Итоги развития сельского хозяйства РТ в первом полугодии 2018-го обсудили на заседании комитета по экологии Госсовета Татарстана Фото: gossov.tatarstan.ru

В УСЛОВИЯХ ЗАСУХИ И ДЕПРЕССИВНЫХ ЗАКУПОЧНЫХ ЦЕН

Итоги развития сельского хозяйства РТ в первом полугодии 2018-го обсуждали накануне на заседании комитета по экологии Госсовета Татарстана. В отличие от 2017-го, когда чиновники бодро рапортовали о годовом приросте отрасли на 4–5%, в этом году интонации были выбраны куда более сдержанные. По итогам 8 месяцев рост – 0,1%, по сути, в пределах статпогрешности. Сказались засуха и скромные закупочные цены на сельхозпродукцию.

 «Год был непростой для сельского хозяйства. По итогам [сбора урожая] будет около 4 миллионов тонн хлеба, для условий нынешнего года это большая победа земледельцев. Засуха была серьезная, выпала только одна пятая осадков, особенно в заволжских районах», – начал заседание глава комитета Тахир Хадеев. Засушливая погода не только «украла» 1 млн т зерна от урожая этого года, но и может напакостить урожаю года будущего. Этим летом поля смогли выдержать бесконечное пекло только благодаря ранее накопленной влаге, отметил замминистра сельского хозяйства и продовольствия Ришат Хабипов. В 2019-м такого задела, судя по всему, уже не будет (разве что выдастся чрезвычайно дождливая осень, чего пока не наблюдается).

Не блестяще ситуация складывается и у животноводов. «Животноводство проработало 9 месяцев в условиях депрессивных закупочных цен, конечно, это серьезно отразилось на результатах финансово-хозяйственной деятельности», – продолжал Хабипов. Только из-за снижения закупочных цен на сырое молоко аграрии не добрали в январе-сентябре до 4 млрд рублей. Средняя закупочная цена с начала года – 18,7 рублей за кг, что на 4 рубля ниже, чем в 2017 году. В некоторых районах падение составило более 5 рублей – это Кукморский, Атнинский, Актанышский, Сабинский районы. Правда, частично эти потери были компенсированы субсидиями из республиканского бюджета и РФ (2,4  млрд рублей).

«Цены на мясо КРС, свиней и птицы тоже застыли на уровне трехлетней давности, они тоже не имеют тенденции к увеличению», – констатировал замминистра. Как итог – замедлились темпы роста объемов производства свинины, а по говядине и вовсе зафиксировано сокращение на 1%. Согласно справке, которую можно найти на сайте Госсовета РТ, в первом полугодии также отмечается снижение поголовья КРС – на 16 тыс. голов (до 1 млн 27 тыс. голов), а также овец, коз и птицы всех видов.

Ришат Хабипов Этим летом поля смогли выдержать бесконечное пекло только благодаря ранее накопленной влаге, отметил Ришат Хабипов Фото: gossov.tatarstan.ru

РОСТ АПК – 100,1%

Первые 8 месяцев года агропромышленный комплекс Татарстана завершил с индексом 100,1% (рост 0,1%), подвел утешительный итог Хабипов. Но это средний показатель по отрасли. Показатели животноводства по районам весьма полярные. «Передовые районы даже в этих условиях сохраняют хорошую динамику роста производства молока, а там, где отношение к животноводству было посредственное, снижение на десятки процентов!» – ужасался замминистра. Посредственное отношение обнаружилось, к примеру, в Черемшанском районе – за первое полугодие там получено 3,2 тыс. т молока, это всего 35% от показателей того же района в 2008-м. Также существенный спад производства молока допустили власти Менделеевского (46% к уровню 2008 года), Бугульминского (50%), Муслюмовского (56%), Зеленодольского (57%) и ряда других районов. На другой стороне медали – животноводы Аксубаевского и Новошешминского районов: они улучшили свои же показатели.

«В молочном животноводстве основа экономики – выращивание молодняка. Не случайно Атнинский, Кукморский, Сабинский, Балтасинский, Мамадышский районы имеют самые высокие привесы, они самые успешные и по надоям молока, а где низкие привесы – Агрызский, Камско-Устьинский, Чистопольский, Черемшанский районы, – там и продуктивность коров соответствующая», – обратил внимание на неоднородность ситуации в АПК республики Хабипов. «Один Мутигуллин производит молока в день 140 тонн, что сравнимо с тремя-четырьмя районами!» – восхищался Хабипов (видимо, имеется в виду директор АПК «Продпрограмма» Рифат Мутигуллин). Кстати, ранее на этот момент обратил внимание президент РТ в своем послании.

Хадеев поинтересовался, как аграрии республики планируют выполнять «майские указы» президента России Владимира Путина, которые, в частности, предполагают доведение экспорта сельхозпродуктов до $45 миллиардов. Хабипов пояснил, что минсельхоз РФ разрабатывает проект госпрограммы поддержки АПК до 2025 года, которая станет продолжением существующей программы, рассчитанной до 2020 года. Поддержка АПК будет вестись по трем направлениям — погектарная поддержка, поддержка начинающим фермерам и кооперативам, а также развитие экспорта. «Мы сейчас разрабатываем свою программу в рамках нацпроекта, федеральное софинансирование будет в пропорции 81 процент (федеральные деньги) на 19 процентов (республиканские)», – порадовал замминистра. Отметим, что это максимальный уровень софинансирования, установленный для Татарстана в рамках нацпроектов.

Александр Шадриков Александр Шадриков пояснил, что сумма съежилась потому, что часть полномочий были переданы минстрою РТ и вновь организованному госкомитету РТ по биоресурсам Фото: gossov.tatarstan.ru

ВОЗРОЖДЕНИЕ ВОЛГИ, УТИЛИЗАЦИЯ ПОМЕТА...

Далее депутаты перешли к обсуждению проекта бюджета РТ на 2019 год. Главный финансовый документ республики препарировали в разрезе министерств и ведомств, относящихся к сфере ведения комитета по экологии. К примеру, выяснилось, что были урезаны бюджетные финансы министерству экологии РТ. Однако пришедший на встречу новый министр Александр Шадриков пояснил, что сумма съежилась потому, что часть полномочий были переданы минстрою РТ и вновь организованному госкомитету РТ по биоресурсам. Мол, по оставшимся направлениям финансирование идет только с ростом. Подобный разбор по бюджетным косточкам последовал по минземимуществу, МЧС и минлесхозу РТ. Общий итог: сильно обделенных бюджетным рублем не обнаружено, по крайней мере, громко никто не жаловался.

Однако Тахир Галимзянович сумел сделать мероприятие не просто формальной сверкой цифр. К примеру, у Шадрикова он поинтересовался, как идет дело с программой по возрождению Волги. Долгожданных сумм федерального софинансирования на 2019 год чиновник так и не назвал, пояснив, что идет согласование документов. Главу комитета интересовало также, что минэкологии намерено предпринять для развития сферы переработки вторсырья. Судя по всему, в рублевом эквиваленте на эти цели не заложено ничего, потому что Шадриков сразу начал оправдываться, что это-де сфера ответственности минстроя, но тут же спохватился, мол, мы тоже не самоудаляемся от проблемы, а проводим встречи с регоператором по обращению ТКО в Татарстане (ООО «Гринта») и бизнесом.

«Вы знаете, коллеги, с 1 января 2019 года начинает работать закон об утилизации органических отходов крупных птицефабрик. Это новое требование, оно необходимо, но требует инвестиций», – обнародовал следующую насущную проблему Хадеев (депутаты же все время совещания безмолвствовали). Позже глава комитета пояснил журналистам, что, если птицефабрики будут создавать всю необходимую инфраструктуру на свои или заемные средства, это неизбежно приведет к повышению стоимость куриных яиц в рознице на 2–5%, нужна бы господдержка. А на совещании пас принял Хабипов.

– Сегодня птицеводческие комплексы подготовлены, вопрос стоит на уровне федерального центра – по утилизации этих отходов одним оператором, как утилизация бытовых отходов, – ответил он.

– Прошу прощения, но вы не отвечаете на мой вопрос, – тактично прервал его Хадеев.

– Ни в федеральном бюджете, ни в республиканском таких денег нет, – сдался Хабипов.

Эдуард Дияров Неудобный вопрос Хадеев припас для еще одного новичка в коридорах республиканской власти — Эдуарда Диярова Фото: gossov.tatarstan.ru

«ВОПРОС НЕЛЬЗЯ ПОСТОЯННО ФУТБОЛИТЬ»

Следующий неудобный вопрос Хадеев припас для еще одного новичка в коридорах республиканской власти – замминистра земельных и имущественных отношений Эдуарда Диярова.

– Мы с депутатами постоянно поднимаем вопрос о многодетных семьях, которых у нас 52 тысячи, мы говорим об инфраструктуре — газе, дорогах, электричестве. Есть ли в бюджете 2019–2021 годов деньги на эти цели? – строго спросил он.

– Этот вопрос не связан с нашим министерством, подведение сетей идет через минсельхозпрод, через минстрой, – начал открещиваться от проблемы Дияров.

– Вы пока новый человек, но здесь есть и представители министерства строительства... Вопрос нельзя постоянно футболить! Закон принят в 2011 году. Земли выделяются, но по этим вопросам решения нет – ни министерство строительства, ни вы... Ну каким-то образом надо заложить в бюджет на 2019 год, хотя бы начать эту работу.

В ответ последовало характерное молчание. Глава комитета счел, что это знак согласия, и занес предложение в протокол.

Наконец, всплыл вопрос о сокращении санитарных защитных зон населенных пунктов с 1 км до 500 метров. Шадриков обратил внимание на то, что перенос границ, по расценкам, установленным Роспотребнадзором, стоит 2,5 млн рублей на каждый населенный пункт, или 370 млн на всю республику. Средств на это в бюджете нет. «Хорошее предложение, прошу его сформулировать, возьмем в работу. Вопрос нужный, будем его лоббировать», – откликнулся Хадеев.

Помимо всего прочего, депутаты заслушали отчет замминистра финансов РТ – директора департамента казначейства РТ Марата Файзрахманова об исполнении бюджета РТ за 8 месяцев. «Налоговые и неналоговые доходы поступили в консолидированный бюджет РТ в объеме 178,6 миллиарда рублей. С учетом федеральных средств общий объем доходов КС за 8 месяцев составил 194,7 миллиарда рублей, или 73 процента к годовому плану», – кратко сообщил он. Также стало известно, что прогнозируемый общий объем доходов бюджета РТ в 2019 году составит 228,2 млрд рублей, расходов – 232,4 миллиарда. Дефицит бюджета запланирован на уровне 4,2 млрд рублей.