Несмотря на падающие финансовые показатели, в «Камгэсэнергострое» держатся бодрячком. Утвержденный накануне новый состав совета директоров без аксакала Александра Евдокимова, но во главе с замминистра строительства Юрием Аляшевым утвердит антикризисную программу развития предприятия. В ее основе — рост выручки, сокращение издержек и «продажа столового серебра». Одновременно в профильном министерстве видят «Камгэс» генподрядчиком челнинских школ и даже нижнекамского этиленника.
66,5% акций «Камгэса» принадлежат холдингу «Ак Барс», 10% — самому предприятию и около 12% распределены по физическим лицам
СОВЕТ ДИРЕКТОРОВ «КАМГЭСА»: БЕЗ АКСАКАЛА ЕВДОКИМОВА, НО С АЛЯШЕВЫМ ВО ГЛАВЕ
На прошедшее накануне собрание акционеров ПАО «Камгэсэнергострой» собрались в основном ветераны-первостроители. В президиуме заседал замминистра строительства Юрий Аляшев, заместитель гендиректора по строительству АО «Холдинговая компания «Ак Барс» Ильдар Шагитов и и. о. гендиректора ПАО «Камгэсэнергострой» Эдуард Идрисов. Начали, как водится, с итогов прошедшего года. Идрисов не стал скрывать истинного положения, в котором оказалось предприятие. «2017 год был для компании не самым простым, — без обиняков начал руководитель. — Экономическая нестабильность оказывала существенное влияние на нашу деятельность, и это стало серьезной проверкой гибкости системы управления компанией и всех производственных процессов в ней».
Далее докладчик прошелся по финансовым показателям. Объем строительно-монтажных работ по генподряду снизился с 7,4 млрд рублей в 2016 году до 4,8 млрд в 2017 году. Выручка составила чуть более 5 млрд рублей, что на 34% ниже чем в предыдущем году, а чистая прибыль — 108,5 млн рублей (в 2016 году — 142 млн рублей). Произошло также снижение прибыли от продаж на 197 млн рублей, или на 40% в относительном выражении, рентабельность продаж снизилась с 6 до 5,8%. Прибыль до налогообложения снизилась на 88 млн рублей, что составляет 46%. Основной причиной снижения финансовых показателей в компании называют сокращение строительного рынка РФ и, как следствие, сокращение финансирования госконтрактов.
Тем не менее в 2017 году коллектив провел работу, направленную на улучшение финансово-хозяйственного состояния. Заключен договор с ПАО «Протон ПМ» на 3,3 млрд рублей, а также дополнительные соглашения с ПАО «Туполев» о принятии дополнительных работ на сумму 127 млн рублей. Урегулирован вопрос о погашении задолженности в рамках строительства жилых домов «Салават Купере». Подписаны допсоглашения о пролонгации сроков исполнения контрактов по КВЗ на сумму свыше 300 млн рублей. Произведена оптимизация штатов, что позволит сэкономить на накладных затратах до 65 млн рублей в год. Пересмотрены условия работы с субподрядчиками, что увеличит прибыль ПАО «Камгэсэнергострой». Достигнуты договоренности о досрочном возврате гарантийных удержаний по объекту Гознак в сумме 66 млн рублей. К визиту президента РФ обеспечена сдача объектов КАЗа. Успешно введены объекты Казанского вертолетного завода — 60-й корпус и азотная станция, два корпуса находятся на подписании. Активно ведется работа по получению новых заказов.
Эдуард Идрисов: «Итоги отчетного 2017 года говорят о том, что у нас есть все необходимые предпосылки для дальнейшего устойчивого роста»
«Итоги отчетного 2017 года говорят о том, что у нас есть все необходимые предпосылки для дальнейшего устойчивого роста. В дальнейшем мы продолжим эффективно работать на благо республики и наших акционеров», — закончил речь Идрисов, поблагодарив акционеров за доверие к компании даже в условиях экономического кризиса.
В состав совета директоров на 2018–2019 годы выдвинули Идрисова, ставшего и. о. директора ПАО в апреле этого года. Зато убрали аксакала «Камгэса» Александра Евдокимова, возглавлявшего предприятие 5 лет с 2007 по 2012 годы. Евдокимов позже ответил «БИЗНЕС Online» очень коротко: «Не могу комментировать. Так удобнее заказчику, наверное. Мое желание не имеет значения». Кроме того, на основании специального права золотой акции по распоряжению президента Рустама Минниханова в качестве госпредставителя председателем совета был рекомендован собранию акционеров вместо министра строительства Ирека Файзуллина, занимавшего этот пост несколько лет, его зам Юрий Аляшев. Он этот момент публике никак не прокомментировал, сказав лишь, что, по его мнению, пояснения тут не нужны. Однако, как рассказал нам источник в «Ак Барс Холдинге», Файзуллин ушел с поста председателя в силу ряда изменений в законодательстве. «Камгэсэнергострой» — государственная компания, право золотой акции принадлежит государству. Основным держателем пакета акций является государство. Соответственно, те, кто представляет его интересы, а совет директоров является высшим органом правления ПАО, назначаются государством — отдельным распоряжением кабинета министров. В данном случае Файзуллин и Аляшев являются представителями государства в интересах защиты его прав в данном случае. «В силу изменения ряда законодательных актов, нормативной базы получался определенный конфликт интересов: человек одновременно возглавляет всю строительную отрасль и в то же время входит в состав совета директоров. Это в определенном смысле не совсем правильно. Я думаю, в первую очередь замена была связана именно с этим», — сказал наш источник.
Отметим, что Аляшев не посторонний для предприятия человек. С 1983-го по 1986-й он был секретарем комитета комсомола «Камгэсэнергостроя», с 1986-го по 1991-й работал замначальника управления СМУ №63 домостроительного комбината предприятия и ведущим инженером. В 2006-м Аляшев возглавил управление строительства исполкома Челнов, а в 2008-м стал замминистра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ.
На прошедшее накануне собрание акционеров ПАО «Камгэсэнергострой» собрались в основном ветераны-первостроители
«ЭТИЛЕН-600»: «ДУМАЮ, «КАМГЭСЭНЕРГОСТРОЙ» ПОУЧАСТВУЕТ В ТЕНДЕРЕ»
Дивиденды было решено не выплачивать, причем уже второй год подряд. Решение это вызвало в зале оживление, так как на собрании, кроме президиума, заместителя гендиректора по строительству Сергея Ямашева и Евдокимова присутствовали в основном пожилые ветераны предприятия, ставшие владельцами акций еще на заре акционирования. «Чистая прибыль — 108 миллионов рублей. Хотя бы 18 миллионов рублей можно же акционерам выдавать! Почему этого не сделали? Мне 85 лет, я 35 лет в «Камгэсжилстрое» проработал. Даже 500 рублей мне хорошо было бы. И в прошлом году не дали, и в этом. Что такое?» — возмутился с места пожилой бабай.
Аляшев лишь пожал плечами, сказав, что второй год подряд предприятие срабатывает с минимальной прибылью, а финансовое положение оставляет желать лучшего. «В прошлом году прибыль тоже было предложено пустить на развитие общества, однако в отчетах нет никаких сведений о том, как использованы эти 142 миллиона, — заметила другая пожилая владелица акций. — Так же и в этом году будет — 108 миллионов пойдут неизвестно куда. На какие нужды предполагается их использовать?»
Шагитов ответил, что дивиденды были направлены в первую очередь на обновление фондов. Часть из них инвестирована в завод «КамгэсЗЯБ», который сегодня продолжает работать и выпускать продукцию, часть направлена на погашение кредитов и лизинговых платежей. В 2015 году было приобретено 107 единиц техники на 700 млн рублей. Часть прибыли была направлена на погашение лизинговых платежей, чтобы продолжать работу и не сдавать эту технику обратно.
Компания планирует запустить перезагрузку. В компании существует антикризисная программа, которую должен утвердить обновленный совет директоров
Подвел черту под спорами о дивидендах на правах председателя Аляшев. Он напомнил грустным акционерам, что в республике небольшой спад по объемам. Если раньше была Универсиада, 1000-летие Казани, строился «Аммоний», «Иннополис», ОЭЗ «Алабуга», стадион, на котором сегодня проходят матчи чемпионата мира по футболу, то сегодня таких значимых строек нет. Правда, надежды в министерстве все же питают. «На той неделе состоялся совет директоров «Нижнекамскнефтехима», и президент сказал, что начинается проект завода «Этилен-600». Я думаю, «Камгэсэнергострой» обязательно поучаствует в тендере, — объявил новость Аляшев. — К сожалению, сейчас так просто прийти на объект и начать работу невозможно — нужно показать, что мы сегодня можем это построить. А «Камгэс» всегда мог».
Напомним, что до сих пор нефтехимики предпочитали местным строителям турецких. Однако, по словам собственного источника «БИЗНЕС Online», опыт партнерства все же оставляет желать лучшего. Вспомнить хотя бы объект ТАИФ-НК — КГПТО, который долго не могут запустить в полноценную эксплуатацию.
Подвел черту под спорами о дивидендах на правах председателя Аляшев. Он напомнил грустным акционерам, что в республике небольшой спад по объемам
Замминистра также высказал пожелание, чтобы «Камгэсэнергострой» работал при непосредственном участии руководства города и профильного министерства. «Последний объект, который мы с уважаемым господином Ямашевым сдавали, — детский сад, сейчас строим жилье. Я думаю, это тоже будет в вашу копилку. Хотелось бы, чтоб объекты и здравоохранения появились. Программа есть — 39 объектов в этом году, начиная ФАПами и заканчивая объектами культуры, школами, садиками. Вот сегодня школу строит, к сожалению, «Евростиль», а не «Камгэсэнергострой». Вот это меня немного беспокоит, — с сожалением заметил Аляшев, вспомнив про школу в Замелекесье, которую планируют сдать к 1 сентября. — Наверное, это неправильно. Сколько УКС и «Камгэсгражданстрой» построили школ и садиков? Наверное сотню, а может и больше. Но пока действительность такова, что строит „Евростиль“. На будущий год планируется построить школу в 65-м микрорайоне, и детский сад будет строиться в Челнах. Думаю «Камгэсэнергострой» обязательно поучаствует. Это принесет прибыль, которая в результате выльется в дивиденды», — обнадежил Аляшев. Правда, акционеры не питали особых надежд, ответив замминистра в том духе, что ветеранам сейчас нужны не ударные стройки, а лишь достойные похороны. К слову, отметим, что 66,5% акций «Камгэса» принадлежат холдингу «Ак Барс», 10% — самому предприятию и около 12% распределены по физическим лицам.
ОБЪЕКТЫ — НА ПРОДАЖУ, «ДОЧЕК» — НА БАНКРОТСТВО
Отметим, что финансовые показатели предприятия и в текущем году не блещут. Согласно ежеквартальному отчету, чистая прибыль ПАО «Камгэсэнергострой» по итогам первого квартала 2018 года составила 9,6 млн рублей против 8,7 млн рублей за тот же период прошлого года. Выручка компании составила 602,5 млн рублей, что на 329 млн меньше, чем в прошлом году. Уменьшилась прибыль от продаж — с 66,7 млн рублей в 2017 году до 54,4 млн в 2018 году.
Если проанализировать финансовые данные стройхолдинга, то можно увидеть, что планомерно ухудшаться состояние экономики компании начало с 2013 года, когда ее покинул Евдокимов, а на должность гендиректора решением совета директоров назначили Рамиля Шайдуллина. Обозначив весьма амбициозные задачи, новый рулевой так и не смог обеспечить достаточный портфель заказов, а после полутора лет работы и вовсе покинул холдинг. По официальной версии, Шайдуллин был освобожден от должности по собственному желанию и планировал начать развивать собственный бизнес. Но, по сведениям из неофициальных источников, его «ушли» после вскрывшихся злоупотреблений.
Ухудшаться состояние экономики компании начало с 2013 года, когда ее покинул Евдокимов, а на должность гендиректора решением совета директоров назначили Рамиля Шайдуллина (на фото)
В апреле 2015 года решением совета директоров «Камгэса» и. о. генерального директора компании был назначен Шагитов, с 2006 года работавший в компании директором по подготовке производства. Но за время его руководства показатели холдинга упали еще значительнее. В июле 2017 года кадровая чехарда продолжилась назначением миноритарного акционера «АК БАРС» Банка, совладельца ООО «Инвестиции и Консалтинг» и руководителем НПП «Казаньнефтехиминвест» Рустема Лихачева. Но и он продержался недолго: в апреле совет директоров предприятия досрочно прекратил его полномочия. Сейчас исполняющим обязанности гендиректора «Камгэса» является Идрисов.
Еще после прихода Шайдуллина стало понятно, что «Камгэс» уйдет из Набережных Челнов, где до этого всегда базировался головной холдинг. К тому времени все руководство компании переместилось в Казань, поближе к материнскому «Ак Барс Холдингу». И теперь «Камгэс» активно избавляется от своего имущества в автограде.
В начале этого года, например, была запущена массовую распродажу производственных и административных объектов в Набережных Челнах. Общая площадь выставленных на продажу объектов недвижимости — почти 120 тыс. кв. м, а земли под ними более 300 тыс. кв. метров. Кроме того, в начале декабря 2017 года все электросетевое хозяйство дочерней компании «Камгэса» — «Предприятие электрических сетей» (ПЭС) — было продано Сетевой компании, возглавляемой Ильшатом Фардиевым. По нашей информации, за актив, который обеспечивал практически 3/4 промышленных предприятий автограда электроэнергией (за исключением КАМАЗа, у которого есть собственное подразделение «КАМАЗ-Энерго»), «Ак Барс Холдинг» как главный бенефициар предприятия выручил почти 650 млн рублей.
Сокращается и число дочерних предприятий «Камгэса». Буквально на днях «Камгэсэнергострой» вышел из учредителей ООО «Ак Барс Металл», в уставном капитале которого доля предприятия составляла 8,1%. Единственным учредителем компании теперь остается ОАО «Холдинговая компания „Ак Барс“». Прекратила компания свое участие в капитале ООО «Гидпромжилстрой», где «Камгэсу» принадлежало 80%.
Еще одна из «дочек» — компания «Строй-Кран» — сейчас проходит процедуру банкротства. Она была реорганизована в ООО «СУМ», а перед работниками оставались долги по зарплате. «Камгэсэнергострой» также принял решение ликвидировать ООО «Спецстрой» — в прошлом одно из крупнейших подразделений холдинга, которое специализировалось на земляных работах. Сейчас компания входит в список крупных должников по налогам и сборам. Кроме того, Арбитражный суд РТ ввел процедуру наблюдения в отношении еще одной «дочки» ПАО «Камгэсэнергострой» — «Камгэс-Стройград». Исковое заявление подало ЧОО «КамГэс-Охрана», перед которым у компании образовался долг около 1,4 млн рублей. В Арбитражном суде, кстати, регулярно регистрируются иски на банкротство самого «Камгэсэнергостроя». Например, в декабре 2017 года такое требование выдвинула «УК „Техстройконтракт“». Сумма требований составляет 1,3 млн рублей. До этого в разное время иски на банкротство ПАО «Камгэсэнергострой» подавали ООО «РАРИТЭК-Технологии» (долг в 7,9 млн рублей), ООО «ЕвроДизайнСтрой» (долг в 1,2 млн рублей), совладелец ООО «Хлеб» Александр Кокуркин (долг в 11,4 млн рублей). Кроме того, исполком Казани требовал от «Камгэса» 108 млн рублей неотработанного аванса за ЖК «Салават Купере». В окончательном же решении Арбитража значится сумма в 36,7 млн необоснованного обогащения.
АНТИКРИЗИСНАЯ ПРОГРАММА: РОСТ ВЫРУЧКИ, СНИЖЕНИЕ ИЗДЕРЖЕК И ПРОДАЖА СТОЛОВОГО СЕРЕБРА
Казалось бы, предприятие медленно тонет. Однако, по мнению Шагитова, с которым удалось побеседовать корреспонденту «БИЗНЕС Online», все не так плохо, как может показаться. Для того чтобы «Камгэсэнергострой» сегодня жил и развивался, учитывая его коллектив, объемы, загруженность и обязательства, ему надо иметь около 10–12 млрд оборотов. Сегодня в весь строительный сектор республики инвестируется порядка 30 млрд — 30% объемов должен выполнять «Камгэсэнергострой» по всей республике. Однако в Челнах нет таких объемов. Поэтому «Камгэсу» приходится искать работу за пределами города и даже Татарстана, по выражению Шагитова, — «приходится ездить по всей стране и зарабатывать». Сейчас «Камгэсэнергострой» имеет подписанных контрактов на сумму порядка 20 миллиардов. Порядка 7 млрд обязательств только по этому году необходимо исполнить.
Среди ключевых называется ОЭЗ «Алабуга», «Протон» и особенно отмечает наш собеседник проект «Гознак», который сейчас идет на завершение. «Там технология уникальная, — рассказал Шагитов. — За последние 50 лет в мире никто не строил такое производство. У России будет самое новейшее производство, и оно будет приурочено к юбилею самого «Гознака». Сейчас идет благоустройство, пусконаладка. Представляете, 50 лет в мире никто не строил такого! Может быть, я ошибаюсь, но такой технологией по производству бумаги для денег обладает, по-моему, 4 или 5 стран в мире. Все остальные покупают у них, в том числе Россия является поставщиком этой бумаги. Деньги-то во всех странах мира есть, но произвести бумагу и напечатать могут только 5 стран».
Несмотря на стройки по всей стране и закрытие московского филиала компании, в «Камгэсэнергострое» не намерены менять челнинскую прописку — юридический адрес компании будет оставаться в автограде в любом случае, заверил Шагитов.
Более того, компания планирует запустить перезагрузку. В организации существует антикризисная программа, которую должен утвердить обновленный совет директоров. Ее основные пункты Шагитов сформулировал, используя выражение гуру менеджмента, вице-президента Ford Ли Якокка. Он сказал: «Мы занялись антикризисной программой, которая предполагает три пункта: первый — увеличение выручки, второй — сокращение издержек и третье — продажа столового серебра». Как утверждает Шагитов, у «Камгэсэнергостроя» есть понимание, как будет развиваться строительный рынок в ближайшие 5–7 лет: кто будет инвестировать, какие компании будут работать, что они будут строить и что хочет видеть заказчик. Чтобы соответствовать этим потребностям, на предприятии планируют поменять парк техники. А если помнить про столовое серебро, то в первую очередь компания хочет избавиться от сотни тысяч квадратных метров производственных площадей в Челнах, в которых нет потребности. Вырученные средства собираются направить на развитие общества.
Также компания планирует провести оптимизацию по дочерним обществам. «Отдельно взятые контракты по-прежнему будет подписывать «Камгэс», но появится, скажем, нижняя граница по объемам для самого «Камгэса» и верхняя граница — для дочерних обществ. Необходимо сделать рыночный сегмент дочерних компаний, чтобы они самостоятельно забирали отдельно взятые объекты и чтобы в этих условиях сама управляющая компания выполняла две функции — управление не только активами, но и управление самими компаниями. Более расширенно, как холдинг», — объяснил Шагитов. При этом он отметил, что от «дочек» не избавляются, а скорее централизуют работу по определенным направлениям.
«Мы все умеем прогнозировать в условиях стабильного рынка, но когда рынок меняется каждый день, это очень тяжело. Содержать большие штаты управленцев и кучу маленьких компаний — не совсем хорошо, и мы тоже столкнулись с этим. Иногда лучше свести все в единое целое, в одну компанию, сбалансировать ее и использовать управленческие и все остальные кадры в одном месте — это первое. Второе — ряд программ направлен на оптимизацию. Мы сделали управленческий центр, скажем, по бухгалтерии. Если считать на цифрах, бухгалтерия сократилась в два с половиной раза. Сегодня остался один главный бухгалтер, три зама и сорок специалистов. И этого достаточно, чтобы управлять бухгалтерией всей группы», — привел пример собеседник издания.
Одним словом, оптимизация для компании не самоцель. В любом случае на предприятии сначала будут просчитывать, что эффективнее. При этом обещают даже сохранить непрофильные компании и социальную нагрузку, которую всегда нес на себе «Камгэс».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 21
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.