Вся территория музея-заповедника «Казанский Кремль» накануне с полудня и до победного конца была отведена для проведения большого фестиваля татарской культуры Tat Cult Fest Вся территория музея-заповедника «Казанский Кремль» накануне с полудня и до победного конца была отведена для проведения большого фестиваля татарской культуры Tat Cult Fest

«ИЗ ВСЕХ ПОПЫТОК, КРОМЕ «МИН ТАТАРЧА СӨЙЛӘШӘМ», ЭТО НАИБОЛЕЕ УДАЧНЫЙ ПРОЕКТ»

Среди публики, накануне днем прогуливавшейся по территории Казанского кремля, можно было встретить и группу пожилых японцев, жадно фотографировавших все, что их окружало. А окружали их, в частности, многочисленные афиши масштабного Tat Cult Fest, заполнившего вчера собой фактически всю территорию музея-заповедника в самом сердце Казани. «Что это за фестиваль?» — на ломаном английском одна из японок спросила корреспондента «БИЗНЕС Online».

Позже мы переадресовали его одному из главных организаторов, председателю форума татарской молодежи Табрису Яруллину: «Мне кажется, что из всех попыток, кроме „Мин татарча сөйләшәм“, это наиболее удачный проект. Мы мечтали о большом фестивале татарской современной музыки или альтернативной музыки, как мы ее между собой называем. Мне кажется, что очень хорошо получилось сконцентрировать в одном месте разножанровый по своему звучанию, но понятный для любого современного человека, без привязки к национальности, возрасту проект».

Старту фестиваля предшествовал мини-скандальчик, выросший абсолютно на пустом месте. Кому-то не понравились слова, сказанные на предшествовавшей мероприятию пресс-конференции другим ее организатором и участником рок-сцены Tat Cult Fest Радифом Кашаповым: «У меня желание, чтобы люди взяли Кремль заново и он снова стал татарским, хотя бы на день». В политических Telegram-каналах это вызвало определенный резонанс, пусть все и довольно быстро рассосалось. Но, возможно, каким-то горячим головам и впрямь могло померещиться, что на этот фестиваль в Казани пускали, например, по паспортам с правильной фамилией, а у входа висели таблички «Только для татар». На самом же деле основной принцип Tat Cult Fest, во всяком случае, исходя из первого опыта, лучше всего сформулировал новый культурный герой республики, обладатель «Золотой маски» Нурбек Батулла, который был ведущим на фьюжен-сцене: «Пожалуйста, наслаждайтесь! Стираются все грани. Мы свободны, это музыка, это Tat Cult Fest!» Причем сказал это танцовщик и хореограф на русском языке: конферансье Батулла, общаясь с публикой, старался использовать поочередно оба государственных языка Республики Татарстан.

Табрис Яруллин: «Мы мечтали о большом фестивале татарской современной музыки или альтернативной музыки, как мы ее между собой называем» Табрис Яруллин: «Мы мечтали о большом фестивале татарской современной музыки или альтернативной музыки, как мы ее между собой называем»

Возвращаясь к словам Кашапова, надо признать, что метафора действительно получилась кривой, но люди в некотором смысле и правда «взяли Кремль». Речь о том, что сам фестиваль минимально напоминал какой-то официоз, при том что проходил в таком максимально пафосном месте и при поддержке республиканских властей. Вот эту неформальность и тот самый дух свободы хотелось бы сохранить, если у Tat Cult Fest будет продолжение, а, скорее всего, оно будет. Очевидно, что знакомство с разными пластами татарской культуры в таком формате выглядит максимально привлекательным.

Фестиваль стартовал ровно в полдень, а через два-три часа здесь вовсю работали две музыкальные сцены (третья – электронная – открылась уже вечером), театральная, литературная и галерейная зоны, детская площадка, дизайн-маркет.

«МОЖНО МНЕ С ВАМИ СФОТОГРАФИРОВАТЬСЯ? Я ТАТАРИН ИЗ КАЗАХСТАНА»

А организаторы ждали Рустама Минниханова. Тут были и министр культуры РТ Ирада Аюпова, министр по делам молодежи РТ Дамир Фаттахов, директор музея-заповедника «Казанский Кремль» Зиля Валеева. Пользуясь случаем, корреспондент «БИЗНЕС Online», поинтересовался у Аюповой: а в чем же особенности городской культуры татар, чему, собственно, и посвящен фестиваль? «Наш народ имеет глубокие традиции именно городского уклада жизни в силу того, что наша земля находилась на транзитных транспортных магистралях, говоря современным языком, она всегда была расположена на торговых путях. Поэтому большое количество людей селились в городах, а это абсолютно другой уклад жизни, — устроила небольшой экскурс в историю министр культуры Татарстана. — Просто постепенно происходила трансформация с учетом утраты значимости этих торговых путей. Когда появились морские пути, естественно, люди стали уходить из городов. Но городская культура – это и другого рода музыкальная культура, поэтому мы сейчас поднимаем вопрос о возрождении наших музыкальных инструментов. У нас Геннадий Макаров (преподаватель Казанской консерваторииприм. ред.) занимался этим вопросом, и мы хотим объединить совместные усилия не только наших искусствоведов, музыкантов, но хотим привлечь коллег из других стран тюркского мира для того, чтобы изучить городскую музыкальную культуру».

Президент Татарстана прибыл примерно в 5 часов вечера, привычно деловито осмотрел площадки, особых вопросов не задавал, посмотрел ярмарку сувениров, присмотрелся и прислушался к происходящему на сцене, когда проходил мимо площадки под мечетью Кул-Шариф. Здесь руководитель творческого объединения «Калеб» Гузель Сагитова рассказала ему о своем проекте. В этом году «Калеб» празднует  маленький юбилей — пятилетие.

Пока Минниханов осматривал площадки, фестиваль жил свой жизнью Пока Минниханов осматривал площадки, фестиваль жил свой жизнью

«Мы занимаемся исключительно поддержкой талантливой татарской молодежи, — рассказала Сагитова нашему корреспонденту. — В каком-то смысле нас можно назвать кураторским центром. За пять лет „Калеб“ превратился для многих в траекторию личностного роста. Участники проекта теперь становятся авторами ярких культурных событий, они получают возможность апробировать новые формы творчества». На Tat Cult Fest команда Сагитовой работала сразу на двух площадках: к примеру, в литературной зоне целый день шли мастер-классы, лекции, встречи, а в театральной зоне ждали начала рок-спектакля «Ку».

Пока Минниханов осматривал площадки, фестиваль жил свой жизнью. В одной из палаток детей учили делать овец из пенопласта, возле башни Сююмбике известный писатель Ркаил Зайдулла рассуждал о проблемах преподавания татарского языка... Президент РТ же, обойдя Кремль, встретился с австралийской певицей Зулей Камаловой и рокером из Финляндии Денизом Бадретдин. Пообщавшись, все вместе сфотографировались на фоне башни Сююмбике. Была любопытная картина, когда проходивший мимо мужчина начал кричать: «Можно и мне с вами сфотографироваться? Я татарин из Казахстана». Минниханов был не против. После того как президент уехал, «татарин из Казахстана» подошел к жене и сказал: повезло, в удачный момент попали.

Зуля Камалова: «То, что ребятам удалось устроить такое масштабное мероприятие — это просто великолепно» Зуля Камалова: «То, что ребятам удалось устроить такое масштабное мероприятие, — это просто великолепно»

«ДО СИХ ПОР МНЕ ПРИХОДИТСЯ ОБЪЯСНЯТЬ ПРО ТАТАРСТАН»

Камалова, которая приехала на этот раз со всем своим австралийским бэндом (полное название коллектива —  Zulya and The Children of the Underground), была хедлайнером фьюжен-сцены на Tat Cult Fest. «Мне очень приятно видеть, как все это развивается. Я в первый раз приехала в Казань с концертом в 2003 году — 15 лет назад. Сколько новых групп, сколько направлений развивается, очень рада все это видеть. И то, что ребятам удалось устроить такое масштабное мероприятие, — это просто великолепно», — сообщила она «БИЗНЕС Online». Рассказала она и о том, как продвигает татарскую культуру на Зеленом континенте: «До сих пор мне приходится объяснять про Татарстан, про то, что это не русская культура, что это другое, но часть России. Австралийцы далеки от этого всего, но у меня же еще были и в Европе  выступления – они немножко ближе и лучше понимают, что Россия — это большая страна, в которой живут много народов со своей самобытной культурой. Музыка людям нравится, они приходят слушать ее и заодно получают информацию о татарской культуре».

За фьюжн-сценой фестиваля наблюдать было одно удовольствие, многие коллективы не затерялись бы любом фестивале world music За фьюжен-сценой фестиваля наблюдать было одно удовольствие, многие коллективы не затерялись бы любом фестивале world music

Вообще, за фьюжен-сценой фестиваля наблюдать было одно удовольствие, многие коллективы не затерялись бы любом фестивале world music. Хотя нравилось происходящее не всем. Например, популярный артист Газинур Фарукшин, который работал еще вместе с Ханией Фархи в ансамбле «Байрам», так отозвался о выступлении коллектива Zarina & The CheekLaWeek: «Этих я не знаю, впервые слышу. Кому-то может нравиться, мне, например, немного дико». Зарина Вильданова и ее музыканты играют татарскую классику в интеллигентных современных обработках с использованием перкуссии и контрабаса, а одну песню, как пошутила вокалистка, они «даже хотели продать ДДТ». Кстати, вслед за ней на сцену поднялся Ислам Сатыров из Ставропольского края, который пел на ногайском и играл на домре, а также вспоминал, что Сююмбике была ногайской принцессой. «Коннект с корнями» — еще одно определение от Нурбека Батуллы — был найден.

К 8 вечера народ все подходил и подходил к Кремлю, ну а к моменту выхода на сцену дуэта «Аигел» – одной из главных российских музыкальных сенсаций года –  фестиваль окончательно приобрел интернациональный вид. Послушать роскошные тексты Айгель Гайсиной под электронный бит пришли все казанские хипстеры – и поэтесса из Набережных Челнов не подвела.