ЗАРПЛАТЫ НА ЧЕЛНИНСКОМ АВТОГИГАНТЕ ОКАЗАЛИСЬ НИЖЕ, ЧЕМ НА АВТОВАЗЕ, И ЗНАЧИТЕЛЬНО НИЖЕ ЧЕМ НА ЗАВОДЕ ФОРДА В РФ. ПОЧЕМУ? 

Cегодня КАМАЗ опубликовал средние зарплаты своих подразделений – с прошлого года они, в среднем, выросли на 30-45%. При этом, уровень зарплат камазовских работников по-прежнему сложно назвать высоким. «БИЗНЕС Online» сравнил зарплаты крупнейших автомобильных компаний РФ и попытался выяснить, можно и нужно ли снижать численность рабочих КАМАЗа, чтобы повысить зарплаты оставшимся. 

РОСТ ЗАРПЛАТ СЛЕДСТВИЕ КОНЬЮНКТУРЫ РЫНКА 

Сегодня ОАО «КАМАЗ» опубликовало на своем официальном сайте информацию о средних зарплатах своих подразделений. По сравнению с прошлым годом, сообщает департамент по информационной политике компании, в частности, на автомобильном заводе она увеличилась на 45%. Средняя заработная плата персонала автомобильного завода ОАО «КАМАЗ» выросла в этом году с 12094 рублей в январе до 17460 рублей в марте (у рабочих – 16706 рублей). Самый высокий уровень зарплаты, впрочем, на «КАМАЗинструменте». В этом году её среднее значение увеличилось с 12354 рублей до 17700 рублей, у рабочих – с 10829 рублей до 16634 рублей (подробнее см. справку). 

С одной стороны, темп роста зарплат действительно впечатляет. И он действительно связан с ростом объёмов выпуска основной и диверсификационной продукции, как считают специалисты автогиганта. Автомобильный завод, финишное предприятие основной продукции компании, сдал для отгрузки потребителям 4 тысячи машкомплектов в марте и почти 9,9 тыс. – за три месяца года. Что больше на 76% и 43% соответственно, чем за те же периоды 2010 года.

 Как заявил газете «БИЗНЕС Online» аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин, «анонсированное увеличение средней заработной платы персонала компании в целом отражает дальнейшее восстановление рыночной конъюнктуры и улучшение основных финансовых и операционных показателей компании». 

- Стоит отметить, что по итогам 2010 года чистый убыток компании сократился в 2,3 раза и составил 1,8 млрд. руб. против 4,2 млрд. руб. в 2009 году. Выручка в прошлом году выросла на 33% до 75 млрд. руб. Мы обращаем внимание и на то, что итоги операционной деятельности компании в 1 квартале этого года были весьма позитивными, - отмечает Максим Клягин, - В целом бизнес-план по производству и продажам на 2011 год утвержден, исходя из выпуска 35,8 тыс. автомобилей, из них почти 31 тыс. будет реализовано на российском рынке, остальные планируется отправить на экспорт. В 2011 году ожидается рост выручки на уровне 24%.

ЧЕМ МЕНЬШЕ РАБОЧИХ – ТЕМ БОЛЬШЕ ПЛАТЯТ? 

Другое дело, что для такой крупной компании с известным мировым брэндом зарплата в 17 тыс. рублей все-таки выглядит не слишком высокой. В этой связи интересно, во-первых, сравнить средние зарплаты российских автомобильных компаний. Скажем, средняя зарплата на «Автодизеле» еще в 2010 году увеличилась в полтора раза по сравнению с 2009 годом и составила 22 тыс. руб. При этом, что любопытно,  за время экономического кризиса численность рабочих Ярославского Моторного Завода (ОАО «Автодизель») сократилась более чем вдвое – с 15 до 7 тыс. человек (впрочем, в 2010 году завод вновь начал набирать сотрудников). Для сравнения, на 1 января 2011 года списочная численность персонала всей технологической цепочки КАМАЗа составила 47,6 тыс. человек. 

Средняя зарплата сотрудников «ИжАвто», которое, к слову, намерено в этом году выполнить план по производству 100 тысяч автомобилей – превысит уровень в 16 тыс. рублей только к концу года. При этом штатная численность предприятия по данным на 1 марта составляет всего 3 тысячи человек, и до конца года она возрастет до 5,1 тыс. сотрудников. 

Возможно, не совсем справедливо, зато любопытно сравнить, наконец, камазовские зарплаты с выплатами работникам российского автозавода Ford. Недавно профсоюз российского автозавода Ford заключил с работодателем коллективный трудовой договор на 2011-2013 годы, отстояв свои требования «без "традиционной" забастовки» (о том, как работники «Форда» умеют отстаивать свои права и требования повысить зарплату, российские СМИ писали неоднократно). 

Средняя зарплата рабочих после заключения нового договора составит от 26 000 до 40 000 рублей. Как считают в фордовском профсоюзе, это самая высокая зарплата рабочих в автомобильном секторе. Впрочем, компания по-видимому может себе это позволить: численность персонала там составляет всего 2,2 тыс. человек. При этом компания Ford планирует в 2011 году увеличить объем производства автомобилей на заводе в Санкт-Петербурге по сравнению до 90 тыс. единиц.

ЗАРПЛАТА ОФИЦИАЛЬНАЯ И НЕОФИЦИАЛЬНАЯ 

Зато любопытен практически «двойник» КАМАЗА – тольяттинский завод. Средняя зарплата в ОАО «АВТОВАЗ» за ноябрь 2010 года составила 19 664 рубля (в феврале 2010 года – 13 тыс.рублей). Впрочем, по поводу зарплат на «АвтоВАЗе» есть разные точки зрения. Представители его независимого профсоюза «Единство» считают, что нижний предел работника низкой квалификации в 2010 году составлял 10 тыс. рублей, а вовсе не 16 тыс., как об этом рапортовали официальные лица (справедливости ради, КАМАЗ местная пресса неоднократно обвиняла в завышении официальной зарплаты – со слов самих работников компании). Если же официальным лицам все-таки верить, то средняя зарплата на «АвтоВАЗе» в 2008 году достигала 22 тыс. рублей! При этом, на начало 2011 года численность персонала ОАО «АвтоВАЗ» составляла 67 тыс. человек, а к 2013 году она должна составить и вовсе 72 тыс. человек. Напомним, что Тольятти, как и Набережные Челны, тоже моногород – и АвтоВАЗ в каком-то смысле, возможно, вынужден «держать на балансе» гораздо большее число персонала, чем это нужно для выполнения производственного плана компании на 2011 год: он составляет 698,9 тыс. автомобилей и машинокомплектов. 

Интересно и заявление гендиректора АЗ «УРАЛ» (группа ГАЗ) Виктора Кормана, который еще весной 2010 года сообщил АН Челябинских новостей «Доступ», что средняя зарплата рабочих на разных производственных участках компании составляет 17,5-21 тыс.рублей. При этом глава компании выразил удивление, чем недовольны его рабочие (рабочим была непонятна система начисления заработной платы и они в знак протеста отключили в апреле прошлого года главный конвейер - прим. ред.), сравнив свое предприятие с ситуацией на КАМАЗе: «Я не понимаю недовольства потому что если взять нашего главного конкурента ОАО «КАМАЗ», то уровень заработной платы там в 1,5 раза ниже, чем у нас». На сегодняшний день, сообщили газете «БИЗНЕС Online» в компании, средняя зарплата производственных рабочих «УРАЛа» составляет 28 800 рублей. 

В ЯПОНИИ РАБОЧИЕ РУКИ ДОРОЖЕ МЕТАЛЛА 

Зампредседателя ТПП РТ Владимир Жуйков считает, что при наличии настолько раскрученного и известного брэнда как КАМАЗ и объемах реализации в настоящее время, «такая невысокая зарплата вызывает сожаление». Своим мнением он поделился с БИЗНЕС Online: 

- Ясно, что в структуре себестоимости есть определенная доля зарплат. Ясно, что до сих пор в России на производствах доля зарплаты в себестоимости не достигла мировых уровней. Почему Япония при обслуживании японских авто до деталей не опускаются, а меняют весь агрегат – потому что цена металла меньше, чем цена рабочих рук. И затраты на то, чтобы работники перебирали какой-нибудь узел из 30 деталей оказываются в результате выше, чем если просто поменять агрегат. Стоимость труда работника японской компании «дороже» металла.

 ЗАЧЕМ СТОЛЬКО ЛЮДЕЙ? 

Можно, впрочем, предположить, что КАМАЗ мог бы повысить зарплаты своим работникам в разы, если бы снизил численность своего персонала. Мнения о том, что КАМАЗу для производства нужно гораздо меньше работников, высказывались неоднократно. При этом, впрочем, не следует забывать о том, что Набережные Челны, как и Тольятти, моногород. И высвобождение ненужного числа людей в случае улучшения эффективности производственной системы и повышения производительности труда неизбежно вызовет социальную напряженность. 

«ВЫЛАВЛИВАТЬ ПОТОМ СПЕЦИАЛИСТОВ ПРИДЕТСЯ 5 ЛЕТ» 

Впрочем, глава Аналитического отдела ОАО «КАМАЗ» Борис Морозов не считает, что снижение численности рабочих было бы правильным шагом. Этим мнением он поделился с БИЗНЕС Online: 

- А почему вы думаете, что КАМАЗ не хочет в 3 раза повысить объем производства? Если вы разгоните людей в эпоху кризиса, многие уйдут навсегда – квалифицированные сотрудники уходят и не возвращаются. Сколько лет вы потратите на то, чтобы потом найти нужного специалиста? Сколько из 10 кандидатов на должность становятся хорошими специалистами? 20%. И вылавливать таких придется пятилетку. А мы знали, что кризис не вечен, что мы точно будем наращивать объемы. С другой стороны, по доле зарплат КАМАЗ вполне конкурентоспособен в мире. Да, производительность не самая высокая, и зарплата не самая высокая, зато есть потенциал роста. А если мы сожмемся в 2 раза? Социальные последствия вы сами знаете, но последствия для бизнеса в отношении дальнейшего роста будут чудовищными. И выгоднее усилия персонала на переходных этапах направить внутрь, на совершенствование трудовых процессов, операций, разработку новых продуктов. В стране имеются серьёзные проблемы, которые КАМАЗ может решить - объяснил он корреспонденту «БИЗНЕС Online».

Сегодня, по словам Бориса Морозова, на КАМАЗе ведется работа по применению современных технологий и улучшению производительности труда. К примеру, «КАМАЗ только что провёл международную конференцию по бережливому производству, где обсуждали «выдающиеся достижения по производительности труда: применением Lean-технологий выравнивания и стандартизации работы можно довести ритм конвейера до 4 минут». При этом, по словам аналитика, все КАМАЗы можно успевать собирать за одну смену. Или с запасом - на одном конвейере. Однако переходная стадия к такому ритму требует огромного объема работы:

- Когда-то на старте КАМАЗа была эпопея: перенормировали завод двигателей. Потому что оказалось, что существовавшие в СССР методики расчета не учитывали крупного машинного производства степени автоматизации 85%. Роботы не смогли работать без людей. Проблема была народохозяйственного значения, учили наших технологов и экономистов, они полтора года расчеты выполняли. Колоссальные людские ресурсы были брошены, чтобы переписать все карты технологические и должностные инструкции. Вот эта работа сегодня на КАМАЗе ведется, как на уровне производства, так и на уровне бизнес-процессов, - заметил аналитик. 

Руководитель департамента по информационной политики ОАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев также заявил газете «БИЗНЕС Online», что сокращать персонал, чтобы повысить зарплату оставшимся сотрудникам компания не собирается и смысла в этом не видит: «Главная наша философия состоит в увеличении производства и производительности труда без увеличения или уменьшения численности персонала». 

Сергей Афанасьев 

Справка

Зарплаты рабочих автомобильного завода ОАО «КАМАЗ» в течение I квартала выросли с 11346 рублей до 16706 рублей, по сравнению с аналогичным периодом 2010 года – на 43,1%. Средняя зарплата персонала на ОАО «КАМАЗ-Металлургия» выросла за три месяца с 13592 рублей до 17442 рублей (это больше на 36,4%), у рабочих – с 13010 рублей до 16743 рублей (36,6%). Камский прессово-рамный завод увеличил среднюю зарплату в этом году с 12710 рублей до 16373 рублей (32%), зарплату рабочих – с 12269 рублей до 15459 рублей (31,8%). На «КАМАЗ-Дизеле» средняя зарплата персонала выросла в I квартале с 12513 рублей до 16330 рублей, у рабочих – с 10726 рублей до 15130 рублей. В марте 2011 года дизелисты «КАМАЗа» заработали, соответственно, на 35,7% и 33,9% больше, чем год назад. Средняя зарплата на «Ремдизеле» выросла в этом году с 14874 рублей в январе до 16000 рублей в марте, зарплата рабочих – с 12804 рублей до 13780 рублей. Самый высокий уровень зарплаты, впрочем, на «КАМАЗинструменте». В этом году её среднее значение увеличилось с 12354 рублей до 17700 рублей, у рабочих – с 10829 рублей до 16634 рублей. Годовой прирост – соответственно, составил 46,9% и 51,8%. 

 Информация департамента по информационной политике ОАО «КАМАЗ»