«Насколько данная инфраструктура в XXI веке актуальна для молодых людей?» — спрашивал министр по делам молодежи РТ Дамир Фаттахов экспертов архитектурного воркшопа «МАРШ-2018». Ему помогала команда Наталии Фишман, которая решила после парков заняться проектированием современных подростковых клубов и молодежных центров. Пока, как узнал «БИЗНЕС Online», их взор устремился на 7 пилотных объектов, среди которых и казанский ДК Химиков, который минмолодежи забирает у ТАИФа.
Команда Наталии Фишман после парков решила заняться проектированием современных подростковых клубов и молодежных центров
«ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРОСТРАНСТВА – ЭТО ВСЕ ЧТО УГОДНО»
«В первый раз мы будем проектировать не общественные пространства, как раньше», — рассказала помощник президента РТ Наталия Фишман на пресс-конференции, посвященной проведению в Казани очередного архитектурного воркшопа «МАРШ-2018». По словам помощника президента РТ, этот воркшоп проводится без малого уже в пятый раз. Раньше, в 2016 и 2017 годах, благодаря этому образовательному проекту увидели свет конкретные проекты по преображению парков и скверов Татарстана. Например, именно на «МАРШе» в свое время разработали проект набережной реки Нурминки в Кукморе, парка им. Фардиева в Заинске, набережной «Солнечный Ик» в Муслюмово и многие другие. Теперь же Фишман решила расширить свои компетенции и сферу ответственности, открывая для себя за парками и скверами новые горизонты. Речь идет о перезапуске татарстанских домов культуры, молодежных центров и подростковых клубов с подачи нового министра по делам молодежи РТ Дамира Фаттахова. Именно этой теме впервые и посвятили архитекторы и дизайнеры свой «МАРШ» по призыву помощника президента РТ.
«Возникло чувство, что в Татарстан уже не нужно привозить импортных людей, чтобы они научили нас проектировать парки. Кажется, мы уже умеем. Мы поняли, что те подходы, которые, очевидно, положительно воспринимаются жителями республики, а именно индивидуальность в проектировании объектов, пора экстраполировать некоторым образом не только на открытые общественные пространства», — заявила помощник президента РТ. По ее словам, общественными пространствами могут считаться не только парки и скверы, но также и закрытые объекты, в которых происходит взаимодействие людей, например, какой-нибудь театр. «Общественные пространства – это все что угодно, — отметила Фишман. – Если мы проектируем какую-то жизнь людей и их взаимодействие, помогаем обеспечить все это комфортной средой, то нет никакой разницы дом культуры, подростковый клуб, школа, больница ли это. Но нам посчастливилось, что у нас в правительстве республики появился заказчик в лице Дамира Ильдусовича и минмолодежи РТ, которые нам поставили задачу».
Екатерина Гольдберг: «Многие хорошие традиции были утеряны, но новые пока еще не появились»
«ЕСТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ЗАПРОС – А НУЖНО ЛИ ЭТО МОЛОДЫМ ЛЮДЯМ?»
Эта задача, как пояснил уже сам министр, состоит в том, чтобы переосмыслить всю существующую молодежную инфраструктуру на примере 7 республиканских объектов. В их число вошли казанские ДК Химиков и центр психологического пространства, молодежные центры Набережных Челнов и Альметьевска, нижнекамский подростковый клуб «Ровесник», бугульминский дворец молодежи и молодежный оздоровительный центр им. Губина села Малая Бугульма. В течение 10 дней команда из 220 архитекторов, проектировщиков, социологов создадут проекты по архитектурной реконструкции и содержательной реорганизации объектов.
По словам Фаттахова, #молодоеминистерство сейчас занято тем, что проводит ревизию молодежной инфраструктуры, посещая с рабочими визитами районы республики. «Задаем себе вопрос – насколько данная инфраструктура в XXI веке актуальна для молодых людей, для нашей целевой аудитории, для всех тех, кто должен в ежедневном режиме пользоваться каждым квадратным сантиметром данного учреждения? Насколько востребована данная инфраструктура? Мы анализируем охват. И разная статистика присутствует...» — пояснил глава минмолодежи РТ. К слову, на сегодняшний день в Татарстане функционируют 214 подростковых клубов, 29 крупных молодежных центров, 76 загородных детских лагерей. «По традиции есть целый еще с советских времен сформулированный набор кружков, тематик тех или иных направлений деятельности, — отметил Фаттахов. – Есть определенный запрос – а нужно ли это молодым людям? Эта инфраструктура должна быть полезной для них, актуальной, востребованной». «Многие хорошие традиции были утеряны, но новые пока еще не появились», — отметила урбанист Екатерина Гольдберг.
Задача, которую поставил Фаттахов воркшопу «МАРШ», состоит в том, чтобы специалисты на основе глубокого анализа, с выездом на местность и живым общением с молодежью представили свое видение, как должны выглядеть молодежные центры и подростковые клубы сегодня.
В команду воркшопа вошли именитые тьюторы — как российские, так и зарубежные. Огромную помощь оказал давний партнер и друг помощника президента РТ – московская архитектурная школа «МАРШ» и практическая лаборатория «МАРШ лаб». По словам ее главы и куратора воркшопа Елены Гонсалес, в международную команду вошли следующие эксперты: Эдуард Моро, Марианна Саркисян, Наталья Масталерж, Андрей Адамович, Николоз Джапаридзе, Мария Тюльканова, Надежда Чадович, Ольга Рокаль. Им до 17 сентября предстоит руководить и наставлять участников воркшопа. Основной костяк участников проекта составил татарстанский архитектурный десант, главные архитекторы муниципальных образований, магистры Высшей школы урбанистики ВШЭ и заинтересованные казанцы.
«В результате „МАРШа“ получится несколько концепций, которые мы вам, безусловно, покажем. Но это не процесс написания, упаси Господи, какой-то политики министерства», — предостерегла журналистов помощник президента РТ, обращая внимание, что в работу берутся пока только 7 указанных объектов. Фаттахов объяснил, как выбрали эти объекты. Во-первых, объект должен был подпадать под ближайшие планы по капремонту 2019–2020 годов, а во-вторых, его сотрудники должны были занимать активную позицию.
На данный момент на программу подростковых клубов выделено 100 млн рублей, на программу молодежных центров – тоже 100 млн рублей, на детские лагеря выделяется ежегодно 200 млн рублей
«ПОКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ НЕТ, НО МЫ ОЧЕНЬ СИЛЬНО ВЕРИМ, ЧТО ОНА ПОЯВИТСЯ»
В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» министр по делам молодежи РТ уточнил, что созданные «командой Фишман» проекты, возможно, будут затрагивать не только реконструкцию объектов и их внутреннюю организацию, но и изменения в какие-то существующие нормативные акты, штатные расписания объектов. Некоторые должности, существующие во дворцах культуры, как оказалось, уже просто не нужны сегодня. Например, недавно уволили кочегара из ДК Химиков. На место им могут прийти SMM-менеджеры или дизайнеры.
Какой республиканской программе будет подчиняться преображение 7 молодежных объектов, участники пресс-конференции четко не смогли сказать. Например, есть большая программа по реконструкции домов культуры в Казани, есть программы капремонта подростковых клубов, дворцов молодежи, молодежных центров, скоро будет переосмыслена реконструкция и ремонт детских оздоровительных лагерей. На данный момент на программу подростковых клубов выделено 100 млн рублей, на программу молодежных центров – тоже 100 млн рублей, на детские лагеря выделяется ежегодно 200 млн рублей. Как пояснили участники пресс-конференции, финансовой границы для творческих фантазий «МАРШа» нет.
«Когда мы презентовали президенту итоги первого „МАРШа“, у нас не было готового решения по тому, что мы получим полностью финансирование на реализацию этих проектов. Поскольку проекты были сделаны хорошо, мы эти деньги получили, — рассказала Фишман. – Пока государственной программы нет, но мы очень сильно верим, что она появится. Мы уверены, что сделаем хорошую работу. Наш опыт показывает, что когда ты демонстрируешь республике хорошую работу, то она получает поддержку и, соответственно, средства для реализации».
Какой республиканской программе будет подчиняться преображение 7 молодежных объектов, определенно пока нельзя сказать
«ЧАСТНОЕ ИМУЩЕСТВО ДК ХИМИКОВ ЮРИДИЧЕСКИ ДОЛЖНО ПЕРЕЙТИ В МУНИЦИПАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ»
Корреспондент «БИЗНЕС Online» также поинтересовался у Фаттахова, передали ли в ведение министерства по делам молодежи РТ ДК Химиков. «Нет, де-юре не передали», — отметил министр. Раньше, напомним, ходили разговоры о том, чтобы передать ДК в муниципальную собственность в обмен на земельные участки. Владеет домом культуры Химиков, которому пророчат судьбу Дворца молодежи, сегодня ГК «ТАИФ». Фаттахов прояснил, что процесс национализации уже находится на стадии юридического оформления.
«Сейчас идет организационный процесс передачи. То есть существует ряд процедур, на вопросы которых нужно ответить. Сейчас соответствующие структуры, ведомства, ТАИФ в лице „Казаньоргсинтеза“ прорабатывают всю дорожную карту, как частное имущество ДК Химиков юридически должно перейти в муниципальную собственность, — отметил глава минмолодежи РТ. – Мы со своей стороны анализируем количество коллективов, какие они: там торгуют шубами, и выставочная деятельность ведется, какие коллективы являются живые... Обязанность – никого не оставить на улице. Если этот вопрос в ближайшее время будет положительно решен, то нам нужно обеспечить функционирование и этих людей тоже».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 169
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.