ТАТАРСТАН ПЛАНИРУЕТ ВОЙТИ В ОЧЕРЕДНОЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ МЕГА-ПРОЕКТ. НА ЭТОТ РАЗ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ

В ходе первого заседания координационного совета по реализации государственной политики в области энергосбережения фактически был дан старт развитию рынка энергосервисных услуг на территории республики. На заседании, состоявшемся во вторник, также обсуждалась судьба республиканской программы энергосбережения, в том числе и внедрения ее в бюджетной сфере – одной из самых энергозатратных.

ФЕДЕРАЛЫ К РЕГИОНАЛЬНЫМ ПРОЕКТАМ ТРЕБОВАТЕЛЬНЫ

Тема энергосбережения в последнее время в буквальном смысле не сходит с уст руководства всех вертикалей власти. Озабоченность первых лиц понятна – когда страна находится в постоянном поиске инструментов повышения  доходной части бюджета, один их них фактически лежит на поверхности -  сокращение неэффективного потребления энергии на внутреннем рынке. Правда, для того, чтобы добиться снижения энергоемкости ВВП, необходимо сначала вложиться.

Об этом шла речь на первом заседании координационного совета по реализации государственной политики и координации мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в РТ, которое состоялось во вторник. Вел заседание вице-премьер - министр энергетики РТ Ильшат Фардиев.

Как сообщил заместитель министра энергетики РТ Фарид Туктаров, для того, чтобы войти в программу, необходимо подготовить  обоснованную заявку не только по уже реализуемым в республике проектам, но и по прогнозируемым. На всё про всё срок - 10 дней. Если учесть, как требовательны федералы к проектам региональных концепций, то можно представить, какая напряженная работа предстоит ведомствам в ближайшие две недели.

– От того, как сделаем заявку – будет результат, - резюмировал Туктаров. Господдержка в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в рамках федеральной программы будет осуществляться по двум направлениям. Первое, это софинансирование расходных обязательств субьектов России на сумму до 500 млн. рублей. - Причём объем ежегодного софинансирования из федерального бюджета одного субьекта не может превышать эту сумму, - подчеркнул заместитель министра энергетики РТ. И второе направление, это предоставление госгарантий Российской Федерации по кредитам на реализацию проектов в размере 10 млрд. рублей на 2011 год.

КАК ЗАКЛЮЧИТЬ ЭНЕРГОСЕРВИСНЫЙ КОНТРАКТ?

Напомним, что энергосберегающая программа – как федеральная, так и региональная – затрагивает не только сферу энергетики, в ней задействованы все области экономики.

Правительство России обозначило вполне конкретные целевые ориентиры по внедрению энергосберегающих технологий. К 2015 году объекты социальной сферы – школы, дошкольные учреждения, учреждения здравоохранения - должны быть оснащены энергосберегающим оборудованием с целевым показателем энергосбережения 20 - 30%. 261-й федеральный закон определяет единственный инструмент: заключение энергосервисных контрактов. Но в то же время ни в федеральном, ни в региональном законодательстве не отработан и не апробирован механизм их действия. Пока это неработающая модель. Отсутствие нормативно-правовой базы и правового регулирования существенно тормозит внедрение энергосберегающих технологий в бюджетной и социальной сферах.

В Татарстане в качестве пилотного проекта по заключению энергосервисных договоров была заявлена площадка министерства труда, занятости и социальной защиты РТ. Глава ведомства Айрат Шафигуллин, сообщил, что ведомство располагает разветвленной сетью объектов – на балансе числятся 267 учреждений, общая площадь которых 800 тыс. кв. метров. Минтруд РТ готов заключить договора на энергосервисные услуги по семи объектам.

– Энергосервисные компании, – рассказал «БИЗНЕС Online» Шафигуллин, - это фактически единственные компании, которые могут инвестировать средства в бюджетную сферу. Чтобы заинтересовать их работать с нами, мы предлагаем привлечь их на договора с крупными предприятиями, скажем, в нефтехимической отрасли, тогда можно будет и привлечь на более мелкие объекты. Это один из механизмов развития энергосервисных компаний.

РИСКИ ПОД ГОСГАРАНТИИ

Но тут возникает вопрос возврата денежных средств, которые, по сути, должны быть получены за счёт прибыли от экономии энергии. Но откуда эта прибыль у бюджетников? Минфин РТ просто не позволит направить ее на капвложения, частью из которых и могло бы являться расчетом по энергосервисным контрактам. Вопросы финансирования обсуждались с госбанками, но они готовы работать по госгарантиям (в частности, Сбербанк), поскольку пока трудно оценивать кредитные риски энергосервисных контрактов.

Фардиев предложил министерству финансов разработать механизм погашения задолженности перед энергосервисными компаниями за счет той экономии, которая возникнет в результате энергосберегающей деятельности учреждений. По всей видимости, будет разработана и гибкая система взаиморасчетов. А также,  сказал Фардиев, в ближайшее время будет рассмотрена возможность предоставления госгарантий по энергосервисным контрактам в лице минэнерго и минфина.

Судя по всему, это фактически старт раскрутке нового бизнеса на территории РТ.

Елена Фадеева