Из 80 га территорий вдоль Казанки на улице Гаврилова под застройку пойдут 25. Остальные 55 га авторы генплана предложили отдать «в нагрузку» застройщикам для формирования нормальных парковых зон. Но люди против компромиссов. Когда ЮИТ начнет строить ЖК «Талони», какие варианты парков предложили архитекторы и экологи, учитывают ли пожелания людей на слушаниях и за что было «страшно обидно» главе Института генплана Олегу Григорьеву — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Олег Григорьев около часа рассказывал собравшимся о главных принципах документа, после этого следовало время вопросов
ПРЕДЛОЖЕНИЯ КАЗАНЦЕВ ОБРАБАТЫВАЮТ ПО НОЧАМ
Почти до 11 часов вечера длились накануне вечером очередные публичные слушания по новому генплану в Ново-Савиновском районе Казани, снова собрав полный зал. Пришедшим через 5–10 минут после начала предлагали пройти на балкон, потому что в самом зале яблоку было негде упасть. В целом все строилось по накатанному сценарию: в начале замдиректора Института генплана Москвы Олег Григорьев около часа рассказывал собравшимся о главных принципах документа, после этого следовало время вопросов, а ближе к концу заранее записавшиеся получали право отдельного выступления.
Впрочем, еще до начала мероприятия благодаря оповещениям в соцсетях было понятно — главной болевой точкой этих слушаний станет предполагаемая застройка части зеленой зоны по улице Гаврилова. Понятно было это и экспертам, присутствовавшим на слушаниях. Поэтому в самом начале Григорьев попросил не забывать о том, что в условиях большого города интересы девелоперов и экологов объяснимо разнятся: кому-то важно как можно плотнее застроить территорию, а кому-то — спасти редких краснокнижников. И искусство управления городом заключается в нахождении баланса. «Давайте конструктивно искать компромисс», — призвал собравшихся представитель разработчиков. Он обратил внимание на то, что пожелания, звучащие на слушаниях (и высказываемые по существу), всерьез учитываются. Уже сейчас транспортники и архитекторы буквально по ночам обрабатывают и анализируют предложения казанцев.
После часовой презентации (пересказывать ее не стоит — она уже звучала в более ранних публикациях) настало время сессии «вопрос-ответ». Среди них по традиции оказалось очень много частных: предприниматели интересовались зонированием принадлежащей им территории, мамы подрастающих малышей — судьбой пересменки в школах. Отвечая на последний вопрос, Григорьев дал понять, что, согласно новому документу, в школах города предполагается полная ликвидация второй смены. Достигать этого будут строительством в каждом районе новых школ. Само собой, если бюджет отпустит на эти цели достаточно средств, а так школы останутся в виде отведенных им земель, и не более. Были и напрямую не относящиеся к разработчикам вопросы — например, запланировано ли благоустройство Малого и Большого Чайкового озер, пруда по улице Голубятникова. Собравшимся пояснили, что все эти территории, согласно новому генплану, включены в рекреационный каркас города, но предметно о сроках восстановления говорить невозможно: это задачи «парково-скверовой» программы республики.
Дошла очередь и до самого острого вопроса — рощи на берегу Казанки по улице Гаврилова
55 ГА — ПОД ПАРКОВУЮ ТЕРРИТОРИЮ, 25 — ПОД ЖИЛЬЕ?
Дошла очередь и до самого острого вопроса — рощи на берегу Казанки по улице Гаврилова. Общая протяженность зеленой территории здесь 80 гектаров. Проектировщики не стали отпираться — часть территории по улице Гаврилова действительно пойдет под жилую застройку. Но при этом, обратил внимание Григорьев, 55 га вдоль Казанки отводится именно под парковую территорию.
Такой компромисс аудиторию, судя по всему, не устроил. Высказаться против предполагаемой застройки решили очень многие. Так, жительница дома по улице Гаврилова Ольга Боброва рассказала, что въехала в квартиру в доме на берегу Казанки 30 лет назад. «Нам сказали, что тут будет парк, посвященный афганцам. А сейчас какие-то элитные дома собираются строить. Я думаю, большинство местных жителей пришло сюда только потому, что нас волнует, где мы будем с детьми гулять, ходить на лыжах, кататься на санках», — высказалась женщина. Жителям района, по ее словам, хочется гулять и смотреть на Казанку, а не на ближайший дом, который к тому же будет огорожен забором. Из зала ее поддержали криками «Оставьте парк!».
В ответ представитель Института генплана Москвы, оказавшийся коренным казанцем, решил рассказать свою историю, связанную с этим районом. Выяснилось, что он и сам долгое время был жителем улицы Гаврилова. Сейчас там живут его дети и внуки, и территория эта для него также не является чужой. «Когда я заселился в ЖК по соседству и поднялся на свой этаж — тогда еще не был построен следующий ряд домов — и увидел из своих окон Казанку, то был, честно говоря, заворожен этим видом: река, текущая под окнами, зеленая зона... И как мне было обидно, когда следующий дом встал передо мной и отрезал эту красоту! Страшно было обидно», — поделился Григорьев. Но на правах градостроителя эксперт заявил: достаточно узкую полосу вдоль Гаврилова было бы уместно отдать под застройку с условием, чтобы инвестор, приходящий на эту территорию, благоустроил за свой счет все остальное. «Вчера кто-то из местных архитекторов дал великолепное предложение — очень локально, очень небольшие островки [застройки] вдоль Гаврилова — с организацией на первых этажах объектов обслуживания», — продолжил он излагать компромиссную точку зрения. «Небольшие кафе, магазины, по которым приятно прогуляться, — вот такая среда предполагается вдоль Гаврилова, оставляя всю зону за этими домами зеленой, благоустроенной для вас», — пояснил Григорьев.
Предложение, впрочем, встретили решительным протестом.
Следующей взяла слово еще одна жительница дома по улице Чуйкова, попросившая представителей управления архитектуры ответить на вопрос, планируется ли все-таки парк на улицах Чуйкова — Лаврентьева. «Если парка там не будет, я просто буду менять место жительства», — заявила девушка, объяснив это тем, что хотела бы разобраться с этим вопросом до появления детей. «Не хочется жить там, где территория будет изменена... Хочу сказать, что я против и сделаю, наверное, все возможное, чтобы решение было в пользу парка — большого, насыщенного деревьями. Ни кафе, ничего не надо. Просто деревья и свежий воздух, потому что в Ново-Савиновском районе другого парка нет», — резюмировала девушка.
Олег Маклаков отметил, что может оценить ситуацию с разных сторон, поскольку является не только практикующим архитектором, но и жителем Ново-Савиновского района
ПРОЕКТ ПАРКА НА ГАВРИЛОВА ПОБЕДИЛ В КОНКУРСЕ ЗЕЛЕНОЙ АРХИТЕКТУРЫ
На вопрос о возможном появлении на этой территории парка советник мэра Казани Владимир Фомин предложил ответить активистке Надежде Асановой, разработавшей на эту территорию проект, который недавно занял 2-е место в рамках российского конкурса по тематике зеленой архитектуры «ЭкоТектоника». Советник мэра, судя по всему, решил намекнуть девушке на то, что взять приз — все-таки одно, а найти средства на его реализацию — несколько другое. А потому поинтересовался у Асановой: что она может сказать о сроках реализации своего проекта?
Девушка, впрочем, иронии не оценила. «Что вам мешает оставить там зеленую зону сейчас? Срок реализации — один день! Измените зонирование в вашем генплане», — не растерялась Асанова. Во второй половине слушаний, когда пришло время выступлений, она раскрыла и некоторые подробности: ее проект парка получил национальную премию в номинации «Общественные пространства». По словам Асановой, комиссия, вручавшая девушке две недели назад диплом в Москве, сказала буквально следующее: «Мы знаем, какие градостроительные решения принимаются сейчас в Казани. И мы очень надеемся, что нам всем вместе удастся сохранить вашу зеленую зону». Как рассказала Асанова, разработанный экологами проект содержит обоснование природной ценности территории и возможное развитие тех активностей, которые есть там на сегодняшний день. Накануне по итогам публичных слушаний комиссии были переданы «живые» подписи более 2 тыс. человек — все они против застройки зеленой зоны вдоль улицы Гаврилова. При этом запущенная в интернете две недели назад петиция с предложением создать в Казани парк чемпионов набрала, по словам активистки, 37,5 тыс. голосов.
«Если все-таки сложится так, что здесь возникнет застройка, то она должна пролегать, основываясь на очень подробном анализе»
Прозвучала и альтернативная точка зрения – компромисс между застройкой и сохранением парковых зон. Так, на слушания с правом выступления записался известный в Казани архитектор и глава студии «Аксиом» Олег Маклаков. Он дал понять, что может оценить ситуацию с разных сторон, поскольку является не только практикующим архитектором, но и жителем Ново-Савиновского района. Маклаков заметил, что в эти 80 га входят так называемые островки, не представляющие особой ценности. Это низменные территории, оставшиеся от намыва, на месте которых образовались заболоченные участки. «Но это не естественные, не природные болота. Они антропогенные. И сейчас эта территория никак не используется», — обратил он внимание собравшихся.
«Ни о каких бетонных набережных и ресторанах на этой части не должно быть и речи»
При этом архитектор заметил, что в целом по этой территории уже были допущены ошибки — в частности, кадастровый отвод был сделан без учета особенностей территории. «Если все-таки сложится так, что здесь возникнет застройка, то она должна пролегать, основываясь на очень подробном анализе. Эта территория не должна быть активным парком. Там действительно есть краснокнижные виды и сложившийся ландшафт. Она должна максимально сохраняться. Ни о каких бетонных набережных и ресторанах на этой части не должно быть и речи», — отметил Маклаков, указывая на карту.
Но при этом он заметил, что территория рядом с электроподстанцией (судя по всему, она и есть наименее ценная — прим. ред.) вполне могла бы быть отдана под настоящий парк — там, где могут возникать рестораны и другие функции. И здесь собравшиеся разделились на два лагеря: часть по-прежнему кричала «не надо нам такой проект», а часть возражала — «дайте послушать!».
Территория рядом с электроподстанцией вполне могла бы быть отдана под настоящий парк — там, где могут возникать рестораны и другие функции
Подводя итог своему выступлению, Маклаков предложил: в случае отсутствия политической или экономической возможности отменить застройку в этом районе, необходимо пересмотреть существующий землеотвод и разработать его, основываясь на проведенном экологами ландшафтном анализе. А именно — увеличить рекреационную зону, разбить большой участок на несколько отводов с коридорами, которые будут юридически закреплены, и проход там будет независимо от желания застройщика». Ну а на застройщика, как уже говорилось выше, возложить обязанности по благоустройству.
Компания ЮИТ планирует построить по улице Гаврилова жилой комплекс «Талони»
«ГЕРОЕВ И АНТИГЕРОЕВ НАДО ЗНАТЬ В ЛИЦО»
Вслед за Маклаковым взял слово представитель компании «ЮИТ-Казань» Евгений Тимачев, тоже оказавшийся жителем Ново-Савиновского района. Компания «ЮИТ», напомним, планирует построить по улице Гаврилова жилой комплекс «Талони». Ранее уже были учтены предложения экологов, рекомендовавших сократить площадь застройки до 4 гектаров. На слушаниях кто-то из присутствующих задал вопрос о том, есть ли у компании разрешение на строительство, и ЮИТ решил расставить все точки над i. Пошутив на тему того, что «героев и антигероев надо знать в лицо, и пусть сегодня я стану антигероем», Тимачев решил ответить на все волнующие аудиторию вопросы.
В частности, он заверил собравшихся, что до тех пор, пока не будет получена вся разрешительная документация, ни одна свая на этом участке забита не будет. «За это вы не переживайте, мы всегда исполняем свои обещания, мы открытая компания, и мы всегда действуем в рамках законодательства. Не будет никаких ночных рейдов, быстрых возведений», — пообещал он. При этом представитель компании напомнил, что не может говорить о всех 25 га, потенциально отведенных под застройку. Он отвечает лишь за те 4 га, что находятся в собственности у компании.
«Никаких серых схем не применялось. Мы купили совершенно в белую, абсолютно законно данный участок. Он к моменту покупки уже находился в частной собственности, причем достаточно давно», — заявил представитель компании, имени собственника, впрочем, называть не стал: коммерческая тайна. По его словам, одной из причин, ставших толчком для покупки именно этого участка, стал тот факт, что на нем уже стояло возведенное здание университета Махариши, а значит, почвы были нарушены. «И была еще одна причина. Мы купили этот участок, потому что он крайний. Он примыкает к „Мегастрою“, который уже построен. Нам не надо портить зеленую зону, что-то рыть, тащить какие-то сети. Мы подключаемся к „Мегастрою“ и все проблемы решаем», — пояснил представитель компании. Все это вполне объяснимо в свете того, что финны, стоящие за ЮИТом, в принципе ратуют за экологичное строительство и очень этим фактом дорожат.
В заключение Тимачев открыто добавил: разрешения на строительство у компании пока действительно нет. Нет и генплана участка. Есть лишь концепция застройки, специально размещенная на сайте компании для того, чтобы ее «видели и обсуждали». Что население, в общем-то, и делает, объединившись всем районом в попытке сберечь зеленый массив.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 544
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.