Госконтракты на реконструкцию или строительство ряда крупных аэропортов России, включая Шереметьево, почти на 25 млрд рублей были получены картелем, в который входил «Камдорстрой» и столичная «Трансстроймеханизация». Основные сливки сняли москвичи. Наказанием для нарушителей может послужить штраф до половины стоимости предмета торгов. Однако ФАС заявляет, что кара — это не главная цель. «БИЗНЕС Online» тем временем вспоминает другие скандалы, в которых участвовал трест «Камдорстрой».
ФАС признала виновными в картельном сговоре челнинский «Трест «Камдорстрой» и московскую «Трансстроймеханизацию». Картель действовал в ходе конкурсов на строительство и реконструкцию аэропортов и ВПП
«НАША ЗАДАЧА НЕ В ТОМ, ЧТОБЫ КАК МОЖНО ЖЕСТЧЕ НАКАЗАТЬ»
ФАС признала виновными в картельном сговоре челнинский «Трест „Камдорстрой“» и московскую «Трансстроймеханизацию». Картель действовал в ходе конкурсов на вторую очередь реконструкции аэропорта Шереметьево, второй этап строительства аэропорта Нижнего Новгорода, реконструкцию аэропортового комплекса «Новый» в Хабаровске, на покрытие взлетно-посадочной полосы с заменой светосигнального оборудования в аэропорту Воронежа, аэропортового комплекса Волгограда и модернизацию воздушной гавани Южно-Сахалинска. Общая сумма госконтрактов составила 24,7 млрд рублей. Конкурсы проводились в 2015–2016 годах, практически во всех случаях (за исключение контракта на 1,6 млрд рублей за аэропорт Волгограда) победили москвичи, челнинцы же выполняли роль беспроблемных спарринг-партнеров, не пытающихся сбить цену. Причем по некоторым из них контракты не исполнены до сих пор либо исполнены частично, а по аэропорту «Новый» срок исполнения и вовсе указан 1 января 2019 года.
Как сообщает пресс-служба федерального ведомства, в компании нарушили п. 2 ч. 1 ст. 11 закона о защите конкуренции. Однако обе компании воспользовались программой смягчения ответственности и признались в организации и участии в картельном сговоре. Программа смягчения предполагает освобождение от ответственности той компании, которая первой созналась в участии в картеле и предоставила информацию, которой ФАС не располагала. Второй компании административная ответственность будет смягчена. Кто кого сдал, ФАС при этом не раскрывает.
Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения на торгах, как пояснили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе УФАС по РТ, как правило, квалифицируется по статье 14.32 КоАП РФ. Наказание, предусмотренное кодексом, предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 50 тыс. рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от 1/10 до 1/2 начальной стоимости предмета торгов, но не более 1/25 совокупной выручки правонарушителя и не менее 100 тыс. рублей. Однако антимонопольное ведомство сразу отметило, что наказание — не самоцель.
«Наша задача состоит не в том, чтобы как можно жестче наказать нарушителей, но в быстром и эффективном пресечении нарушений законодательства и восстановлении конкуренции на рынке», — прокомментировал создание незаконного союза статс-секретарь — заместитель руководителя ФАС России Андрей Цариковский.
В перечень картельных тендеров не вошли госконтракты на ремонт аэропортового покрытия аэропорта Бегишево на 811,5 млн рублей
Любопытно, но в перечень картельных тендеров не вошли госконтракты на ремонт аэропортового покрытия аэропортов Кольцово стоимостью 2,094 млрд рублей и Бегишево на 811,5 млн рублей. Кстати, по Бегишево тендер в 2015 году проводили дважды. Первый раз ФАС не согласовала предоставление госконтракта предприятию, «Камдорстрой» тогда стал единственным участником. А на повторном конкурсе уже появилась «Трансстроймеханизация». ТСМ тогда предложила начальную стоимость заказчика — 798,4 млн рублей, а «Камдорстрой» — на 100 тыс. меньше.
Напомним, что о подозрениях борцов с монополиями в отношении челнинской дорожной компании стало известно в октябре прошлого года. Тогда специалисты центрального аппарата ФАС России начали в Набережных Челнах внеплановую проверку ЗАО «Камдорстрой» по обращению с просьбой проверить наличие картельного сговора на торгах. Главный антимонопольщик республики Александр Груничев в беседе с «БИЗНЕС Online» заявлял, что центральным аппаратом ведомства подобная внеплановая проверка проводится в Татарстане впервые. В «Камдорстрое» изымалась документация и производился съем информации с компьютеров и серверов. Еще бы — заявителем по делу выступила генпрокуратура РФ. В качестве заинтересованных лиц были также привлечены Росавиация и ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)», выступающее госзаказчиком строительства. Рассмотрение дела несколько раз переносилось, последний раз — на 16 июля.
Компания всегда считалась активом семьи Владимира Швецова, который возглавил трест еще до назначения на министерский пост в 2001 году
ДРУЗЬЯ С ХАМОВНИЧЕСКОГО ВАЛА
ЗАО «Трест Камдорстрой» заняло 7-е место в рейтинге королей госзаказа по итогам первого квартала 2018 года по версии «БИЗНЕС Оnline», пропустив вперед себя «Каздорстрой». На тот момент челнинские дорожники получили госзаказы на 1 млрд рублей, 836 млн рублей принес договор на реконструкцию 6,3 км улицы 40 лет Победы в автограде в этом году. За прошлый год компания заключила госконтрактов на общую сумму более 2,5 млрд рублей. Помимо традиционного капремонта на федеральной трассе М7 и дорожно-уличной сети Челнов, «Каздорстрой» взял на себя обязательства выполнить ремонт привокзальной площади аэропорта Волгограда и отремонтировать подъезды к семейным фермам и животноводческим комплексам Татарстана. Компания всегда считалась активом семьи Владимира Швецова, который возглавил трест еще до назначения на министерский пост в 2001 году. Однако, по некоторым данным, сейчас основным собственником является экс-гендиректор Евгений Шишканов, который когда-то считался правой рукой Швецова.
Картельный «партнер» «Камдорстроя» — «Трансстроймеханизация» — зарегистрирован в Москве, на Хамовническом Валу, и является дочкой ПАО «Мостотрест», которому принадлежит доля компании в 84%. Помимо крупнейшего столичного подрядчика совладельцами являются гендиректор компании Борис Сакун и Юрий Гуменюк (у обоих доли в 8%). В свою очередь, «Мостотрест», как сообщила сама компания 11 апреля 2018 года, на 94,2% принадлежит Аркадию Ротенбергу (известному как друг и партнер Владимира Путина по дзюдо). За последние пять лет «Трансстроймеханизация» заключила контрактов на 334,9 млрд рублей. Среди ключевых проектов компании — реконструкция аэродромных комплексов в столичных аэропортах Внуково, Шереметьево, а также в Саратове, Петропавловске-Камчатском и Уфе.
Бывшему директору треста Владимиру Трунову инкриминировали махинации с налогами в течение трех лет — с января 2012 по декабрь 2014 года
МАХИНАЦИИ С НАЛОГАМИ, МОШЕННИЧЕСТВА, ХИЩЕНИЯ...
«Камдорстрой» не первый раз попадает в скандальные сводки. В марте следователи предъявили претензии бывшему директору треста Владимиру Трунову. Ему инкриминировали махинации с налогами в течение трех лет — с января 2012 по декабрь 2014 года. В это время, по версии следствия, декларации «Камдорстроя» содержали ложные данные, позволявшие сэкономить на транспортном налоге, налогах на прибыль и на добавленную стоимость. В результате компания уклонилась от уплаты налогов в размере 82,5 млн рублей, что составляет 11,9% от подлежащих уплате сумм налогов и сборов с ЗАО «Трест „Камдорстрой“» в пределах трех финансовых лет подряд. Вместе с этим следователи припомнили «Камдорстрою» невнятную ситуацию с бюджетными 206 млн, в хищении которых Трунова обвиняли в 2015 году. Расходование федеральных средств на реконструкцию аэропорта проверяла прокуратура, которая установила, что «Камдорстрой» и ООО «Волгоспецмонтаж» заключили договор субподряда на 599,8 млн рублей, но фактически субподрядчик потратил из них всего 274,9 млн рублей, а остальные 257,8 млн присвоил. Деньги ушли на счета аффилированного со структурами Швецовых свердловского ООО «СтройДивизион», с которым и прежде, еще на строительстве аэропорта Анапы, «Камдорстрой» вынуждал волгоградцев заключать договора субподряда.
Основное же на данный момент уголовное дело, по которому задержаны непосредственно члены семьи Швецова, касается мошенничества на 60 млн рублей с залоговым имуществом ПАО «ПАК» — крупнейшего советского автотранспортного комбината. Главным подозреваемым по нему остается сын Швецова, задержанный сотрудниками УБЭБиПК в ноябре 2017 года и находящийся под домашним арестом.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 22
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.