Полная загадок история спортсмена с ограниченными возможностями, который готов был продать свою награду, чтобы вернуться из Санкт-Петербурга в Татарстан, завершилась. Сергей Уренков вначале прибыл в Казань, затем отправился в Набережные Челны, откуда и пообщался с корреспондентом «БИЗНЕС Online». В планах у него — очередная регата. Также наш герой мечтает пройти Ла-Манш и показаться на федеральном TV.
ПОМЕШАЛА «ОКА»
На этой неделе разгорелся скандал со спортсменом из Мензелинска Сергеем Уренковым. Он назвал себя паралимпийцем и заявил, что не может вернуться с соревнований в Санкт-Петербурге. Чтобы найти деньги на возвращение домой, он был готов продать трофей, который вручается за победу в Кубке яхт-клуба «Балтиец». Сама история вызвала неоднозначную реакцию. Люди из мира профессионального спорта удивились логике человека, который отправился на выездные соревнования и не задумывался о последствиях. Другие же считали, что Уренков вызывает сочувствие и уважение, и обвинили чиновников профильного министерства в черствости.
Гонка в Санкт-Петербурге с участием 115 яхт прошла 23 июня. Уренкову предоставили в аренду лодку «Ротманс» для участия в регате. После этого спортсмен практически целый месяц провел в городе на Неве, не имея средств для того, чтобы вернуться в Татарстан.
– У меня была устная договоренность об участии в этой регате с Климбеком Владимиром Рудольфовичем (командор яхт-клуба «Балтиец» – прим.ред.). Мы с ним договаривались еще в 2011 году, что инвалиды могут участвовать в проводимых ими регатах, после чего я однажды стартовал в регате 2016 года, – рассказал нашему изданию Уренков, у которого парализована левая часть туловища.
Он стал единственным участником регаты с ограниченными возможностями. В России есть два таких атлета в парусном спорте, один из них – банкир, но они не заявляются на соревнования.
– Я же в этом не виноват, – говорит Сергей. – Юрий Гагарин тоже полетел в космос один, но мы же почитаем его как первого космонавта. Так вот я такой же, как и Гагарин, только в парусном спорте среди инвалидов.
В Питере Уренков обнаружил, что у него сломался автомобиль «Ока», на котором он и приехал. Поначалу мужчина хотел продать его запчасти, но не нашел покупателей. Затем он был вынужден выставить на своей странице в соцсети кубок на продажу.
ОТКУДА ВЗЯЛСЯ КУБОК?
Возникает первый вопрос. На сайте яхт-клуба «Балтиец» Уренков не значится в качестве победителей. В «классе 8», в котором он соревновался, его фамилия стоит на пятом месте, причем время финиша не указано. В яхт-клубе «Балтиец» утверждают, что Уренков участвовал в соревнованиях, но никаких призов не выигрывал.
– Не знаю, почему на сайте соревнований написано, что я занял пятое место, возможно, там исправили итоговые результаты, – недоумевает Уренков.
По словам спортсмена, он классифицировался по категории 8А, в которой был единственным стартовавшим, и финишировал. Хотя итоговое время назвать не смог, но уверял, что у него есть все документы, выписки, которые сдал в Казани Вадиму Трофимову, председателю правления федерации парусного спорта РТ.
– Когда нет итогового времени, это может быть вызвано несколькими причинами, – размышлял Трофимов в разговоре с «БИЗНЕС Online». – Причина могла крыться и в том, что он не уложился в заранее отведенное для окончания регаты время. Либо не финишировал, либо даже вообще не стартовал.
СЕРГЕЙ СТАРТУЕТ ТОЛЬКО В ГОСТЯХ
Возвращению в Казань спортсмена способствовала местная жительница Юлия Хамитова, перечислившая средства для этого. В столице республики его отыскал Трофимов, который провел с Уренковым полдня: специально встретился с коллегой по парусному спорту, пообщался, попил чаю, пообещал какую-то помощь в дальнейшем, в пределах разумного, конечно. Федерация парусного спорта сама не шикует, располагая выделенной минспортом РТ суммой примерно в 2 млн рублей в год. Эти средства предназначены для участия в соревнованиях учащихся детско-юношеской школы и проведения соревнований для взрослых на акватории Татарстана, на которые Уренков никогда не заявлялся.
Трофимов перечислил целый ряд состязаний для взрослых яхтсменов, которые проводятся в Татарстане, где можно было бы участвовать с куда меньшими затратами и обходиться куда меньшей шумихой, чем произошла сейчас. При этом ни сама регата в Санкт-Петербурге, не входящая даже в календарный план всероссийских соревнований, ни яхт-клуб «Балтиец» не считаются статусными для представителей парусного спорта.
– Регата, в которой он принимал участие, фестивальная, – говорит Трофимов. – Это не соревнование и не спорт в чистом виде. Сама регата никоим образом не связана с паралимпийскими соревнованиями, в которых должен участвовать Уренков. Там и класс участвующих лодок совсем другой, чем на паралимпиадах. Если относиться к этой ситуации философски, то у нас свободная страна, любой человек может поехать куда угодно, в том числе и для участия в соревнованиях, но он должен осознавать риск этого поступка и не сетовать затем на то, что ему не помогают, не содействуют, не решают возникшие у него проблемы.
Именно стараниями Трофимова Уренков уехал на автомобиле из Казани в Набережные Челны, где и проживает. Но эта помощь частного характера, поскольку Трофимов как руководитель общественной организации не может заниматься проблемами яхтсменов. Тем более Уренков не зарегистрирован в организации.
– Мне показалось, что по итогу пережитого Уренков был радостным и довольным от того, что ему оказывают внимание. В частности, мы его познакомили с нашими яхтсменами, пригласили в казанский яхт-клуб для занятий парусным спортом. Но именно для занятий, а не каких-то прогулок и фестивальных регат. Уренков же и в Челнах обращался в местный яхт-клуб для того, чтобы они помогли ему в командировании на соревнования или дали возможность пройти под парусом, не проходя обучения, – резюмировал свои впечатления от встречи Трофимов.
МЕНЗЕЛИНСК ИЛИ НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ?
– Я совершил ошибку, что заявлялся на соревнования в Питере как спортсмен из Мензелинска, – сетовал Уренков. – Надо было вообще от Сербии заявиться, потом бы они пригласили меня к себе и на руках носили. Но я записался от Мензелинска, потому что жил там, в свое время был на приеме у главы местной администрации (Айдар Салахов – прим.ред.). Он сказал. «Не переживайте. Паралимпийцы – это хорошо. Римович (заместитель главы района Камиль Назмиев – прим.ред.) теперь ваш поклонник. Он все для вас будет делать». Я этому поверил и заявлялся на соревнования как представитель Мензелинска. В итоге вся их помощь заключалась в том, что в 2016 году мне дали 3 тысячи рублей для участия в питерской регате. И как дали: не из бюджета, а просто попросили директора местного бассейна выделить мне эту сумму. Но мне этих денег ни на что не хватило, в итоге добрался так, что один гаишник посадил меня в фуру, которая ехала до Питера... Так я и доехал.
Руководитель парусной школы РТ Алмаз Алеев, которого называют одним из самых уважаемых представителей сообщества яхтсменов в республике, считает, что проблема спортсмена-инвалида вовсе не в этом.
– Я вот лично впервые слышал об этом человеке и в первый раз его увидел, когда он пришел в казанский яхт-клуб, – признался Алеев нашему изданию. – Да и об этой регате яхт-клуба «Балтиец» мы не наслышаны и никогда не принимали в ней участие. Минспорт, который в основном обеспечивает участие наших подопечных по детско-юношеской школе, оплачивает командирование только на официальные соревнования, как то чемпионат и первенство России, чемпионат Приволжского федерального округа. О том, что мы бы поехали на соревнования по своему желанию, не может быть и речи.
МИНСПОРТ ИЛИ ФЕДЕРАЦИЯ ИНВАЛИДОВ?
– По участию в питерской регате я информировал госпожу Сафиуллину, – объясняет Уренков, имея в виду председателя федерации спортивного общества инвалидов РТ Фариду Сафиуллину. – Она меня знает как облупленного уже много лет. Как я начал спортом заниматься, сразу к ней обратился, но не нашел поддержки. И минспорт республики меня знает прекрасно.
В ответ на подобное заявление пресс-служба минспорта РТ пояснила: «Данный человек не является спортсменом-паралимпийцем, он не закреплен ни за ФСО инвалидов РТ, ни за какой-либо другой организацией в сфере физической культуры и спорта. Существуют четкие регламенты по вхождению спортсменов в составы сборных Республики Татарстан. В состав сборной РТ он не входит. В адрес министерства по делам молодежи и спорту РТ и подведомственных учреждений спорта запроса о командировании со стороны данного человека не поступало, вызовы на соревнования по нему не приходили. Соответственно, ведомством он не был командирован ни на какие соревнования. На данный турнир он выехал без согласования с министерством или другим учреждением, представляя сам себя».
«Я ОСТАЛСЯ С ГОЛОЙ ЗАДНИЦЕЙ»
– Мне 20 тысяч на дорогу, проживание и питание очень даже хватило бы. Могли бы и лодку мне купить – там 60 тысяч всего, я бы на ней сейчас гонял, – мечтает Уренков. – Что касается Челнов, то там за спорт отвечала Наталья Шавкетовна (Наталья Безрукова, которая до недавней поры работала начальником управления физкультуры и спорта Набережных Челнов, – прим.ред.). Она всегда мне отказывала в финансировании, мотивируя это тем, что денег нет, хотя могла бы написать письмо на КАМАЗ, они бы мне не отказали в спонсорстве.
Этот абзац также не остался без комментария минспорта: «По информации, полученной от управления физической культуры и спорта Набережных Челнов (а жителем именно этого города является данный человек, при этом ассоциируя себя и с Мензелинском, и с Челнами), Уренков не в первый раз совершает подобные самостоятельные „выезды“ на соревнования. Ранее ему неоднократно была оказана материальная помощь для его „возвращения домой“ после соревнований, однако полученные денежные средства он раз за разом использовал для дальнейших путешествий по стране».
– Я занимаюсь яхтенным спортом 10 лет, – вспоминал Уренков. – Все, что у меня было, я уже вложил, продал малосемейку, поехал в Москву тренироваться, входил в сборную по паралимпийскому парусному спорту в 2011–2012 годах и остался с голой задницей, поскольку есть такой господин Московцев (Сергей Московцев – главный тренер паралимпийской сборной России по парусному спорту – прим. ред.). Так он только бабки делает на инвалидах, парусные лодки продавали нам, но это очень мутная схема и отдельная статья. У него все время одни только деньги на уме, все жаловался, что денег нет...
По словам спортсмена, после бесполезной поездки в Москву он переехал в Санкт-Петербург, где познакомился с известным яхтсменом Владиславом Якименко, который руководит Специальным Олимпийским комитетом Санкт-Петербурга, иными словами, занимается со спортсменами, страдающими умственными отклонениями. Уренков был у Акименко кем-то вроде волонтера, а тот стал для него тренером в парусном спорте, помогая, можно сказать, бесплатно.
КТО ОН: ПАРАЛИМПИЕЦ, ПАРААТЛЕТ ИЛИ ПРОСТОЙ ЛЮБИТЕЛЬ?
И минспорт РТ, и собеседники нашего издания выразили недоумение относительно того, что Уренков называл себя паралимпийцем.
– Да, паралимпийцем считают того, кто участвовал в паралимпиадах, у меня такого не было. По идее, можно называться параатлетом. Но такого термина никто не знает, а про паралимпийцев слышали все, – объяснил недоразумение Уренков.
Сергей начал увлекаться спортом после Паралимпиады 2010 года в Ванкувере. Тогда российские профессиональные спортсмены, по словам Уренкова, провалились, и, чтобы «народ не поднял их на вилы», по телевидению стали активно рассказывать об успехах паралимпийцев.
– Тогда включили зомбоящик, меня зазомбировали, и на этой волне я сам увлекся паралимпийским движением, – вспоминал он. – Хотя до этого жил, можно сказать, хорошо. Сидел дома, смотрел телевизор, почтальон пенсию приносил, у меня даже девушки тогда были. А сейчас... Сейчас все время посвящаю своим занятиям спортом. Парусный вид спорта является очень мощным реабилитантом при инвалидности, подобной моей, когда парализована левая часть туловища. Правда, с моей травмой долго не живут, поэтому у меня есть цель – преодолеть под парусом Ла-Манш, как Федор Конюхов. Нужен только спонсор. У меня есть договоренность с редактором новостного блока на ОРТ, что, как только я осуществлю этот проект, обо мне сделают сюжет. Думаю, что реклама на главном канале страны кому-нибудь пригодилась бы. Меня только надо отправить туда – и все.
Сергей планирует в августе поехать в Нижний Новгород, где заберет после ремонта «Оку». Затем он отправится в Ломоносов, что под Питером, и примет участие в регате.
– А вообще, я остался бы в Нижнем Новгороде и представлял бы этот город на соревнованиях, – предположил Уренков. – Там руководитель местной федерации спортсменов-инвалидов принял меня с большим сочувствием и высказал желание всячески помогать в случае, если я буду представлять на соревнованиях этот регион и у меня будет местная прописка...
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 24
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.