. «Нижнекамскнефтехим» привлек синдицированный кредит на 807 млн евро до конца 2032 года: кредитором долгожданного «этиленника» выступит консорциум из пяти банков во главе с Deutsche Bank
Фото: president.tatarstan.ru

СДЕЛКА ПОД СЕНЬЮ ПУТИНА

Как и обещал вчера казанский Кремль, сегодня ПМЭФ принес мегакрупному этиленовому проекту «Нижнекамскнефтехима» долгожданное финансирование. Как сообщила пресс-служба президента РТ, предприятие ТАИФа привлекло синдицированный кредит на 807 млн евро до конца 2032 года. Это порядка 58 млрд рублей по текущему курсу. Соглашение с кредиторами было подписано на петербургском форуме сегодня в первой половине дня. Фото с церемонии президент РТ запечатлел в своем «Инстаграме».

Итак, кредитором долгожданного «этиленника» выступит консорциум из пяти банков, в основном немецких, во главе с Deutsche Bank. Помимо него, партнерами по финансированию выступили UniCredit Bank, Bayerische Landesbank, Landesbank Baden-Wurttemberg, Германский центральный кооперативный банк (DZ Bank AG). Кредит предоставлен под страховое покрытие агентства Euler Hermes.

Продвигать мегапроект ТАИФа на ПМЭФ уже стало своеобразной традицией. Ровно год назад на этом же форуме «Нижнекамскнефтехим», побив рекорд по сумме заключенного контракта на мероприятии и удивив всех его участников, заключил контракт с подрядчиком работ — немецким концерном Linde со штаб-квартирой в Баварии. Сумма контракта составила приблизительно ту же сумму, которая была озвучена сегодня по соглашению с банками, — 868 млн евро. Словом, неудивительно, что финансирование проекта нашли в тех же краях: очевидно, Linde будет комфортнее работать с известными банками-земляками.

Сегодняшняя очередная сделка по «этиленнику» не случайно оказалась приурочена к визиту на форум президента РФ Владимира Путина. Напомним, что в прошлом году он благословил сделку ТАИФа и Linde, лично поприсутствовав в подписании соглашения. А позднее, в октябре 2017 года, принимая в московском Кремле президента Германии Франк-Вальтера Штайнмайера, обсудил с ним этот проект на переговорах.

. В октябре 2017 года, принимая в московском Кремле президента Германии Франк-Вальтера Штайнмайера, Путин обсудил с ним совместный проект ТАИФа и Linde на переговорах
Фото: kremlin.ru

Напомним, что весь проект этиленового комплекса, на сегодняшний день состоящий из двух комплексов по производству мощностью 600 тыс. т этилена в год, оценивали в сумму не менее 500 млрд рублей. Первый этап — строительство первого «этиленника», понятное дело, начинается с меньших траншей. Ранее «Нижнекамскнефтехим» планировал, что 85% стоимости проекта составят заемные средства с привлечением экспортно-кредитных агентств, а 15% профинансирует сам НКНХ из собственных средств.

В соответствии с контрактом, подписанным с Linde, первый олефиновый комплекс мощностью 600 тыс. т этилена в год планируется возвести к 2022 году, общая стоимость первой очереди «этиленника» оценивалась в $4,5–5 миллиардов. На втором этапе должна быть построена вторая очередь, а объемы выпускаемого продукта — возрасти до 1,2 млн т в год. В состав комплекса также войдет производство пластиков (полиэтилена, полипропилена, полистирола). ТАИФ планировал начать стройку уже в начале 2018 года, а осенью приступить к возведению основной установки.

Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», не удивлены выбору кредиторов со стороны ТАИФа. Linde уже давно сотрудничает с «Нижнекамскнефтехимом» и с другими предприятиями, входящими в группу «ТАИФ», в частности с «Казаньоргсинтезом», напоминает замдиректора аналитического департамента «Альпари» Наталья Мильчакова. «Надо также отметить, что татарстанские предприятия не включены в санкционные списки Запада, и западные корпорации используют любую возможность проникнуть на российский рынок в сложных геополитических условиях, — замечает она. — Большую роль играет то, что и подрядчиком стала баварская компания. Скорее всего, осторожные немцы из Deutsche Bank хотят гарантий возвращения кредита, а если и поставщик, и страхования компания будут немецкими, то они считают, что вероятность погашения кредита выше. Ну и требования ЕЦБ по рискам и стресс-тестирование пока никто не отменял, а совсем недавно у Deutsche Bank были сложности с регулятором, поэтому, вероятно, он принял все меры по сокращению рисков для себя». В целом же в России не так много примеров сотрудничества с поставщиками из ЕС, особенно после скандала с поставками в Крым турбин Siemens и после давления, которое США оказывают на европейских партнеров проекта газопровода «Северный поток – 2».


Роль страхового агентства в сделке отмечает эксперт-аналитик АО «Финам» Алексей Калачев. «Российская нефтехимия не находится под экономическими санкциями, в том числе и НКНХ, поэтому никаких препятствий для финансирования со стороны европейских банков не предвидится. Выделяемые консорциумом банков средства, по сути, не покинут пределы Германии, ведь ими будут финансироваться работы и оборудование Linde. Фактор гарантий со стороны Euler Hermes в такой сделке, на мой взгляд, является определяющим, — говорит он. — Многие страны имеют такие агентства, в функции которых входит поддержка экспорта национальных производителей, в данном случае — компании Linde. В состав инструментов какого агентства входит широкий спектр возможностей — кредитование, предоставление льгот и гарантий. Когда идет речь о финансировании производства оборудования для поставок на экспорт, да еще и под гарантию экспортного агентства, банки охотно идут на сотрудничество, чем пользуются и российские предприятия».

В качестве примера похожего европартнерства в химической отрасли он приводит строительство нового агрегата для производства карбамида для ПАО «Тольяттиазот», который разрабатывается швейцарской компанией Casale S.A. (Лугано, Швейцария). Средства на проект выделяются синдикатом банков Commerzbank AG (Цюрих, Швейцария) и Landesbank Baden-Wuerttemberg (Штутгарт, Германия), а гарантом выступит швейцарское экспортное кредитное агентство SERV.

.  КАМАЗ, как и ожидалось, получил специальный инвестконтракт на 47 млрд — Челны ждут более 1,4 тыс. новых рабочих мест
Фото: forumspb.tassphoto.com

«СЕГОДНЯ ПОДПИСАЛИ СПИК С МАНТУРОВЫМ, МИННИХАНОВЫМ, КОГОГИНЫМ»

В букет подписанных на ПМЭФ соглашений оказался включен и второй не менее важный специальный инвестиционный контракт ПАО «КАМАЗ». Речь идет о документе по развитию модельного ряда автомобилей «КАМАЗ» и Mercedes-Benz и модернизации мощностей для их производства. Срок реализации этого СПИКа — 10 лет, инвестиции со стороны КАМАЗа составят 38,6 млрд рублей, а со стороны «Даймлер КАМАЗ Рус» — 7,7 млрд рублей. Напомним, что еще с 2012 года КАМАЗ и «Даймлер КАМАЗ Рус» совместно с Daimler AG реализуют масштабный инвестиционный проект по совершенствованию модельного ряда автомобилей «КАМАЗ». Суммарный объем инвестиций составляет порядка 100 млрд рублей. Нынешний же СПИК появился еще прошлой осенью, когда 1 сентября 2017 года КАМАЗ, «Даймлер КАМАЗ Рус» и Daimler AG подали соответствующую заявку.

Проект стоимостью 46,5 млрд рублей позволит создать на имеющихся производственных мощностях высокотехнологичное компактное и энергоэффективное производство для выпуска современных коммерческих грузовых автомобилей в объемах 55–60 тыс. единиц в год. Сейчас автогигант выпускает в полтора раза меньше — около 40 тыс. грузовиков в год. Этим же СПИКом предусмотрено и создание новых двигателей Р-6, организация производства лонжеров. «Даймлер КАМАЗ Рус» создаст производство новых грузовых автомобилей Mercedes-Benz на площадке в Набережных Челнах. Работая вместе, предприятия также обеспечат локализацию каркасов кабин, локализацию общих деталей, используемых как для производства «КАМАЗов», так и автомобилей Mercedes-Benz.

Как прокомментировал «БИЗНЕС Online» руководитель пресс-службы автогиганта Олег Афанасьев, проект завода каркасов кабин сопоставим по масштабам со строительством самого КАМАЗа. И инвесторы — КАМАЗ и «Даймлер» — хотят быть уверенными, что условия, в которых будет работать новый завод, не изменятся в обозримой перспективе, а инвестиции принесут результат. «Этот контракт устанавливает обязательства, которые берет на себя государство, региональная, городская власть и инвестор. Региональная власть, например, гарантирует, что будут послабления по налогам. Мы гарантируем, что вложим определенное количество денег, обеспечим рабочими местами, поступления в бюджет. Инвестконтракт предполагает определенные обязательства по экспорту, по производству, по локализации, оборудованию. Все эти обязательства закреплены на 10 лет, и, что бы ни случилось, они будут действовать», — объяснил Афанасьев.


У
словия, которые предоставит государство, Афанасьев не раскрыл, сославшись на то, что не уполномочен делиться такой информацией, но сообщил, что выгода, которую за 10 лет получит республиканский и городской бюджет, превысит налоговые преференции, которые предоставят КАМАЗу, в первую очередь по НДФЛ и продажам. 

Мэр Челнов Наиль Магдеев, которого корреспондент «БИЗНЕС Online» встретил в кулуарах ПМЭФ, доложил, что подписанный СПИК — это для Челнов в первую очередь инвестиции и дополнительные рабочие места. «Сегодня подписали СПИК с Мантуровым, Миннихановым, Когогиным и вашим покорным слугой, — рассказал градоначальник. — Мы идем на определенные налоговые преференции для крупного специнвестконтракта, поэтому в чем-то мы помогаем бизнесу. Спрашивают: чем бизнесу может помочь муниципалитет? Мы практически обнулили ставку земельного налога для реализации на 10 лет СПИК. Мы льгот дали более чем на 90 миллионов рублей. Это создание нового автомобиля. Это и шестицилиндровый рядный двигатель, и кабина. Это серьезные инвестиции — более 46 миллиардов рублей придут в Набережные Челны, будет создано минимум 1300 рабочих мест. Это дополнительные налоги, это достаточно хорошая высокая занятость жителей города. Тут все складывается хорошо: инвестору гарантировано, что правила игры в течение 10 лет меняться не будут, есть хороший налоговый режим, чтобы создавать новое семейство грузовых автомобилей „КАМАЗ“. В этом заинтересован и „Даймлер“. Для Челнов это хорошее знаковое событие».