В Челнах на прошлой неделе были зарегистрированы первые за 20 лет случаи заболевания корью
Фото: Олег Спиридонов

«ЭТО ЧП, И ЕГО НАДО КАК-ТО ТОРМОЗИТЬ»

В Челнах на прошлой неделе были зарегистрированы первые за 20 лет случаи заболевания корью. Информацию об этом сегодня разлетелась по соцсетям и мессенджерам. В частности, сообщалось о якобы 8 заболевших, которые находятся в инфекционной больнице. Причем якобы один из подхвативших инфекцию — сам работник больницы. На одном из домов 33-го микрорайона появились листовки, в которых жильцов о выявленном больном предупреждает врач-эпидемиолог поликлиники №6 Светлана Старикова. В объявлении, вывешенном на дверях подъезда, непривитых жителей просят подойти в поликлинику на прививку от кори. Тем временем в соцсетях развернулась ожесточенная дискуссия по поводу вакцинации: часть пользователей – противников прививок посчитали объявления о вспышке кори спланированной кампанией по повышению числа привитых, но большинство челнинцев высказались за обязательные прививки и обвинили во вспышке кори непривитых горожан.

Позже минздрав РТ распространил официальный релиз, подтвердив лишь два случая заболевания. Оба у маленьких детей: одному — 7 месяцев, другому — 1 год 8 месяцев. «Это две совершенно разные семьи, между собой они никак не связаны, — подчеркнула главный эпидемиолог минздрава РТ Наталья Ивойлова. — Дети обратились в медучреждения на прошлой неделе с разницей в несколько дней. Скорее всего, они контактировали с кем-то, кто привез корь, кто мог ее перенести в скрытой форме или переболел и приехал. Мы пытаемся выяснить, откуда взялась корь и почему двое детей заболели одномоментно». В первом случае ребенок не достиг вакцинального возраста, а во втором мама ребенка от вакцинации отказалась.

«К сожалению, идет такая тенденция, что родители отказываются вакцинироваться, тем самым подвергая детей риску заразиться, — прокомментировала ситуацию Ивойлова. — Буквально пять лет назад мы говорили о том, что на территории Российской Федерации у нас корь практически ликвидирована, то есть были единичные случаи крайне редко. Сейчас мы так сказать не можем, в связи с отказами родителей от вакцинации и большой миграцией населения: не первый год уже „горит“ Европа по кори, и люди, выезжающие за рубеж, привозят нам корь. То есть те, кто не болел, кто не привитый корью, они подвергаются инфицированию на территории других стран и привозят потом нам».

Сейчас заболевшие дети идут на поправку, состояние их улучшается, но, по словам Ивойловой, пока еще сохраняется опасность, потому что корь — очень коварное заболевание. «Это опасность и смертности, и инвалидности, и осложнений, которые идут и на почки, и на сердечно-сосудистую систему. Это может быть все что угодно», — отметила она.

По национальному календарю детей от кори прививают двукратно: в год и в шесть лет. Этого достаточно, чтобы защитить человека на всю жизнь Фото: Олег Спиридонов

В минздраве уточнили, что для Татарстана это первый случай за много лет. На вопрос, когда в последний раз корь регистрировалась в республике, Ивойлова всерьез задумалась: «В 90-х годах, по-моему». Главный эпидемиолог республики назвала эти случаи серьезным звоночком. «Учитывая, что в 1995 году, когда у нас были массовые отказы от [вакцинации против] дифтерии, мы получили вспышку — в том числе были смертельные исходы, то это звоночек. Очень серьезный звоночек». На вопрос, какое число заболевших может считаться уже эпидемией, спикер дала пугающий ответ: «Если это корь, то два случая — это уже много. Это уже действительно ЧП, и его нужно как-то тормозить. Потому что корь в этом случае будет неуправляемая среди непривитых, так как она высокой степени заразности».

Несмотря на серьезность ситуации, есть «отказники» от прививок и среди контактировавших с больными. «В группе [детского сада] основная масса детей была привита, там несколько отказников было. Этих детей мы вынуждены по санитарному законодательству отстранить от посещения детского сада. Один ребенок из этих отказников привился, а остальные — нет. К сожалению, объяснить разумно причину отказа пока мне никто не смог. Основная причина, которую я слышала: „У нас есть право отказаться“», — комментирует Ивойлова.

Отметим, что в Челнах карантин в подъездах домов, где проживают семьи больных детей, не объявлен, а вот в больнице введены ограничительные мероприятия по входу и выходу посещаемых Фото: Олег Спиридонов

«ПОСТАВЩИКИ» КОРИ — ЕВРОПА И УКРАИНА

По данным европейского регионального бюро ВОЗ, за 2017 год в Европе заболеваемость корью увеличилась в четыре раза. В прошлом году там было зарегистрировано 21 315 случаев, 35 из них закончились смертью пациентов. Больше всего заболевших — в Румынии, Италии и на Украине, где ситуация наиболее тревожная. Украина еще в 2015 году вошла в десятку стран с самым низким охватом вакцинацией против кори. С начала года там заболели почти 32,5 тыс. человек — 13 тыс. взрослых и 19 тыс. детей. Причем сейчас некоторые школы даже закрывают на карантин.

В дореволюционной России от кори иногда вымирало по полдеревни детского населения. Сейчас привиты 96% населения, поэтому случаи заболевания редки. Вакцинация проводится бесплатно в рамках национального календаря прививок. А в большинстве стран Европы и СНГ этого нет. Но число заболевших в нашей стране тоже стремительно растет. В первом квартале 2018 года она выросла в 27,5 раза среди детей в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Если в 2017 году было зарегистрировано 43 случая заражения, то в 2018-м — 843. Большинство случаев при этом пришлось на Москву и Подмосковье. Правда, корь летом этого года очень близко подошла и к Татарстану: в соседнем Башкортостане было зарегистрировано 22 случая — 13 детей и 9 взрослых.

Корь идет из Европы и Украины: число заражений по стране за первый квартал выросло в 27,5 раза – до 843 случаев Фото: Олег Спиридонов

«ЧЕЛОВЕК ОСТАЕТСЯ «ОВОЩЕМ» ПОТОМ»

По словам главного эпидемиолога Татарстана, корь — очень заразное заболевание, начинается с подъема температуры — до 39–40 градусов и банальных признаков ОРВИ. «Первые два-три дня появляется состояние слабости. А потом появляется сыпь, которая поэтапно распространяется по всему телу. Появляется светобоязнь и покраснение глаз, они очень чутко реагируют на свет», — уточняет эпидемиолог.

При этом сам вирус не такой устойчивый, то есть на солнце при хорошей вентиляции он уничтожается очень быстро. Но в местах скопления людей или при общей вентиляционной системе, бацилла может передаваться от человека к человеку даже из другой квартиры.

Что же делать, чтобы не заразиться остальным? Во-первых, всех контактных с больными прививают. Кто не был в контакте и кто здоров, но не привит до сих пор, тем минздрав также рекомендует провакцинироваться. «У привитых кори еще ни разу не было. Так что первое — вакцинация. А второе — по возможности избегать контактов с больными, с любыми», — отвечает Ивойлова.

По национальному календарю детей от кори прививают двукратно: в год и в шесть лет. По словам главного эпидемиолога, этого достаточно, чтобы защитить человека на всю жизнь. Контактных прививают не в обязательном порядке — человек может отказаться. «Но в этом случае родители берут на себя ответственность за то, что ребенок может заболеть, может перенести корь в молниеносной форме, которая приводит к летальному исходу. Даже если не приведет к летальному исходу, она приводит к осложнениям: часто это менингоэнцефалит, то есть человек остается „овощем“ потом», — предупреждает спикер.

«Отметим, что в Челнах карантин в подъездах домов, где проживают семьи больных детей, не объявлен, а вот в больнице введены ограничительные мероприятия по входу и выходу посещаемых. В больнице вообще крайне ограничен вход», — отмечает заместитель главного врача по медицинской части инфекционной больницы Челнов Татьяна Аглямова, также прокомментировавшая вспышку кори.

Заболевание у пациента сначала определяется в инфекционной больнице, а дальше проводится диагностика на уровне Татарстана, после чего, в случае сомнительных результатов, пациент отправляется в референс-лабораторию, которая находится в Нижнем Новгороде. «У нас в больнице ситуация спокойная, и все под контролем. Все медикаменты имеются, мы не пропускаем ни оного подозрительного случая. У нас есть также боксовые отделения, где мы можем своевременно изолировать подозрительного пациента до получения результатов и до его выздоровления, соответственно, угроза распространения заболевания минимальна», — сообщает Аглямова.