нафиговой, участие Татарстана в «Зулейхе» может помочь решить сразу несколько задач. Во-первых, это мощный административный опыт участия в больших проектах для республиканской глубинки, где существует «серьезный разрыв по сравнению с Казанью». Кроме того, это может помочь местной инфраструктуре, поскольку для успешного функционирования съемочных групп нужно сохранить береговую зону, уже проведена очистка территории от мусора, вся растительность бережно сохранена — ей предстоит сыграть серьезную роль, как и Каме. Во-вторых, для местных артистов это отличная возможность попробовать себя на съемочной площадке проекта со звездным кастингом. В-третьих, учитывая, что сериал увидит многомиллионная аудитория, это возможность республике громко заявить о себе как о территории с большим количеством разных локаций, где можно снимать красивое кино. «Отмечу профессиональную дотошность творческих поисков: режиссерская группа маниакально хочет использовать каждый аутентичный отрывок быта. И безусловно, прозорливость чиновников в готовности принять проект, осложненный воссозданием эпохи начала прошлого века, — серьезный тест и заявка на участие в объемном кинопроцессе», — резюмирует Нафигова.
Илья Папернов: «Здесь есть какая-то истина: просто мы рады друг другу, у тебя такие верования, у меня такие, но это не мешает нам сотрудничать и даже делать семьи, рожать детей. И это замечательно, мне кажется»
«ГЛАВНУЮ РОЛЬ БУДЕТ ИГРАТЬ ЧУЛПАН ХАМАТОВА — НИКОГО ДРУГОГО МЫ И НЕ ВИДЕЛИ»
На вопросы «БИЗНЕС Online» о будущем сериале ответил приезжавший в Казань исполнительный продюсер проекта Илья Папернов, в 2006 году получивший приз «ТЭФИ» в номинации «Продюсер» за сериал «Не родись красивой».
— Илья Борисович, пожалуй, главная интрига для неравнодушных жителей Татарстана: будет ли Чулпан Хаматова играть главную роль?
— Будет. Уже было несколько встреч, режиссер встречался с Чулпан, эти встречи содержательные. И мы очень рады, что она с нами. Главную роль будет играть Чулпан Хаматова — никого другого мы и не видели. Очевидное попадание. Так что, я думаю, здесь не будет интриги.
«Зулейха» — это не просто хорошая книжка, которая появилась на свет в таком-то году, это одна из книг вместе с «Обителью» Захара Прилепина, которые взглянули на эту нашу историю совсем под другим ракурсом»
— Не знаю, в курсе вы или нет, но здесь, в республике, кто-то может неоднозначно отнестись к такому кастингу. Хаматова не скрывает, что по личным причинам приняла в юности православие. Зулейха на протяжении романа расстается с традиционной консервативной татарской семьей и традициями. По-своему эти судьбы перекликаются — и кто-то в этом видит некие антитатарские мотивы.
— Во-первых, у нас Зулейха не принимает православия. И эта история точно не про измену вере или подобные обстоятельства. Про что книга? Про что будет кино? Это точно кино не про предательство. Наоборот, это кино про то, как все прошлое Зулейхи, которое было где-то болезненным, где-то непростым (она примиряется с ним), начинает помогать ей. Есть замечательная сцена в книге, где они обнимаются с Упырихой (свекровью — прим. ред.). Это нас грело очень, эта вся история.
Вообще, мне кажется, «Зулейха» — это не просто хорошая книжка, которая появилась на свет в таком-то году. Мне кажется, что появление данного романа — некоторый рубеж, это одна из книг вместе с «Обителью» Захара Прилепина, которые взглянули на эту нашу историю совсем под другим ракурсом. Потому что раньше это всегда было обсуждение, кто прав, кто виноват — белые или красные, большевики или кулаки, русские или татары, например. Какие-то противопоставления. А здесь история про другое. Да, была великая историческая катастрофа. Можно еще долго обсуждать, почему так сложилось, но она случилась! И можно отнестись к ней как к природному явлению, и в мифологическом сознании Зулейхи, в общем, так и происходит: это что-то среднее между дождем, штормом, бурей. Как люди живут в такой ситуации? Какие поступки они совершают? Как они к этому относятся, как переживают? Что главное в жизни любого человека позволяет прожить эту историю? И, мне кажется, такое широкое принятие романа говорит о том, что автор нашла какую-то не сиюминутную тему...
— Вы знакомы с той дискуссией, которая развернулась в Татарстане вокруг самой книги Яхиной?
— Я о ней слышал, поскольку мы занимались этой темой, но я все-таки специалист по кино, а не по исламу, могу представить только в общих чертах. Обсуждение книги в данном разрезе, на мой взгляд, поверхностная история, потому что Зулейха — это персонаж, за которым хочется следить, за которого хочется переживать. Это самое главное. Я уверен, что будут дискуссии. Но здесь можно громко сказать, что мы все-таки экранизируем любые великие книги. Надеюсь, что и фильм будет хороший. Исходя из того, какая книга, он не может вызывать однозначной реакции, ну и слава богу. Люди должны иметь разные мнения.
— Недавно завершился сериал «Золотая Орда», вокруг которого в Татарстане также развернулись дискуссии. Первый канал поругали, теперь очередь за «Россией-1»?
— Я не смотрел «Золотую Орду», поэтому мне очень сложно сказать. Я могу только представлять, почему такая дискуссия. Но это уже давно не секрет, что татаро-монгольское иго — скорее такой исторический феномен, он обозначает определенный период, а не какое-то реальное национальное движение. И все было не совсем так, немножко по-другому и прочее. Поэтому про достоинства и недостатки фильма ничего сказать не могу, а тему, которую он поднимает, понимаю. Мне кажется, гораздо хуже, когда фильм не вызывает никакой реакции, значит, он просто скучный, глупый. А если его начинают обсуждать... Ведь что очень важно? Ни роман, ни наш фильм не претендует ни на какую истину. Мы про эмоции. Мы про проблемы, про темы, про обстоятельства. Мы больше ставим вопросы, чем даем ответы, судим кого-то или раздаем оценки. Ведь существует искусство, а для всего остального существуют суды, заседания историков, академии наук.
Мало того, с кем бы я ни встречался, даже среди сотрудников, с которыми общаюсь, работаю: он татарин-мусульманин, у него жена русская-православная, они отмечают и те и другие праздники. И вот это какая-то наша черта и в России, и в Татарстане — соседское дружелюбие, взаимоуважение. И это, кстати, часть книги, когда люди объединяются, чтобы выжить, несмотря на все, что их могло разъединять. И здесь есть какая-то истина: просто мы рады друг другу, у тебя такие верования, у меня такие, но это не мешает нам сотрудничать и даже делать семьи, рожать детей. И это замечательно, мне кажется.
— Про сам роман «Зулейха» писали разное: кто-то относит его к условно высокой литературе, кто-то — к женским романам. Вы что думаете по этому поводу?
— Я отвечу вам: это мы узнаем лет через 150. С абсолютно убедительной достоверностью. Сказать про литературу, что она высокая, убедительно можно, только когда прошло несколько поколений, а книгу продолжают читать. Все другое — это досужие домыслы. В момент, когда книга выходит, когда жив автор, можно говорить только о той популярности, о том отклике, которое она находит в сердцах читателей. И здесь цифры говорят сами за себя, потому что женские романы такими тиражами не издаются.
— Почему решили в качестве одной из локаций съемок выбрать Лаишевский район Татарстана? Тяга к некоторой аутентичности или просто выгодно с экономической точки зрения?
— Вообще, сериал «Зулейха», сделанный не в Татарстане, — это было бы, на наш взгляд, странно. Может, вы когда-нибудь видели: был в свое время такой советский телеспектакль «Хоббит. Путешествие туда и обратно». Это очень смешно, он очень милый, это телеспектакль, снятый с картонным драконом. Вот есть такой «Хоббит», а есть «Хоббит», который мы видели, снятый Питером Джексоном. Мы какую «Зулейху» хотим? Картонных драконов или что-то серьезное? Конечно, нам очень хочется, чтобы фильм открывался титрами «при участии и содействии Татарстана, мэрии Казани». Это такой серьезный фильм, который даже мы сами со всеми усилиями канала поднять не смогли. Это сложная объемная история со всех точек зрения, которую очень хочется сделать точно и правильно..
На данный момент обсуждается, чтобы строить декорации в Лаишево более капитальным образом, чем просто декорации. И они останутся на некоторое время как некий туристический или арт-объект, музей
— Получается, в Татарстане будет снята не только татарская жизнь Зулейхи, а вообще весь фильм?
— Татарская жизнь Зулейхи будет сниматься не в Лаишево. Это сейчас обсуждается. В этом как раз есть проблема. В Татарстане так все хорошо с деревнями, что найти деревню, в которой можно сделать 1930-е годы, сейчас очень сложно (смеется). У вас все так... отремонтировано, покрашено, отделано... Это не самая простая ситуация. Мы не знаем на данный момент, где будем снимать начало картины — татарскую деревню. Мы занимаемся поисками. Что-то нашлось с ходу, нашлись какие-то мечети, которые можно будет снимать, там сейчас ведутся переговоры. Нашлись баржи, решился вопрос по поездам. А татарская деревня — это вопрос. Вот сейчас группа едет, смотрит.
— Что будет с декорациями в Лаишево по окончании съемок?
— Финальные решения по этому поводу еще не приняты, но такая опция есть. На данный момент обсуждается, чтобы строить эти декорации более капитальным образом, чем просто декорации. И они останутся на некоторое время как некий туристический или арт-объект, музей. Вполне возможно, это может стать таким интересным местом — точкой притяжения. Почему нет?
«На самом высоком уровне нам помогают. Мы пользуемся максимальным содействием на данный момент»
— Приходится ли при подготовке к съемкам взаимодействовать с местной татарстанской властью? Находите ли вы поддержку, моральную или материальную?
— Конечно, конечно. На самом высоком уровне нам помогают. Мы встречались с мэром Казани, мы уже в течение месяца на постоянном контакте с отделом управления культуры исполкома Казани. Мы пользуемся максимальным содействием на данный момент. Я надеюсь, что это продолжится.
— Вообще ходят слухи, что Татарстан финансово участвует в проекте «Зулейха»? Можете это подтвердить или опровергнуть?
— Обсуждается сейчас, как именно это будет происходить. Я не думаю, что это будет непосредственно денежно, скорее будет помощь в виде ресурсов — с устройством проживания актеров, разрешением на съемки. Вот такую роль.
— Кроме Чулпан Хаматовой, кто еще будет сниматься из звезд?
— Мы собираем ансамбль, у нас есть замечательные актеры, которые дали согласие, мы находимся в процессе обсуждения. Но, поскольку у нас есть Чулпан, у нас есть определенный график производства, мы сейчас совмещаем графики и, главное, совмещаем ансамбль, потому что очень часто бывает, что есть замечательный актер, но в кино очень важен ансамбль. Но я думаю, что в ближайшие пару недель эта интрига перестанет быть интригой. Пока могу сказать, что будет Юлия Пересильд (сыграла главную роль в сериале «Золотая Орда» — прим. ред.) играть. Она будет играть Настасью из романа. Роль Настасьи отличается от романа, она расширена. А больше не скажу пока, боюсь спугнуть.
— Актеров с татарскими корнями планируете пригласить в проект?
— Обязательно! У нас сейчас приедет в Казань группа, пройдет с широким кастингом по всем театрам, будет большое количество казанских актеров.
— Многие считают, что сыграть Упыриху лучше Розы Хайруллиной вряд ли кто сможет...
— Не могу сейчас ответить на этот вопрос.
— Какое кино делаете вы — условно интеллектуальное или мелодраму для максимально широкого круга зрителей, учитывая жесткость материала?
— Мы делаем кино, интересное для зрителей. Я не знаю, что такое интеллектуальное кино. Мы стараемся, чтобы самый широкий зритель хотел посмотреть этот фильм, чтобы ему было интересно, увлекательно. Ну а дальше мы будем заготавливать всякие сюрпризы в картине.
Дебютный роман Гузель Яхиной стал одной из главных книг 2015 года и принес ее автору премии «Большая книга» и «Ясная поляна»
«Я НЕ СОГЛАСИЛАСЬ, ПОТОМУ ЧТО ОЧЕНЬ ТЯЖЕЛО СВОЮ СОБСТВЕННУЮ ИСТОРИЮ РАСЧЛЕНИТЬ НА ЧАСТИ»
Напомним, что дебютный роман уроженки Казани, выпускницы факультета иностранных языков Казанского пединститута Яхиной, с 1999 года живущей в Москве, стал в России одной из главных книг 2015 года и принес ее автору премии «Большая книга» и «Ясная поляна». При этом в Татарстане история крестьянки Зулейхи, в 1930-е отправившейся из глухой татарской деревни в Сибирь, вызвала неоднозначную реакцию. Целый ряд в том числе и довольно известных местных литераторов обвиняли Яхину то в предательстве татарского народа, то в плагиате, то в прочих грехах, что, впрочем, не помешало уже в мае 2016 года презентовать татарский перевод романа «Зулейха открывает глаза» (автор перевода — Флера Тарханова).
Примерно в это же время стала известно, что права на экранизацию романа выкупил канал «Россия». Причем Яхина на одной из встреч с читателями в Казани призналась, что отказалась писать сценарий для многосерийного фильма по своему произведению: «Мне предлагали написать сценарий, собственно, с этого все и началось (изначально „Зулейха“ была сценарием, написанным Яхиной в рамках учебы в Московской школе кино, — прим. ред.). Предложили самой взять в руки роман и написать сценарий. Но я не согласилась, потому что очень тяжело свою собственную историю расчленить на части, рубить мелко и разложить на формочки, все это запечь».
Также два года назад стало известно, что сама писательница видит в качестве исполнительницы главной роли в картине Хаматову, причем Яхина сказала, что думала об этой актрисе, еще когда роман не был написан: «И был такой момент, когда сценарий уже был готов, а роман еще только начинал писаться... И я составила, как это полагается, синопсис, включила туда, конечно, дрим-каст. И в этом дрим-касте была фотография Чулпан, потому что другой кандидатуры просто не могло возникнуть, мне кажется. Это было совершенно естественно». Сказано это было в Петербурге на проекте «Открытая библиотека», где Яхина с Хаматовой и обсуждали нашумевшую книгу. Причем народная артистка России поблагодарила литератора за то, что та вернула ей интерес к национальной культуре. А еще звезда театра и кино на той встрече бросила фразу, которую ей до сих пор не могут простить некоторые татарские деятели. Вспоминая школьные годы и плохие методики изучения родного языка, Хаматова сказала, что ее учительница по татарскому языку «была очень похожа на Гитлера, такая была жесткая».
С другой стороны, актриса всегда с большой любовью отзывается о своей малой родине, а в прошлом году приняла из рук мэра Казани знак почетного гражданина. «Сейчас здесь я поняла, что родина, которую я ощущаю, — это, конечно же, моя Казань, — сказала Хаматова на церемонии. — Это город, где живут мои родители, мои прекрасные учителя. Все, что я есть на сегодня — и как актриса, и как соучредитель фонда „Подари жизнь“, — это то, чем я была напитана здесь в самые важные, становленческие, годы моей жизни. Огромное спасибо за такую честь, мне это невероятно важно, хотя я скептически отношусь к наградам, но эта награда для меня очень ценна».
Кстати, на той же церемонии Метшин вручил знак отличия «За труд и доблесть на благо Казани» отцу Яхиной — главному конструктору по СВЧ-технике АО «НПО „Радиоэлектроника им. Шимко“» Шамилю Яхину — и вспомнил об экранизации книги. «Буквально сегодня с утра обсуждали с Чулпан за чаем судьбу романа. Сейчас готовится сериал, мы верим и надеемся, что именно Чулпан сыграет главную роль», — заявил мэр.
«ВОПРОС ИМЕННО К ЭТОМУ — КАКОЙ ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ МЕССЕДЖ БУДЕТ ЗАШИТ В ДАННЫЙ СЕРИАЛ»
Эксперты «БИЗНЕС Online» оценили идею проведения съемок в Татарстане сериала «Зулейха открывает глаза».
Алексей Барыкин — режиссер и продюсер:
— Саму книгу я не читал. Я, конечно, много слышал, знаю, что было неоднозначное отношение к этой книге, но сам ничего сказать не могу. С кинематографической точки зрения, если съемки пройдут в РТ, останется ли какая-то инфраструктура? Это надо как-то умно сделать. До сих пор пока ни разу, когда московская команда сюда приезжала, никакой ни инфраструктуры, ни кадров за ними не оставалось. Мы это уже все проходили на «Сокровищах озера Кабан». Может, в данном случае получится по-другому, но этого надо добиваться. Например, если они входят в Татарстан, нужно сделать так, чтобы было какое-то сотрудничество, договор о том, что они привлекают наши кадры, что от них что-то останется.
Первый канал страны сегодня — это «Россия», они обходят Первый и по бюджетам, и по рейтингам, денег у них полно! Им просто никто не нужен, то есть они приезжают со своими людьми, со своей техникой, наших наймут, как всегда, водителями, на массовку, обычно уезжают и ничего не оставляют. Может быть, в этот раз будет по-другому, но по прошлому опыту было так. Если у нас есть какой-то механизм повлиять на то, как они будут снимать, то хорошо было бы договориться, чтобы они обучали наших людей, чтобы какое-то оборудование здесь было. Возможно, партнером могла бы стать кафедра киноискусства КазГИК как главный центр подготовки кинокадров в республике. Трудно сказать.
Руслан Айсин — политолог:
— Я вполне положительно отношусь к тому, что сериал могут снимать в Татарстане и что главную роль исполнит Чулпан Хаматова, ее художественные и актерские способности вне сомнения. И я уверен, что Татарстан может создать необходимую инфраструктуру для съемок этого сериала. Иной вопрос, что я достаточно скептически отношусь к идеологическому наполнению данного произведения, хотя не оспариваю его художественного эстетского начала. Но, на мой взгляд, канал «Россия», который является государственным, может проработать сценарий таким образом, что татары будут выглядеть несколько в неприглядном свете. В этом смысле надо понять, какой будет посыл, потому что часто бывает, что произведение и его кинохудожественное воплощение разнятся. Потому вопрос именно к этому — какой идеологический месседж будет зашит в данный сериал.
Нияз Игламов — театральный критик:
— Я отношусь к этому нейтрально, меня роман вообще никак не тронул. У меня нет к нему ни негатива, ни позитива. Сегодня довольно много хорошей русскоязычной прозы, «Зулейха» в этом ряду не кажется мне выдающимся произведением. Такая крепкая, нормальная книга. Меня и мою национальную идентичность она не трогает. Я сам по себе, она сама по себе. Будут фильм снимать? Пожалуйста! Я думаю, что это будет все равно меньше позора, чем за фильм «Сокровища озера Кабан». А так, честно говоря, фиолетово. А то, что после съемок здесь останется большая инфраструктура, — все это вранье. Москвичи снимут, все увезут. Всегда дешевле снимать в регионах, чем в самой Москве в павильонах. Поэтому снимается на натуре, тем более будет много натурных съемок. Какая разница, Чулпан Хаматова или не Чулпан Хаматова? Дело в том, что жизнь коротка и быстротечна. Я, скорее всего, просто не посмотрю этот сериал. Просто у меня не хватит времени на 8 серий. Я лучше дождусь последнего сезона «Игры престолов» или «Викингов».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 418
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.