«Когда я говорил, что там все плохо, мне говорили: «Он сможет, сделает», — объяснил глава ГЖФ Талгат Абдуллин, почему только сейчас отстранил ПСО «Казань» от строительства двух домов в «Салават Купере» со сроком сдачи в 2015 году. О новой системе фонда для подрядчиков, будущем микрорайона М-14 и аварийном «наследстве», на которое в скором будущем наложит руку «Ак Барс Девелопмент», — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Отдельного обсуждения, по словам Талгата Абдуллина, заслуживает система построения отношений с подрядчиками. Сейчас в фонде ее очередной раз меняют и совершенствуют
«ОТЛИЧНО РАБОТАЕТ: С КАМЕНЩИКА НАЧИНАЛ, САМ КЛАЛ КИРПИЧИ В СВОЕ ВРЕМЯ»
Одной из первых тем, которые мы затронули в ходе интернет-конференции «БИЗНЕС Online» с главой ГЖФ Талгатом Абдуллиным, стало отстранение компании ПСО «Казань» от строительства двух домов в жилом микрорайоне «Салават Купере». Напомним, буквально на днях фонд опубликовал у себя на сайте новость о решении сменить подрядчика на домах 11/1 и 11/5, о чем, вероятно, давно мечтали будущие новоселы-соципотечники. Глава фонда информацию подтвердил: вместо компании Равиля Зиганшина к строительству привлечены фирмы «Строитель+» и «ПСК Народный дом», а провалившему все сроки ПСО «Казань» теперь предстоит выплатить фонду неустойку в размере 800 млн рублей, рассказал он.
«Как организатор строительства больших строек он, наверное, нормальный. Но нельзя же за наш счет строить стадион. Он [Зиганшин] получил все деньги, а домов нет. Куда делись? На стадион, наверное (речь, вероятно, о стадионе „СамараАрена“, который ПСО „Казань“ сдало к ЧМ-2018 по футболу — прим. ред.)», — невозмутимо рассуждает Абдуллин. Тот факт, что компанию так долго не отстраняли от работы, периодически давая второй шанс (несмотря на то, что сдача домов должна была состояться еще летом 2015 года), глава ГЖФ объясняет тем, что некоторые вещи, вероятно, нужно брать терпением. «Когда я говорил, что там все плохо, мне говорили: „Он сможет, сделает“ — процитировал Абдуллин неназванных защитников главы ПСО. — На последнем совещании президент сказал про него, что ему надо было идти в дипломаты, потому что он может охмурить любого».
На вопрос, будет ли в дальнейшем Зиганшин привлекаться к строительству соципотечных домов, глава ГЖФ отреагировал с юмором – мол, у нас нет такого понятия, как кровная месть. В целом же, если говорить серьезно, недовольство есть и по другим подрядчикам, объяснил Абдуллин: ранее от строительства был полностью отстранен «КамГЭСэнергострой», входящий в холдинг «Ак Барс» Ивана Егорова. Сейчас уже встает вопрос по «ГрэйтСтрою», в сданных домах которого обнаруживается множество недоделок — их возмущенные жители потом предъявляют ГЖФ. И если раньше среди передовиков в первых рядах всегда называли компанию «Ак таш», то на этот раз в личном рейтинге доверия Абдуллина, судя по всему, побеждает компания «Строитель+», которую возглавляет выходец из Пестрецов Ленар Григорьев. «Отлично работает. Начинал в Пестрецах, в Лаишево, сейчас в Казани работает. С каменщика начинал, сам клал кирпичи в свое время. Добросовестный человек, вопросов нет», — поделился Абдуллин с «БИЗНЕС Online».
«Как организатор строительства больших строек Равиль Зиганшин, наверное, нормальный. Но нельзя же за наш счет строить стадион. Он получил все деньги, а домов нет. Куда делись? На стадион, наверное»
НОВАЯ СХЕМА ФОНДА
Между тем дом 11/3 в «Салават Купере» пока по-прежнему оставили за ПСО — работы в нем практически завершены, осталось установить внутренние двери. Однако на вопрос, когда состоится сдача дома, глава фонда предпочел не отвечать, ограничившись пояснением, что рабочие на стройке есть, но все силы компании теперь, судя по всему, брошены на строительство выставочного центра «Казань Экспо» (по некоторым данным, там сейчас задействованы 1,2 тыс. человек).
Отдельного обсуждения, по словам главы ГЖФ, заслуживает система построения отношений с подрядчиками. Сейчас в фонде ее очередной раз меняют и совершенствуют. Затея с биржей от Якова Геллера, которую несколькими годами ранее пытался внедрить ГЖФ, натолкнулась на серьезный протест строителей, и от нее временно пришлось отказаться. Но, как показывает жизнь, Абдуллин рук не опустил. Сейчас фонд выстраивает новую систему работы, согласно которой подрядчик в случае его заинтересованности в проекте и желании в нем поучаствовать, должен внести на счет фонда обеспечительный взнос.
«Подрядчик заполняет график производства работ, пишет календарные дни, когда он что будет делать, и пишет по каждой работе, сколько стоит заработная плата рабочего, сколько будет стоить работа инженерных механизмов, сколько будет стоить работа по содержанию площадки, сколько у него будет накладных расходов и сколько он просит – по каждому виду работ. Когда подрядчик это заполняет, компьютер выдает этот график и одновременно вырабатывает план поставок материальных ресурсов. Это все проходит на бирже. При этом любой субподрядчик может зайти и сказать: вот, электромонтажные работы генподрядчик написал стоимостью 350 тысяч, а я эту работу в такие же сроки выполню за 280 тысяч. Третий написал: 180 тысяч. Кто победит (и предложит меньшую сумму – прим. ред.), с тем подписывается договор субподряда», — вкратце обрисовал новую схему Абдуллин. По его словам, именно по такой схеме будут работать новые компании, пришедшие достраивать дома ПСО. Контролировать ход работ в таких условиях фонду будет достаточно просто – в случае несоблюдения указанных сроков подрядчик будет завален поступающими по графику материалами, и при необходимости в фонде с ним распрощаются, оставив на возмещение понесенных расходов внесенный подрядчиком в самом начале гарантийный взнос.
В этом году в «Салават Купере» предполагается сдача еще 8 домов – по четыре в 7-м и 8-м микрорайонах. Что касается «наследства» ПСО, домов 11/1 и 11/5, то тут вопрос открытый
«СМЕНА ПОДРЯДЧИКА – УДОВОЛЬСТВИЕ НЕ БЫСТРОЕ»
Таким образом, в этом году в «Салават Купере» предполагается сдача еще 8 домов – по 2 в седьмом и 6 в восьмом микрорайонах. Что касается «наследства» ПСО, домов 11/1 и 11/5, то тут вопрос открытый. Степень их готовности составляет 85,1 и 77,7% соответственно, однако, по словам Абдуллина, много времени может занять процесс оформления перехода прав. «Когда я встречался с людьми (соципотечниками – прим. ред.), то объяснял им, что смена подрядчика – удовольствие не быстрое. Надо посчитать все объемы выполненных-невыполненных работ. Там стоит вопрос, кто будет отвечать за ранее построенный объект», — пояснил глава фонда.
Интересовала читателей и судьба микрорайона М-14, где сегодня возведена первая очередь из трех домов и вырыто несколько котлованов под следующие. Однако стройка все не начинается, а сегодняшние жители расположенного на отшибе микрорайона беспокоятся из-за отсутствия там необходимой инфраструктуры – школы, поликлиники. На вопрос о последней глава ГЖФ отвечать не взялся (предложив переадресовать его городским властям), а вот школа, по его словам, уже включена в план по федеральной целевой программы. «В этом году надо начинать, в следующем будет сдаваться». Строительство жилья пока буксует – в микрорайоне нерешенным до конца остается вопрос с прокладкой водопровода. «Буквально вчера встречались с тем, кто проводил работы по геодезическим изысканиям. Они свою работу выполнили, вода – лучше не придумаешь. Остался последний этап – создать документ, в котором все обосновано. После этого уже появится лицензия», — пояснил Абдуллин.
По словам Абдуллина, пока у него действует негласное разделение: «Ак Барс Девелопмент» занимается коммерцией, а ГЖФ реализует государственные программы
«ЕСЛИ ЗЕМЛЯ ПОЛУЧЕНА В АРЕНДУ, МЫ МОЖЕМ ПЕРЕДАТЬ ЕЕ ШАГИТОВУ — ИДИ, СТРОЙ»
Отвечая на вопрос, планируется ли новое строительство на месте аварийных домов в Зеленодольске, глава Госжилфонда поделился значимой новостью: на прошлой неделе правительством РТ было принято решение о том, что все земельные участки из-под аварийных домов, которые снес и расселил ГЖФ, автоматически переходят в собственность фонда. «Но это не подарок, это троянский конь, — поспешил объясниться Талгат Мидхатович. — С помощью этого мы должны снести все здания и сооружения за свой счет. То есть бюджетных расходов не будет».
По оценкам Абдуллина, всего по республике таким образом к ним переходит порядка 150 га земель. В Казани их география обширна — от Юдино до РКБ (детали глава фонда пока не раскрывает). При этом он не исключил, что часть участков в будущем будет использована под коммерческое жилье. «Мы получаем не земельный участок, мы получаем имущество с землей. И законодатель позволяет в этом случае взять землю не в бессрочное пользование, а в аренду. А если земля получена в аренду, тогда она уже не обременяется этими границами. Мы можем передать ее Марату Фоатовичу Шагитову (генеральный директор ООО „Ак Барс Девелопмент“ (АБД) — прим. ред.) — иди, строй», — вкратце обрисовал он перспективы.
По словам Абдуллина, пока у него действует негласное разделение: «Ак Барс Девелопмент» занимается коммерцией, а Госжилфонд реализует государственные программы. Ведущиеся судебные споры между компаниями — такие как иск ГЖФ к АБД на 7,8 млрд рублей — Талгат Мидхатович охарактеризовал как «технические моменты».
О других темах трехчасовой беседы с Абдуллиным читайте в полной стенограмме интернет-конференции, которая будет опубликована на сайте «БИЗНЕС Online».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 65
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.