«ОНА ЖЕ НЕ В МЕЧЕТИ ТАНЦУЕТ, А НА УЛИЦЕ! В ЧЕМ ПРОБЛЕМА?»

Скандальное видео, на котором 20-летняя жительница Москвы Анастасия Малышева танцует на фоне мечети Кул Шариф, было опубликовано три дня назад в аккануте девушки, которая занимается танцами и является фитнес-тренером. Видео подписано фразой «Слышь, полицай, чё тебе надо?» — это строчка из песни современной музыкальной группы RASA, под которую исполнен танец. «Тусанули в Казани», — оповестила Малышева. В аккаунте у нее 1,3 млн подписчиков. Изображенный на видео ритмичный танец девушки в компании двух молодых парней включает в себя элементы тверкинга или бути-дэнса — направления, в движениях которого активно используется работа ягодиц, бедер, живота и рук, при этом остальные части тела почти полностью неподвижны. В переводе с английского booty dance означает «танец попой». Именно этой частью тела, едва прикрытой кокетливыми шортиками, девушка время от времени ритмично двигала вверх-вниз на фоне одной из главных достопримечательностей Казани.

Комментаторы, обильно использующие мат и ненормативную лексику, разделились на две партии: первая танец одобряла и просила еще, вторая указывала на недопустимость таких движений на фоне мечети. «Это прямое неуважение мусульман», «В Татарстане других достопримечательностей, кроме мечети, не нашли?» — пишут одни. «Она же не в мечети танцует, а на улице! В чем проблема?», «Пока она не находится на территории или внутри мечети, это просто архитектурный объект. Она станцевала танец там, где это не запрещено», — отвечают другие.

«Она же не тверк танцевала и очень приятный танец, ничего лишнего она не позволила !! И внутри тоже не танцевала ! Я вот у церкви с парнем целовалась , и что мне теперь сделать? Все на нашей земле грех! И как дальше жить? Убейте» — рассуждает пользователь соцсети daria.tt@dance_malyshka_official (орфография и пунктуация авторов здесь и далее сохраненыприм. ред.). Другие пользователи критиковали не только религиозный подтекст акции, но и качество ее исполнения. «„Где хочу там и танцую“ так танцуйте, а не задом трясите. Вы конечно хороша внешне и то, что Вам пишут комплименты о танце это лесть. Просто зад нравится. Это не творчество. И проработав 12 лет организуя концерты и привозя в наш город настоящих артистов имею право говорить со знанием дела. Это просто хайп. Очень некультурный, бестактный ход с Мечетью. Я русский, но даже для меня это дико», — высказался a_v_osipov.

Помимо критики появлялись и сообщения, похожие на угрозы. «Мы решили вам отписаться, так сказать оповестить о том,что недовольные верующие написали заявление о вас, муфтию (главе союзу мусульман) вскоре будут предприняты меры о наказании для вас», — предупредил пользователь zalipatelniikonkursi. Однако, судя по аккаунту пользователя, в котором размещены посты о розыгрышах и конкурсах, он сам решил словить хайпа, ничего серьезного за его угрозой не стоит. Однако встречались и другие комментарии оскорбленных верующих с уверениями, что в ДУМ РТ и совет муфтиев России направлены соответствующие письма с просьбой разобраться в ситуации.

«Подождите люди не надо на неё набрасыватся толпой, вы ей уже дали понять что так нельзя, я сам мусульманин, и да мне обидно стало что она танцует на фоне мечети, но мы никто чтобы ее судить, осуждать, Всевышний решит ее судьбу оставьте ее», — советует astemir.iii.

Видео уже собрало почти 700 тыс. просмотров и более 3,5 тыс. комментариев. Беглый анализ «Инстаграма» девушки показывает, что подобных провокационных постов у нее до этого не было, ее аккаунт состоит из видео с откровенными тверк-танцами на улицах и в помещениях, а также фотографий в различных спортивных и не очень амлуа. При этом другие фото и видео Малышевой набирали в 2–3 раза меньше просмотров и комментариев.

Отметим, что видео предшествовал другой пост, на котором Малышева запечатлена на фоне белокаменной стены Казанского кремля, а на заднем плане — вновь Кул Шариф. Девушка в красном топе и уже известных шортах стоит одной ногой на газоне, а другую поднимает вверх, расправив руки. «Второй раз проездом в Казани, тащусь», — написала Малышева.

Попытки связаться с самой девушкой к успеху не привели — обращения в ее аккаунты в соцсетях остались без ответа, без комментариев осталось и обращение к ее агенту.

«ОЧЕВИДНЫЙ НЕДОСТАТОК ВОСПИТАНИЯ КАК СО СТОРОНЫ ГРУППЫ ТАНЦОВЩИКОВ, ТАК И СО СТОРОНЫ ИХ ОППОНЕНТОВ» 

«БИЗНЕС Online» не удалось взять комментарий у имама мечети Кул Шариф Ильфара хазрат Хасанова — он оказался в командировке. Не комментируют ситуацию и в прокуратуре РТ.

В ДУМ РФ же заявили, что поступок Малышевой достоин «сожаления и осуждения». «Подобные представления однозначно недопустимы на территориях мечетей, церквей и храмов других религий, в непосредственной близости от культовых объектов, — заявили в пресс-службе ДУМ РФ. — В данном конкретном случае действие происходит на отдалении. Но поступок этот достоин как минимум осуждения и сожаления. В нем прочитывается осознанное или неосознанное желание молодых артистов привлечь к себе внимание, сыграв на контрасте и спровоцировав определенную часть аудитории на возмущение».

В духовном управлении затруднились ответить, является ли эта акция оскорблением чувств верующих. «Но нарушение норм общественной морали присутствует, — осудили в ДУМ РФ поступок девушки. — Присутствует и очевидный недостаток воспитания и такта как со стороны группы танцовщиков, так и со стороны их оппонентов, переходящих всякие границы в своих оскорблениях». 

Духовное управление подчеркнуло, что Татарстан — это особый регион с практически равнозначными долями мусульманского и христианского населения. Эта особенность республики чрезвычайно привлекательна для молодежной аудитории, тонко чувствующей любые контрасты, будь то культурное разнообразие или противоречие между молодежной светской фривольностью и религиозным целомудрием. «Еще не утихший скандал вокруг футболок с двусмысленными надписями также одно из проявлений этого» — добавили в ДУМ РФ. Речь идет о производстве женских футболок с татарскими надписями «Марҗа» и «Марҗа түгел» (подробности — в материале «БИЗНЕС Online») 

«Общество четко должно понимать: не существует межрелигиозного и межнационального согласия как застывшей константы, это всегда процесс, требующий ответственного подхода и объяснения молодым поколениям, что национальные и религиозные чувства не могут быть объектом юмора, хайпа или коммерческой выгоды», — заключили в управлении. 

«Любое мероприятие, которое происходит в центре города, всегда может охватить на своем фоне мечеть. Да, мы говорим, что это некрасиво, но мы не правоохранительные органы, то есть наказать или запретить действия людей не можем, — сообщили нашему изданию в пресс-службе ДУМ РТ. — В данном случае поступок считаем аморальным и подобные действия порицаем, и каждый человек должен помнить, что если мы не можем остановить действие, то должны быть хотя бы сердцем быть против этого. В одном из хадисов сказано: „Если кто-то из вас увидит порицаемое, пусть изменит это своей рукой. А если не может сделать этого рукой, то тогда языком. А если не может и языком, то сердцем, и это будет самым слабым проявлением имана“».

Несмотря на заверения комментаторов под постом Малышевой обратиться в ДУМ, в российское управление жалоб на танцовщицу не поступало.

Сама фитнес-тренер, получив свою долю популярности, прокомментировала происходящее телеканалу «НТВ». «Я в Казани уже второй раз, так случилось, что я люблю танцевать в людных местах. Когда снимали видео, вообще не думала, что поднимется такая шумиха из-за этого, — заявила она. — Сразу скажу, что я  религию уважаю и никого не хотела обидеть или оскорбить».


СКАНДАЛЫ «НА ФОНЕ»: ПЛЯСКИ У БЕЛОЙ МЕЧЕТИ, ФОТОСЕССИЯ В ХРАМЕ, ОБНАЖЕНКА В ЦЕНТРЕ КАЗАНИ И ЧЕЛНОВ-2013

Напомним, в сентябре 2016 года часть мусульманской общественности возмутил видеоролик певицы Резеды Ганиуллиной. В клипе на песню «Җаным» («Мой родной») зритель увидел симпатичную барышню, которая в довольно откровенных нарядах на фоне Белой мечети в Болгаре демонстрирует под «татарский поп» с восточными мотивами нечто наподобие танца живота.

Первым тревогу забил скандально известный экс-имам Закабанной мечети Казани, сын «татарского Жириновского», гонитель Элтона Джона и проклявший ГИБДД за камеры фотовидеофиксации нарушений ПДД Сейджагфар хазрат Лутфуллин. Пользователи соцсетей сравнивали клип Ганиуллиной с панк-молебном Pussy Riot «Богородица, Путина прогони» в храме Христа Спасителя, глава Спасского района Камиль Нугаев обещал «жесткие беседы» с допустившими «эротические» съемки, но следствие позднее не нашло признаков преступления в танцах татарской певицы у Белой мечети.

В июле 2017 года в РТ разразился еще один скандал: свадебный журнал «Совет да любовь» из Набережных Челнов решил разрекламировать эротическое белье в ветхой, но действующей церкви села Гари Елабужского района. Елабужское благочиние ограничилось внушением редакции, после чего фотографии исчезли со страницы журнала, однако сами издатели посчитали, что «ничего плохого не сделали».

Еще раньше, перед Универсиадой-2013, прокуратура Казани инициировала проверку фактов скандальной фотосессии в центре Казани. Фотосессия 19-летней жительницы Казани Анастасии (псевдоним модели — Nastya K), которая снялась обнаженной «в самых непристойных позах» у Дворца земледельцев и на фоне Казанского кремля из номера отеля «Мираж», бурно обсуждалась далеко за границами столицы РТ. Литовский сайт www.15min.lt опубликовал новость под заголовком «Скандал в России: Эротическая фотосессия девушки опозорила целый город». Впрочем, результаты той прокурорской проверки неизвестны.

Подобный скандал разразился и в Набережных Челнах, где одна из выпускниц 9-го класса сфотографировалась полуобнаженной: ее фото также выложили на всеобщее обозрение в социальной сети «ВКонтакте». Интернет-скандал бы утих и прошел незамеченным, если бы ученицу вместе с ее родителями не вызвал к себе в кабинет в то время мэр города Василь Шайхразиев для проведения профилактической беседы.

В июле 2017 свадебный журнал «Совет да любовь» из Набережных Челнов решил разрекламировать эротическое белье в ветхой, но действующей церкви села Гари Елабужского района Фото: «БИЗНЕС Online»

«ПРИВЛЕКАТЬ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ НЕПРАВИЛЬНО НИ С ЮРИДИЧЕСКОЙ, НИ С РЕЛИГИОЗНОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ» 

По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты дали оценку скандальной акции. 

Рустам Батров — бывший первый заммуфтия Татарстана:  

— Является ли танец оскорблением чувств верующих? Надо исходить из того, что верующие разные бывают, поэтому, когда мы говорим об оскорблении, речь надо вести не только о самом факте высказывания или действия, но и брать во внимание того, кого оскорбляют. Часто оскорбление — это то, что происходит в глазах оскорбляемого. Поэтому для кого-то это может быть оскорблением, для меня лично не оскорбительно. Ничего там оскорбительного я не увидел. Там не было, на мой взгляд, никаких выпадов против именно религии, против ислама. Там Кул Шариф как некий архитектурный символ города, как некое географическое маркирование использовалось, не более того. Там ни ислам не имелся в виду, ни религия, ни наши суждения, принципы — ничего этого не считывалось. Как архитектурный символ города, как башня Сююмбике. Что-то узнаваемое, то, что ассоциируется с Казанью. А Кул Шариф в последнее время в массовом сознании прочно укоренился как символ города. 

Если бы тот же самый танец происходил на территории мечети, то это уже другая ситуация. Как это было в Болгаре: на святой земле, на территории религиозного комплекса, это, конечно, другое. Все-таки в любом учреждении, в том числе религиозном, есть свои правила, которые мы должны все соблюдать. Неважно, какой ты конфессии: если ты пришел на чью-то территорию, ты должен соблюдать правила, которые там приняты. В Болгаре когда был танец, это немножко другая ситуация. Здесь этого нет. Здесь это просто танец в Казани. 

Девушка пропиарилась. Мы ее пиарим сейчас вместе с вами. Чем они руководствовались, я не знаю, это надо у них спросить. Но лично я не вижу в их действиях нападок на ислам. Повторюсь, они просто хотели исполнить танец в Казани, на мой взгляд, и в качестве одного из узнаваемых символов избрали Кул Шариф. Но это не значит, что для других это не оскорбительно. Они же были не на территории, они были в общегородском пространстве. 

Каждый реагирует по мере своего культурного развития. За все общество я не могу говорить. Лично меня это никак не оскорбляет. Привлекать правоохранительные органы, я считаю, это абсурд. Думаю, что это неправильно. Ни с юридической точки зрения, насколько я могу судить о законах, ни с религиозной. 

Люди должны в нашем жестоком мире проповедовать идею милосердия, идею любви, идею гуманизма, человеколюбия, потому что в этом циничном, расчетливом, холодном обществе есть идеалисты. Если верующие не будут этого делать, то, может быть, никто этого и не сделает. Когда верующие озлобляются на такого рода провокации, мне кажется это странным. 

Когда наш пророк Мухаммед читал намаз, ему язычники, издеваясь над ним, сверху клали кишки животных, то есть всячески насмехались. Они его оскорбляли, науськивали глупцов возле Мекки и мальчишек, чтобы те ему камнями кидали по ногам. Но когда пророк, обретя силу, вернулся победителем в город, он всех пощадил, он никому не причинил зла, он никого не тронул. Это тот образец, тот пример, на который на самом деле должны равняться люди. 

На Востоке говорят: «Сиңа таш белән бирәләр, син аш белән җавап бир». То есть в тебя камнем бросают, ты отвечай пловом. Так на Востоке говорят. Это на самом деле более действенно. Я это говорю не просто в качестве теории. Я в этом на личном опыте убедился.

Когда я служил имамом в Ярославской соборной мечети, на нас было нападение скинхедов. Они там бутылками с зажигательной смесью пытались поджечь нашу мечеть. Это была политическая акция накануне приезда Путина. Кандапога, если помните, по всей стране гремела. На этом фоне они тоже пытались внести дестабилизацию. Потом в суде все зависело от нашей позиции относительно того, было ли оскорбление чувств верующих. Многое зависело от того, какую мы позицию займем как потерпевшая сторона. Я судью попросил их не наказывать. Я говорю: «Надо найти заказчиков этого преступления, кукловодов. А зачем этих исполнителей, мальчишек (им было по 17–18 лет), наказывать? Отпустите их. Мы на них никакого зла не держим». 

Меня самого потрясло, когда однажды, спустя несколько месяцев, в пятницу, у меня в кабинете раздался звонок. Я поднимаю трубку, и мне один из этих юношей позвонил. Я говорю: «Алло, кто там?» — «Это я, Артем». — «Какой Артем?» — «Это я, тот скинхед, я хочу прийти к вам в мечеть и извиниться перед верующими». Я чуть со стула не упал. Он оказался художником, учился в художественном училище. Он нарисовал нашу мечеть и пришел на пятничную молитву. Мы его напоили чаем, накормили. И он перед пятничной службой с картиной в руках встал перед верующими и, глядя в глаза тем людям, которых он еще недавно ненавидел и хотел уничтожить их храм, их святыню, попросил прощения. Мы этого не ожидали. Я даже не думал, что такие последствия будут от той позиции, которую мы займем в суде. 

Представляете?! Мы растопили сердце хотя бы одного человека на этой земле, не став на его зло отвечать злом. Даже не злом, а справедливостью. Мы ответили ему не справедливостью, а ответили ему милосердием. Мы его простили. И он переменил отношение к мусульманам. Поэтому я считаю, что даже тем людям, которые оскорбляются в таких ситуациях, надо смотреть на пример пророка и находить в себе силы для того, чтобы жить не только по закону, не только по справедливости, но и по милосердию и любви.

Владимир Беляев — доктор политических наук, профессор, завкафедрой социологии, политологии и менеджмента КНИТУ-КАИ:

— Оскорбление это или нет, должны решать сами верующие. Если они так считают, то, конечно, это оскорбление. А правоохранительные органы после заявления должны будут действовать. А пока — пресечь, предупредить, профилактическую беседу провести.

Что касается всяких танцев на костях, на кладбищах, у памятников Великой Отечественной войны, культовых сооружений, думать надо. А для этого нужно воспитывать, отказаться от ЕГЭ и сделать школу опять храмом воспитания, а отнюдь не храмом натаскивания на решение кроссвордов. Никому не надо, чтобы мы готовили идеальных потребителей. Нужно, чтобы мы готовили граждан. А для этого необходимо менять всю систему, возвращать ее в русло теории Макаренко и Сухомлинского. С точки зрения моральных норм это принцпиально нехорошо, потому что эти дети, которые танцуют, совершенно лишены чувства соучастия, сострадания, сопереживания. У нас же полно всякого, вот кошкам головы отрубают. Все это из той же серии — нет совершенно никакого воспитания, чтобы люди чувствовали чужую боль острее, чем свою. Их не научили ничему этому, потому что не было воспитания через коллектив и параллельного воспитания. Они не слушают взрослых, единственное, что может их сподвигнуть на изменение поведения, — это общественное мнение таких же, как они, группы равных, которых они уважают, ценят. Это продолжение теории Макаренко, теории параллельного воспитания через коллектив. Все это надо вернуть — вот единственный выход.

Ильдар хазрат Баязитов — советник муфтия РТ по социальным вопросам:  

— Хотелось бы, чтобы такие танцы были на другом фоне просто, чтобы не использовались ни наши мечети, ни церкви какие-то там и прочее, ни культовые объекты. Много других площадок. Я, конечно, не сторонник того, чтобы их заклеймить этих танцоров, просто не хотел бы видеть такие танцы на фоне наших культовых сооружений. 

Такие случаи уже были в Татарстане: эта танцорша извинилась, поняла, для нас этого достаточно — что человек понял, осознал. Я не думаю, что это целенаправленные акции. Это просто уровень развития этих людей. Если там есть нарушение закона, то правоохранительные органы должны отреагировать. Если нет, то не надо. Я не знаю, есть ли там нарушения. Они же могут сказать, что танцуют не внутри храма. Могут и такие аргументы привести. Просто использование мечети в качестве фона не совсем этично, я хочу сказать. 

У нас нужно, что ли, комиссию по этике создать, чтобы какие-то правила были, чтобы люди понимали. А то сейчас и в храм могут вбежать какие-то девицы, и на стадион выбежать. Это их варианты самовыражения. Это не совсем красиво. 

Скорее всего, это недостаток работы с такими людьми, это тоже здесь присутствует. Нам с вами надо активно совместно работать. Вот вы такое ведущее средство массовой информации. Совместно с вами, с другими СМИ надо призывать людей к соблюдению этических норм.

Михаил Синельников-Оришак — политолог, журналист, руководитель Энциклопедии компромата:

— Церкви и мечети строились так, что их видно отовсюду. Где ты чего ни станцуй или просто упади пьяный, гипотетически можешь оказаться напротив мечети или у храма Христа Спасителя. Не думаю, что из этого случая следует раздувать очень громкий скандал, потому что до мечети было достаточное расстояние. Таким образом под оскорбление чувств верующих можно все что угодно подвести: потом начнется, что станцевали на территории города, где есть мечеть или церковь, — и все, оскорбили.

Я лично увидел, что люди танцуют на фоне красивого города, благодаря этой мечети я понял, что этот город Казань, один из славных городов России, а не что кого-то хотели специально задеть, оскорбить.

Это все-таки визитная карточка Татарстана, одна из визитных карточек Казани. Может быть, тем самым они хотели не оскорбить, а показать, что танцуют в столице РТ, это классный веселый город, достаточно продвинутый. А Казань действительно входит в тройку, в пятерку самых известных и продвинутых городов России.

Правоохранительные органы никак не должны реагировать, потому что здесь нет состава не то что преступления, но и правонарушения, на мой взгляд. Если обществу не буду тыкать на танцоров, мол, смотрите, что они сделали, то общество этого бы и не заметило. Такое впечатление, что на эту историю специально наводят лупу, раздувают, чтобы в очередной раз вызвать нездоровый ажиотаж на пустом месте. Были различные происшествия, но конкретно этот случай никак не попадает под оскорбление чувств верующих.

Это такой молодежный эпатаж, может, надо было выбрать другой символ, устроить танец на фоне Кремля. Здесь можно говорить максимум о каком-то дурновкусии либо о том, что надо видеть берега, думать, как слово отзовется. Хотя если бы они станцевали возле Кремля, то это бы, возможно, не вызвало ажиотажа, никто бы не заметил.

Владимир Сыченков — кандидат филологических наук, основатель Института публичности и продаж в Казани:

— Стопроцентная PR-акция. Организаторы знали, куда «бить», проанализировали опыт хайпа в Татарстане и выбрали пространство, которое проходит по линии двойных стандартов. С формальной точки зрения предъявлять танцующим нечего: они не мусульмане, не местные, территориально танцуют вдали мечети. С другой — возмущение общества вызывает как раз эта почти «юридическая ловкость» и неуважение культурно-религиозных традиций. Какой была цель? Очевидно, продвижение аккаунта в «Инстаграме». Думаю, «успех» превзошел ожидания «гастролеров» по двум критериям. Обычные танцы собирают у Малышевой около 150 тысяч просмотров, этот кейс за сутки перевалил за 700 тысяч. Казанские блогеры, которые ходили вокруг и около Кремля, теперь «нервно курят в сторонке». При этом за рамки танцевального приличия москвичи не вышли. Нужно признать, что провокативный маркетинг сработал, поскольку все тему обсуждают. Пока общество не выработало «информационный иммунитет» и действенные способы общественного порицания, такие проекты, к сожалению, будут повторяться, особенно в национальных республиках, где консервативность будут испытывать на прочность глобальные тренды и самоутверждающиеся авторы. Считаю маловероятными последствия для танцоров, однако татарстанцам повторять не рекомендуем, все может плохо закончиться.