15 октября должен был запуститься телеканал "Шаян ТВ", однако амбициозный проект татарского детского телевидения откладывается 15 октября должен был запуститься телеканал «Шаян ТВ», однако амбициозный проект татарского детского телевидения откладывается Фото: «БИЗНЕС Online»

«ШАЯН ТВ» ЗАСТРЯЛ НА 30 МИНУТАХ

Идее создать полноценный детский телеканал на татарском языке — почти два десятилетия. Еще в начале 2000-х годов при создании ТНВ предполагалось, что он будет популяризировать туган тел и среди подрастающего поколения, но дальше двух часов в день под эмблемой «Яшь ТНВ» дело не пошло. Новое дыхание идея получила пару лет назад, еще при министре образования РТ Энгеле Фаттахове. Тогда при министерстве была создана рабочая группа, к работе которой подключился актив всемирного форума татарской молодежи под председательством Табриса Яруллина. Они провели фокус-группу с родителями и сформулировали концепцию того, каким должен быть проект, чтобы завоевать современную аудиторию. Суть их предложения: производством контента должны заниматься независимые дизайн-студии на конкурентной основе, а главным каналом распространения должен стать интернет. «Все необходимо заливать на YouTube — это главное условие», — говорил Яруллин, отмечая, что из 30 родителей, которые пришли на фокус-группы, телевизор, как оказалось, смотрят только трое. Предполагалось, что главным заказчиком телеканала выступит министерство образования и науки РТ, а КФУ внесет вклад имеющейся материально-технической базой. Директор Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций КФУ Леонид Толчинский даже презентовал проект «Уен ТВ» президенту РТ Рустаму Минниханову

Надо ли говорить, что на волне языкового кризиса проект стал остро актуальным: чем еще ответить на понижение статуса татарского языка в школах? Стало ясно, что на святое дело вполне могут быть выделены серьезные деньги. Примерно в это время гендиректор ТНВ Ильшат Аминов выдвинул свою концепцию «Шаян ТВ» — классического кабельного телеканала с круглосуточным вещанием. В итоге именно эти подходы поддержал президент РТ и его аппарат. Минобразования РТ поручили оказывать каналу методологическую помощь. Бюджет проекта оказался соизмерим с затратами на основной ТНВ — порядка 460 млн рублей в год. На презентации канала Аминов говорил, что, даже выкупив контент за 162 млн рублей и выполнив перевод мультфильмов на 300 млн рублей в год, заполнить 24 часа соответствующим контентом все же не удастся. «Пока мы говорим о 6-часовом объеме вещания телеканала, который будет повторяться на протяжении 24 часов», — уточнил он на пресс-конференции. Это делается для того, чтобы татарские дети, живущие в разных часовых поясах, смогли смотреть одни и те же передачи. С 1 февраля канал заработал — правда, всего лишь в формате 30-минутной врубки в середине дня на канале «ТНВ-Татарстан» (вместо прежнего «Яшь ТНВ»).

Плановую дату полноценного запуска летом раскрыла ведущая телеканала Айзиля Батырханова во время презентации канала в выставочном зале «Манеж» Казанского кремля — 15 октября. Она рассказала, что для канала дублировано на татарский язык около 10 популярных мультсериалов, в том числе «Маша и Медведь». При этом значительную часть сетки вещания предполагается занять собственным уникальным контентом.

Около месяца назад вице-премьер правительства РТ Лейла Фазлеева, по нашим сведениям, провела совещания с ответственными за реализацию проекта сторонами. Минобраз представлял зам Бурганова Ильсур Хадиуллин, со стороны ТНВ была главный редактор детской редакции и директор «Шаян ТВ» Рамиля Сахабутдинова. Фазлеевой была представлена программа передач, показаны основные идеи. Рассказывают, что вице-премьер выглядела разочарованной, предложенный контент ее не впечатлил, промелькнуло даже предложение перенести запуск и лучше подготовиться к старту. И все же от обещанных сроков решили не отходить.

Так в чем же дело?

У ХОЗЯЕВ ТАИФА ПРОСЯТ ПАСПОРТА?

По данным источников «БИЗНЕС Online», основная и единственная причина пробуксовки — проблемы с получением лицензии. Сам Аминов в беседе с корреспондентом нашей газеты подтвердил, что процесс затянулся, но заверил, что до конца октября все вопросы будут улажены.

Ходит масса слухов о том, почему Роскомнадзор до сих пор не выдал проекту свое благословение. По одной из версий, возникли затруднения с обязательным в таких случаях раскрытием информации об учредителях. Отчасти подтверждает такие разговоры и Аминов, говоря, что в Москве «просят много документов», не уточняя, каких именно.

Ильшат Аминов подтвердил, что процесс затянулся, но заверил, что до конца октября все вопросы будут улажены Ильшат Аминов подтвердил, что процесс затянулся, но заверил, что до конца октября все вопросы будут улажены Фото: «БИЗНЕС Online»

Напомним, что, по последним открытым данным, около 48,5% акций ТНВ — в республиканской собственности, а остальные 51,5% принадлежат АО «ТАИФ». Согласно ст. 19.1 закона о СМИ, доля иностранного участия в любом российском средстве массовой информации не может превышать 20%. Требование распространяется и на всех акционеров компании, выступающей учредителем СМИ, причем «под иностранным участием» понимаются в том числе и «граждане Российской Федерации, имеющее гражданство другого государства». То есть в полном соответствии с буквой закона Роскомнадзор потребовал от ТНВ раскрыть всю информацию о своих конечных собственниках, то есть владельцах ТАИФа (соответствующие бланки вывешены и на официальном сайте ведомства). Источники утверждают, что ведомство затребовало даже копии всех паспортов ключевых акционеров холдинга.

Заметим, что ТАИФ публично раскрыл список акционеров по состоянию на конец 2016 года в ходе мелкого налогового спора. 80,8% акций ТАИФа были сосредоточены в руках трех семей: у РадикаАйрата и Камили Шаймиевых — 25%, у Рустема и Тимура Сультеевых — 27,9%, у Альберта, Руслана и Тимура Шигабутдиновых — 27,9% акций. Но на этот раз в офисе на улице Щапова подход Роскомнадзора не оценили, потому оформление лицензии и затянулось. Говорили даже, что ТАИФ был готов отдать свою долю в ТНВ одному из близких ООО, которое с легкостью отчиталось бы об отсутствии иностранцев среди владельцев. Аминов эту версию категорически отверг: «Да, я знаю о слухах, но они не соответствуют действительности». В последний раз данные об акционерах ТНВ публиковались в 2015 году, так что остается верить на слово.

Есть еще одна версия, в которой конспирологии не меньше, чем в первой: якобы с некоторых пор в Роскомнадзоре новые проекты на национальном языке не особо приветствуются. «Проще переименовать канал, на который уже есть все разрешения, на такое в Москве готовы идти, а вот новую лицензию дают неохотно, усиливая бюрократию», — рассказал «БИЗНЕС Online» источник в отрасли.

Собеседник издания добавляет, что недавняя передача под контроль ТНВ музыкального телеканала «Майдан» от «Фонда прямых инвестиций» Руслана и Тимура Шигабутдиновых может быть связана как раз со сложностями вокруг лицензии для «Шаян ТВ»: «Музыкальный канал, у которого слабые перспективы на рынке, могут слить и отдать эту лицензию детскому проекту, такой вариант до сих пор актуален». К слову, дирекции обоих каналов сидят в одном офисе на улице Горького, где также располагается и офис радио «Болгар». То есть все татарские проекты телеканала фактически обособлены от основной студии на улице Шамиля Усманова.

Дирекция канала активно закупает дорогие мультфильмы и детские фильмы и  переводит их на татарский язык Дирекция канала активно закупает дорогие мультфильмы и детские фильмы и переводит их на татарский язык Фото: «БИЗНЕС Online»

«ОНИ ПЕРЕСТАЛИ ВЫХОДИТЬ НА СВЯЗЬ»

Третья версия куда прозаичнее: с лицензией тянут намеренно, нормального продукта за отведенное время создать не удалось. Переводы закупленных мультфильмов еще готовятся, в интернете телеканал не представлен. Домен Шаян.рф, который Аминов называл как основной у канала, принадлежит детскому ансамблю из Мензелинска, а домен shayn.ru, который фигурировал на презентационных картинках проекта, и вовсе свободен, его может купить любой желающий за 600 рублей.

Тем не менее работа по контенту ведется, рассказывают, что дирекция канала действительно активно закупает дорогие мультфильмы и детские фильмы, переводит их на татарский язык. Несмотря на заверения, что в развитии канала будет задействованы местные студии, получить подтверждений на этот счет не удалось. Так, к примеру, Ильшат Рахимбай, режиссер и автор тревел-блога «Рәхәт сәяхәт», рассказал, что ему не удалось найти общего языка с «Шаян ТВ». «Они несколько раз сбивали цену и в конце концов настолько сбили, что это превратилось в какой-то смех, поэтому я решил, что нет. Они говорили, что с октября хотят запустить канал. Сейчас они вроде набирают программу, они все лето снимали. Но снимали все своими силами, силами сотрудников ТНВ, насколько я знаю. Весь тот нормальный контент, который им предлагали, они не взяли». Как рассказывал ранее «БИЗНЕС Online» Рахимбай, примерный бюджет одной серии его проекта составлял 400 тыс. рублей.

Ильшат Рахимбай: «Они несколько раз сбивали цену, и, в конце концов, настолько сбили, что это превратилось в какой-то смех, поэтому я решил, что нет» Ильшат Рахимбай: «Они несколько раз сбивали цену и в конце концов настолько сбили, что это превратилось в какой-то смех, поэтому я решил, что нет» Фото: «БИЗНЕС Online»

Руководитель студии дизайна «Теория» Ильдар Аюпов предлагал детскому каналу обучающие ролики на татарском языке «Әлифба» («Азбука»). «У нас было несколько передач, суммы были не космические. За одноминутную передачу мы запросили 50–60 тысяч рублей, — рассказал Аюпов. — ТНВ выбрали один из трех предложенных проектов. Но они сказали, что все сценарии нужно согласовать с министерством образования. Я написал письмо замминистра образования, послал сценарии всего сезона, она должна была все это сама согласовать. Но вот уже полтора или даже два месяца от нее нет никакого ответа. Я написал и Рамиле Сахабутдиновой (директор „Шаян ТВ“ прим. ред.), она пообещала взять все на личный контроль и тоже пропала. В общем, больших надежд на сотрудничество у меня нет». В июле Аюпову сказали, что в октябре канал уже начнет вещание и весь сезон к этому времени нужно приготовить. «И с тех пор это все тянулось. Последнее, что было по планам, они сказали: давайте оставим ваш проект на следующий сезон», — добавляет Аюпов.  

Представители телеканала также встречались с Даниилом Феем — основателем анимационной студии FilmFay, однако до конкретики дело не дошло: «От нашей студии мы предложили не один, а несколько проектов. Но это было еще на этапе презентации канала. С тех пор на нас никто не выходил, сотрудничество не предлагал. Мы предлагали мультфильмы и мини-сериалы в разных техниках. Они выбрали детскую передачу. Я считаю, что она гениальная, называется „Хочу как взрослый“ — передача о профориентации детей».

Рустем Гареев из студии «Тасма» также говорит о долгих переговорах по цене. Им не удалось найти компромисс с «Шаян ТВ», сотрудничества не получилось. «По поводу мультфильма мы общались год назад. Они снижали до конца смету, мы им назвали цену в три раза ниже, сказали, что будет существенно ниже качество. Но даже так они сказали, что много. Мы отказались, дальнейшее снижение цены привело бы нас к тому же татарскому продукту, что сейчас есть на ТНВ». Студия также принимала участие в разработке оформления телеканала. «Мы делали айдентику. Они хотели успеть к 15 октября. Мы показали им макеты, но потом начались правки, которые было сложно понять, мы не стали продолжать сотрудничество. На мой взгляд, на ТНВ очень страдает менеджмент, они упускают из рук современные крутые проекты и спускаются до переводов американских мультфильмов, забывая про уникальный качественный контент», — делает вывод Гареев.

Может быть, еще не поздно вернуть проект «Уен ТВ» Толчинского и направить средства не на трансляцию сигнала, а на стимулирование творцов качественного продукта? Может быть, еще не поздно вернуть проект «Уен ТВ» Толчинского и направить средства не на трансляцию сигнала, а на стимулирование творцов качественного продукта? Фото: «БИЗНЕС Online»

«ШАЯН ТВ» — ПРОЕКТ НЕ ИЗ XXI ВЕКА?

Как ни парадоксально, сложности с получением лицензии дают ТНВ исторический шанс. Проваленные сроки запуска телеканала — это возможность вернуться к современной концепции развития — через интернет. Значительная часть вложений в «Шаян ТВ» уходит на оборудование новой студии и покупку дорогой техники, не говоря уже о плате за вхождение в кабельные сети. Но согласен ли современный ребенок, родившийся в эпоху гаджетов, сидеть перед TV-экраном, дожидаясь часа, когда будут показывать его любимый мультик? Зачем, когда все что хочешь доступно на планшете или телефоне? Может быть, еще не поздно вернуть проект «Уен ТВ» Толчинского и направить средства не на трансляцию сигнала, а на стимулирование творцов качественного продукта? Не нужны никакие лицензии от Москвы, а паспорта боссов ТАИФа в неприкосновенности.

Аминов парирует предложения о полном переходе на интернет-платформы двумя аргументами. Первый — стабильный интернет есть только в городах, в селах с глобальной сетью есть проблемы, второй — правообладатели западных мультфильмов, переведенных на татарский язык, не дают права на публикацию в интернете. Но, во-первых, и TV-сигнал будет доступен не всем татарам мира, а во-вторых, цифровое неравенство сокращается с каждым годом. Что касается прав, то так ли нужен этот сторонний контент в ущерб своему? Кроме того, существует прокатная модель: почему может существовать русскоязычная «Амедиатека» и другие онлайн-кинотеатры, а татарские не могут? 

Согласен ли современный ребенок, родившийся в эпоху гаджетов, сидеть перед ТВ-экраном, дожидаясь часа, когда будут показывать его любимый мультик? Согласен ли современный ребенок, родившийся в эпоху гаджетов, сидеть перед TV-экраном, дожидаясь часа, когда будут показывать его любимый мультик? Фото: Олег Спиридонов

YouTube в последние пару лет стал главной видеоплатформой в России. Видеохостинг стремительно отъедает рекламный пирог у классических носителей, миллионом просмотров ролика уже никого не удивить, особенно если это ролик для детей. Среди YouTube-каналов в России с наибольшим числом подписчиков лидирует сразу два проекта для детей: на первом месте — канал студии Get Movies (20,7 млн подписчиков), владеющий такими брендами, как «Малышарики», «Маша и Медведь», «Сказочный патруль» (мультсериал недавно продали Netflix), «Фиксики», «Лео и Тиг»; на втором — отдельный канал мегапопулярного в России и мире сериала «Маша и Медведь» (17,3 млн подписчиков). А если брать статистику по просмотрам, так детские проекты и вовсе занимают первые четыре строки, а в десятке каналов российского YouTube сразу шесть специализируется на мультиках отечественного производства. Для сравнения: у самого обсуждаемого последний год проекта «вДудь» место в пятом десятке по подписчикам и во второй сотне по просмотрам.

Успех «Маши и Медведя» вполне может быть образцом. Проект, изначально созданный для внутреннего пользования с понятными только российскому зрителю идиомами, стал глобальным. Девочку Машу в типичном русском сарафане, которая доводит до белого каления медведя и волков, рассекающих по лесу на «буханке» с цифрами 03 на борту, можно увидеть на центральном TV Колумбии и Испании. Правами на показ мультфильма владеет множество латиноамериканских сетей, он популярен в США.

В итоге «Шаян ТВ» переводит ту же «Машу и Медведя», которую ребенку еще нужно будет дождаться и вообще проще посмотреть в оригинале. Сам же канал не создает ничего особенного, что могло бы конкурировать и двигать вперед национальную культуру. Может, стоит сказать спасибо бюрократам Роскомндзора, которые своей неповоротливостью не дают множить сущность вместо смыслов?