В понедельник в Москву приезжает американский сенатор Рэнд Пол — республиканец, бывший одним из всего лишь двух из сотни сенаторов, голосовавших в прошлом году против ужесточения санкций против России Фото: Brian Cahn\Zuma\TASS

ОДИН ИЗ ДВУХ

В понедельник в Москву приезжает американский сенатор Рэнд Пол — республиканец, бывший одним из всего лишь двух из сотни сенаторов, голосовавших в прошлом году против ужесточения санкций против России. Это первая поездка Пола в нашу страну — и она важна в первую очередь потому, что этот сенатор в будущем вполне может стать президентом США.

О своем визите в Россию сам Пол сообщил в конце прошлого месяца, уже после саммита Дональда Трампа и Владимира Путина:

«Всего через несколько недель я сам поеду в Россию в попытке обсудить точки соприкосновения с ее лидерами и помочь предотвратить дальнейшую ненужную эскалацию напряженности... Я с нетерпением жду возможности посоветоваться с президентом Трампом в промежутке между его и моим визитами, а также возможности поработать с дипломатами из обеих стран, чтобы организовать успешную поездку и улучшить отношения. На кон могут быть поставлены миллионы жизней».

Неизвестно, состоялась ли уже его встреча с Трампом, но в понедельник Пол будет в Москве — это подтвердили в российском Совете Федераций, глава международного комитета которого, Константин Косачев, встретится с Полом:

«Будут обсуждаться вопросы российско-американских отношений, перспективы двусторонних межпарламентских связей. В программе визита американской делегации запланированы встречи в Госдуме, министерстве иностранных дел РФ. Намечена также поездка в Санкт-Петербург».

Пола будут сопровождать член сената законодательного собрания штата Техас Дон Хаффайнс и президент Института Катона (крупного американского мозгового центра, занимающегося внешней политикой) Питер Геттлер. Несмотря на то, что месяц назад Москву посещала делегация в составе шести сенаторов и одного конгрессмена, поездка Пола гораздо интересней и значительней.

Дело в том, что Пол не рядовой сенатор, — хотя он и не занимает никаких руководящих должностей в сенате, в котором уже девятый год представляет штат Кентукки, — а человек, способный стать президентом США. Он пытался им стать уже в 2016 году, но сначала его нишу, а потом и президентское кресло занял Трамп.

Пол — не просто один из самых ярких, но, пожалуй, самый независимый политик в американском политическом истеблишменте. И это у него наследственное — его отец, бывший член Палаты представителей Рон Пол, боролся за право выдвижения в президенты США в 2008 и 2012 году, причем по опросам среди республиканских избирателей одно время даже занимал одно из лидирующих мест.

Рон Пол — предвестник «движения чаепития», течения, несколько лет назад попытавшегося устроить революцию в республиканской партии. Последовательный либертарианец и консерватор, он всегда выступал против ФРС и банкиров, против американской экспансии и НАТО, за ограничение роли федерального правительства и против «вашингтонского болота».

Его сын Рэнд исповедует чуть менее радикальные взгляды, но, сменив карьеру врача на политическую, сразу же стал звездой «движения чаепития». Выборы 2016 года должны были стать его звездным часом — он был не только самым умным и интеллигентным среди всех кандидатов, но и самым независимым, самым радикальным противником «вашингтонского болота». До начала кампании опросы показывали большую популярность Пола среди республиканских активистов и избирателей — хотя у «чайников» были и другие популярные кандидаты. Но тут появился Трамп...

Он перехватил либертарианскую и антиэлитарную повестку Пола — кроме того, сенатору не хватило напора и образности в подаче своих взглядов. Конечно, программа Трампа не сводится к чисто либертарианской, но в целом ряде принципиальных вещей она увлекла как раз потенциальных избирателей сенатора. Да и выступал Трамп гораздо жестче и народнее — сказалась как разница в темпераменте, так и опыте работы с публикой. Для Пола это была первая общенациональная кампания — как и для Трампа, но миллиардер имел огромный опыт телеведущего и шоумена.

Поэтому если Пол выступал за налаживание отношений с Россией и говорил, что его первый визит в случае избрания президентом будет в Москву или Пекин, то Трамп сказал, что он хочет «поладить» с Путиным — и это сразу запомнили все.

Пол вышел из борьбы за президентское кресло и в ноябре переизбрался на шестилетний срок в сенат — но понятно, что не оставил президентских амбиций. Сейчас ему 55 — и у него действительно все впереди. Причем он ведет себя так же независимо, как и прежде — как в вопросах внутренней политики (часто в одиночку выступая против всех коллег сенаторов), так и во внешней.

Например, он был одним из двух сенаторов (вторым был Берни Сандерс, соперник Клинтон из демократической партии) из 100, кто в июле прошлого года проголосовал против принятия закона «О противодействии противникам Америки посредством санкций», предусматривавшего усиление санкционного режима в отношении России, Ирана и КНДР. А за четыре месяца до этого Пол не поддерживал принятие Черногории в НАТО — и тогда Джон Маккейн заявил, что «сенатор из Кентукки работает теперь на Владимира Путина».

Пол не работает ни на Путина (просто у него хватило смелости провести в марте этого года встречу с новым послом России в Вашингтоне Алексеем Антоновым), ни на Трампа (хотя американская пресса и называет его «возможно, единственным членом Конгресса США, который поддерживает подход Трампа к Москве») — он работает на себя и интересы Америки. Его образ Америки во многом совпадает с представлениями Трампа, и, что еще важнее, с тем направлением движения, которое задает Трамп — и это делает сенатора Рэнда Пола едва ли не лучшим наследником Трампа в 2024 году.

Поэтому первая поездка Пола в Россию имеет такое большое значение — он впервые своими глазами увидит нашу страну, а мы впервые увидим Рэнда Пола вблизи.

 

Петр Акопов

«ВЗГЛЯД» , 06.08.2018