Редкий документальный фильм идет в России с таким размахом, с каким вышла недавно на экраны лента «Дело Собчака» Редкий документальный фильм идет в России с таким размахом, с каким вышла недавно на экраны лента «Дело Собчака» / Фото: Сергей Елагин

НОСТАЛЬГИЯ ПО СОБЧАКУ: КАК ПУТИН И МЕДВЕДЕВ ВСПОМИНАЛИ СВОЮ ПИТЕРСКУЮ МОЛОДОСТЬ

Редкий документальный фильм идет в России с таким размахом, с каким вышла недавно на экраны лента «Дело Собчака». Картину вначале презентовали на Каннском фестивале, затем анонсировали по всем центральным телеканалам и выпустили в широкий прокат ровно в День России, 12 июня, под аплодисменты московского политического бомонда, который, как нетрудно догадаться, увидел в фильме свою пронзительную «питерскую» юность. Ксения Собчак при помощи давнего друга и режиссера Веры Кричевской вроде бы сняла ностальгическое кино о своем отце, но на выходе получилась почти двухчасовая эпопея о всех «птенцах собчаковского гнезда». Они все здесь еще очень молоды: и 23-летний аспирант ЛГУ Дмитрий Медведев, и главный экономический советник ленинградского мэра Анатолий Чубайс, и сотрудник Ленсовета и «спец по экономической реформе» Алексей Кудрин, и прочая питерская «королевская рать», так что вернувшийся из Германии кадровый офицер КГБ Владимир Путин действительно смотрится среди них «старшим товарищем». Ныне они имениты и наделены высшей властью, а тогда это были просто замы, спецы, консультанты из пестрой команды «реформатора» и «отца русской демократии» Анатолия Собчака. И только иногда в кадре мелькнет какое-то полузабытое лицо – буквально в шаге от Путина. Смотришь и припоминаешь: ба, да это же Михаил Маневич, главный управляющий имуществом Северной столицы, прицельно расстрелянный из автомата Калашникова прямо на Невском проспекте в августе 1997 года. Не повезло – не дожил, а то, глядишь, тоже стал бы сегодня каким-нибудь кремлевским министром и, конечно, говорящей головой в фильме «Дело Собчака».

Впрочем, главный герой ленты – профессор-правовед Анатолий Александрович Собчак – тоже так никогда и не увидел триумфа своих учеников. Он не стал свидетелем того, как они один за другим выходили в дамки, как возглавляли государственные корпорации и министерства, как постепенно и настойчиво вытесняли на обочину «демократов первой волны». Собчак-старший очень странно умер еще в феврале 2000 года, когда «его Володя» только готовился стать президентом РФ. Случайно или не очень, но он навсегда остался в том «лихом» времени, где дотлевали осколки Советского Союза, где «блистательным Санкт-Петербургом» днем управляли одни люди, а ночью совершенно другие, где запросто нанимали киллеров, чтобы решить вопросы с Маневичем или Галиной Старовойтовой. И в картине «Дело Собчака» почти слышится этот до конца не высказанный наивный вопрос ее создателей: «Как так вышло? Как получилось, что он, давший вам всем путевку в жизнь, умер затравленным и больным? А вы все – живые, знаменитые и богатые – сидите теперь в Кремле?»

Тем не менее вышло именно так. Хотя таких неудобных вопросов в фильме напрямую не задается, Ксения Собчак назвала свою совместную с Кричевской кинематографическую работу журналистским расследованием. На деле же получилась серия блестящих интервью с первыми лицами страны, которые – кто уклончиво, а кто и очень откровенно – вспоминают о своем прошлом. Кого только не встретишь в этом хороводе сиятельных лиц! Помимо Путина, Медведева, Чубайса и Кудрина, это нынешний главнокомандующий Нацгвардией Виктор Золотов, личный телохранитель Бориса Ельцина Александр Коржаков, бывший мэр Москвы Гавриил Попов, ельцинский зять Валентин Юмашев, его супруга, дочь первого российского президента Татьяна Дьяченко, ниспровергатель памятника Дзержинскому, президентский советник Сергей Станкевич и пр. В повествовании то и дело всплывают журналисты старой ленинградской школы: директор агентства журналистских расследований и автор «Бандитского Петербурга» Андрей Константинов, главред «Фонтанки.ру» Александр Горшков, директор «Росбалта» Наталья Чаплина (жена генерала ФСБ Виктора Черкесова) и, разумеется, циничный мэтр незабываемых «600 секунд» Александр Невзоров.    

Послушаем их. Быть может, новейшая история нашей страны станет для нас чуть понятнее.

Ксения Собчак вроде бы сняла ностальгическое кино о своем отце(слева), но на выходе получилась почти двухчасовая эпопея о всех «птенцах собчаковского гнезда» Ксения Собчак вроде бы сняла ностальгическое кино о своем отце (слева), но на выходе получилась почти двухчасовая эпопея о всех «птенцах собчаковского гнезда» Фото: ©Александр Макаров, РИА «Новости»

«МЫ НЕ СМОГЛИ РАЗБИТЬ ЭТУ СПЛОЧЕННУЮ ЧИНОВНИЧЬЮ РАТЬ, КОТОРАЯ ЗАВЛАДЕЛА СТРАНОЙ» 

В Питере, на родине Собчака, главной площадкой для премьеры нашумевшей картины стал «Ленфильм». Пока по окрестным улицам Петроградки (Петроградского района прим. ред.) шествовали разукрашенные и голосистые болельщики ЧМ-2018, здесь, в прохладном кинозале старейшей киностудии страны, ненадолго воцарилось прошлое. Зрителей на очередной вечерний сеанс пришло, кстати, не очень много, не более 20 человек: вальяжные девицы из целевого электората Ксении Анатольевны и несколько седовласых петербуржцев, заставших эпоху Собчака «живьем». Первые же документальные кадры кинохроники, возникшие на экране, напомнили о так называемом ленинградском Гайд-парке, существовавшем в конце 1980-х годов у Казанского собора: здесь в разгар перестройки собирались уличные политики всех мастей и причудливо одетые неформалы. К примеру, в левом крыле колоннады обыкновенно «медитировали» советские хиппи, которых периодически били неожиданно возникавшие гопники, а в правом крыле произносились крамольные диссидентские речи. Иногда к собору подъезжала милиция и винтила всех без разбору (как пел по этому поводу Гребенщиков, «панки любят грязь, а хиппи – цветы, но тех и других забирают менты»). Одна из таких сценок как раз открывает «Дело Собчака»: двое милиционеров в тяжелых и неуклюжих шинелях тащат по казанскому скверу очередную жертву своего «произвола». Какой-то длинноволосый подросток медленно и задумчиво выпускает в камеру колечки табачного дыма. В стране перестройка и ускорение, Цой, рок-н-ролл и программа «Взгляд». Анатолий Собчак еще работает в Ленинградском университете профессором права, но в городском клубе «Перестройка» уже собираются будущие члены его команды, а молоденький и старательный аспирант со смешной курчавой головой, Дима Медведев, пишет под его руководством свою первую научную работу. 

Романтический ажиотаж, охвативший к тому времени Ленинград, был сравним разве что с массовым угаром февральской революции 1917 года. Всех вдруг охватила решимость, не сходя с места, начать жить по-новому, а старому миру показать толстую откровенную фигу.

«Я помню ликование августа – сентября 1991 года, когда люди впервые почувствовали себя свободными, – рассказывает в фильме Анатолий Собчак. – Если бы мы этот энтузиазм сохранили, тогда все можно было бы сделать: и мумию захоронить, и партию эту запретить, и функционерам запретить становиться депутатами, губернаторами и прочее. И, главное, привлечь сразу новых людей! Разбить эту сплоченную чиновничью рать, которая страной завладела под названием номенклатуры! Но мы не смогли этого сделать...»

Эта реплика едва ли не ключевая для всей кинокартины. Собчак предстает перед нами решительным реформатором – наверное, самым радикальным из всех, кого допускали к микрофону на исходе советской эпохи. При этом в нем самом ничего советского практически нет: он буквально соткался из воздуха и туманов бывшей имперской столицы, шагнув на ее проспекты «как будто только вчера с Елисейских полей» (такую характеристику дает ему один из героев фильма). «В своем клетчатом пиджаке», – любовно добавляет за кадром Ксения Анатольевна. И вправду, вот он спешит к трибуне Верховного Совета СССР, где с 1989 года заседал в качестве народного депутата. Фалды его знаменитого пиджака воинственно развеваются, воротник модной голубой рубашки небрежно расстегнут. Из зала на него глядят сотни недобрых глаз людей, одетых преимущественно во что-то серое и кондовое. И тут же на всех присутствующих льются совершенно возмутительные речи.

«Нам нужно пересмотреть степень секретности в работе комитета государственной безопасности, – заявляет профессор права, причем делает это тем менторским тоном, каким, видимо, привык у себя в ЛГУ читать лекции. – Каждый советский человек, независимо от принадлежности его к той или иной партии или его беспартийности, имеет право претендовать на любой государственный пост».

Зал слушает сумрачно, но по ту сторону экрана и по ту сторону телевизионной трансляции Собчаку мысленно аплодируют «демократы первой волны» и шлют воздушные поцелуи домохозяйки, влюбившиеся в его веселый клетчатый пиджак и стремительную походку. Так в фильме вырисовывается первое противостояние: щеголеватый и отважный профессор против трусливых «серых». Профессор пока на коне, «серые» – в полном ауте. В Москве возникает мода на клетчатые пиджаки. В некоторых столичных магазинах их даже именуют по имени главного носителя: «пиджаки-собчаки».


ПУТИН: «Я КАДРОВЫЙ, ДЕЙСТВУЮЩИЙ СОТРУДНИК КГБ». СОБЧАК: «НУ И ФИГ С НИМ»

Противостояние второе: Собчак и КГБ или – шире – спецслужбы. В «Деле Собчака» имеется несколько резких высказываний Анатолия Александровича в адрес комитета, показывающих, что он был настроен на достаточно жесткую люстрацию и на то, чтобы больше не подпускать чекистов близко к государственной власти. Однако, как неоднократно замечали эксперты, эти заявления вступают в очевидное противоречие с тем фактом, что он взял на работу и максимально приблизил к себе бывшего кадрового сотрудника КГБ Путина, который вовсе и не думал скрывать своей принадлежности к всесильному «ордену меченосцев». Правда, в ту пору будущий российский президент трудился помощником ректора ЛГУ по международным вопросам.

Путин в картине сам разъясняет этот казус. В личном интервью Ксении Собчак, данном еще накануне старта последней избирательной президентской кампании (считается, что именно тогда Владимир Владимирович благословил Ксению Анатольевну на выдвижение в кандидаты в президенты РФ,прим. ред.), глава государства рассказал, как все было. По его словам, Собчак-старший сам приехал к нему, чтобы пригласить стать его заместителем, а именно – пойти на должность советника председателя Ленсовета.

«Я ему ответил: вы знаете, я бы с удовольствием пошел бы работать к вам, – вспоминает Путин. – Но боюсь, что это невозможно. Наверное, я не могу вам об этом говорить, но я, наверное, не нарушу серьезным образом наши правила и могу вам сказать, что я не просто помощник ректора, я кадровый, действующий сотрудник КГБ».

Впрочем, Собчак, услышав шокирующее признание своего университетского коллеги, ничуть не расстроился. В фильме объяснение между ними заканчивается словами Анатолия Александровича, которые приводит Путин: «Ну и фиг с ним». Больше они к этой неприятной для обоих теме не возвращались.

Вспомнить о работе Путина в «конторе» им придется только еще один раз – во время августовского путча 1991 года. «С одной стороны, я работал с Анатолием Собчаком, он был на стороне действующей власти, на стороне Ельцина и так далее, – объясняет Владимир Владимирович возникшую перед ним дилемму. – А с другой стороны, попытка вот этого переворота, где силовые структуры были на стороне тех, кто это осуществлял... Я не мог быть там и там одновременно. Я должен был чувствовать себя, во-первых, уверенно, поэтому в данной ситуации самое правильное для меня было написать рапорт и уйти в отставку». О намерении уволиться из КГБ Путин доложил Собчаку. «На что он мне сказал: „Хорошо, так и сделайте. Я позвоню Крючкову“, – продолжает глава государства. – Я так удивился немножко, думаю: Крючков пошлет его подальше. Он действительно позвонил Крючкову (Владимиру Александровичу, председателю КГБ СССР и члену ГКЧП,прим. ред.), и рапорт был подписан буквально в течение двух-трех дней».

По словам Путина, Собчак-старший сам приехал к нему, чтобы пригласить стать его заместителем, а именно – пойти на должность советника председателя Ленсовета По словам Путина, Собчак-старший сам приехал к нему, чтобы пригласить стать его заместителем, а именно – пойти на должность советника председателя Ленсовета Фото ИТАР-ТАСС/Интерпресс/Александр Николаев

Судя по всему, с этого момента Путин экстраполирует на Собчака все понятия об офицерской чести, преданности и долге, которые были воспитаны в нем «конторой». Родины (той самой, которая «начинается с картинки в твоем букваре») больше нет, спецслужбы распущены заодно с «хорошими и верными товарищами», зато есть Собчак, яркий, харизматичный, популярный, обещающий выстроить новую страну на обломках рухнувшей советской империи. И Путин присягает своему «шефу» также беззаветно, как когда-то служил Советскому Союзу.   

«Он к Собчаку относился с такой снисходительной нежностью, – рассуждает в фильме директор „Росбалта“ Наталья Чаплина (Черкесова). – Он его понимал, он хотел ему помочь. Вот как ни странно: Собчак был его начальником, а Путин хотел ему помочь».

«Нам было по 23–24 года, – вспоминает Дмитрий Медведев. – Поэтому Анатолий Александрович сказал: „Владимир как взрослый будет среди вашей группы старшим товарищем“».

«Несмотря на то, что Путин был подчиненным папы, он ему часто возражал, – свидетельствует супруга Собчака Людмила Нарусова в диалоге со своей дочерью Ксенией. – Они могли спорить, но при папиной эмоциональности папе было с ним очень комфортно и абсолютно надежно. Папа и взял его к себе на работу, потому что понимал, что этот человек долго жил в Европе. Стиль европейской жизни и ее образ были ему хорошо знакомы».

В картине есть немало трогательных эпизодов, где юная Ксения играет на берегу какого-то озера с «Володиными девочками», пока их отцы обсуждают дела или катаются в лодке по узнаваемо ленинградской свинцовой водной глади. Имеются и кадры кинохроники, запечатлевшие Путина и Собчака на работе. Анатолий Александрович везде передвигается стремительно, как бы невольно подражая основателю Петербурга Петру I, так что его подчиненные едва за ним поспевают. Но Путин всегда попадает в собчаковский ритм, не отставая от шефа, в то время как другие «люди из свиты» почти бегут. Можно сказать, что будущий президент РФ учится у ленинградского мэра своей будущей политической походке.

В картине есть немало трогательных эпизодов, где юная Ксения играет на берегу какого-то озера с «Володиными девочками», пока их отцы обсуждают дела или катаются в лодке по узнаваемо-ленинградской свинцовой водной глади В картине есть немало трогательных эпизодов, где юная Ксения играет на берегу какого-то озера с «Володиными девочками», пока их отцы обсуждают дела или катаются в лодке по узнаваемо ленинградской свинцовой водной глади Фото: ©Екатерина Чеснокова, РИА «Новости»

МЭР «БАНДИТСКОГО ПЕТЕРБУРГА»: КАК ЗАКАТИЛАСЬ ЗВЕЗДА СОБЧАКА

Противостояние третье, которое обозначено в картине: Собчак и силовики. Конфронтация между ними вроде бы совершенно очевидна, поскольку сам Анатолий Александрович неоднократно метал ядовитые стрелы в адрес армии, правоохранительных органов и чекистов, говоря о том, что всех их неудержимо тянет в советское прошлое, потому что там они «герои, которых все боятся», а в демократической России они никто. При этом Собчак пытался создавать своих силовиков «нового типа», привлекая к себе не только подполковника Путина, но и генерала Сергея Степашина в качестве главы реформированного ленинградского КГБ. В Москве тем временем Ельцин тоже терпеливо «окучивал» силовиков, возводя на вершину государственной пирамиды Коржакова и Михаила Барсукова. Кстати, именно Коржакову первый российский президент доверил организовать для Собчака собственную службу охраны.

«Если не каждую неделю, то раз в две недели я ездил уже постоянно тогда еще в Ленинград, потом в Питер, – вспоминает на экране Коржаков. – Бывало, что он (Собчакприм. ред.) встречал меня у ворот, когда бывал свободен. Он меня всегда обнимал, руку жал и вообще принимал с большим удовольствием. Ну слава богу, я был рад. Когда он приезжал в Москву, я всегда был готов ему ответить. Но где-то на втором году или на третьем появился какой-то холодок у Ельцина к нему».

Правомерно говорить, что «холодок к Собчаку» возник не только у Ельцина с Коржаковым. Где-то с 1993–1994 годов Анатолий Александрович стал стремительно терять популярность в родном Ленинграде, торжественно переименованном в Санкт-Петербург. Ксения Собчак правильно замечает, что вершиной политической карьеры ее отца стал август 1991 года и победа над путчистами. Тогда он безоговорочно поддержал Ельцина, блокировав действия ленинградских силовиков и объединив на Дворцовой площади сотни тысяч своих сторонников. Думается, что даже пресловутый штурм Зимнего собрал в 1917 году меньше зевак и участников по сравнению с тем действительно несметным количеством людей, которые ленинградский мэр вывел на Дворцовую 20 августа 1991 года. «Возьмите назад колбасу и верните нам свободу» – такой плакат колыхался тогда над революционно настроенной толпой. Впрочем, пройдет всего два года – и на петербургские улицы горожане выйдут с уже более простыми лозунгами: «Мы хотим есть».

В том, что восторженная любовь народа к Собчаку растаяла в считаные два-три года, нет, вероятно, никакой вины силовиков или козней чекистов. В конце концов, политическая судьба Ельцина была похожей: из былинного уральского богатыря он достаточно быстро превратился в глазах «дорогих россиян» в жалкого алкоголика и шута. А «человек в клетчатом пиджаке» просто стал очень раздражать тех, кому было нечего есть и почти негде ночевать. В фильме мелькают кадры кинохроники, где Собчак пытается оправдаться перед каким-то собранием бунтующих женщин. «Я многодетная мать – почему я должна жить в притоне?!» – истерично кричит одна из них. «Я вам сочувствую», – сухо цедит мэр. «Мы голодаем!» – вспыхивают одна за другой реплики, подаваемые из зала. «Человек в клетчатом пиджаке» беспомощно разводит руками.

Да, это больше не тот зал, что рукоплескал ему в 1991 году. «Я хотел бы видеть своих соотечественников людьми с большим чувством собственного достоинства, – гордо декларировал тогда Собчак. – Гражданин должен выступать в качестве человека, равноправного с государством. Но сегодня у нас смешно об этом даже говорить: настолько несоизмеримо положение гражданина и государства. Но завтра, если мы действительно хотим создать новое общество, это должно быть нормой».

Однако «завтра» принесло с собой голод, бесправие, одиночество и криминальные войны прямо на улицах города. Те, кто помнят Питер в начале 90-х, знают, что так ужасно город выглядел разве что во время блокады. Обшарпанные фасады домов, гниющие заживо коммуналки, очереди за хлебом и за водкой. И рядом с этим – люди в малиновых пиджаках и кожанках, словно бы пародирующие «кожаную моду» большевиков. В «Деле Собчака» их имена почему-то не звучат, но мы можем вспомнить их хотя бы ради исторической справедливости: Владимир Кумарин-Барсуков, Костя-Могила (Яковлев), Руслан Коляк (Пучеглазый), Илья Трабер (Антиквар), Александр Анисимов (Акула) и пр. Тамбовские, малышевские, казанские, выборгские... Кого-то из них давно нет, как Коляка и Могилы, а кто-то далече, подобно Барсукову, но в те годы они цепко держали в своих руках Северную столицу, сделав ее без всякого преувеличения «бандитским Петербургом». Что делал в этой компании «человек в клетчатом пиджаке»? Проповедовал ли он среди них римское право? Призывал ли их иметь больше «чувства собственного достоинства»? Или же просто жил в параллельном мире, стараясь не пачкаться о возникшую против его воли постсоветскую реальность? Но нет, пачкаться все-таки приходилось: недаром на своей инаугурации в 1991 году Собчак принял от Трабера роскошную статуэтку Екатерины II. Принял как символ власти. Но настоящая власть ускользала из его рук, поэтому немалую часть своего времени Анатолий Александрович предпочитал проводить в заграничных командировках. Это окончательно добило его репутацию.

«Несмотря на то, что Путин был подчиненным папы, он ему часто возражал» «Он был на таком подъеме: „Мой Володя будет президентом! Ну я не смог, он сможет“», – вспоминает Людмила Нарусова Фото: ©Антон Денисов, РИА «Новости»

НАРУСОВА: «ЕСЛИ БЫ Я ЗНАЛА, ЧТО ЭТО ТАК ПОВРЕДИТ, Я БЫ СОЖГЛА ЭТО ВСЕ»

Вначале Собчак в 1996 году проиграл выборы мэра своему собственному первому заместителю Владимиру Яковлеву. Последний считался креатурой Ельцина и Коржакова, которые решили провести на пост питерского градоначальника не слишком амбициозного и более лояльного к ним человека (об этом в фильме говорится). Но при этом за Владимиром Анатольевичем, видимо, стояла часть питерской братвы, которой было удобнее решать вопросы не с профессором, а с «сантехником» (как в шутку именовал Яковлева Собчак). В фильме, разумеется, об этом ни слова – Кричевская и Собчак создали корректную и очень осторожную картину, где такие скользкие темы не задеваются. Тем не менее совместный проект Кремля и «бандитского Петербурга» оказался удачным: «хозяйственник» Яковлев разгромил «болтуна» Собчака на предвыборных дебатах и занял его кресло в Смольном. Анатолий Александрович уступил Владимиру Анатольевичу всего 15 тыс. голосов избирателей. «Я горжусь, что мой папа участвовал в выборах с непредсказуемым результатом», – обмолвилась по этому поводу Ксения Собчак.

Оказавшись не у дел, команда «питерских» подалась на заработки в Москву. Уехали Кудрин и Сечин. Уволился из Смольного Медведев. Путину, по его словам, Яковлев еще до выборов предлагал «вместе с ним баллотироваться». «Я отказался, естественно, – заявляет Владимир Владимирович в „Деле Собчака“. – Я ему сказал, что для меня это невозможно». В путинских глазах Яковлев – это безусловный «предатель»: ведь именно Анатолий Александрович вытащил его в правительство Петербурга с инженерной должности, а он затоптал своего «благодетеля» в грязь.

«Измена значительно хуже вражеской деятельности, – рассуждает по этому поводу в картине Глеб Павловский. – Есть враг, а есть предатель. А предатель – это бывший друг».

Тем временем начинает формироваться «дело Собчака» как таковое: 122 тома уголовного разбирательства. Показания дают почти все члены собчаковской команды – от Путина до Кудрина. Но о чем оно? Всего лишь о том, как семья Собчаков решила расширить свои апартаменты на Мойке за счет расселения соседней коммунальной квартиры за №17. Из прессы тех лет следует, что коммуналку расселили за $54 тысячи. Квартира Собчаков выросла еще на четыре комнаты общей площадью 135 кв. метров. «Если бы я знала, что это так повредит, я бы сожгла это все», – признается Людмила Нарусова в разговоре с дочерью Ксенией.

Еще один аспект дела – льготы некоей фирме «Ренессанс», возглавляемой Анной Евглевской. Следствие считало, что Собчак слишком благоволил Евглевской, которую за такую «любовь мэра» даже заключили на полгода в «Кресты». Параллельно делу «Ренессанса» был дан ход делу «Русского видео», но в фильме Ксении Собчак об этом скромно умалчивается, хотя история была очень громкой: в ходе расследования даже был задержан олигарх Владимир Гусинский, а основатель «Русского видео» и по совместительству магистр русского отделения Мальтийского ордена Дмитрий Рождественский два года провел в предварительном заключении и вышел на свободу совсем больным в августе 2000 года. В начале нулевых автору этих строк не раз приходилось бывать в семье Рождественских, глава которой, Всеволод Замков, кстати, приходился родным сыном скульптору Вере Мухиной. Я помню, какие надежды возлагались здесь на только что начавшееся президентство Путина. Новый глава государства представлялся им своего рода избавителем от произвола правоохранительных органов. И действительно: закат Яковлева в Петербурге был уже близок.

Финал фильма связан с бегством Анатолия Собчака и его жены в Париж. Между суровой Сибирью и Елисейскими полями петербургский мэр выбрал все-таки belle France Финал фильма связан с бегством Анатолия Собчака и его жены в Париж. Между суровой Сибирью и Елисейскими полями петербургский мэр выбрал все-таки belle France Фото: Сергей Елагин

ПУТИН: «Я НЕ ПЛАНИРОВАЛ КАКОЙ-ТО УМОПОМРАЧИТЕЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ»  

Финал фильма связан с бегством Анатолия Собчака и его жены в Париж. Между суровой Сибирью и Елисейскими полями петербургский мэр выбрал все-таки belle France.

К тому времени Путин уже перебрался в Москву вслед за своими коллегами, хотя поначалу полагал, что его карьера кончена. «Я даже думал, что делать, может, в такси подрабатывать? – рассказывал он по этому поводу в фильме журналиста Андрея Кондрашова. – Я не шучу, куда деваться? Двое детей маленьких. Поэтому, когда предложили переехать в Москву и заняться юридическими делами в управлении делами президента, я согласился и приехал».

Вероятно, переезд Путина и других «птенцов гнезда Собчака» в Первопрестольную стал возможен после краха группы Коржакова, Барсукова и Сосковца, которые считались основными недоброжелателями Собчака в Кремле. «Дело о коробке из-под ксерокса» разразилось еще летом 1996 года и обрушило карьеры многих ельцинских силовиков. Зато для «питерских» это освободило еще одну нишу в Кремле и значительно облегчило путь наверх.

Однако сам Анатолий Собчак продолжал оставаться под ударом. Его периодически вызывали на допросы, откуда нередко увозили в карете скорой помощи. Врачи считали его состояние предынфарктным. «Он не гримасничал на больничной койке и ничего не имитировал, – считает Путин. – Он был болен, его надо было лечить». Помочь своему бывшему шефу стремились и Чубайс, и Кудрин. Но только у Владимира Владимировича получилось это сделать, проведя блестящую спецоперацию. «Если бы у меня были сомнения в том, что он в чем-то виноват, я бы и пальцем не пошевелил, – свидетельствует президент РФ в фильме „Дело Собчака“. – Но я не просто знал, я был уверен, я знал на 100 процентов, что он не виновен».

Похлопотать за Собчака уговорили Бориса Немцова – тот выбрал момент и предложил Борису Николаевичу пожалеть опального питерского градоначальника, который наверняка не выдержит ареста и умрет в заключении. Ельцин вначале ответствовал, что предпочитает не вмешиваться в работу следствия, но затем дал отмашку прекратить травлю.

Однако именно после этой отмашки правоохранительные органы активизировались еще больше, как утверждается в картине. Собчак к тому времени находился в больнице, но наложить на него наручники могли и на больничной койке. И тут в игру вступил Путин. При этом он честно признался главе президентской администрации Валентину Юмашеву, что собирается спасать своего бывшего шефа. «Путин сказал мне: я не могу это сказать Борису Николаевичу, я понимаю, что он меня не отпустит и не поддержит, – делится воспоминаниями Юмашев. – Поэтому ставлю в известность вас. Если вдруг случится какая-то неудача, я хотел бы, чтобы вы передали Борису Николаевичу, что я не мог поступить иначе, я обязан был это сделать. Я сказал: Владимир Владимирович, это ваше право, но вы понимаете, что, если вдруг все сорвется, вы больше нигде уже не сможете работать, я буду вынужден вас уволить».

«Я не планировал какой-то умопомрачительной карьеры, с одной стороны, а с другой – была судьба Анатолия Александровича, которому я считал себя обязанным, – свидетельствует по этому поводу Путин. – Я думал, конечно, что это может мне повредить, но сомнений в том, как я должен поступить, у меня не было».

Но податься в таксисты Владимиру Владимировичу так и не пришлось. Спецоперация прошла как по нотам. Накануне Путин дал четкие инструкции Нарусовой и вежливо, но настойчиво заставил их повторить слово в слово. «Когда я говорила ему, что все поняла, он смущался и говорил: Людмила Борисовна, повторите», – вспоминает Нарусова. Дальше действие развивалось следующим образом: жена Собчака (или «дама в тюрбане», как уничижительно именовал Нарусову Невзоров за ее пристрастие к дорогим нарядам) позвонила по прослушиваемому телефону своим друзьям и пригласила их на 16-летие Ксении. Под этим же предлогом она забрала из больницы Анатолия Александровича – под расписку.

Далее следовало договориться с французской стороной, чтобы они встретили беглецов в аэропорту Бурже на машине скорой помощи. Это Людмила Борисовна сделала через агентство Air France. Но открыто проникнуть в агентство при наверняка установленной слежке было рискованно, поэтому Нарусова сделала это через сквозной проход, ведущий в Air France со стороны модного магазина Trussardi. «План был такой – я захожу в магазин Trussardi, беру с вешалок разные платья, иду в примерочную, – излагает Нарусова. – Потом выхожу во внутренний дворик, который совмещен с Air France, захожу туда, спрашиваю определенного сотрудника. Она дала мне телефон, я позвонила, вернулась в Trussardi, купила какое-то платье, потом с красивым фирменным пакетом вышла из магазина и села в машину».

По словам Людмилы Борисовны, буквально на следующий день в газете «Новый Петербург» появилась статья Юрия Шутова (владелец данного издания и бывший помощник Собчака, поссорившийся с ним и вставший в открытую оппозицию; негласно считается возможным заказчиком убийства Маневича; умер в 2014 году в колонии «Белый лебедь» – прим. ред.) – о том, что, «пока Собчак лежит в реанимации, его дама ходит по дорогим бутикам и покупает шмотки». Это был единственный раз, когда в семье Собчаков порадовались публикации Юрия Титовича: она означала, что план сработал.

Остальное было делом техники. 7 ноября 1997 года Анатолий Собчак оказался в Париже и лег на лечение в Американский госпиталь. Фильм «Дело Собчака» очень скупо рассказывает о его парижском периоде, хотя он длился более полутора лет – до 12 июля 1999 года. Как утверждается в картине, Анатолий Александрович жил скромно: передвигался на метро и сам жарил картошку на кухне у друзей. В ноябре 99-го дело в отношении него было прекращено. Путин к тому времени был уже без пяти минут преемником Ельцина.

Профессор Собчак умер в ночь с 19 на 20 февраля 2000 года в гостинице «Русь» в Светлогорске под Калининградом. О его внезапной кончине ходили самые разные слухи: от «убили» до «умер естественной смертью» Профессор Собчак умер в ночь с 19 на 20 февраля 2000 года в гостинице «Русь» в Светлогорске под Калининградом. О его внезапной кончине ходили самые разные слухи: от «убили» до «умер естественной смертью» Фото: ©Владимир Родионов, РИА «Новости»

«ОН БЫЛ НА ТАКОМ ПОДЪЕМЕ: «МОЙ ВОЛОДЯ БУДЕТ ПРЕЗИДЕНТОМ»

«Той России, которая была в XXI веке, он (Собчак прим. ред.) был бы очень неудобен, – говорит в „Деле Собчака“ один из героев ленты. – Он бы был головной болью для всех».

«Он был на таком подъеме: „Мой Володя будет президентом! Ну я не смог, он сможет“», – вспоминает Нарусова о последних месяцах жизни своего мужа.

«Как ты думаешь, ему жилось бы сегодня?» – спрашивает Ксения у своей матери в конце фильма. «Тяжело, – после некоторого раздумья ответствует Нарусова. – Не думаю, а абсолютно убеждена».

Профессор Собчак умер в ночь с 19 на 20 февраля 2000 года в гостинице «Русь» в Светлогорске под Калининградом. О его внезапной кончине ходили самые разные слухи: от «убили» до «умер естественной смертью». Как-то в Праге автору этих строк вздумал пересказать историю гибели Собчака известный диссидент и «борец с кровавым режимом» Андрей Пионтковский. Брызгая слюной мне в ухо (мы ехали вместе в такси, и он сидел сзади), Пионтковский кричал, перебивая шум дороги: «Мой вам совет – никогда не мешайте виагру с коньяком! Никогда! Даже если перед вами сразу две молодые девицы».

Так это или нет либо же сердце Анатолия Александровича просто устало от травли и предательства, не нам судить. «Серые» победили «человека в клетчатом пиджаке», но «его Володя» действительно был избран главой государства, а спецоперация по бегству в Париж, судя по всему, только пошла ему на пользу, поскольку понравилась самому Ельцину.

В заключительных кадрах ленты Ксения Собчак идет по заснеженному балтийскому берегу, где на фоне стелющегося до горизонта холодного моря поднимаются ввысь своими бронзовыми атлетическими стволами безмолвные сосны. Звучит закадровый голос дочери Собчака: «В детстве мы играли в царя горы. Царем становился тот, кто удерживался на вершине снежной горки. Но в этой игре не бывает победителей. Никто не может удержаться наверху дольше положенного срока. Зазеваешься – и вот тебя уже столкнули, ты катишься вниз весь в снежной пыли. И только самый сильный и самый умный, понимая, что время его вышло, схватит салазки или лист фанеры и съедет с горки сам».

Притчевость, заключенная в этой концовке, понятна, но кому она адресована? Это реквием отцу, которого столкнули со снежной вершины, или же намек тому, кто и по сей день является «царем горы»? И кому в таком случае должна достаться сама горка – уж не Ксении ли Анатольевне, которая как бы говорит всем бывшим ученикам ее отца: «Порулили, и хватит. Верните власть на место, откуда взяли».