«Стрессы перед каждым экзаменом — закономерность для нашей системы образования», — уверен психолог, автор 30 книг и пособий по развитию интеллекта детей (17 из которых — бестселлеры), разработчик более 43 методик эффективного обучения Шамиль Ахмадуллин. В интервью нашему изданию он рассказал, какие есть наиболее эффективные методики овладения новыми знаниями, а также пояснил, почему стремление решить как можно больше задачек в канун экзамена — тупиковый путь.
Шамиль Ахмадуллин — основатель школы скорочтения, автор книг-бестселлеров по эффективному обучению
ПОЧЕМУ ЗНАНИЯ «ПРОПАДАЮТ»?
— Шамиль Тагирович, что не так в знаниях современных школьников?
— Для того чтобы понять, что не так, спросите своего ребенка рассказать про какой-нибудь предмет, что он узнал за учебный год, например, по биологии. Не нужно просить вспоминать термины, определения или законы — просто общую информацию. И если вы получите пятиминутный целостный рассказ, из которого для себя поймете хотя бы какие основные темы ребенок проходил и о чем примерно был предмет, то я вас поздравляю: вы воспитываете гения. В большинстве случаев ответа либо не будет, либо будет набор несвязных фактов. Как правило, ребенок рассказывает последние темы, которые проходил. Появляется закономерный вопрос: как мы хотим, чтобы ребенок успешно сдал ЕГЭ через несколько лет, если к концу учебного года ребенок уже ничего не помнит?
«Появляется закономерный вопрос: как мы хотим, чтобы ребенок успешно сдал ЕГЭ через несколько лет, если к концу учебного года ребенок уже ничего не помнит?»
— Почему так происходит и как должно быть в идеальном варианте?
— В идеальном случае у ребенка должно быть сформировано общее понимание предмета. Я физик по первому образованию, поэтому расскажу на примере школьной физики.
У меня есть примерно вот такое представление о школьном курсе физики, хотя проходил я ее много лет назад: у меня в голове физика состоит из 5 основных разделов: механика, молекулярная физика и термодинамика, электричество и магнетизм, оптика. В последнем разделе Основы СТО (специальная теория относительности) и физика атома. Заранее прошу прощения за неточности, но в целом примерно так.
Теперь разложим механику: она состоит из кинематики, динамики, статики, законов сохранения, колебаний и волн. Если разбирать уже кинематику — это раздел про движение. Виды движения, которые проходят в школе: равномерное прямолинейное, равноускоренное и движение по окружности.
На следующем уровне у нас уже пойдут формулы, сейчас не будем ими заниматься. И так, в принципе, я могу разложить весь предмет до уровня формул.
Визуально, то, что я сказал, будет выглядеть примерно так:
Такое представление информации называется «интеллект-карта». В итоге я могу минут за 20 рассказать вам о школьном курсе физики так, чтобы у вас сложилось общее понимание того, о чем этот предмет и из чего он состоит. Заметьте, я даже формул не назвал. Все, что я сейчас говорю, звучит очень просто и понятно, такую схему легко запомнить, не так ли? Вот примерно также должно быть и в голове у ребенка по каждому предмету. Структурирование информации таким методом я называю «база».
«ПОПРОБОВАТЬ РЕШИТЬ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ ЗАДАНИЙ — ТУПИКОВЫЙ ПУТЬ!»
— Почему же практически никто из современных детей не умеет такого делать? В чем причина? В системе образования?
— В российской системе образований принят линейный подход прохождения материала. То есть учитель на уроке последовательно и очень подробно разбирает параграф за параграфом, при этом не давая общего целостного представления о предмете. Если даже ребенок исправно делает домашние задания, понимает и запоминает отдельно взятый параграф, это не значит, что он понимает весь материал в целом. Скорее всего, данный параграф он забудет буквально через пару недель. Наш мозг легко запоминает связи и очень тяжело — отдельную несвязную информацию.
Поэтому и стрессы перед экзаменом. Если рассматривать ту же физику как набор отдельно взятых параграфов и маленьких тем, которых несколько сотен, то это выглядит как ужасающий объем, который невозможно освоить. Естественно, у любого ребенка опустятся руки, чтобы все это изучить и запомнить перед экзаменом. И даже сотни часов с репетиторами не всегда приводят к нужным результатам.
«У любого ребенка опустятся руки, чтобы все изучить и запомнить перед экзаменом. И даже сотни часов с репетиторами не всегда приводят к нужным результатам»
— Вы затронули интересную тематику подготовки к экзаменам. Как подготовить ребенка к экзамену максимально эффективно?
— Есть стандартная ошибка, которую совершают почти все при подготовке к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ, пытаясь решить как можно больше заданий. Это тупиковый путь. поскольку заданий настолько много, что решить их все даже теоретически невозможно, тем более что составители придумывают каждый год новые.
Расскажу, как готовилась к ОГЭ по биологии одна из наших учениц, которая участвовала в тестировании нашего курса «Скорочтение 2.0». В итоге она сдала ОГЭ на максимальный бал. Сначала мы создали у нее в голове «базу», общую структуру знаний, далее проработали все определения и классификации.
К самому ОГЭ она начала готовиться только за несколько недель: брала большой сборник с заданиями и быстро просматривала его, ставила галочки напротив всех заданий, которые могла решить с ходу, а таких заданий было около 95 процентов. На такой просмотр огромного задачника у нее уходило часа три-четыре. Далее она разбирала те задания, которые не знает, как выполнить, а методы их решения легко встраивались в ее структуру знаний и без труда запоминались.
«СЛОЖНО НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ДЕЛАТЬ ТО, ЧТО ЕМУ НЕ НРАВИТСЯ»
— Сегодня многие родители не знают, как лучше замотивировать ребенка на обучение. Есть ли какие-то рекомендации?
— Тут я склоняюсь к тому, что сложно научить ребенка делать то, что ему не нравится. А не нравится ему учиться, потому что у него это плохо получается. Когда ребенок чувствует себя на уроке, мягко говоря, «глупым», то желания ходить на такие вот занятия особого нет.
Другое дело, когда у ребенка в голове есть понимание структуры предмета и все, что говорит учитель, легко встраивается в систему его знаний. Причем эту информацию ребенок осмысляет, проводит через призму собственного восприятия предмета, сравнивает с тем, что уже знает, и только потом встраивает в общую структуру своих знаний.
Такому ребенку учеба в удовольствие, ведь он себя чувствует «умным», разбирающимся в предмете.
«Другое дело, когда у ребенка в голове есть понимание структуры предмета и все, что говорит учитель, легко встраивается в систему его знаний»
— Как помочь ребенку обрести этот полезный навык?
— Разработкой и тестированием методики, позволяющей ребенку научиться самостоятельно строить у себя в голове такую структуру, я занимался последние полгода.
Принцип достаточно простой: в России сейчас достаточно хорошие школьные учебники, которых более чем достаточно, чтобы ребенок выстроил у себя в голове подробную структуру предмета, понял и запомнил ее. Именно с учебниками мы и учим ребенка работать, то есть знаем и умеем обучать ребенка навыку самостоятельного разбора любого учебника до уровня глубокого и целостного понимания.
Тренинг я назвал «Скорочтение 2.0». Фактически мы помогаем обрести ребенку способность проработки любого учебника. То есть если взять двух детей, один из которых будет обучен по нашей методике, а другой — хорошист из школы и дать им один незнакомый учебник, то через пару часов получим следующий результат: не обученный данной методике ребенок, скорее всего, даже не успеет до конца прочитать пособие и вряд ли сможет более или менее подробно пересказать информацию.
Наш же ученик достаточно подробно расскажет основные темы и даже даст базовые определения. А теперь представьте: как он будет воспринимать информацию на уроке, если уже сейчас неплохо знает структуру предмета? Правильно, новая информация будет легко связываться с тем, что он уже знает, и в голове у ребенка сформируется целостная картина. И я уже не говорю о том, какие преимущества даст этот навык в вузе и дальнейшей карьере.
Тренинг «Скорочтение 2.0» фактически помогает обрести ребенку способность проработки любого учебника
— Как попасть к вам на обучение?
— Тренинг «Скорочтение 2.0» стартует с 4 июня. Обучение будет в игровой форме, занятия проходят в мини-группах. Для развития навыка быстрого усвоения информации достаточно 10 занятий. По возрасту группы делятся на 7–8, 9–11 и 12 и старше лет. Методики достаточно принципиально отличаются. Младших ребят мы учим на простых сказках, чуть позже переходим к учебникам. Средняя и старшая группа уже учатся прорабатывать учебники. К концу тренинга ребенок тренируется создавать и вытаскивать «базу» из любого учебника.
Кстати, именно лето — отличное время для развития этого навыка: уроков нет, ребенок расслаблен, и у него будет возможность проработать все учебники на следующий год.
Представьте, насколько ему будет легко ходить на занятия в школу, когда многое из того, что говорит учитель, он уже изучил, а новую информацию без труда будет фиксировать по отработанной структуре.
К слову, на тренинг мы берем только после прохождения собеседования и только тех, кто действительно хочет заниматься. При этом, как и всегда, даем гарантию результата и возвращаем деньги в случае его отсутствия.
Записаться на тренинг можно по телефону 239 22 07, либо оставив заявку.
На правах рекламы
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 24
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.