С плакатами и в футболках с надписью «нет зоне 430 в Борисоглебском» пришли на слушания в ДК им. Гайдара жители Авиастроительного района. Их главные вопросы касались будущего городских поселков, новых рабочих мест и школ. Многих возмутил фактический отказ Института генплана Москвы от строительства метро. За что ругали и благодарили разработчиков взволнованные казанцы — в материале «БИЗНЕС Online».
«ГЕНПЛАН РЕЖЕТ ПО ЖИВОМУ»: ПОЛНЫЙ ЗАЛ И «ТО ЛИ ЕЩЕ БУДЕТ»
Первые публичные слушания по обсуждению нового генплана Казани оказались невероятно популярными. Несмотря на не самую удобную локацию (слушания проходили в Авиастроительном районе) и дневное время их проведения, зал ДК им. Гайдара оказался забит до отказа. Появившись в зале проведения слушаний за 15 минут до начала, корреспондент «БИЗНЕС Online» стала свидетелем того, что свободных мест в актовом зале уже не осталось. А собравшиеся удивленно спрашивали друг друга: «Это ж за сколько нужно было приходить — за час, что ли?» Тем не менее уходить никто не спешил. Люди занимали места в проходе, толпились в дверях.
Обсуждение стартовало ровно в 10:00. Советник мэра Казани Владимир Фомин отметил, что на момент начала слушаний на них зарегистрировались 347 участников, при этом была подана 41 заявка на выступление. Впрочем, отметил советник мэра, это далеко не предел. На слушания, которые должны пройти 4 июня в управлении архитектуры, с правом выступления записались более 100 человек. А сколько будет в итоге публики, можно только догадываться. В общем — то ли еще будет!
После этого Фомин передал слово первому замруководителя ГАУ Института генплана Москвы Олегу Григорьеву. На презентацию проекта, разработанного столичными проектировщиками для Казани, ему дали ровно час. Ранее, в ходе интернет-конференции «БИЗНЕС Online», Григорьев уже раскрыл подробности проекта, поэтому мы постараемся не дублировать уже звучавшую информацию — ознакомиться с планами разработчиков и найти подробные пояснения по ним можно здесь. Сегодня же в начале своего выступления представитель Института генплана Москвы лишь обратил внимание на то, что показывает собравшимся только проект документа, а не его окончательную версию. Необходимость в разработке нового генплана он объяснил на простом примере: человек вырос, ему нужна новая одежда. То же самое и с Казанью: город вырос по населению гораздо быстрее самых смелых прогнозов.
И если первую половину выступления Григорьева слушали не перебивая (кто-то, впрочем, сидел в телефоне, а кто-то откровенно дремал), то во второй части в зале началась активность. На словах «чтобы вы жили в городе спокойно» люди подняли вверх заготовленные плакаты с надписями «Генплан режет по живому» и «Не делайте салмачинских детей бомжами». А один из мужчин и вовсе откровенно попросил спикера «закругляться», аргументировав это тем, что «люди пришли задать конкретный вопрос»... Нужно отметить, что эксперт отреагировал более чем достойно и действительно сократил свое выступление, уложившись в 40 минут.
«КАК БЫ МЫ НИ СЧИТАЛИ — МЕТРО В КАЗАНИ ПЕРЕВОЗИТ 5 ТЫСЯЧ ПАССАЖИРОВ В ЧАС ПИК, А НАДО — 45 ТЫСЯЧ»
После этого мяч перешел на сторону записавшихся: с места поднялась первая слушательница.
«Если вы декларируете экологический город, обеспечение транспортной доступности в отдаленных районах города, полицентрическое развитие, почему вы принципиально против метро в Казани? Я считаю, что ваши выкладки недостаточно обоснованы. Казань как город, в котором планируется население в 1,4 миллиона человек, не обойдется без метро! И если мы до 2035 года метро не планируем, мы совершаем основную стратегическую ошибку, из-за которой будут завязаны и остальные более мелкие ошибки. Об этих ошибках скажут все, я говорю самое основное», — заявила она. Зал разразился аплодисментами.
Григорьев в ответ заметил: решение о нецелесообразности метро для Казани в ближайшие годы принималось «с болью в сердце». Метрополитен — транспорт, который в пиковые часы предназначен для того, чтобы он провез порядка 45 тыс. пассажиров, пояснил он. «Мы перебрали массу вариантов по развитию метрополитена. Но как бы мы ни считали — в час пик казанский метрополитен провозит максимум 5 тысяч пассажиров. Никакие расчеты не подтверждают загрузку метрополитена даже на 2050-й год», — обратил он внимание. Эксперт также добавил, что сегодняшняя загрузка метрополитена составляет порядка 100–115 тыс. человек в день. В то время как поезда подземки рассчитаны на совершенно другие цифры.
«Поэтому метрополитен мы заложили в генплан, — подчеркнул он. — Заложили все зоны, зарезервировали все коридоры. Найдет республика, найдет Федерация деньги для того, чтобы строить метрополитен в городе — мы будем счастливы вместе с вами».
«Простите, если вы не принимаете его в генплан, никакого проектного финансирования на него просто не будет», — возразила вопрошавшая.
«В генплане заложен метрополитен, мы просто деньги на него не считали», — попытался было объясниться Григорьев. Однако жительница Казани настаивала на своем — мол, в этом и есть главная стратегическая ошибка. «Расчет, что через метро проходит недостаточное количество пассажиров, связан с тем, что у нас метро пока еще фактически только связывает левобережье. Если оно будет пересекать город через водные артерии, то ситуация изменится...» — уверенно заявила она. Ее поддержали из зала. «Деньги на снос домов, на выкуп у населения по рыночной стоимости есть, а на метро — нет», — выкрикнул кто-то. Задававшая вопрос заметила: активисты провели расчет того, в какую сумму обойдется снос домов в Новой Сосновке и других поселках, и сделали вывод, что метро обойдется не многим дороже... Хотя цифры несопоставимы: одна станция с тоннелями стоит 5–7 млрд рублей, но мнение есть мнение.
Григорьев в ответ напомнил, что в Новой Сосновке дома сноситься не будут, за что его наградили аплодисментами. А для завершения полемики он предложил ознакомить активистов с расчетами по загрузке метрополитена. «Смотрите, когда вы покупаете транспорт на семью, вы же не покупаете автобус. Вы покупаете тот транспорт, который вам сегодня нужен. Сегодня Казань не ездит на метро, к сожалению. Не загружен метрополитен», — подытожил он, тем самым поставив точку в споре.
«РЕАЛЬНО НАС МОГУТ СНЕСТИ? НАШИ ДОМА?»
Следующей взяла слово жительница жилого массива Борисоглебское. Она сообщила, что в поселке есть улица Шоссейная, на которой находятся более 100 домов. «У нас она граничит с зоной Авиастроительного завода. Есть слухи, что будут эту улицу сносить. Насколько это реально?» — поинтересовалась она. Григорьев в ответ успокоил: сносить улицу никто не собирается. «Вопрос у вас возникает, потому что сейчас она в генплане покрашена в определенную зону», — заметил он и тут же пояснил: проектировщики не имеют права отнести ее к другим территориям, потому что она находится в санитарно-защитной зоне аэропорта. «Я покрашу ее в другую зону и завтра пойду под суд. То есть федеральным законодательством мне это запрещено», — резюмировал представитель Института Генплана.
Еще один вопрос был от жительницы поселка Кадышево Ольги Рязановой. Она сообщила, что дома в поселке попадают в зону 430 от газопровода, и жители также переживают о том, будут ли сноситься их дома. «Это первое. И второе — можно ли строить новые дома, если нас не будут сносить?» — обратилась она к разработчикам. Ответ оказался неоднозначным. Фразу о том, что новые дома в этой зоне строить однозначно нельзя, девушка восприняла спокойно. А вот последовавшую за этим мысль о том, что «завтра сносить эти дома завтра никто не собирается», кажется, восприняла как удар.
«Ну нет, это вообще-то... Реально нас могут снести? Наши дома?» — от испуга жительница, судя по всему, потеряла дар речи. Тут в беседу вмешался Фомин. «Олег Дмитриевич, осторожно. Наболевшее у людей — будет сноситься дом или нет. Вы отвечаете: „Завтра нет“. А что будет послезавтра?» «Вот именно!» — поддержал его зал. Впрочем, советнику мэра, судя по всему удалось поселить в собравшихся надежду на благополучный исход. «В прошлом году, кто следил за прямой линией Путина с населением, такой вопрос был задан, — напомнил Фомин. — В России 167 тысяч километров трубопровода создали вот эти МДРы, и дома оказались в этих зонах. И те сценаристы, постановщики этой прямой связи, довели до Путина этот вопрос». Ответ оказался простым: уже возведенные дома президент РФ поручил оставить в покое. Именно после этого «Газпром» перестал обращаться в суды, и успокоились все контролирующие органы. «Новое строительство невозможно, но сноса не будет. Это не я вам предсказал. Это заявил президент Российской Федерации», — резюмировал Фомин.
Еще один житель Кадышево Амир Зайнуллин поинтересовался будущим строительством дорог в Авиастроительном районе. Для улучшений транспортной связности в Авиастрое требуется выезд на трассу М7, который позволил бы разгрузить время перемещения с одного конца города на другой, заметил он. Григорьев в ответ пояснил, что проектировщики заложили несколько выездов из Авиастроительного района. Это трассы между Жилплощадкой и «Казаньоргсинтезом», выезд в створе Вересаевой и в створе Большой Мариупольской — всего порядка четырех выездов, которые выходят либо на М7, либо на дублер М7, заложенный в генплане. Дорога пойдет в обход Кадышево, обратил он внимание присутствующих. Проектировщики ушли от сноса и расширения дорог внутри действующих поселений и вышли обратно на трассу.
«Значит, сноса в Кадышево не будет?» — решил все-таки расставить точки над «i» житель поселка. «Нет. Ни одного дома», — прозвучало в ответ.
РАЗВЕ ЛЮДИ ПРИЕДУТ СМОТРЕТЬ НА СПАЛЬНЫЕ РАЙОНЫ?
На слушания явились много жителей Новой Сосновки. Несмотря на то, что вопросы по сносу их домов отпали, собравшимся тем не менее было что сказать. В частности, Нафис Ахмадеев решил поинтересоваться у проектировщиков, почему решено было остановиться на таком варианте развития города.
«Почему он не расширяющийся? Почему вы заставляете город сжаться в большие каменные асфальтовые джунгли?» — засыпал он вопросами разработчиков. Также мужчина обратил внимание на необходимость сохранить в существующем состоянии центр города, не застраивая его слишком густо. «Люди почему приезжают в Казань? Вы посмотрите вдаль, через года... Разве приедут люди смотреть спальные районы? У них своих районов таких очень много», — взывал он к проектировщикам. Не слишком понятными Ахмадеев назвал и планы по разгрузке и дублированию трассы М7, заметив, что новый генплан расчерчивает все поле Казани огромными дорогами. «М7 как раз и предназначена для того, чтобы снять нагрузку с города, а вы ее дублируете. Вы этим планом разворошили очень много больных мест. Сколько поселков сносится домов, ради чего?» — пытался донести он до представителей власти боль жителей казанских поселков. Свою речь мужчина завершил призывом найти и для жителей других поселков вариант обхода как в Новой Сосновке. Последовавшие за этим громкие аплодисменты указывали на то, что вопрос действительно наболел.
Григорьев в ответ заметил: уже сейчас трасса М7 частично используется казанцами для объезда пробки по пути в центр, а к 2035 году она станет абсолютно равноправной городской дорогой. Ровно то же самое стало в Москве со МКАДом. «Поэтому дороги-дублеры — не просто широтные связи, которые по восточной дуге идут на север и на запад, но еще, если вы посмотрите карту дорог, там есть дублер, непосредственно примыкающий к М7. Он направлен на то, чтобы сразу сегодня эти коридоры застолбить, чтобы они у вас были, дабы потом эта территория могла обслуживаться и не было бы эффекта МКАДа, когда мы туда сейчас ни выехать не можем, ни заехать не можем, и он сейчас точно такая же городская дорога, как и все остальные», — обосновал выбор такого решения эксперт.
ГЛАВА РАЙОНА ПООБЕЩАЛ НОВУЮ ШКОЛУ НА 800 МЕСТ
Впрочем, нужно отметить, что не все вопросы касались судьбы новых дорог и казанских поселков, хотя таковых и было преобладающее большинство. Многих интересовало и будущее Авиастроительного района. Так, одна из его жительниц заметила, что раньше в Авиастроительном районе было много заводов, а сейчас цеха закрывают и люди остаются без работы. «Планируется ли что-нибудь в дальнейшем строить в нашем районе?» — обратилась она к «москвичам».
Григорьев, впрочем, резонно заметил: разработчики не могут своим документом заставить собственников создать на тех или иных территориях рабочие места — генплан лишь дает возможность это сделать. «На самом деле вы знаете, что КАПО сегодня развивается, он получил заказы дополнительные от государства. Не все так плохо в Авиастроительном районе — и с рабочими местами в КАПО, и с рабочими местами в том производстве, которое расширяется в районе „Оргсинтеза“», — отметил эксперт. В продолжение вопроса одна из жительниц поинтересовалась, планируется ли в районе строительство новых школ, ведь за последние 10 лет здесь было построено только одно новое учебное заведение. Но его не хватает, чтобы вместить всех, и школа вынуждена работать в две смены, что не очень хорошо для предоставленных самим себе в первой половине дня детей, заметила девушка.
«Мы знаем, что на улице Тэцевской запущено строительство нового жилого комплекса — „Острова“. Вообще, планируется строительство новой школы, образовательного учреждения?» — поинтересовалась она у разработчиков. Григорьев в ответ заметил, что в генплан заложена стопроцентная обеспеченность школьными местами, а в районе ЖК «Острова» заложены 5 объектов дошкольного и школьного образования. Однако выяснилось, что разработчики не знают всех нюансов. На помощь выступающему пришел глава Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Казани Тимур Алибаев. «Беда заключается в том, что пригодных по действующим санитарным и градостроительным нормам площадок для строительства современной школы, к сожалению, на территории Авиастроительного района нет», — обозначил он главную проблему. Поэтому есть вариант, который сейчас плотно обсуждается: в рамках оптимизации учебных площадей в лицее №123 на улице Дементьева организовать там школу на 800 мест, рассказал он.
В свое время лицей был передан Казанскому авиационному техникуму. Но сейчас учебное заведение от него отказывается, и есть высокие шансы забрать это здание в муниципальную собственность и разместить там общеобразовательную школу, пояснил Алибаев. «Президент нашей республики написал соответствующее письмо руководству Объединенной авиастроительной корпорации. Мы нашли там понимание. Но сейчас ведется ремонт здания управления авиационного завода, и был вариант, чтобы они на время ремонта перенесли его в это здание, а после этого они готовы передать его в муниципальную собственность», — поделился он с собравшимися. Напомним, этой зимой фронтон заводоуправления развалился, похоронив под собой служебный Toyota Land Cruiser гендиректора Николая Савицких — по счастливой случайности никто не пострадал.
В целом вопросов и пожеланий звучало великое множество — благо организаторы разумно решили сделать после двухчасового обсуждения 15-минутный перерыв, после которого разошлась большая часть собравшихся. Подводя итог мероприятия, Фомин пообещал, что все пожелания казанцев будут внимательно изучаться и приниматься во внимание при доработке генерального плана. Следующие слушания, на которых, к слову, ожидается еще больший ажиотаж из-за нерабочего времени, идут прямо сейчас. А завтра — снова две встречи с казанцами, и так вплоть до 6 июня. Далее разработчики обобщат замечания — и, если они окажутся существенными и обоснованными, внесут необходимые изменения в генеральный план.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 230
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.