«В психологическом плане всегда тяжело быть первыми: с одной стороны, это почетно и привлекает внимание, а с другой — очень сложно, потому что люди всегда скептически настроены к новому», — рассказывает директор «Академии хоккея Ак Барс» Евгений Рычков. В интервью «БИЗНЕС Online» он подвел итоги работы Академии хоккея в первый год, рассказал, что было самым сложным, и объяснил, почему диалог — главное в образовательном процессе.
Евгений Рычков: «Нельзя быть удовлетворенным на 100 процентов. Объективно, есть успехи, которых Академия достигла за прошедший год, но есть и вопросы»
«ДО 12 ЛЕТ НИКОГО ОТЧИСЛЯТЬ ИЗ АКАДЕМИИ НЕ БУДЕМ»
– Евгений Юрьевич, «Академия хоккея Ак Барс» существует чуть больше года. Какую оценку можете поставить себе за это время?
– Академии хоккея за период времени с момента создания удалось решить большое количество задач в части работы по подготовке хоккеистов, повышению квалификации тренерского состава, проведению работы с родителями. Коллектив Академии работал в напряженном режиме и в основном сумел достичь поставленных целей, за что, безусловно, я бы хотел поблагодарить всех сотрудников. При этом нельзя быть удовлетворенным на 100 процентов. Объективно, есть успехи, которых Академия достигла за прошедший год, но есть и вопросы, в которых нам необходимо разбираться и развиваться дальше.
– Что удалось сделать в первую очередь?
– Очень важным мероприятием я считаю проведенную оценку тренеров ДЮСШ, которая прошла весной прошлого года. Это позволило оценить уровень наших тренеров и сформировать программу их дальнейшего развития.
– Были те, кто не прошел аттестацию?
– Таких не было. Средний уровень профессиональных знаний тренерско-преподавательского состава ведущих ДЮСШ республики достаточно высок. Нам было важно понять уровень подготовки тренеров, оценить их по ряду ключевых параметров, в том числе знанию детской педагогики и психологии.
– Какой уровень подготовки вы увидели?
– Я бы разделил этот вопрос на две части: первая – подготовленность детских тренеров как хоккейных специалистов, вторая – оценка их компетенций как детских педагогов.
Что касается первой части, я считаю, уровень тренеров высокий – в республике всегда уделялось большое внимание их развитию. По инициативе ФХРТ тренеры регулярно проходили подготовку и обучение. А по поводу педагогического аспекта – здесь нам необходимо усилить работу. Мы хотим, чтобы наши тренеры были для мальчишек наставниками, учителями и хорошим жизненным примером. Для этого необходимо знать специфику детской психологии, педагогику, быть для ребят помощниками, а в глазах родителей – лидерами.
– За счет чего можно поднять этот уровень?
– За счет организации системной работы на постоянной основе с проведением различных семинаров, тренингов и практических занятий. Нашими сотрудниками совместно с экспертными организациями была разработана специальная программа для тренеров, которая включает в себя занятия по развитию коммуникативных навыков, лидерских способностей, по поведению в критических ситуациях, спровоцированных конфликтами или получением травм различной степени тяжести. За прошедший сезон мы провели целый ряд мероприятий в Казани и Альметьевске. Я считаю, это большая практическая польза в работе тренеров.
– Раньше этому не обучали?
– С определенной частью программы тренеры старшего поколения могли быть знакомы, но основной объем программы как с точки зрения содержания, так и с точки зрения формата донесения информации – это абсолютно новый для профессии детского тренера в России материал.
– По результатам оценки вы ввели несколько категорий для тренеров, от которых зависит зарплата. Там большая «вилка»?
– Мы разработали систему категоризации тренеров и разбили их на четыре категории. Высшая категория пока никому не была присвоена. Требования к ней очень высокие и включают в себя функции наставника для других тренеров. Таким образом мы планируем реализовывать программу менторства в ДЮСШ Академии. Что касается зарплаты, то могу сказать, что сейчас многие тренеры хотели бы попасть в ДЮСШ Академии и работать здесь. Уровень зарплаты у нас в два-четыре раза выше зарплат тренеров муниципальных ДЮСШ.
«Мы довольны результатами прошлого года: примерно из 500 детей, пришедших на отбор, нам удалось оставить 107 мальчишек в ДЮСШ «Ак Барс» и 60 детей – в ДЮСШ «Динамо»
«НАМ НУЖНО ЕЩЕ БОЛЬШЕ ЛЬДА»
– В прошлом году Академия провела первый полноценный набор детей. Довольны ли вы тем, как все прошло?
– Мы довольны результатами: примерно из 500 детей, пришедших на отбор, нам удалось оставить 107 мальчишек в ДЮСШ «Ак Барс» и 60 детей – в ДЮСШ «Динамо». На сегодняшний день мы уже видим результаты этого отбора: тренеры, работающие с этим возрастом, довольны уровнем развития маленьких хоккеистов. Этот факт подтверждает правильность примененной при организации отбора методики.
– 100 человек – это на одного тренера?
– Нет, конечно. Мы разбили их на группы: сейчас работают три команды примерно по 30 человек. У них в неделю два-три занятия на льду и еще два – на земле.
– Вы сказали, что отобрали порядка 170 человек. Как потом будет проходить отсев этих ребят?
– До 12 лет они все будут заниматься хоккеем, если, конечно, у них самих желание сохранится. Сами отчислять мы никого до этого возраста не планируем. А что касается, как вы сказали, отсева, мы будем формировать костяк команды для дальнейшего профессионального развития в 12–13-летнем возрасте, после проведения углубленного медицинского осмотра, комплексного тестирования, включающего генетический тест, основываясь на результатах контрольно-переводных нормативов и мнении тренерского штаба. На этом возрастном рубеже мы фактически переходим на этап профессионального развития и подготовки игроков для профессиональных клубов.
Обсуждая наш подход к организации отбора и развития игроков, нужно сказать о серьезном риске нехватки льда в республике: через два-три года, с набором в группы по 100 человек, нам будет катастрофически не хватать хоккейных площадок. Если мы хотим продолжать развиваться в нашей идеологии и не отчислять детей до 12 лет, нам нужно больше льда.
– Много ли детей за последний год уехали из Академии в другие школы? Например, в Москву или Санкт-Петербург?
– Были родители, которые вернулись в свои регионы – Тольятти или Пензу – после того как Академия заявила, что приоритет будет отдаваться собственным воспитанникам и будет введен лимит на иногородних хоккеистов. А что касается татарстанских ребят, то никто не уехал, хотя были попытки переманить их в другие регионы. Это показатель того, что к Академии появляется доверие. Это для нас очень важно.
Виктор Горский (в центре) и Сергей Швед (справа)
«РАНЬШЕ У ТРЕНЕРОВ БЫЛИ ПОУРОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, НО НЕ С ТАКОЙ ДЕТАЛИЗАЦИЕЙ»
– Академия хоккея разработала тренерские методички для детей 5–6 лет. Как проходит внедрение этих материалов?
– Еще осенью мы передали в ДЮСШ методические материалы и практические пособия для тренеров по работе с детьми 5–6 лет. Для успешного внедрения была разработана система мониторинга качества внедрения и привлечены для работы специальные сотрудники. Практически готовы материалы по работе с детьми 7–12 лет. В августе этого года планируем передать новые материалы в ДЮСШ Академии. Формат разработки и утверждения материалов остался прежним: после разработки материалы передаются на рассмотрение и утверждение экспертного совета, на все материалы мы получаем рецензии научного и профессионального сообщества. Наши материалы также получили одобрение ФГБУ ФНЦ ВНИИФК.
– А кто авторы этих методичек?
– Сотрудники научно-методического центра Академии и в первую очередь руководитель центра Сергей Швед. К работе над их разработкой также привлекались лучшие детские тренеры республики и специалисты, работающие за границей. Большой вклад в работу над материалами вносит Игорь Захаркин, мы много с ним советовались.
– Насколько большой опыт работы с детьми у Захаркина? Он ведь в основном занимался взрослыми командами.
– У Игоря Владимировича уникальный бэкграунд: он в свое время был руководителем комплексной научной группы при сборной СССР, много внимания уделял молодежному и юношескому хоккею, работал в Швеции. Его уникальный практический опыт по развитию и доводке молодых игроков до уровня профессиональных команд помогает в понимании механизмов эффективного развития и качественной подготовки резерва. К тому же у него очень широкий круг контактов: если он в чем-то сомневается, то всегда может уточнить тот или иной вопрос у ведущих мировых специалистов.
– Не кажется, что это было очень давно?
– Хоккей меняется, да, но физиология – нет. К тому же Игорь Захаркин – это тип современного тренера, который открыт для всего нового. Его богатый опыт постоянно пополняется новыми знаниями за счет восприимчивости к изменениям и поиском лучших решений.
– Кто входит в экспертный совет?
– Ведущие тренеры наших трех ДЮСШ и привлеченные специалисты. На экспертном совете обсуждаются все замечания, идет открытый диалог. Материалы корректируются и после общего одобрения они передаются в печать.
– Какую реакцию вы получили от тренеров на методические материалы?
– Безусловно нам была интересна их реакция. По прошествии определенного времени тренеры говорят, что методика систематизировала и облегчила их работу. Новая методика приносит результат.
– До этого у них ничего не было?
– Возможно, что-то и было, хороший тренер всегда составлял план тренировочного занятия или подготовки, но точно не с такой детализацией, которую мы предложили. Детально, до мелочей прописан тренировочный процесс на каждое занятие с учетом коротких перерывов на питьевые паузы. Соблюдение питьевого режима – очень важный вопрос, которому раньше не уделяли должного внимания, а даже, наоборот, иногда запрещали.
– Почему?
– Якобы нужно терпеть. Никакой мотивации в этом не было.
– А почему важно соблюдать питьевой режим?
– При высоких физических нагрузках происходит потеря жидкости, как следствие происходит снижение функциональных возможностей организма, уменьшается способность к восстановлению, поэтому спортсмену необходимо поддерживать водный баланс в организме. Это, в общем-то, уже давно доказано и секретом не является.
– Как происходит контроль за исполнением методических материалов?
– После того как материалы передали в ДЮСШ, была разработана специальная система мониторинга, организована группа специалистов по внедрению. Они следят за правильностью проведения тренировочного процесса, сверяют его с поурочными планами и заполняют чек-лист по результатам каждого просмотренного занятия. Далее информация аккумулируется, и мы проводим анализ эффективности внедрения.
– Какие еще методы контроля у вас существуют?
– Контроль – это важный процесс, влияющий на результат решаемой задачи, но самое главное – выстроить с тренером доверительный контакт и хорошие профессиональные отношения. В этом вопросе нам очень сильно помогают известные и авторитетные в тренерской среде специалисты – это Всеволод Елфимов и Михаил Литвинов, сейчас они курируют деятельность тренеров в ДЮСШ «Ак Барс» и «Динамо».
Это крайне важно, что люди с таким опытом работы и авторитетом, приняв идеологию Академии, находятся в постоянном контакте и с нами, и с тренерами ДЮСШ.
– Есть ведь, наверное, еще и тесты как форма проверки работы тренеров?
– Вы имеете в виду прием технико-контрольных показателей? Они разработаны и практически проведены, осталось принять ТКП в командах старших возрастов ДЮСШ «Нефтяник». Причем в зависимости от возраста меняется принцип оценки качества подготовки и уровня развития игроков.
«Родители очень живо и заинтересованно отреагировали на появление Академии»
«НИКТО НЕ ВЫСТРАИВАЛ С РОДИТЕЛЯМИ ОТКРЫТЫЙ И СИСТЕМНЫЙ ДИАЛОГ»
– Что было самым сложным в работе Академии за прошедший год?
– В психологическом плане всегда тяжело быть первыми: с одной стороны, это почетно и привлекает внимание, а с другой – очень сложно, потому что люди всегда скептически относятся к чему-то новому, к переменам. В первую очередь нужно было донести идею, с которой мы пришли, это отнимало силы и время. Помимо того огромного объема работы, который стоял перед нами, нам нужно было еще перебороть скептические настроения по отношению к нам.
– Откуда шло наибольшее сопротивление? От тренеров или, может быть, родителей?
– Больше всего сложностей было с людьми из профессиональной среды, которым приходилось выходить из зоны комфорта. Это не только тренеры, но и околохоккейные люди.
– С родителями сразу удалось найти общий язык?
– Родители очень живо и заинтересованно отреагировали на появление Академии. Казалось, они чувствовали дефицит общения – никто с ними не выстраивал открытый и системный диалог. И уж тем более никто не занимался повышением уровня их знаний в области воспитания юных хоккеистов. Это проблема не только татарстанского хоккея, но и всего российского. На мой взгляд, у нас не развита правильная коммуникация между тренером и родителями, а зачастую встречаются явные перекосы.
– Возможно, сказывается отношение родителей к ребенку, которые отдают его на хоккей и видят в нем потенциальную звезду?
– Это и является основной ошибкой родителей. С таким подходом родители таскают своего ребенка с раннего возраста по всем подкаткам и дополнительным занятиям, результатом чего впоследствии являются проблемы со здоровьем их детей или наступающий в среднем возрасте эффект выгорания. Ранняя специализация не дает гармоничного развития. Одна из ключевых социальных задач Академии – воспитание гармонично развитой личности хоккеиста.
– А какие задачи стоят перед вами? Сколько детей из набора должны стать профессиональными хоккеистами?
– Перед нами поставлены амбициозные задачи в части подготовки воспитанников. Команды МХЛ и ВХЛ должны в ближайшем будущем практически полностью комплектоваться хорошо подготовленными татарстанскими воспитанниками. Также количество собственных воспитанников должно вырасти и в команде «Ак Барс».
– Не сталкивались с родителями, которые считали себя самыми умными?
– Нет, таких родителей не было. Более того, после каждого мероприятия, которое мы проводим для родителей, у них возникает потребность продолжения общения по интересующим их темам, усиливается доверие к Академии.
– В марте Академия запустила проект «Звездочка». Расскажите подробнее о нем.
– На мой взгляд, это очень правильный проект, идея которого связана с предоставлением ребятам, проживающим в различных населенных пунктах республики, возможности принять участие в отборе в ДЮСШ «Ак Барс» и «Нефтяник», направив нам короткое видео и небольшой пакет документов для участия в проекте. Проект разделен на два этапа: заочный и очный этапы. Главный приз – два места в одной школе и два – в другой, потенциально четыре юных хоккеиста в возрасте от 12 до 17 лет могут попасть в лучшие профессиональные школы республики. Ребята попадут на полное обеспечение, будут проживать в интернате и тренироваться с командой своего возраста.
– Для деревенских ребят не трудно снимать видео, что-то там монтировать?
– По количеству заявок, поступивших на заочный этап, могу сказать, что не трудно. Неужели ни у кого не найдется телефона, чтобы снять видео?
– У людей в республике до сих пор скептическое отношение к школе «Ак Барс». Говорят, туда берут только блатных.
– Я об этом слышал, но сам никогда не сталкивался. Чтобы не возникало подобных разговоров, работа школы должна быть прозрачной и строиться исключительно на спортивном принципе, без вмешательства родителей в сферу компетенций тренера.
– Помимо проекта «Звездочка», вы планируете проводить селекцию в районах?
– Селекционной работой призван заниматься отдел скаутинга ХК «Ак Барс». В нем собраны хорошие специалисты, с которыми мы находимся в постоянном контакте. Мы считаем, что все муниципальные ДЮСШ должны работать на республиканскую вертикаль хоккея. Другой вопрос в том, что их работа по подготовке хоккеистов должна быть оценена и оплачена в соответствии с Положением о переходах. В таком случае школы будут заинтересованы в плодотворной работе с нами.
«Большой вклад в работу над материалами вносит Игорь Захаркин, мы много с ним советовались»
«ЗАХАРКИНУ НРАВИТСЯ РАБОТА, КОТОРОЙ ОН ЗАНИМАЕТСЯ»
– На ваш взгляд, как довести 14-летнего игрока до профессионального клуба?
– Это очень непростой вопрос, даже если рассматривать идеальные условия. Все ведущие школы страны по большому счету занимаются решением этой задачи. На мой взгляд, двигаться нужно в сторону индивидуализации тренировочного процесса, развивать сильные стороны игрока и подтягивать более слабые компоненты технической, тактической оснащенности и физического развития. В Альметьевске в этом сезоне руководство клуба согласилось на эксперимент, был создан центр развития игроков, который возглавил Игорь Захаркин. На протяжении нескольких месяцев специалисты центра, среди которых, помимо Игоря Захаркина, находился и известный защитник клубов НХЛ и КХЛ Даниил Марков, практически ежедневно проводили тренировочные и методические занятия с ребятами старших возрастов ДЮСШ «Нефтяник». Я считаю, что доводка игроков до уровня профессиональных команд должна происходить в рамках подобных структур, использующих передовые научные разработки, и с обязательной передачей опыта от игроков высочайшего в прошлом уровня молодым ребятам.
– Захаркин справился с этой ролью?
– За время работы через специалистов центра прошли более 30 молодых игроков. Ребята смогли прибавить и 12 из них получили приглашения на просмотр в команды МХЛ и ВХЛ. Считаю, что это хороший результат.
– Возможно ли будет перенести этот опыт на Казань?
– Мое мнение – это необходимо. Центр развития игроков – это инструмент, благодаря которому мы решим задачу по доводке игроков и будем формировать команды МХЛ, ВХЛ, КХЛ преимущественно из собственных воспитанников.
– Есть ли у Захаркина амбиции заниматься этим?
– Я могу точно сказать, что эта работа ему нравится и интересна. Мне думается, что Игорь находит удовлетворение и черпает силы от детей, с которыми ему приходится работать. Я лично видел, какими глазами дети смотрят на Маркова или Захаркина, который подъезжает к ним во время тренировочного процесса, объясняет какие-то игровые тонкости. Большой авторитет этих специалистов делает свое дело.
– Насколько дорого позвать такого специалиста, как Даниил Марков?
– Я знаю Даниила с раннего детства, это не тот человек, для которого деньги являются единственным приоритетом в жизни. К тому же, если мы ставим перед собой цели и задачи воспитывать игроков высокого уровня, это не тот вопрос.
– Способна ли Академия окупить эти расходы?
– Мы обсуждаем направления деятельности, которые позволят нам зарабатывать.
– Какие приоритетные задачи ставите перед собой на сезон 2018/2019?
– В первую очередь это выпуск и внедрение методических материалов для подготовки детей 7–12 лет, расширение работы по оценке и подготовке тренерских кадров, реализация задач по подготовке резерва профессиональных команд республики.
– Для каких возрастов будут следующие методички?
– Следующий этап – материалы для подготовки игроков 13–17 лет, которые мы планируем выпустить в августе 2019 года.
– Зимой вы провели турнир на Кубок «Академии хоккея Ак Барс». Какие задачи он решает?
– Этот турнир показывает нам, в правильном ли направлении мы движемся и насколько эффективно работает Академия. Нам очень важно посмотреть, как развиваются сверстники в других странах, сравнить их с нашими командами. В этом году турнир пройдет в середине декабря, мы планируем собрать команды из Северной Америки, Европы и России.
– Кого планируете привезти для мастер-классов?
– В этом направлении мы видоизменили работу: мы считаем, что Академия должна создавать свой центр развития игроков, наполнять его качественными специалистами и с их помощью проводить самостоятельные мастер-классы. С этой целью мы уже приглашали легендарного тренера Владимира Юрзинова-старшего для семинара и планируем сделать это ещ раз. Задача Академии сейчас – развитие собственных кадров, обучение тренеров, которые потом будут передавать знания детям.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 11
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.