Сергей Иванов Сергей Иванов: «Не было у нас массового и заметного нарушения прав потребителей. Претензий, что где-то обсчитали, где-то нагрубили, не было. Единичные случаи, возможно, были. Но мы о них не знаем»

«ПРИЕЗЖАЛИ ИЗНАЧАЛЬНО СОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЛЮДИ, ПОЭТОМУ И ЦИФРА ОБОРОТА ЗНАЧИТЕЛЬНО ВЫШЕ»

«Это практически в шесть раз больше аналогичного периода предыдущего календарного года!» — восхищенно докладывал журналистам сегодня в городском пресс-центре руководитель госкомитета РТ по туризму Сергей Иванов о количестве гостей Казани во время чемпионата мира по футболу. По его словам, почти за три недели мундиаля Татарстан посетили более 300 тыс. туристов из 36 стран мира. Но интересно даже не это, а то, что эти несколько сотен тысяч гостей, по его подсчетам, оставили на территории республики 11,2 млрд рублей.

Заметим, что ранее Иванов ожидал от ЧМ прироста оборота туротрасли республики на уровне 18–20 млрд рублей. Но, как он пояснил корреспонденту «БИЗНЕС Online», это несколько иные цифры, да и посчитать можно далеко не все. В подсчитанные расходы туристов входят лишь траты на проживание, питание, развлечения и покупки. Но в эти 11,2 млрд рублей не входит ни билет на игру, ни транспортные расходы, впрочем, эти деньги и не оседают в «кассе» республике. «Реальные цифры, которые потратили туристы на поездку в Казань, с учетом посещения матчей, будут больше 18 миллиардов. Я же говорю только о тех цифрах, которые мы можем посчитать», — пояснил глава госкомитета РТ по туризму.

Почти за три недели мундиаля Татарстан посетили более 300 тыс. туристов из 36 стран мира. Эти несколько сотен тысяч гостей, по подсчетам, оставили на территории республики 11,2 млрд рублей

С учетом имеющихся данных несложно подсчитать и средний чек одного футбольного болельщика в Казани в последние три недели — он составляет порядка 37 тыс. рублей. Кто потратил больше — скажем, бразильцы или австралийцы, — Иванов не смог сказать. Зато он уверенно пояснил, что гости из других государств тратили в среднем на 40% больше, чем наши соотечественники — для них поездка в Россию стоила минимум $3–4 тыс. с человека и доходила до $10–12 тысяч. Это можно объяснить: иностранцы, по словам Иванова, очень сильно дивились низким ценам. «Все отмечали очень комфортный уровень цен, спокойно тратили, никто и ни на что денег не экономил. Для нас это приятно», — отметил спикер. При этом траты футбольных болельщиков не идут ни в какие сравнения с расходами гостей во время Универсиады, водного ЧМ или Кубка конфедерации. «Цифра оборота значительно выше прошлых мероприятий», — заметил глава госкомитета по туризму.


«ПРЕТЕНЗИЙ, ЧТО ГДЕ-ТО ОБСЧИТАЛИ, ГДЕ-ТО НАГРУБИЛИ, НЕ БЫЛО...»

Иванов подвел и многие другие предварительные итоги во время мундиаля в Казани. Так, по его словам, средняя загрузка 196 отелей и хостелов в период проведения чемпионата составила 81%, в дни проведения матчей — до 91%, а в некоторые дни, например 30 июня и 6 июля, достигала 100%. «Гости размещались не только в Казани, они активно размещались и в пригороде, и даже в соседних городах. Жили и в Зеленодольске, Набережных Челнах, Камском Устье, Чебоксарах, Ульяновске, Йошкар-Оле. Все они приезжали на игры в Казань», — пояснил Иванов. В целом, по сравнению с прошлым годом, средняя загрузка отелей была на 60% выше. При этом болельщики проживали не только в гостиницах, но и активно снимали у казанцев квартиры, даже привозили собственные дома. На территории «Казанской ярмарки» выделили специально площадку для 16 болельщиков, которые приехали в Казань в домах на колесах. Причем среди них были гости из России, Германии, Швейцарии, Колумбии, которые брали автодома в аренду в Москве.

Средняя загрузка 196 отелей и хостелов в период проведения чемпионата составила 81%, в дни проведения матчей — до 91%, а в некоторые дни, например 30 июня и 6 июля, достигала 100%

Средняя продолжительность пребывания болельщиков в Татарстане составила три дня. Хотя были и случаи, когда гости приезжали без ночевки. Правда, туристов, не пожелавших увидеть ночное небо Казани, было очень мало — всего 6%. Подавляющее большинство болельщиков приезжали на 4–7 дней, а максимальное количество дней пребывания составило 24 дня — речь идет об одном болельщике из Австралии. К слову, англичанин, который так сильно влюбился в Татарстан, что просился на работу в госкомитет РТ по туризму, прожил в городе 10 дней. В основном приезжали болельщики тех стран, чьи сборные играли на стадионе «Казань Арена». Но были замечены и другие фанаты, например из Великобритании, Израиля и Японии.

Самыми популярными экскурсиями были традиционно походы по столице Татарстана, чуть реже болельщики отправлялись в турне в Болгар и Свияжск. Но посещали и более экзотические места, например Голубые озера, были даже на пляжах в Лаишево и Боровом Матюшино, ходили в аквапарк. «Они были даже там, где нечасто сами казанцы бывают», — смеясь, заметил Иванов. «Досталось» от футбольных туристов, в частности, музею чак-чака, который посетили на 20% больше человек, чем обычно, и Храму всех религий, в который пришли более 7 тыс. гостей.

Особенно Иванов выделили роль информационно-туристических центров, к помощи которых за время ЧМ прибегли более 35 тыс. человек. Люди спрашивали, где поменять деньги, куда можно поехать на экскурсию, где поесть национальную кухню и купить СИМ-карты. Иванов рассказал случай, когда они помогли болельщику найти потерянные документы. «Например, нам поступает запрос, что в направлении Казани выехал болельщик из Ульяновска, который забыл документы там. Его быстро находили здесь, и документы оперативно доставлялись. Очень хорошо сработала кооперация между городами проведения чемпионата мира и близлежащими городами», — порадовался спикер.

Иванов подчеркнул успех тех заведений, где был разработанный госкомитетом значок Visit Tatarstan, — 65 кафе и ресторанов. Еще один повод для гордости — спецсобытия, которые привлекали дополнительное внимание к мундиалю. Речь идет о приготовлении 4-тонного чак-чака, перемяча весом 26 кг и футбольного «стадиона» из 6 тыс. роллов весом 84 килограммов. «Все эти события делали жизнь болельщиков интересной», — подчеркнул Иванов. На вопросы журналистов о случаях, когда в кафе и такси иностранцев обманывали, чиновник ответил не моргнув глазом: «Не было у нас массового и заметного нарушения прав потребителей. Претензий, что где-то обсчитали, где-то нагрубили, не было. Единичные случаи, возможно, были. Но мы о них не знаем».

Иванов выделили роль информационно-туристических центров, к помощи которых за время ЧМ прибегли более 335 тыс. раз. Люди спрашивали, где поменять деньги, куда можно поехать на экскурсию, где поесть национальную кухню и купить СИМ-карты

«У НАС УЖЕ ЕСТЬ ПЛАНЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ КАК МАТЕРИАЛЬНОГО, ТАК И НЕМАТЕРИАЛЬНОГО НАСЛЕДИЯ ЧЕМПИОНАТА»

Госкомитет РТ по туризму во время проведения чемпионата в Казани провел свое социологическое исследование. По его результатам вырисовывается портрет болельщика. Российских фанов в Казани было порядка 58%, иностранных — 42%. Это главным образом мужчины в возрасте от 24 до 34 лет. Чаще всего они прилетали на самолете в компании друзей. Порядка 75% из всех опрошенных на улицах футбольных фанатов оценили свое пребывание в городе на 10 из 10 баллов. Порядка 95% дали оценку в 8–9 баллов и выше. «Отзыв у болельщиков был очень положительным!» — отметил Иванов. Около 95% побывавших в Казани намерены рекомендовать республику для посещения своим родным и близким, примерно половина из них планирует вернуться вновь. «Если говорить о том, что им больше всего понравилось, то первое — это атмосфера, незабываемая и неповторимая. Это наиболее частый ответ. Отмечали также яркие позитивные эмоции, великолепную организацию, масштабность, большой праздник, гостеприимство, дружелюбие, радость, зрелищность, энергетику, грандиозность, — зачитал Иванов ответы опрошенных болельщиков. — Мы умеем встречать гостей, умеем сделать так, чтобы гостю здесь понравилось, чтобы он остался доволен. И это приятно слышать от тех людей, которых мы сюда приглашали».

«Говоря о каких-то курьезных случаях. Ну вы сами, наверное, читали в СМИ, как болельщики спасали наших граждан. Были случаи, когда болельщики ночевали в палатке прямо на асфальте. То есть в тех местах, где мы обычно не ночуем, — не скрывая улыбки, делился своими личными впечатлениями глава госкомитета РТ по туризму. — Люди вот на Горках... У меня просто друзья живут там. Они рассказывают: „Вечером выходим в магазин, заходим, а там колумбийцы. Пытаются что-то купить. По-русски не говорят, по-английски не говорят. В магазине тоже ни по-испански, ни по-английски не говорят. Ну им там помогли купить продукты и то, чем можно запить эти продукты. Нормально жизнь протекала...“» Позже пресс-секретарь комитета по туризму Оксана Аганина также поделилась и своими наблюдениями. «Была такая история в музее чак-чака, что в один момент пришли сразу две группы — болельщики Австралии и Франции. Они пришли и очень настороженно смотрели друг на друга, некомфортно себя чувствовали. Но потом как дошло дело до чаепития... Чак-чак объединяет, вот реально — в конце они уже вместе пели песни», — вспомнила Аганина.

Российских фанов в Казани было порядка 58%, иностранных — 42%. Порядка 75% из всех опрошенных на улицах гостей оценили свое пребывание в городе на 10 из 10 баллов. Порядка 95% дали оценку в 8–9 баллов и выше

В завершение пресс-конференции корреспондент «БИЗНЕС Online» поинтересовался у Иванова, какой экономический эффект он ждет от проведения чемпионата рабочих профессий в Казани в следующем году. Конкретных цифр тот не назвал, но уверенно заявил, что наследие ЧМ без дела не останется. «У нас уже есть планы по использованию как материального, так и нематериального наследия чемпионата для того, чтобы сделать туристическую привлекательность еще выше. Есть планы показать новые туристические продукты с учетом этого наследия. Мы уже сейчас обсуждаем планы. В цикл осенних туристических выставок мы выйдем с дополнительными продуктами, — отметил Иванов. — Просто намекну. У нас в Казани побывали такие игроки, которые были не в каждом городе России. Например, те же самые Роналдо, Месси, Неймар. Это те люди, в 100 метрах от которых постоять мечтают очень многие жители планеты. Они у нас были, они у нас где-то жили, где-то переодевались, где-то играли... Вот у нас же есть дом, где родился и жил Владимир Ильич Ленин. Вот так же и у нас теперь есть стадион и все остальное, где были эти игроки...»

«Все страны использовали и используют постчемпионатное... или постчемпионатское наследие — как тут правильно сказать-то?.. — запутался глава госкомитета РТ по туризму. Но закончил уверенно. — И мы его тоже будем использовать!»