«Она при мне подошла. «Мама, не обвиняй себя», — говорит. Человек должен жить», — рассказывали сегодня после похорон мальчика из Нижнекамска его родственники о том, как мать простила не углядевшую за внуком бабушку. Трагедия — следствие разгильдяйства дорожных служб, полагают эксперты «БИЗНЕС Online», а объяснения чиновников про «гидротехнические сооружения 60-х», которые «должны быть открытыми», не выдерживают критики. Между тем юристы «Агоры» уже готовы помочь родителям мальчика в суде с мэрией Сочи.
СЕМЕЙНАЯ ТРАГЕДИЯ В ЛАЗАРЕВСКОМ
Следственный отдел по Лазаревскому району Сочи краевого управления СКР возбудил дело после гибели семилетнего мальчика по ч. 1 ст. 109 УК РФ («Причинение смерти по неосторожности»). Нелепая и горькая трагедия произошла во второй половине дня 3 августа. В поселке Лазаревское маленький житель Нижнекамска погиб, упав в ливневую канаву, — его тело спустя несколько часов нашли в открытом море. На видео, попавшем в соцсети, ребенок в светлой футболке и синих шортах скачет по лужам под проливным дождем в сопровождении бабушки Галины. Следующий кадр — бабушка в панике кричит на всю улицу, бегает вдоль ливневки и зовет пропавшего внука, который провалился в ливневую канаву и его затащило в коллектор. В безнадежных попытках спасти внука Галина сама попыталась погрузиться в ливневку, но спасти ей его уже не удалось. На место вызвали спасателей, которые через некоторое время нашли его безжизненное тело в открытом море.
«В результате поисковых мероприятий тело мальчика обнаружили водолазы МЧС в море в районе русла реки Свирки. Назначено проведение судебно-медицинской экспертизы», — сообщает пресс-служба СК. Следователи допрашивают свидетелей происшествия, а также устанавливают, кто ответственен за безопасность эксплуатации ливневых сооружений.
Тем временем на месте гибели мальчика, который в этом году должен был пойти в первый класс, образовался стихийный мемориал с игрушками и цветами, выложенными на подсохшем после дождя бетонном тротуаре.
Власти Татарстана окажут всестороннюю помощь семье погибшего, сообщила в выходные пресс-служба мэрии Нижнекамска. Ситуацию на контроле держит мэр города Айдар Метшин. Он выразил соболезнования семье: «Сегодня каждый житель нашего города и района скорбит вместе с родными и близкими погибшего мальчика. Примите искренние слова поддержки и глубокие соболезнования. Знайте, что мы рядом и готовы оказать всестороннюю поддержку».
«ЭТИ СООРУЖЕНИЯ ЗА ПОЛВЕКА ЗАРЕКОМЕНДОВАЛИ СЕБЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ПРИЕМА ДОЖДЕВЫХ ВОД В ГОРНОМ ПОСЕЛКЕ»
Между тем накануне администрация Сочи распространила сообщение, суть которого можно свести к следующему — «мы вас предупреждали, а вы сами за ребенком не уследили». В пресс-релизе сообщается, что ливневые канавы, в одну из которых упал мальчик, были проложены еще в начале 60-х годов и по задумке инженеров должны быть открытыми. «Согласно изысканиям инженеров сооружения принципиально должны быть полностью открыты, наличие каких-либо решеток не предусмотрено проектом. Поскольку в случае залповых тропических ливней, которые характерны для Сочи, данные решетки могут быть сорваны потоком воды и послужить прямым источником угрозы жизни и здоровья людей. Эти гидротехнические сооружения на протяжении более полувека зарекомендовали себя как единственно эффективный метод приема дождевых вод в горном поселке. Отсутствие таковых может привести к затоплению, либо смыву жилых домов и хозяйственных построек, как это уже произошло в поселке Тхагапш Лазаревского района в 2016 году. При проектировке еще в советское время специально было предусмотрено, что тротуар только с одной стороны дороги и находится он на противоположной стороне улицы от траншеи», — сообщалось в заявлении городской администрации.
Сняв вину с себя за происшедшее, чиновники возложили ее на родственников и самого погибшего мальчика. «Мальчик оторвался от бабушки и выбежал на улицу, не имеющую тротуара. Из-за неблагоприятных погодных условий упал в ливневую канаву. Бабушка с внуком жили в гостинице напротив, женщина ориентировалась на местности и знала о наличии данного гидротехнического сооружения. Штормовые предупреждение о ливнях и грозах распространялись за несколько суток, при этом неоднократно подчеркивалось, что необходимо соблюдать меры безопасности и не подвергать риску свою жизнь и жизнь детей», — заметили в администрации.
На месте гибели мальчика, который в этом году должен был пойти в первый класс, образовался стихийный мемориал с игрушками и цветами
За два дня до этого, в день трагедии, чиновники распространили заявление, в котором приносили семье соболезнования. «Все расходы, связанные с прибытием и проживанием родственников, а также с транспортировкой (тела — прим. ред.), администрация города берет на себя», — заверяли в администрации.
Попытки сочинских властей снять с себя ответственность вызвали широкую негативную реакцию в соцсетях. С публичным порицанием выступил и телеведущий Владимир Соловьев. «А ребенок погиб. Что у властей Сочи в голове? Про совесть даже не спрашиваю», — прокомментировал событие Соловьев в своем «Твиттере».
Отметим, это не единственное ЧП, которое произошло 3 августа в курортной столице. Четверо человек — двое взрослых и двое детей — пытались перейти горную реку в селе Пластунка Хостинского района. Взрослых унесло бурным потоком, но они смогли выжить, а детей 400 спасателей искали двое суток. Первым нашли тело 16-летнего подростка, затем — четырехлетней девочки.
Ливневые канавы были проложены еще в начале 60-х годов и по задумке инженеров должны быть открытыми
ОН ПОСЕЩАЛ ЗАНЯТИЯ В ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЕ ПРИ ХРАМЕ
Семья погибшего мальчика религиозная, бабушка Галина — прихожанка храма в селе Афанасово Нижнекамского района. О ней в селе говорят как об очень ответственной и активной прихожанке. Женщина ходит в храм 14 лет, все это время помогает на приходе. Знакомые отмечают, что бабушка очень волновалась перед поездкой на море, тревожилась о том, как все пройдет. А ее внук посещал занятия в воскресной школе при церкви Покрова Святой Богородицы.
Знакомые характеризуют семью чаще всего словами «простая рабочая». Отец мальчика работает на ТАНЕКО, мать – на «Нижнекамскнефтехиме» (руководство предприятий тоже пообещало оказать всю необходимую помощь). Весной этого года семья переехала из Нижнекамска в село Шереметьевка в 40 км от города. Здесь же купили дом. Решили, что мальчик в первый класс пойдет в сельскую школу, а перед учебным годом отдохнет на море с бабушкой. В семье есть второй ребенок — мальчик 2015 года рождения.
В Казань борт с телом побигшего прилетел накануне в 17:30, после чего его доставили в Нижнекамск. Отпевали в деревне Шереметьевка в 9 часов вечера, в той самой церкви, где он ходил на занятия.
А утром служили панихиды во всех храмах Нижнекамска сообщили нашему изданию в пресс-службе исполкома города. Похороны прошли в Аксубаевском районе, откуда родом семья.
«Я ВИДЕЛА, ЧТО ОНИ ПРОСТИЛИ ДРУГ ДРУГА»
Корреспондент «БИЗНЕС Online» сегодня побывал в селе Старое Ильдеряково Аксубаевского района РТ, где живут родственники семьи со стороны мамы погибшего мальчика, которого похоронили на сельском кладбище еще до обеда. Кладбище села в самом начале встречает скорбных посетителей могилами с надгробными табличками — это одна из самых популярных фамилий на селе. Могила погибшего мало чем отличается от других — свежий холмик черной земли, щедро усыпанный красными и желтыми розами. В основании черный металлический православный крест, под ним два венка, рядом розовый плюшевый заяц и черная игрушечная машинка.
На припаянной к кресту мемориальной табличке нет никакой информации — только покрытый черной красной металлический прямоугольник. В селе нет мастерских, которые делают такие таблички на заказ, а заранее ее никто не заказывал — слишком быстро и непредсказуемо обрушилось на семью горе.
После похорон все собрались в большом отчем доме из красного кирпича за красным же забором. Траурные поминки не затянулись надолго — родители вместе с бабушкой уехали в Шереметьевку.
— Такое горе... — вспоминали родственники мальчика, собравшиеся рядом с домом после похорон. С убитыми горем родителями говорить было бесполезно.
— Они через девять дней только смогут, наверное. Все в шоке, — заявила нашему корреспонденту женщина, которая представилась тетей мальчика.
Родственники семьи со стороны мамы погибшего мальчика живут в селе Старое Ильдеряково Аксубаевского района РТ
— Бабушка что, за поводок должна была его вести?! — прокомментировала, похоже, объяснения сочинской администрации другая женщина. — На следующий день там семья... Сколько-то детей пострадало...
На крыльцо дома вышел худощавый мужчина — дедушка. Он запомнил его веселым и жизнерадостным мальчишкой. Дед рассказал, как его внук любил играть в футбол, как вместе с папой Сергеем зимой они играли в хоккей. В Старом Ильдерякино у мальчика было немного друзей, но каждый из жителей поселка переживает эту трагедию вместе с семьей.
Как рассказали близкие и родные, родители не винят бабушку в произошедшей трагедии.
— Мы по видео только судить можем. Они никого не обвиняют. Это же время и случай. Там по видео видно, они из угла появляются, ребенок побежал. Ну ребенка же восьмилетнего не будешь держать на привязи. Чего теперь, бабушку надо обвинять, что ли? — удивляется тетя погибшего. — Она и так два раза прыгала в эту лужу. Чудом сама живая осталась. Как ее можно судить? Она сама себя судит. Она будет ли долго жить с таким горем? Это любимый внук у нее был. Я Алене говорю: «Ты уж ее прости». Она вот при мне подошла. «Мама, не обвиняй себя», — говорит. Человек должен жить.
Помолчав, женщина продолжила:
— Какое тут обвинение? Они все верующие. Бог велел нам прощать. Это же время и случай. Ребенку, может, любопытно было. Может, он даже видел этот круговорот, мы не знаем, что это было. Я видела, что они [мама и бабушка] простили друг друга. Алена обняла маму, сказала: «Мама, себя не вини, надо жить».
У Сергея и Алены остался младший сын. Родные и близкие всеми словами и молитвами поддерживают их. «Я им сейчас говорю, что убиваться не надо. Жить надо для второго, чтобы горе как-то смягчить», — вздыхая, сказала женщина.
«В СКОЛЬКИХ СТРАНАХ Я НИ БЫВАЛ, НИ В ОДНОЙ НЕ ВИДЕЛ ОТКРЫТЫЙ КОЛОДЕЦ С НАДПИСЬЮ «БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ ВО ВРЕМЯ ЛИВНЯ»
Генеральный директор ООО «Волгадорстрой» Айрат Миннуллин в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» убежденно заявил, что любая ливневая канализация должна быть закрыта решеткой. «Есть масса вариантов обеспечить безопасность ливневки, например скрыть ее бордюрным камнем, чтобы люди туда не проваливались, — пояснил он. — Даже если ливневка не на дороге, а на тротуаре, она всегда должна быть оборудована решеткой. Любой колодец должен быть закрыт и надежно закреплен. Есть специальные устройства крепежа, которые позволяют сделать так, что никакой водопад не снесет решетку.
Объяснения администрации Сочи о том, что бабушка ребенка знала о «наличии данного гидротехнического сооружения» Минуллин оценивает скептически. «То есть надо просто гулять и внимательно смотреть, не провалишься ли ты в этот колодец, — делает вывод собеседник издания. — Но в скольких странах я ни побывал, ни в одной не видел открытый колодец с надписью „будьте внимательны во время ливня, не попадите в колодец“». Причину отсутствия решетки на ливневке Минуллин видит не в почтенном возрасте конструкции, установленной в 60-х годах, а в воровстве. «Просто эту решетку кто-то в металлолом сдал, по всей видимости, а дорожная служба недосмотрела, вот и все, — заметил он. — Теперь они могут говорить, что якобы на случай большой воды ливневка не должна быть закрыта. Но у нас в Казани тоже бывают ливни, но все решетки прикручены как положено и закреплены. Как показал ливень в прошлую пятницу, ливневка не справляется, она просто не справляется, но решетки стоят, потоком их не сносит. А после каждого такого ливня дорожники выходят и проверяют, все ли на месте. В случае с сочинской трагедией обслуживающая организация полностью виновата».
Вместе с тем правозащитная организация «Агора» сейчас ищет контакты семьи мальчика, чтобы выступить на ее стороне в судебном процессе против администрации Сочи. «Нам было бы интересно поработать по этому делу, если у родственников есть интерес, наши адвокаты готовы включиться и оказать юридическую помощь», — рассказал коррепсонденту «БИЗНЕС Online» пресс-секретарь «Агоры» Дмитрий Колбасин.
Отметим, в Татарстане также нередко случались трагедии с участием канализационных колодцев. К примеру, в сентябре 2017 года мальчик провалился в канализационный колодец на территории строящегося коттеджа. Он наступил на кусок доски, прикрывавшей люк, и провалился в него. Его тело нашли только через два часа. В декабре 10-летний мальчик в Черемшане также провалился в люк и чуть не замерз насмерть.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 147
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.