В Казани 74% считают образование качественным и современным, в Челнах таковых аж 70% В Казани 74% считают образование качественным и современным, в Челнах таковых аж 70% Фото: kpfu.ru

«КОМУ-ТО НЕ ПОНРАВИЛИСЬ РЕЗУЛЬТАТЫ?»

Сенсационные, если не сказать больше, итоги исследования отношения населения к работе системы образования и состоянию культурной среды в 2018 году опубликовал Финансовый университет при правительстве РФ. Сегодня 75% жителей крупных и средних российских городов считают, что в их городе можно получить качественное и современное образование. В 2017 году такого мнения придерживались 82% россиян. Любопытно, что в топе находится не Москва с Питером, как можно было бы предположить, а Краснодар (82%), Красноярск (81%), Томск (80%) и Тюмень (79%). Аутсайдеры рейтинга — Тверь (64%), Махачкала (62%) и Тольятти (61%). В контексте общей статистики еще забавнее выглядят города Татарстана, попавшие в исследование. Так, в Казани 74% считают образование качественным и современным, в Челнах таковых аж 70%. Статистика поражает, особенно если учесть, что из автограда уезжают более 70% выпускников 11-х классов, а в городе осталось всего три государственных вуза, один из которых поглощен КФУ.

Что касается культурной тематики, то тут статистика еще приятнее. В целом 80% жителей крупных городов России удовлетворены состоянием культурной инфраструктуры — доступностью театров, кинотеатров, художественных галерей, библиотек. Как отмечается в исследовании, доля довольных в 2018 году несколько снизилась по сравнению с показателями 2017 года — на 3%, однако это падение исследователи не считают значительным. Лучше всего с культурой дела обстоят в Москве (87%) и Санкт-Петербурге (85%), а также в Севастополе (86%) и Хабаровске (86%). Больше всего недовольных состоянием культуры в Подольске (64%), Кургане (63%) и Сургуте (62%). Казань и Челны опять находятся в золотой середине, получив 80% и 75% соответственно. Опять же для города, где все три театра находятся в приспособленных помещениях, цифры более чем удивительные.

Алексей Зубец Алексей Зубец: «Мы независимы, никто нам не указывает, какие цифры нам публиковать и что нам делать» Фото: ru.wikipedia.org / по лицензии CC0

Как рассказал «БИЗНЕС Online» руководитель исследования — проректор Финансового университета доктор экономических наук Алексей Зубец, замер проводился среди городов с населением более 250 тыс. человек методом социологических опросов. В каждом городе опрашивали по телефону не менее 800 случайно выбранных респондентов. «Выборка репрезентативная, — пояснил Зубец. — Звоним и на мобильные, и на стационарные, потому что, если звонить по обычным телефонам, попадешь только на пенсионеров. А во-вторых, там есть социологические процедуры, когда вы корректируете выборку, чтоб привести ее к реальному составу населения, — все это учитывается. На самом деле это часть более масштабного исследования качества жизни, потому что по таким темам отдельных исследований не проводят».

Проект по исследованию оценки качества жизни — один из многих, который университет проводит по заказу правительства. Как заверил проректор Финансового университета, проект будет опубликован на сайте, а для правительства напишут отчет. Что будут делать с этой статистикой правительственные мужи — неизвестно. «Это справочная информация для правительства. Мы не можем повлиять на то, как они это будут [использовать]. Наверное, прочитают, примут к сведению», — предположил собеседник, заодно отметив, что оплачивает подобные научные изыскания тоже частично правительство, а часть идет из негосударственных источников. Кроме того, имеется научный фонд, который финансирует исследования. «При этом мы независимы, никто нам не указывает, какие цифры нам публиковать и что нам делать», — подчеркнул проректор.

На вопрос, какое образование имелось в виду исследователями, руководитель отметил, что его не разделяли на высшее, среднее и дошкольное. «Нас интересует процесс от детсада до поствузовского образования. Что значит хорошее и современное образование? Это образование, которое позволяет трудоустроиться после окончания заведения на предприятия или госслужбу, дает стабильный доход, быструю карьеру и возможность саморазвития по меркам жителей города. Если эти составляющие выполняются, люди скажут, что у них есть хорошее образование, которое позволит им хорошо жить», — сообщил Зубец. Любопытно, но при работе с респондентами людям не поясняли, что имеется в виду: каждый под «системой образования» подразумевал что-то свое. Хотя, как уточнил Зубец, если человек спрашивал, ему, конечно, объясняли. Сам же уровень качества подготовки специалистов играл для исследователей второстепенную роль.

В целом существенное снижение показателей в университете связывают с реформой образования. Руководитель исследования привел в пример сильное сокращение количества филиалов московских вузов, расположенных в провинции. «Это, конечно, говорит о снижении доступности образования. И потом надо понимать, что требования населения к качеству образования увеличиваются, то образование, которое было вчера, перестает быть хорошим сегодня. Это происходит в крупных центрах, где требования работодателей растут очень быстро. Ну вот кто у нас в стране готовит специалистов big data, кроме 6–7 российских вузов, или специалистов по робототехнике и искусственному интеллекту? МФТИ, Бауманка... В других местах даже не знают, что это такое. Мы считаем, что падение — это не отставание в самой инфраструктуре (она как раз увеличивается), а повышение требований к качеству», — пришел к выводу исследователь.

Это же отражено и в результатах опроса. Как отмечается в исследовании, «насыщенность» городов образовательными учреждениями растет. Сегодня 30% респондентов считают, что в их городе достаточно образовательных заведений. Дефицит детских садов в 2014 году отмечали 46% респондентов, в 2017 году — 33%, а в 2018-м — только 25% россиян. И все же отмечается, что в наибольшей степени не хватает детсадов, спортшкол и секций, а также учреждений СПО.

— Кому-то не понравились результаты? — прямо спросил Зубец корреспондента после беседы.

— Нас они очень удивляют, — признались мы.

— Ну в Москве свои стандарты образования, в Питере — свои, а в Челнах — третьи. Тут все субъективно, нет единой шкалы оценок. Хорошее образование в Челнах и в Москве — это две разные планеты, потому что требования к специалистам, которые идут в головной офис крупной корпорации, одни, к людям, которые идут на завод на административные должности, — другие, а к тем, кто идет в органы власти, — третьи.

. Из Челнов уезжают более 70% выпускников 11-х классов, а в городе осталось всего два государственных вуза, один из которых поглощен КФУ
Фото: Олег Спиридонов

«СПРОСИТЕ ЛЮДЕЙ, КАКИХ КУЛЬТУРНЫХ ОБЪЕКТОВ ИМ НЕ ХВАТАЕТ, ОНИ СКАЖУТ: АКВАПАРКА»

Эксперты «БИЗНЕС Online» считают, что высокие показатели опроса указывают вовсе не на положительную культурную и образовательную ситуацию в городе, а на низкую потребность населения в подобных услугах. Кроме того, свою роль играет и малая численность опрошенных.

Елена Машкова — руководитель центра маркетинговых исследований и аналитики:

— В общероссийских исследованиях большая выборка респондентов, поэтому на каждый отдельный город получается очень мало опрошенных. Например, фонд «Общественное мнение» опрашивает 1,6 тысячи человек по всей России, на Татарстан приходится 83 человека, а на Набережные Челны — 10. Семеро из них со средним образованием скажут, что их все устраивает.

По нашим исследованиям, около 54 процентов челнинцев удовлетворены достаточностью образовательной среды и нашими вузами. По рейтингу причин отъезда молодежи из города на первом месте — низкая зарплата, на втором — недостаток рабочих мест, на третьем — невозможность покупки жилья. Дальше идут недостаточность вузов и нехватка мест для проведения досуга. Это исследование мы делали в 2015 году, во время формирования «Стратегии-2030». Но все социальные процессы инерционны. С тех пор в городе не открылись университеты, не создалась новая образовательная среда. Наоборот, идет уменьшение набора на социально-гуманитарные дисциплины. Таких специалистов сейчас не хватает — об этом говорилось на последнем круглом столе для предпринимателей. Это проблема — ее уже бизнесмены ставят, не только молодежь.

Родители ориентируют своих детей на другие города — Москва, Питер, Казань. Столицы, как магниты, как пылесосы, высасывают из Челнов молодежь, потому что здесь очень суженная образовательная и культурно-досуговая среда. Ключевые группы на отъезд — люди в возрасте 16–29 лет и успешные, состоявшиеся челнинцы 35–45 лет. Когда мы спрашивали, почему они уезжают, ведь здесь у них есть все необходимое, они отвечали: «Детей нужно растить в другой среде».

Набережные Челны — второй город по численности в РТ. При этом, если взять весь рынок культурно-досуговых учреждений республики, Челны занимают только 5 процентов доли данного рынка. Это реально мало для второго города Татарстана. Значит, все сосредоточено в Казани и частично размазано по городам. Взять число учреждений культурно-досугового типа в Челнах: в 2010 году было 7, в 2015-м — 10. А что нового в 2018-м? Открывают подростковые клубы, кружки, но они не наращивают культуру города. Численность работников учреждений культуры — 450 человек на весь полумиллионный город, работники театров — чуть больше 200 человек, художественный и артистичный персонал — 90 человек, преподаватели детских музыкальных школ — порядка 400. Число парков культуры и отдыха, городских садов долгое время составляло единицу. По скольким они сейчас отчитываются? Два, наверное, три.... Все это очень и очень мало.

Альфинур Галиакберова — ректор Набережночелнинского государственного педагогического университета:

— Я считаю, что в Челнах достаточно высокий уровень образования. У нас представлены государственные и частные вузы — конкуренция есть. Прием в этом году был достаточно хороший.

Мы сейчас заключили два соглашения о сетевом взаимодействии — с Российским университетом дружбы народов и Московским лингвистическим университетом. Мы будем сотрудничать с этими вузами и проводить повышение квалификации как своих преподавателей, так и учителей города. В части методики преподавания Москва — это передовой город. Мы также вводим модульное образование — определенные модули будут читать у нас преподаватели из столичных университетов.

Что касается уровня культуры, то у нас в городе достаточно хорошие театры. Кроме того, органный зал не в каждом городе есть. Понятно, что мы не столица, но для полумиллионного города уровень культуры неплохой. Взять тот же театр «Мастеровые»: он в Москве и Санкт-Петербурге берет призы зрительских симпатий — это же тоже о чем-то говорит. Билеты в данные театры не достать — это значит, что спрос на такие виды культурных услуг у населения есть. Единственное — у нас нет цирка. Это, наверное, для более младшего детского населения. У нас в городе очень много детей, и у нас очень любят детей. Театр кукол у нас пользуется большим спросом и показывает очень высокий уровень спектаклей. Мне, например, он даже больше нравится, чем в Казани.

Армандо Диамантэ — директор театра «Мастеровые»:

— Я могу объяснить, почему люди так посчитали. Представьте себе человека, который чем-то не пользуется. Вы не пользуетесь, скажем, синим фломастером, и вас спрашивают: «Как вы считаете, достаточно ли синих фломастеров у нас выпускается промышленно?» Вы ими не пользуетесь и говорите: «Ну да, я один раз видел синий фломастер...» Здесь то же самое — удовлетворенность наступает из-за ограниченности потребностей. Почему на Западе в маленьком городе 10 театров разных направлений? Потому что там гораздо больше потребности и все 10 театров востребованы. А у нас в полумиллионном городе один театр на 150 мест — и появляется удовлетворенность. Не соглашаться с этим глупо — люди так ответили.

То же самое с образованием — опрашиваемая часть не знает, что такое «качественное образование». Они не знают опыта Оксфорда, Кембриджа, они не знают, как преподают в Силиконовой долине в США. Можно поехать в какую-нибудь деревню и спросить: «Вы довольны вашей школой?» Вам скажут: «Прекрасная школа! У нас есть учительница — она и географию, и физику преподает...» И будет удовлетворенность. Тут сильно взаимосвязанный процесс: если ты показываешь, какое образование могло бы быть и каким оно должно быть, тогда народ начинает понимать, что у него чего-то не хватает. Мне кажется, что этими двумя областями — образованием и культурой — вообще никогда нельзя быть удовлетворенным, всегда можно хотеть большего.

Если вы спросите людей, каких культурных объектов в Челнах им не хватает, они скажут: аквапарка. И посчитают, что это культурный объект. И по-своему (парадокс!) будут правы, потому что для них это так и есть. Лично мне в Челнах не хватает огромного количества культурных учреждений. Даже архитектуры на улицах не хватает. Я периодически езжу в Европу и получаю наслаждение от того, что вижу вокруг, — здесь этого нет. Однако, если вы спросите людей, они скажут: «Прекрасный город, все у нас есть. У нас есть клуб на Элеваторной Горе — ходят, не ходят туда, непонятно. Но он есть, следовательно, мы довольны и счастливы».

Опросы иносказательно показывают, какой у нас уровень культуры. Если бы он был высок, были бы высокие потребности. А если потребностей нет, значит, это и не нужно. Это не говорит о том, что люди плохие — просто они чем-то другим занимаются в свободное время: могут пиво попить, могут телевизор посмотреть.