«С хозяйкой ИП тоже разговаривали. Она ответила так: «Я у вас деньги не брала, не получала, не видела». Мы говорим ей: «Это же ваше ИП, под вашим именем». Она говорит: «Вы работали с Лилей, с ней и разговаривайте» «С хозяйкой ИП тоже разговаривали. Она ответила так: «Я у вас деньги не брала, не получала, не видела». Мы говорим ей: «Это же ваше ИП, под вашим именем». Она говорит: «Вы работали с Лилей, с ней и разговаривайте» Фото: Валентина Шистерова

«ХОТЕЛИ ЛЕТЕТЬ В ТУРЦИЮ. 275 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ БИЛЕТ СТОИЛ»

В Закамье растет список жертв деятельности туристического бизнеса. В полицию поступило 30 заявлений от туристов из Челнов, Нижнекамска, Заинска и Мензелинска, которые пожаловались на менеджера, работавшего под брендом туроператора «Роза Тур». Об этом «БИЗНЕС Online» стало известно из собственных источников. По нашим данным, заявления стали поступать с минувшей пятницы. В тот же день сотрудники УЭБиПК МВД РТ начали доследственную проверку. Предполагаемый ущерб пока не определен. Некоторые источники пишут о предполагаемой сумме в 5 млн рублей. Но она не окончательная, так как заявления продолжают поступать.

Как сообщил источник, менеджер турфирмы Лилия Кочеткова ранее действительно работала в контакте с  «Роза Тур». Но с некоторого момента договорные отношения между менеджером и компанией были прекращены. Тем не менее женщина продолжала собирать с туристов деньги, подбирать для них туры. В основном жертвами стали те, кто собирался лететь в Турцию, Грецию и Доминикану. Кого-то ей удалось отправить в поездку, благодаря сложившимся ранее связям. Но в последнее время вылеты прекратились.

Семья Андреевых из Нижнекамска – Олег и Зульфира – приехали в челнинское турагентство «Роза Тур» по рекомендации. «Хотели лететь в Турцию, 275 тысяч рублей билет стоил. Путевку брали на семью – я, жена моя и трое детей. 3 октября 2018 года должны были вылететь. Как мы полетим сейчас? У нас нет ни путевок, ни денег, ничего. Брали кредит, деньги отдали Лиле Кочетковой, и в итоге все», — рассказывает Олег Андреев.

Пока в полицию поступило 30 заявлений, однако число туристов, оставшихся без отпуска, растет Пока в полицию поступило 30 заявлений, однако число туристов, оставшихся без отпуска, растет Фото: Валентина Шистерова

Ничего не подозревающие супруги на прошлой неделе хотели взять копию путевки – она понадобилась в школе, чтобы отпросить детей с учебы на время поездки. Стали звонить менеджеру, та не брала трубку. А в понедельник Андреевы узнали о проблемах других таких же туристов уже из новостей.

«Вообще ничего не забронировала. У нее даже не было договора с „Анекс-туром“, — говорит житель Нижнекамска, который остался в этом году без отпуска. — Очень неприятно, разочаровались дети. Мы не отдыхали 8 лет, собрались и такая ситуация получилась».

По словам Андреева, супруги разговаривали с менеджером фирмы. «Она сказал: „Денег нет у нашей компании“. А на вопрос о том, куда делись наши деньги, она не ответила. Денег нет, сказала — и все. Мы попросили отправить нас хоть куда-нибудь, в другое место, через каких-нибудь партнеров. Она ответила, что у них ничего нет, все арестовано или чего-то там еще», — вспоминает Андреев.

«С хозяйкой ИП тоже разговаривали. Она ответила так: „Я у вас деньги не брала, не получала, не видела“. Мы говорим ей, это же ваше ИП, под вашим именем. Она говорит „Вы работали с Лилей, с ней и разговаривайте“», — передает разговор клиент турагентства. Супруги написали заявление в полицию, однако никаких надежд в них не вселяли.

Сама Кочеткова на работе теперь появляется редко — маленький кабинет с двумя столами в основном пустует Сама Кочеткова на работе теперь появляется редко — маленький кабинет с двумя столами в основном пустует Фото: Валентина Шистерова

В Челнах турфирма «Роза-тур» базировалась в жилом доме во 2-м комплексе, занимая одну комнату и деля помещение с парикмахерской. Как выяснил корреспондент «БИЗНЕС Online» от соседей Кочетковой, туристической деятельностью она занималась лет десять, причем довольно успешно — по крайней мере, аренда помещения оплачивалась и недовольных туристов не было. Теперь же именно парикмахеры стали жилеткой для обманутых туристов, которых им приходится выслушивать, а иногда даже терпеть оскорбления в свой адрес. Сама Кочеткова на работе теперь появляется редко — маленький кабинет с двумя столами в основном пустует. Наш корреспондент турменеджера на месте не застала. Опять же парикмахеры вручили лишь листок, на котором было написано: «Всех, кто был обманут турагентством „Роза тур“, а именно Лилей, прошу обратиться в отдел полиции 1/13 либо позвонить по номеру (очевидно, номеру следователяприм. ред.)». По словам соседок Кочетковой, женщина не скрылась, она ходит к следователю на допросы. Однако на телефонные звонки не отвечает.

ПРИМЕР МИНЕХАНОВОЙ ОКАЗАЛСЯ ЗАРАЗИТЕЛЬНЫМ?

Напомним, что это не первый за последнее время случай с туристами в Челнах, попахивающий мошенничеством. Ранее в Набережночелнинском суде проходил процесс в отношении экс-менеджера турфирмы Айгуль Минехановой, которую обвиняли в обмане 60 жителей автограда. Всего ей инкриминировали 48 эпизодов мошенничества на общую сумму около 4 млн рублей. Ситуация схожа с «Роза Тур». К Минехановой, которая ранее работала менеджером компании «РоссТур», обращались клиенты, она подыскивала им варианты поездок — в Турцию, Тунис, Египет, заключала договоры, брала деньги, но обязательств своих не выполняла. Когда подходило время вылета, никто никаких документов на руки не получал. Многие пытались вернуть свои деньги. Минеханова сначала отвечала на звонки, кормила, по словам потерпевших, обещаниями. Когда люди стали обращаться в правоохранительные органы, она стала им заявлять: «Раз уж вы пошли в полицию, вам я ничего возвращать не буду». А затем и вовсе перестала брать трубку.

Минеханова сначала отвечала на звонки, кормила, по словам потерпевших, обещаниями. Когда люди стали обращаться в правоохранительные органы, она стала им заявлять: «Раз уж вы пошли в полицию, вам я ничего возвращать не буду» Минеханова сначала отвечала на звонки, кормила, по словам потерпевших, обещаниями. Когда люди стали обращаться в правоохранительные органы, она стала им заявлять: «Раз уж вы пошли в полицию, вам я ничего возвращать не буду» Фото: «БИЗНЕС Online»

Преступные эпизоды разнятся между собой, по большому счету, только суммой причиненного ущерба — от 5 тыс. рублей до 180 тыс. по каждому из фактов. Все мнимые сделки были совершены Минехановой в период с августа 2016 года по середину 2017-го. Изначально она работала менеджером у предпринимательницы Светланы Аюповой. Именно этот ИП привлекал клиентов для федерального оператора «РоссТур», а в 2017 году менеджер зарегистрировалась как индивидуальный предприниматель и выкупила у Аюповой бизнес.

Когда стало известно о возбуждении в отношении экс-менеджера уголовного дела, «РоссТур» поспешил откреститься от бывшего сотрудника: «„РоссТур“ к указанной компании и человеку не имеет отношения, — заверил федеральный туроператор. — Мы расторгли все договоры в апреле 2017 года, есть подтверждающие документы. Если Айгуль Минеханова использует любую символику „РоссТура“, то делает это незаконно».

Девушке инкриминировали множество эпизодов по ч. 2 ст. 159 УК РФ «Мошенничество с причинением значительного ущерба гражданину», по которой ей грозило до 5 лет реального лишения свободы. Именно такой срок запросила представитель гособвинения Лилия Абдулкасымова в прениях. Адвокат же Минехановой просил назначить наказание, не связанное с лишением свободы. В итоге судья Агля Сахипов вынес вердикт: по двум эпизодам действия подсудимой переквалифицировать на более мягкую ч. 1 ст. 159 УК РФ, так как ущерб был причинен небольшой, и приговорить ее к 3 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении. Минеханова сразу после заседания заявила, что обжаловать решение челнинского суда в высшей инстанции не намерена.

«МНОГИЕ НАХОДЯТ «РОГА И КОПЫТА», А ПОТОМ КОГДА УЕЗЖАЮТ, А КОГДА НЕТ»

Роза Сироткина — директор турагентства «Фортуна»:

— Это не первый раз и не первый год. До «РоссТура» было «Лето-тур». А до них были и еще. В прошлом году в Казани несколько случаев было. Это общая тенденция. Все построено на том, что у людей есть жажда скидок и дисконта. СМИ нам об этом все время говорят, что вроде как ты лох, если что-то покупаешь без скидки. И в таких агентствах разговор с клиентом начинается со скидки. Допустим, это 10 процентов. Например, в текущем году это максимальная скидка, которую мог предоставить туроператор. Как было раньше, 12–15 процентов — такого уже нет несколько лет. Но обычная комиссия начинается от 5–6 процентов. Мы весь этот сезон 90 процентов туров продавали по промотарифам, там внутри заложены еще некомиссионные услуги. А для того, чтобы агентство существовало, нужны расходы на содержание офиса, на налоги, связь, канцтовары, уборщицу, зарплату сотрудникам. Если турагентство продает туры со значительной скидкой — это очень подозрительно и страшно. Это говорит о том, что люди готовы работать себе в убыток. А такого быть не может, потому что есть сроки оплат: 50 процентов суммы тура в течение трех банковских дней и еще 50 процентов не позднее 15 дней до начала тура. Поэтому, если агентство дает скидку, люди должны бежать оттуда. Это игра на низменных инстинктах. Люди просто не понимают ценообразование в туризме, а 5–10 процентов — это не такая большая сумма. Но туристы говорят: «Вот мы наконец нашли не жадное турагентство...» На этом все и построено. У турагентств наценка очень небольшая. Если бы у нас было 20–30 процентов, а туры бы отдавали за 5–10 процентов — тогда да. А все эти случаи с ценой ниже рынка... Это очень опасная ситуация, когда в офис менеджер приходит по звонку. Что людьми движет, когда они такие турагентства выбирают? Непонятно.

Азамат Сабиров — генеральный директор AVT:

— Такое бывает часто, потому что туристическая деятельность не лицензируется и не защищена абсолютно. И мелкие компании, которые имеют два стола и два сотрудника... Хорошо, что после таких случаев клиенты наконец начинают понимать, что проблема в попытке найти дешевый тур. Они приходят в агентство, и там комиссия 10 процентов. И многие мелкие агентства продают все в минус, чтобы получить потом какие-то бонусы, не знаю, может, обналичкой занимаются. Но проблема туррынка в том, что они демпингуют адски. В этой сфере у многих не чистых на руку бизнесменов возникает ощущение, что можно же продать тур дешево, и народ сразу бежит, платит. Я все-таки советую выбирать более крупные турагентства, не жалеть 4–5 процентов комиссионных. А многие находят «Рога и копыта», а потом когда уезжают, а когда нет. Клиент сам виноват, что его кидают. По опыту казанской турфирмы «Фламинго», которое нам денег не заплатило, кинуло людей, могу вот что сказать. Там фигуранту дали условно, потому что у нее ребенок. Ну дали условно, и что? Этот агентский рынок, который не проходит аккредитацию, аудит, работает в черную. Это сейчас можно проверить по сервисам специальным. Понятно, что туристы не все такие прошаренные, но турист за свою безопасность тоже должен отвечать.