Побывавшие в России футбольные болельщики особенно интересовались советским периодом нашей истории, судьбой Романовых и разрушали для себя стереотипы о нашей стране. Об этом вчера рассказала глава ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе на пресс-конференции по итогам мундиаля. По ее оценкам, чемпионат стал успешным со многих точек зрения — туристической, экономической, имиджевой. Среди прочего, он дал около 1% ВВП и почти перекрыл затраты на подготовку.
Майя Ломидзе рассказала о влиянии чемпионата мира по футболу на въездной и внутренний туризм России
ПРОГНОЗЫ ОКАЗАЛИСЬ ЗАВЫШЕННЫМИ?
Казань вряд ли может ожидать в 2019 году обещанного ранее взрывного туристического потока, следует из слов исполнительного директора ассоциации туроператоров России (АТОР) Майи Ломидзе, которая вчера на пресс-конференции рассказала о влиянии чемпионата мира по футболу на въездной и внутренний туризм России. Таким образом глава АТОР фактически признала, что прогнозы их экспертов, сделанные накануне мундиаля, не оправдались. Напомним, ранее они предсказывали, что столица Татарстана (так же как Москва, Санкт-Петербург и Сочи) в следующем году получит отложенный эффект от проведения матчей чемпионата, который приведет к увеличению количества туристов на 20% по сравнению с обычными показателями.
В этот раз Ломидзе была не столь оптимистична, правда, при этом она сослалась на пессимизм отдельных аналитических агентств, с которым в АТОР не согласны. «Они говорят, что Москва и Санкт-Петербург, безусловно, выиграют. Но оценка эффекта зависит от того, как в туристическое потребление войдут другие города, не столь известные на мировом рынке, как Москва и Санкт-Петербург», — сказала Ломидзе, добавив, что Казань и Сочи в этом рейтинге идут с большим отрывом На уточняющий вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», следует ли понимать, что прогнозы по Казани оказались завышенными, глава АТОР добавила, что увеличение зарубежных гостей на 20% в следующем году — это совокупный поток всех иностранцев, приезжающих в Россию. «Распределение этих туристов по городам сейчас прогнозировать сложно. Но поскольку хиты продаж — это две столицы, Москва и Санкт-Петербург, не взывает сомнений, что в этих городах прирост точно будет на сопоставимом уровне», — сказала глава АТОР. А другим городам, по ее словам, чтобы обеспечить такой успех, надо предпринять определенные усилия. И хотя и Казань, и Сочи также узнаваемы, по объему обслуживаемых иностранных туристов пока отстают.
Впрочем, определенный положительный эффект столица Татарстана уже могла ощутить в полной мере. Например, прошлым летом по улицам и площадям города прогуливались только 10% иностранцев в общем потоке гостей, тогда как в Санкт-Петербурге — половина. Теперь же благодаря ЧМ Казань догнала Северную столицу. «В Казани более 50 процентов гостей были иностранными. Их поток увеличился в четыре раза», — сообщила глава АТОР.
Открывали Россию не только иностранцы, но и россияне
8 МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ ЗА ОДИН ВЕЧЕР
Но прежде всего Ломидзе с грустной улыбкой констатировала, что неповторимый праздник для всех городов, которые принимали матчи, закончился, и повторила много раз произнесенную сентенцию о том, какой прекрасной была организация мундиаля: «Это мнение всех без исключения — не только России как хозяйки, но почти всех гостей. Даже тех, кого до начала чемпионата подозревали в нелояльности и ожидали, что они будут заниматься блохоискательством и выискивать недостатки. Недостатков не нашлось. Наверное, впервые за много лет Россия стала туристической Меккой». Она также рассказала, что болельщики посещали не только стадионы, фан-зоны, кафе и рестораны, но и ездили по городам, брали экскурсии, заходили в магазины, покупали сувениры. «Есть такая прекрасная цифра, которая была вчера обнародована: гости из Саудовской Аравии за один вечер потратили на покупки 8 миллионов рублей на Никольской улице. Это говорит о том, что востребован был не только спорт и футбол, но и все, что может предложить наша страна по туристическому направлению», — считает Ломидзе.
Тем временем в каждом из 11 городов были сформированы экскурсионные и развлекательные программы для болельщиков. Фантазий было много, но основным спросом пользовались однодневные маршруты — обзорные экскурсии с посещением основных достопримечательностей. Сами же интуристы очень интересовались советским периодом нашей страны. Особенно такой интерес проявляли латиноамериканцы. Были в центре внимания и вопросы о расстреле царской семьи, и о Ленине.
«Интересна была и современность, потому что это было полное открытие для всех. Начиная с банальных вещей, что у нас не ходят по улицам медведи, что в июле нет снега и не все пьют водку вместо воды. Люди увидели современную динамичную доброжелательную страну, — сказала глава АТОР. — Еще одна тема, которая была востребована у иностранных гостей, — все, что связано с Романовыми, потому что это тоже один, да простят меня историки, из брендов России, который вызывает интерес во всем мире».
«Смена имиджа произошла. И это факт», — добавила Ломидзе. А затем она еще раз повторила, что большинству городов надо будет предпринять определенные усилия по собственному продвижению и закреплению имиджа: «В соцсетях и международной прессе не утихают бурные восторги, люди делятся впечатлениями. И это надо сейчас закреплять. Например, Саранск уже разработал программу работы с турбизнесом, предлагая маршрут, который был востребован болельщиками».
Побывавшие в России футбольные болельщики особенно интересовались советским периодом нашей истории, судьбой Романовых и разрушали для себя стереотипы о нашей стране
...И С ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
Кстати, любопытно, что открывали Россию не только иностранцы, но и россияне. «Наши болельщики открыли для себя страну и города, о которых они даже не знали», — подчеркнула Ломидзе и отметила, что внутренний туризм точно получит эффект и он может наступить быстрее, так как россиянам не нужна виза и наши люди любят возвращаться туда, где им было хорошо.
Глава АТОР также отметила, что если в нынешнем году прирост потока туристов за счет болельщиков и отложенного спроса на август не превысит 10%, то в перспективе как минимум на будущий год есть надежда и на то, что чемпионат мира приведет к серьезному увеличению туристического потока в целом. «Мы уже прогнозировали, что в 2019 году поток увеличится на 20 процентов. После проведения чемпионата мы можем сказать, что это осторожный прогноз», — сказала Майя Арчиловна, в качестве доказательства сославшись на то, что многие гости уже заявили о том, что хотели бы посетить нашу страну повторно. Особенно порадовала Франция: 80% побывавших у нас болельщиков из этой страны рассказали, что приедут еще.
Вообще, по количеству побывавших на чемпионате фанатов из разных стран 1-е место держат США, далее следуют Колумбия, Перу, Аргентина, Бразилия. Много было гостей из Кореи, Японии, Саудовской Аравии, Ирана. Активно приезжали из Польши и Хорватии. Германия, Франция, Великобритания тоже вошли в десятку лидеров.
Что касается инфраструктуры, то к ЧМ было построено 24 новых гостиницы. Но таким городам, как Волгоград, Нижний Новгород или Саранск, придется приложить весомые усилия для их заполнения. Кроме того, было построено 9 стадионов. Чтобы они были привлекательные не только для спортсменов и болельщиков, при них можно было бы построить музеи, предложила Ломидзе, вспомнив опыт Барселоны. Кроме того, было создано 220 тыс. новых рабочих мест. А общий вклад в ВВП составил около 1%, это более 850 млрд рублей. «По оценке оргкомитета, эта сумма почти покрывает затраты. Напомню, что у нас был самый дорогой чемпионат на данный момент», — добавила Ломидзе. Кроме того, есть прогнозы разных аналитических и консалтинговых агентств, которые считают, что в долгосрочной перспективе до 2023 года Россия получит еще 10 миллиардов. Впрочем, есть и более скромные оценки. Но все сходятся на том, что прирост к ВВП будет, в отличие, скажем, от Германии или Бразилии, где после чемпионатов был отрицательный эффект. «Таким образом, наш чемпионат можно считать успешным не только с точки зрения туризма и изменения имиджа страны, но и с экономической точки зрения», — резюмировала Ломидзе.
В Казани более 50% гостей были иностранными. Их поток увеличился в четыре раза
«МЫ ВСЕ БЫЛИ В ЛЕГКОЙ ЭЙФОРИИ»
Согласны ли вы с прогнозами главы АТОР о том, что Казань не получит взрывной эффект от чемпионата мира в туристическое отрасли в следующем году? Об этом мы спросили наших экспертов.
Тимур Дугин — учредитель и директор Dugin's Hostel:
— Я не надеюсь на увеличение турпотока в Казань. Уже видно, что туристов в городе меньше, чем в прошлом году. Сейчас, когда закончился мундиаль, в нашем хостеле есть свободные места. Мы смотрим динамику на конец июля: по сравнению с прошлым годом поток людей сократился. От 2019 года роста продаж не ждем. Думаю, все останется на прежнем уровне. Если не брать в расчет чемпионат мира по футболу, то гостей в Казани столько же. Вообще мундиаль сыграл с нами злую шутку, потому что на рынке сильно выросла конкуренция. В итоге цены на наши услуги упали. Естественно, туристам это нравится, и, по сути, такое положение дел их должно привлекать в Казань. Конечно, впереди еще новогодние праздники, и, может, я делаю слишком пессимистичные прогнозы. Но в то, что турпоток в столицу Татарстана вырастет на 20 процентов, я не верю.
Мне кажется, надо сделать упор на развитие внутреннего туризма, рекламировать Казань в других городах России. Думаю, от таких шагов был бы положительный эффект.
Ксения Лазарева — руководитель отдела продаж отеля Relita Kazan:
— Конкуренция среди отелей в Казани действительно высокая, однако я считаю, что пока рано делать выводы о том, что туристический поток в наш город не увеличится. Чемпионат мира по футболу закончился совсем недавно, многие болельщики еще даже не вернулись на родину. Насколько мне известно, гости очень высоко оценили подготовку Казани к футбольному празднику. Например, наши гости (и иностранцы, и россияне) в восторге от столицы Татарстана. Поэтому надежда на рост продаж есть.
Самое важное — это не столько рекламировать Казань в других городах и странах, сколько больше проводить масштабных мероприятий вроде Универсиады или чемпионата мира по водным видам спорта. Благодаря таким праздникам загрузка в нашем отеле увеличивается.
Сергей Пасечник — директор «Компаньон СП»:
— Возможно, Майя просто погорячилась. На фоне ярких событий чемпионата, когда мы все были в легкой эйфории, она и сделала такое предположение. А сейчас, может, не хочет никого особо обнадеживать. Хотя я считаю, что прирост будет и те люди, которые не успели приехать к нам во время чемпионата или не смогли по каким-то причинам, но хотели бы посетить наш город, приедут. Казань, в отличие от других нестоличных городов, имеет больше шансов и как двуязычная, и как мусульманская столица. Не надо забывать и о ее хорошем пиаре на мировой арене. Работа международного аэропорта и логистика достаточно хорошие для посещения. Поэтому я думаю, что в приеме туристов Казань в следующем году не отстанет от Москвы и Санкт-Петербурга.
Елена Войтко — коммерческий директор гостинично-развлекательного комплекса «Казанская Ривьера»:
— Не возьмусь комментировать слова Майи, выскажу свое мнение по поводу роста турпотока. Во-первых, в Казани он растет ежегодно, и связано это со многими факторами. Городская инфраструктура развивается намного быстрее, чем в других городах России: постоянно появляются новые отели, рестораны, развлекательные объекты, построилась набережная, обновляются парки и скверы, достраивается «КазаньЭкспо», реставрируются и возводятся храмы и мечети. Все это ценно для гостей. Во-вторых, город полон событий: это и культурно-развлекательные мероприятия, и спортивные состязания, и международные фестивали, выставки и бизнес-форумы, которые традиционно привлекают много туристов. В-третьих, по многочисленным опросам гостей чемпионата мира Казань входила в топ-3 среди городов, принимающих мундиаль. Отзывы иностранных и российских туристов от пребывания у нас были самые восторженные, многие собирались вернуться и посоветовать друзьям и близким. Полагаю, у нас нет причин им не верить. Поэтому в следующем году, если городские темпы развития туризма не будут снижены, мы действительно ждем значительного роста туристического потока, а Майя, возможно, просто оговорилась.
Мы со своей стороны прикладываем максимум усилий для повышения туристической привлекательности нашего комплекса «Казанская Ривьера»: запустили колесо обозрения, открыли на его территории новое видовое «Sky кафе», купили прогулочный паровозик, сделали бесплатную набережную с детским городком, регулярно реновируем свои площадки, обновляем аттракционы. Остальные участники рынка тоже ведут себя очень активно, поддерживают качество на высоте, привносят новые современные идеи и решения. Поэтому думаю, что Казань вполне может рассчитывать на рост в следующем году не менее чем на 20 процентов.
Поставь на паузу, перемотай на любой момент, смотри все матчи за последние три дня с сервисом «Управление просмотром» в интерактивном ТВ от «Ростелеком»
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 21
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.