«Задачи направлены на создание единого связанного пространства», – оценил мэр Казани Ильсур Метшин первую встречу консультативного органа по решению наболевших вопросов приграничных зон и успешного развития территории Казанской агломерации. В Казанской ратуше главы сегодня затронули вопросы туризма, питания и жилой застройки, а создание совета назвали историческим событием.
             Сегодня в Казанской ратуше представители районов Казанской агломерации после многолетних обсуждений перешли от слов к делу и создали совет Казанской агломерации
            Сегодня в Казанской ратуше представители районов Казанской агломерации после многолетних обсуждений перешли от слов к делу и создали совет Казанской агломерации
            
        
«ДО ЭТОГО НУЖНО БЫЛО ДОЗРЕТЬ»
Сегодня в Казанской ратуше представители районов Казанской агломерации после многолетних обсуждений перешли от слов к делу и создали совет Казанской агломерации, развитие которой прописано в стратегии столицы РТ до 2030 года. Подписи под межмуниципальным соглашением утром поставили мэр Казани Ильсур Метшин, глава Зеленодольского района Александр Тыгин, глава Лаишевского района Михаил Афанасьев, а также руководители Пестречинского и Верхнеуслонского районов Ильхам Кашапов и Марат Зиатдинов. Документ также подпишут главы Атнинского и Высокогорского районов.
«Задачи остаются неизменными и направлены на создание единого связанного пространства», – прокомментировал создание совета мэр Казани. Он напомнил, что всерьез о создании консультативного органа говорилось на аналогичном совещании два года назад. Тогда возглавить совет предложили главе Зеленодольска Александру Тыгину, но в итоге решили обойтись без председателя. В целом казанская «Стратегия-2030» предполагает передачу ряда функций производства и потребления, рекреации, туризма из центра агломерации в районы. Население столичной агломерации составляет 1,6 млн человек – это почти половина жителей Татарстана.
«Экономика Казани, численность населения предопределяет: везде и всюду лидером агломерации становится столичный город. Это единственно возможное развитие событий, – рассказал «БИЗНЕС Online» Тыгин. – Наша задача – успешно взаимодействовать. На самом деле, важно иметь понятные локальные проекты и понятные алгоритмы решения вопросов. Пять лет назад мы только говорили о том, что нам бы сесть за стол и договориться, и сегодня это сделано».
             Александр Тыгин: «Экономика Казани, численность населения предопределяет: везде и всюду лидером агломерации становится столичный город. Это единственно возможное развитие событий»
            Александр Тыгин: «Экономика Казани, численность населения предопределяет: везде и всюду лидером агломерации становится столичный город. Это единственно возможное развитие событий»
            
        
Помимо глав муниципальных образований, в совет войдут профильные заместители руководителей районов. Казань будет представлять замруководителя исполкома Ильдар Шакиров, курирующий вопросы транспорта, экономического развития и торговли. Совещания будут проводиться нерегулярно, по мере необходимости. Не каждый день на повестке дня стоят общие для всей агломерации вопросы.
«Самое главное – это горизонтальные связи, когда специалисты будут между собой готовить решение совместных вопросов, напрямую связываться между собой. Не как раньше, – считает Тыгин. – Тут колоссальный потенциал. До этого нужно было дозреть, потому что в законодательстве нет понятия горизонтальных связей. Не обязана Казань ничего согласовывать с нами, делая что-то на приграничной территории, а мы – с ней».
 Опрошенные главы районов рассказали, что уже к следующему лету рассчитывают увидеть первые результаты работы совета, а подписание документа назвали ни много ни мало историческим событием
Опрошенные главы районов рассказали, что уже к следующему лету рассчитывают увидеть первые результаты работы совета, а подписание документа назвали ни много ни мало историческим событием
В комплекс вопросов совета агломерации вошло развитие и поддержание совместной транспортной, коммунальной, туристической инфраструктуры, планирование развития территорий под многоквартирную жилую застройку на смежных территориях, решение проблем приграничной жилой застройки, в том числе социальных. Всего в документе указано 10 направлений для сотрудничества.
Опрошенные главы районов рассказали, что уже к следующему лету рассчитывают увидеть первые результаты работы совета, а подписание документа назвали ни много ни мало историческим событием.
 Всего в документе указано 10 направлений для сотрудничества
Всего в документе указано 10 направлений для сотрудничества
«ОНИ И ТАК НА НАС, НА ВСЮ РОССИЮ КАК НА ТАЙГУ СМОТРЯТ»
Так какие вопросы сегодня стоят на повестке у совета? Одним из первых проектов Казанской агломерации стало создание пищевого кластера. Первым в эту работу включилось АО «Департамент продовольствия и социального питания Казани». На регулярной основе налажены поставки продуктов из районов (с Зеленодольского хлебокомбината, Высокогорского мясокомбината, куриной продукции с «Пестречинки» и других предприятий). Отметим, что готовую продукцию департамент в свою очередь поставляет в школьные и дошкольные учреждения соседних муниципалитетов. Всего поставки идут в 12 районов, включая и удаленный от Казани Нижнекамск.
По словам Шакирова, за два года доля татарстанских поставщиков департамента питания доросла до 60%. «Неплохая цифра», – прокомментировал Метшин и перешел к теме туристического развития агломерации.
«Серьезно продвинулись, готовимся принять 3-миллионного туриста, двигаемся в количестве неплохо», – сказал Метшин. В среднем турист в Казани задерживается на два дня – что иностранный, что российский. Но ведь есть точки притяжения и в соседних районах. В частности, уже используются магниты Зеленодольского района – Раифа, Свияжск. Реже – Болгар, так как все-таки это два-три часа пути на машине.
 Одним из первых проектов Казанской агломерации стало создание пищевого кластера
Одним из первых проектов Казанской агломерации стало создание пищевого кластера
Замруководителя исполкома Высокогорского района Алексей Афанасьев рассказал, что у района нет выхода к большой воде, как в соседних муниципалитетах. Но есть своя жемчужина – уникальные Голубые озера с заповедником. Но пока этот магнит манит неорганизованного туриста, обозначил проблему Афанасьев. Люди приезжают, что называется, сами по себе, и для инфраструктуры района это пока лишь нагрузка: привести все в порядок, убрать мусор и так далее.  
«Диких площадок очень много», – добавил Тыгин, объяснив это отсутствием кемпингов. Есть много желающих приехать в Свияжск, в том числе из-за рубежа, в собственном автодоме. Но отсутствие инфраструктуры (подключения к электричеству, канализации) сводит на нет возможность путешествий в кемперах. Путешествующие в автодомах европейцы пока только доезжают до Москвы, а поиск по навигаторам сертифицированных точек в остальной России мало что дает.
«Они и так на нас, на всю Россию как на тайгу смотрят, думая, что за МКАДом ничего нет», – сказал Метшин и предложил детальнее проработать этот вопрос с правительством РТ.
ЛАИШЕВО И УСЛОН ДЕЛАЮТ УПОР НА ПЛЯЖНЫЙ ОТДЫХ, А ПЕСТРЕЦЫ ПОЖИНАЮТ ПЛОДЫ СТРОИТЕЛЬНОГО БУМА
Серьезная точка для пляжного отдыха формируется в соседнем Лаишевском районе. Открылся пляж «Камское море» в Лаишево, в 50 км от столицы РТ, минувшим летом на нем в летние выходные дни отдыхали до 20 тыс. человек.
«Не хуже чем в Турции», – сказал Афанасьев. Правда, тут же оговорился, что на пляж жители Казани приезжали чаще всего на личных машинах. В итоге – трудности стихийной парковки и все, что сопутствует вольному туризму. Тем не менее Лаишево продолжает строительство второй очереди этого магнита. В планах Афанасьева сделать из «Камского моря» главный пляж для казанцев. Есть идея создания цивилизованной парковки на 1 тыс. машин, а также перехватывающей парковки на въезде в Лаишево – оттуда отдыхающих намерены доставлять автобусами. Надо полагать, удовольствие будет не бесплатным, но, по крайней мере, это будет удобно и безопасно.
Глава Верхнеуслонского района Зиатдинов видит «золотую жилу» также в необорудованных пока пляжах. Плюс еще дачники: благодаря им в летние месяцы население района возрастает на 115 тыс. человек. С одной стороны, это оставленный мусор, который приходится убирать, а с другой – развитие придорожного сервиса, то есть пополнение ручейка налогов.
 «К сожалению, мы не поймали тот момент, да и законодательство не позволяло в то время регулировать эти вопросы, когда бывшие сельхозземли оказались в руках лендлородов, – сказал Метшин
«К сожалению, мы не поймали тот момент, да и законодательство не позволяло в то время регулировать эти вопросы, когда бывшие сельхозземли оказались в руках лендлородов, – сказал Метшин
Наиболее острым стал доклад главы Пестречинского района Кашапова, который затронул проблемы приграничной жилой застройки и транспортных узлов. На смежных с Казанью территориях в Пестречинском районе ведется активное строительство. Это ЖК «Светлый», «Новые Куюки», «Яшьлек». Активно идет индивидуальное жилищное строительство. Сейчас в приграничных поселках и ЖК проживают более 12 тыс. человек. А по прогнозам застройщиков только в «Светлом» к 2025 году будет проживать 28 тыс. человек, в Куюках – более 5 тыс. человек. С учетом строительства частных домов власти Пестрецов ожидают роста численности населения на приграничных территориях до 50 тыс. человек. А это, к примеру, половина микрорайона «Азино-1» со всеми вытекающими транспортными потоками. Напомним, что активным строительством на приграничных территориях в районе увлекся предшественник Кашапова на посту главы – Эдуард Дияров, покинувший эту должность в 2018 году.
«Наряду с активным заселением Куюков несимметрично развивается транспортная, социальная, культурная инфраструктура», – сказал Кашапов, обозначив серьезные социальные последствия. Например, Куюки соединены с Казанью одной дорогой через Салмачи. И она, несмотря на расширение со стороны ул. Габишева, не справляется с растущим потоком автомобилей. По словам Кашапова, ведутся переговоры о прокладке новой дороги от Куюков до трассы М7. Согласие владельцев земельных участков вроде получено, но все упирается в «Газпром»: нужна перекладка газопровода.
«К сожалению, мы не поймали тот момент, да и законодательство не позволяло в то время регулировать эти вопросы, когда бывшие сельхозземли оказались в руках лендлородов, – сказал Метшин. – Поэтому проблемы транспортной, социальной инфраструктуры предстоит решать нам».
 
                                             
                                             
                                             
                                             
                                             
                                             
                                             
                                             
                                             
                                             
                                             
                                             
                                             
                                             
                                             
                                             
                                             
                                             
                                             
                                             
                                             
                                             
                                             
                                             
                                                        
Комментарии 119
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.