Разиль Валеев Разиль Валеев: «Сейчас важен каждый голос... Комитет предлагает не поддерживать проект закона» / Фото: Сергей Елагин

«КАК КОМИТЕТ ПРОГОЛОСОВАЛ?» — «ЕДИНОГЛАСНО»

«Языковой вопрос» вновь стал ключевым на сегодняшнем 38-м заседании Госсовета РТ, ради которого депутаты даже отказались от перерыва на обед. Речь шла о том, что республиканский парламент должен был официально дать оценку федеральному законопроекту о добровольном изучении родных языков, разосланному в регионы профильным комитетом Госдумы. Кстати, с утра за закрытыми от журналистов дверями эта тема обсуждалась на «тайном» заседании комитета по культуре, науке, образованию и культурным вопросам. «Тайном», потому что данного заседания не было в графике мероприятий на сайте Госсовета и информация о нем не была, как это обычно бывает, разослана пресс-службой парламента в СМИ. Некоторые журналисты узнали о предстоящем заседании фактически случайно — на одном из мероприятий накануне от председателя комитета Государственного Совета РТ по образованию, культуре, науке и национальным вопроса Разиля Валеева. Впрочем, рассмотрение нашумевшего законопроекта о добровольности национальных языков обсуждали не в самом начале заседания, а перенесли в конец. Как выяснилось позже, профильный комитет Госсовета РТ не поддержал законопроект.

«Коллеги, комитетами было внесено на обсуждение 15 законопроектов и одна законодательная инициатива, все они поддержаны комитетом, за исключением одного — законопроекта о внесении изменений в закон об образовании РФ. Предлагаю по данному вопросу выступить председателю комитета Валееву Разилю Исмагиловичу», — передал спикер ГС РТ Фарид Мухаметшин слово докладчику. Валеев отметил, что Госсоветом уже было принято обращение на имя Вячеслава Володина, депутаты высказывались против данного закона, но сейчас, поскольку законопроект спущен в республиканский парламент для дачи экспертной оценки, Госсовет обязан дать официальный ответ. «Я считаю необходимым вновь обратить ваше внимание на то, что данный законопроект не соответствует Конституции РФ. Если законопроект о добровольном изучении родных языков в России будет принят, в скором будущем в стране может исчезнуть многонациональность, также будут утрачены многоязычие и культурное разнообразие», — сказал он. По словам Валеева, одним из способов использования языков во всех сферах официальных отношений является его изучение при получении основного общего образования, что согласуется с правовой позицией Конституционного суда РФ, выраженной постановлением от 16 ноября 2004 года. «Отмена полноценного изучения государственных языков республик РФ неизбежно приведет к нарушению функционирования их в качестве государственных... Мы считаем, что данный проект федерального закона не должен был быть принят. Надеемся, что и другие республики нас поддержат, надеемся и на наших депутатов в Госдуме. Сейчас важен каждый голос... Комитет предлагает не поддерживать проект закона», — обратился он к своим коллегам.

«Как комитет проголосовал?» — поинтересовался Мухаметшин у Валеева, когда тот уже покинул трибуну. «Единогласно», — ответил ему Разиль Исмагилович с места. «Единогласно?» — тяжело вздохнул Фарид Хайруллович. Взяв бумаги в руки, он продолжил: «Но настаивают на выступлении коллеги».

Татьяна Воропаева Татьяна Воропаева: «Даргалия апа — когда я к ней приезжала, я старалась с ней пообщаться. Она стучала меня по спине: „Эх, татарча, татарча“. Ей так хотелось со мной пообщаться. К сожалению, за исключением нескольких слов, выражений, мои познания кончались»

«ГДЕ ЖЕ ИСКРЕННЕЕ НАШЕ ОТНОШЕНИЕ К РОДНОМУ ЯЗЫКУ НАШИХ БРАТЬЕВ-ТАТАР?»

В итоге к трибуне были допущены все желающие высказаться. «Мы же с вами этот вопрос уже обсуждали, когда обращение делали, поэтому до пяти минут», — предупредил выступающих спикер Госсовета. Первой слово предоставили Татьяне Воропаевой. Экс-глава Заинского района довольно эмоционально высказалась по данному поводу, а в какой-то момент на ее лице и вовсе можно было заметить слезы: «Если честно, то меня переполняют чувства глубокого возмущения и ощущение крайне несправедливости в связи с внесением в Госдуму данного законопроекта. Я считаю, что инициаторы замахнулись на самое ценное и святое для нашей многонациональной семьи народов России — на родной язык. Я за обязательное изучение национального языка и против факультатива, который предполагает свободное посещение. Это вызовет и сокращение учителей, и сокращение в подготовке кадров», — рассказала депутат. Воропаева вспомнила о знакомстве с татарской женщиной, с которой ей хотелось общаться на языке Тукая, но не было возможности. «Даргалия апа — когда я к ней приезжала, я старалась с ней пообщаться. Она стучала меня по спине: „Эх, татарча, татарча“. Ей так хотелось со мной пообщаться. К сожалению, за исключением нескольких слов, выражений, мои познания кончались», — отметила депутат.

«Сколько таких областей, где может понадобиться татарский язык! Давайте подумаем — у меня внук сейчас поет песенки на татарском языке, а я радуюсь: лишь бы продолжили изучение татарского языка не только в садике, но и в школе. Почему знание английского языка в настоящее время ни у кого не вызывает сомнений, а изучение татарского вызывает большие проблемы? Где же искреннее наше отношение к родному языку наших братьев-татар?» — сказала она. В конце Воропаева на татарском пожелала депутатам здоровья, счастья и радости. «Хөрмәтле депутатлар, коллегалар, сәләмәтлек, бәхет, шатлык телим сезгә», — сказала оратор.

Ксения Владимирова Ксения Владимирова: «Прошу вас не поддерживать этот закон, а обратиться к депутатам Госдумы, которых сегодня, к сожалению, нет, с тем, чтобы они продолжили дискуссию»

Затем на трибуну поднялась представитель молодого поколения депутатов — Ксения Владимирова, которая предложила пригласить авторов «языкового законопроекта» в Татарстан. «Я хочу выступить как ребенок, который вырос в семье, где говорили на двух языках, плюс я учила татарский в школе. Давайте разберемся, что предполагает нам этот закон: в первом классе — ноль часов; во втором — всего лишь один час; в четвертом — 0,5 часа, а в основной школе по четвертому варианту в пятом классе — два часа, в шестом — один час, в 7–9-х классах — по два. Это в том случае, если родители и ребенок выберут изучение родного языка. А если нет, то ребенок не будет изучать и этого. Уважаемые коллеги, я прошу вас не поддерживать этот закон, а обратиться к депутатам Госдумы, которых сегодня, к сожалению, нет, с тем, чтобы они продолжили дискуссию», — обратилась она к своим коллегам. «Раньше было шесть разработчиков этого законопроекта, сейчас их число выросло до 15. Я изучила их биографии: только один депутат из 15 — из Чечни — изучал родной язык в школе», — рассказала Владимирова, подчеркнув, что, например, депутат Алена Аршинова родилась в Германии. «Они не знают самой специфики», — добавила она. 


Не менее эмоционально выступил генеральный директор ЗАО «Челны-Хлеб» Рафаэль Юнусов, который попенял Госдуме за то, что она уделяет вопросу преподавания языков в школе слишком большое внимание. «Мы уже полгода живем в некоем напряжении, ощущение такое, что у нас в стране и республике других, более важных, вопросов нет — у нас все в порядке в экономике, нет вопросов в социально-культурной сфере, у нас нет других проблем, язык есть. С крайним удивлением наблюдаю за теми процессами, которые происходят за эти полгода», — заявил он. «Россия — огромная страна, в ней проживают сотни народов, разные национальности. И неуважение данной ценности... Говоря на этом языке, отцы созидали, пели песни, стихи сочиняли, развивали науку, культуру... И это мы хотим уничтожить? О чем вообще речь? У меня на языке вращается одно слово. Оно нехорошее, попахивает каким-то понятием „геноцида“. Как можно посягать на такие ценности?» — заключил Юнусов.

«Ты нас убеждаешь в этом? Коллеги, может, вы какие-то предложения скажете, как в этой ситуации поступить? Чего нас тут убеждать и уговаривать? Кого надо? Русского нужно убеждать, чтобы русский язык не потерялся? Татарина, чуваша, мордвина, чтобы родной язык знал? Это понятно всем. Ситуация такая, что шесть депутатов Госдумы внесли законопроект, который ущемляет, по нашему пониманию... Нам надо какие-то предложения сделать», — отреагировал Мухметшин на предыдущее выступление.

Мякзюм Салахов Мякзюм Салахов: «Мне кажется, что сейчас настало такое время создать движение в защиту языков народов РФ»

«Я думаю, этот закон возник не случайно. Если проанализировать то, что творилось 10–15 лет, я думаю, была где-то разработана „дорожная карта“, конечная цель которой, трудно догадываться, создание моногосударства или еще что-то, — углубился в тонкости конспирологии глава Академии наук РТ Мякзюм Салахов. — Но систематически профессионалы работали в соответствии с этой „дорожной картой“. Мы видели: вначале были статьи такие провокационные, потом в стены Госсовета приезжала „знаменитая“, известная Артеменко, была дискуссия. И все это последовательно и профессионально длилось». После этого Салахов напомнил об отмене ЕГЭ и защиты диссертаций на национальных языках, а дальше высказал и предложение, о чем так ратовал спикер Госсовета: «Мне кажется, что сейчас настало такое время создать движение в защиту языков народов РФ, так как неразумные эти призывы, законопроекты фактически угрожают целостности нашей родины и сохранению наших ценностей дружбы, толерантности между народами. И вот научное сообщество нашей республики, Академия наук, я думаю, готовы стать платформой для такой консолидации компетентных в данной сфере специалистов и ученых различных национальных республик и для обсуждения выработки путей решения вопроса».

Напомним, что в понедельник решение о создании подобной структуры под названием «Демократический конгресс народов РФ» было принято на круглом столе общественников из разных регионов в Москве.

«Записывается очень много, но уже повторения идут. Убеждать, переубеждать, наверное, непросто... Может быть, кто-то в защиту этого законопроекта подготовился, выступите с аргументами? Кто хочет выступить в защиту?» — обратился Мухметшин к депутатам. Однако таковых не нашлось. 


«МЫ ПОДДЕРЖАЛИ ВЛАДИМИРА ВЛАДИМИРОВИЧА ПУТИНА НА ВСЕНАРОДНЫХ ВЫБОРАХ...»

Затем слово взял госсоветник Татарстана Минтимер Шаймиев, наблюдавший за этой дискуссией с балкона. Несмотря на приглашение, выходить к трибуне он не стал, высказался со своего места. «Включите микрофон Минтимеру Шариповичу», — скомандовал спикер после того, как не все расслышали первые слова госсоветника. «Слова не дают», — пошутил тот, в свою очередь. Шаймиев отметил, что Татарстан не будет поддерживать антиконституционный закон.

«После йошкар-олинской встречи о проблеме языка обсуждения и волнения в республике, которые затронули за душу наше многонациональное население, не утихают. И на конгрессе татар, и на других общественных форумах мы говорили об этом и заверяли, в том числе и я... Я надеялся без сомнения, что наш голос будет услышан и произойдет обстоятельное обсуждение, я был уверен в этом. Мы, как всегда, надеялись и говорили, что найдем общий язык и найдем форму обучения. Да, мы сказали: небезупречен и наш закон, там есть вопросы, но то, что сейчас делается... Не услышав не только нашего мнения, нашего народа и других республик, так торопиться... Вообще-то поразительно и непонятно! И главное, что это делается в нарушение действующей Конституции РФ, не говоря уже о Конституции нашей республики. По сути дела, четверть века мы по нашей Конституции работаем, можем сесть, обговорить, найти решение. Сегодня что прозвучало — детей с начального класса начать отдалять от родного языка. Ведь это же язык мам, язык родителей!» — Шаймиев был эмоционален. «Әни, дип кычкырып туа бит бала!» — добавил он в чувствах на татарском.

Видно было, что первый президент Татарстана недоумевает по поводу того, что федеральный центр не хочет прислушиваться к доводам республик. Он тут же напомнил, что Татарстан не подвел действующего президента на прошедших выборах. «Что я хочу сказать принципиально... Мы поддержали Владимира Владимировича Путина на всенародных выборах и показали всему миру, что даже в тяжелых условиях, с которыми сталкивается наше общество, мы показали единство. Вот недавно была инаугурация Владимира Путина, когда, положив руку на Конституцию, президент дает клятву принародно. Задач много, он прекрасно выступил. Но главным-то мотивом было сохранение в стране межконфессионального, национального единства и на этой основе сплоченности и поддержки. Есть силы, которые непонятно чего добиваются, вопреки или в нарушение Конституции РФ. Я не думаю, что парламент Татарстана пойдет на нарушение Конституции РФ и Конституции Татарстана, которую мы принимали в непростых условиях. И Конституция РФ была принята в непростых условиях. Этим же нужно дорожить! Если кто-то хочет исправить упущения образовательной системы, мы должны находить пути решения этого вопроса. Как можно ребенка в первом классе лишить родного языка, языка матери? У меня нет ответов. Когда вы спросили, кто за закон, я был уверен, что никто не поднимет руку и не скажет, что мы за. По той норме, которая есть сейчас, любой закон можно протащить, потому что национальные республики в меньшинстве. Мы же живые свидетели, мы через это проходили, мы находили пути решения через консультации. И сейчас найдем. Но в такой форме — в пику — парламент Татарстана не может принять положительное решение о нарушении Конституции РФ, — сказал Шаймиев. — Из этого мы исходим».


«ЭТО КАЖДЫЙ ДЕНЬ ПОВТОРЯТЬ НЕЛИШНИМ БУДЕТ»

При этом Мухаметшин намекнул, что не очень хочет возвращаться к «языковой теме», но вынужден. «Ситуация такова, что федеральный законопроект пришел к нам на рассмотрение уже после того, как мы, увидев его в соцсетях, выразили по нему свое мнение на предыдущем заседании, приняв обращение к Володину, что такой законопроект не поддержится республикой и неприемлем. Сегодня мы обязаны рассмотреть поступивший к нам законопроект (он обязателен к рассмотрению), по которому должны выразить свое отношение», — отметил он. При этом спикер Госсовета напомнил, что Татарстан предлагал разделить понятия «государственный» и «родной» язык, но данная инициатива на федеральном уровне также не была услышана. «Нам надо, рассматривая данный законопроект, подумать, как выходить из этой ситуации. И здесь, в присутствии Олега Викторовича Морозова, наших коллег из Госдумы, — обратился Мухаметшин к присутствующим, — я бы хотел сказать, что есть хороший путь, о котором вы, Минтимер Шарипович, говорите: садиться и выслушать друг друга».

«Мы в федеративном государстве — садимся и рассматриваем, как двигаться дальше. Не так, что вы собираете свою половину сторонников, мы, национальные республики, — свою, противопоставляем их. Это не наш путь. Мы за единую Россию, за мир и согласие в этой огромной стране. Обеспокоенность, которая прозвучала у депутатов, как раз говорит о том, что нельзя раскалывать по „языковой проблеме“ многонациональную страну. Я думаю, понимание придет и в федеральном центре, и у тех депутатов, которые внесли этот законопроект. Я не исключаю форму работы, которую предложили: может быть, пригласить этих депутатов в республику и выслушать их аргументы или встретиться с ними на территории полпредства Татарстана в Москве, обсудить эту ситуацию, чтобы услышать друг друга и двигаться в поисках взаимоприемлемого решения?» — задался вопросом спикер Госсовета РТ. «Нужно сесть и работать. Мы же готовы», — ответил ему на это Шаймиев. «Готовы, — кивнул головой Мухаметшин. — Мы выступаем за это, Минтимер Шарипович». «Мы не можем выступить против Конституции РФ. Мы должны продолжить консультации, согласительные процедуры для того, чтобы этот болезненный вопрос решить. Иное не дано», — резюмировал небольшой диалог первый президент Татарстана.

При этом Мухаметшин также выглядел немного растерянным. Он выразил свое недоумение по поводу принципиальности федерального центра, напомнив, что осенью прошлого года Татарстан уже пошел на уступки. «Я думаю, что нам надо сообщать о том, что мы прошли свой путь: мы уже согласились с тем, что татароязычное население и русскоязычное население в республике не в одних объемах по одному учебнику должны обучаться. Разработали уже учебник, который преподносит татарский в упрощенной форме, по предложению в том числе Москвы и депутатов рассмотрели, пусть мало — всего два часа. Но этот путь прошли», — завершил свою речь Фарид Хайруллович и поставил вопрос на голосование. При этом в Госсовете произошло некоторое замешательство и неразбериха с формулировкой вопроса. Здесь вновь вмешался Шаймиев. «Надо нам одновременно поставить на голосование, одновременно этим же голосованием надо показать, что мы за переговоры, готовы находить приемлемые решения», — отметил он. «В нашем обращении это уже было», — попытались было возразить депутаты. Минтимер Шарипович ответил, что это каждый день повторять нелишним будет.

«Если вы не возражаете, предложение разумное, мы можем второй пункт дописать, что мы выступаем за процесс продолжения консультаций. Давайте его сформулируем», — наконец, поставил на голосование вопрос Мухаметшин. В результате 77 депутатов из 78 поддержали решение профильного комитета, который предложил отклонить скандальный законопроект, один депутат воздержался.  

P. S. Уже вечером из Москвы пришла обнадеживающая информация. На совещании в Кремле было принято решение о том, что авторы шумной законодательной инициативы внесут в Госдуму другой вариант закона, учитывающий интересы регионов. Однако последние действия федерального центра говорят о том, что с облегчением в Татарстане смогут вздохнуть только тогда, когда убедятся, что в новом тексте нет пункта об отмене обязательного изучения родного языка.

Фото: gossov.tatarstan.ru