Мэр Челнов Наиль Магдеев сегодня на заседании комиссий горсовета аккуратно затронул тему, болезненную для многих городов и районов РТ. Собрав с начала года целых 40 млрд налогов, Челны получили только 4 млрд в свой бюджет и еще 4 млрд вернулись в город в виде трансфертов. В местных бюджетах нет инвестиционной составляющей, заявил рулевой автограда, но тут же подчеркнул, что было бы несправедливым считать, что город обделен вниманием республики.
Гузель Гилязова отметила вклад резидентов ТОСЭРа, которыми инвестировано 15 млрд рублей и создано около 3 тыс. рабочих мест. Доля инвестиций ТОСЭРа в общем объеме составляет 5%
ЧЕЛНИНЦЫ ДОЖИВАЮТ ДО 75 ЛЕТ, А ДОЛЯ ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ УВЕЛИЧИЛАСЬ НА ПОЛПРОЦЕНТА
Сегодня челнинских журналистов допустили на совместных заседание постоянных депутатских комиссий. Обычно вход для СМИ в местный парламент разрешен только на сессии, но сегодня было сделано исключение. Видимо, потому, что в череде рассматриваемых вопросов было два стратегических — о прогнозе социально-экономического развития города на 2019–2021 годы и о бюджете на этот же срок.
Начальник управления экономического развития Гузель Гилязова озвучила основные параметры, по которым Челнам придется жить ближайшие три года. По ее словам, разработаны они были с учетом нестабильности геополитических условий, ограничения доступа российских компаний к иностранному капиталу и технологиям, а также ответных экономических мер.
ВТП по итогам 2018 года составит 200 млрд рублей с ростом 1,5%. В 2019 году объем ВТП планируется уже в сумме 211 млрд рублей. В последующие годы рост экономики прогнозируется на уровне 101,7% и 101,8% соответственно. Индекс промпроизводства (ИПП) к концу года составит 102%, объем отгруженной продукции выльется в сумму 325 млрд рублей. Индекс промышленного производства в 2019 году составит 105%. Наибольший вклад в объем отгруженной продукции в городе традиционно вносит КАМАЗ, доля его в общем объеме составляет 45%. В 2018 году КАМАЗ, по данным экономистов исполкома, выпустит 36832 грузовых автомобиля, в 2019 году планируется 38610 штук.
Доля инвестиций в ВТП города составляет 26%. К концу года объем вложений в основной капитал планируется в размере 52 млрд рублей, что на уровне прошлого года. 60% в структуре источников инвестиций — это доля собственных средств городских предприятий. 15% всех инвестиций города ежегодно привлекаются по федеральным и республиканским программам. Так, в 2018 году привлечено по таким программам 6,6 млрд рублей. В настоящее время формируется перечень объектов на 2018 год, и в управлении экономики надеются, что сумма будет не меньше, чем в этом году. Гилязова не преминула заметить и вклад резидентов ТОСЭРа, которыми инвестировано 15 млрд рублей (в 2018 году — 2,7 млрд рублей) и создано около 3 тыс. рабочих мест. Доля инвестиций ТОСЭРа в общем объеме составляет 5%. Как отметила спикер, в приоритете экономической политики исполкома по-прежнему будет создание условий для МСБ, на чью долю приходится 30% производимой продукции и 32% поступлений налогов в городской бюджет.
По предварительным оценкам, объем строительно-монтажных работ будет выполнен на сумму 17,6 млрд рублей, что опять же на уровне прошлого года. Ввод жилья в этом году составит 300 тыс. кв. м, в 2019 запланировано возвести 310 тыс кв. м, в том числе по программе соципотеки 60 тыс. кв. метров. В целом темпы по отрасли будут обеспечены за счет строительства и реконструкции объектов социальной инфраструктуры, а также жилищного строительства. Видимо, благодаря быстрым темпам увеличился и показатель обеспеченности жильем на одного жителя — с 22,5 до 22,8 кв. метра. Правда, по этой статистике автоград пока отстает от республики, где средняя обеспеченность составляет 26 кв. метров. На потребительском рынке объем товарооборота оценивается на уровне 147 млрд рублей, что почти на 2% выше 2017 года. Прогноз роста оборота розничной торговли ожидается также на уровне 2%.
Далее последовали еще более интересные цифры. В управлении экономики рассчитывают на рост зарплат. Ожидаемый темп роста — в пределах 4%. Среднемесячная заработная плата к концу года должна достигнуть уровня 32680 рублей с ростом на 5,8%. Среднегодовой темп роста зарплаты на среднесрочную перспективу планируется на уровне 104%. Уровень безработицы к концу года составит 0,35% от экономически активного населения, снизившись, таким образом, с показателя в 0,42% до рекордной отметки. Ситуация на рынке труда, сказала Гилязова, будет оставаться стабильной. Массового высвобождения рабочей силы не предполагается. Всего за год на предприятиях города создано 2897 рабочих мест.
Еще один повод для оптимизма — вырос показатель продолжительности жизни до 75 лет, что выше, чем по республике (73,6 года). На 2675 человек увеличилась численность населения Челнов, и сегодня она составляет 532 472 человека. В этом году фиксируется и миграционный прирост населения на 131 человека (в 2017 году — прирост составил 102 человека). В управлении экономики с удивительной скрупулезностью подсчитали даже долю населения, систематически занимающегося спортом. Как выяснилось, она увеличилась аж на полпроцента — с 42% до 42,5% за счет более полного охвата плоскостными спортивными сооружениями.
Довершили радужную картину снижение уровня ДТП на 30%, чему поспособствовал масштабный капремонт дорог, и показатель уровня удовлетворенности челнинцев качеством представляемых услуг — он составляет 89% от общего числа опрошенных.
Ирина Сагидуллина более подробно остановилась на налогах, поступление которых в будущем году снизится. Так земельный налог планируется собрать в сумме 519,5 млн рублей, что ниже утвержденного плана этого года на 85,5 млн
ЗЕМЛЯ ПРИНЕСЕТ ДОХОДОВ МЕНЬШЕ
Главный финансист исполкома Ирина Сагидуллина вслед за коллегой отчиталась о планируемых доходах и расходах бюджета. Так, размер казны в 2019 году составит сумму 8,689 млрд рублей, в 2020-м — 8,747 млрд и в 2021-м — 8,819 млрд соответственно. Доля собственных доходов в 2019 году составит 56%. В их структуре традиционно основная часть — это налоговые доходы — 82%. В 2019 году эта часть бюджетного пирога прогнозируется в размере 3,982 млрд рублей. На неналоговые доходы придется 18%, или 896 млн рублей. Межбюджетные трансферты в 2019 году город получит в размере 3,812 миллиарда. Поступления НДФЛ в 2019 году прогнозируются при нормативе отчисления 24,7% в сумме 2,41 млрд рублей. Темп роста НДФЛ в 2019 году запланирован с ростом 103,4% к уровню 2018.
Более подробно Сагидуллина остановилась на налогах, поступление которых в будущем году снизится. Так, земельный налог, доля которого составит 10,7% в структуре бюджета, планируется собрать в сумме 519,5 млн рублей, что ниже утвержденного плана этого года на 85,5 миллиона. При прогнозировании земельного налога учитывались выпадающие доходы от предоставленных льгот в соответствии с изменениями федерального законодательства. Также со снижением на 16,7 млн спрогнозирован ЕНВД, сбор которого составит 270,4 миллиона. Здесь падение связывают с уменьшением суммы налога на сумму расходов по приобретению контрольно-кассовой техники. Кроме того, снижение прибыли в казну будет наблюдаться и по арендной плате за землю. В 2019 году аренду заплатят меньше на 25 млн, сбор составит 593 млн рублей. Как отметила Сагидуллина, при составлении прогноза было учтено снижение платежей в результате оспаривания арендаторами кадастровой стоимости земельных участков. Остальные налоги в казну прибудут с ростом — на их долю приходится 8% собственных доходов. Штрафы и санкции на 2019 год запланированы в сумме 55 млн рублей.
Что касается расходной части бюджета на 2019–2021 годы, здесь основные траты придутся на выплату зарплат в сумме 5,9 миллиарда. Причем в 2019 году запланировано повышение зарплат муниципальным и бюджетным работникам: с 1 октября 2019 года на 4,3%, а отдельным категориям бюджетников — с 1 января 2019 года и тоже на 4,3%. Этот же процент фигурирует и в росте цен на продукты питания, медикаменты и коммунальные услуги, которые будут проиндексированы с 1 июля года 2019 на 4,3%. На оплату коммунальных услуг направят 703 млн рублей, на питание детей и выплату компенсаций части родительской платы за посещение детсадов заложена сумма 326 млн рублей.
Наиль Магдеев заметил, что все показатели, конечно, будут зависеть от состояния экономики города и КАМАЗа. Но особенно мэра порадовало увеличение численности горожан и рост числа ИП
«В МЕСТНЫХ БЮДЖЕТАХ НЕТ БЮДЖЕТА РАЗВИТИЯ»
Председательствующий в президиуме мэр Наиль Магдеев и после первого и после второго докладов заметил, что все показатели, конечно, будут зависеть от состояния экономики города и КАМАЗа. Но особенно мэра порадовало увеличение численности горожан и рост числа ИП. «В ВТП доля малого бизнеса ежегодно растет. Уже 33 процента доля. Мы на этом уровне закончим и 2018 год», — обнадежил Магдеев. Кроме того, отдельно отметил он и снижение уровня ДТП на треть. «Это треть людей, которых мы спасли от увечий, от смерти! Хорошие дороги — это не только хорошее покрытие и освещенность. Это и спасение жизни людей», — заострил внимание председательствующий.
Видимо, добавила оптимизма и статистика по увлеченности челнинцев спортом. Магдеев отметил, что заполняемость спортивных объектов в Челнах не стопроцентная, как прозвучало в докладе у Гилязовой, а более ста процентов. «Сергей Анатольевич [Когогин] пример как-то приводил, — вспомнил про разговор с рулевым автогиганта Магдеев. — Зашел он вечером в „Олимпийский“ — там все забито. И директор докладывает: „У нас так каждый день“. Поэтому, если мы хотим иметь дальше увеличение продолжительности жизни, нам придется строить объекты социально-культурной сферы». Это, по словам мэра, основная инвестиционная составляющая.
Далее Магдеев осторожно затронул тему круговорота денег в бюджетных коридорах. В период его пребывания в кресле мэра ему удалось добиться серьезных вливаний в городскую инфраструктуру, в связи с чем Магдеева считают одним из самых эффективных лоббистов в республике. Однако централизация финансов является болезненной темой для многих городов и районов, и в каком-то смысле она напоминает схему распределения доходов между федеральным центром и регионами — с теми же перекосами. Высказывания Магдеева перед депутатами довольно ярко обозначили сложившуюся картину и одну из главных болевых точек муниципальных властей.
«Мы за 9 месяцев только 40 миллиардов во все уровни бюджета собрали, — заявил мэр. — У нас налоговое поле не дотационное. Нам из 40 миллиардов оставляют 4 и плюс 4 дают обратным трансфертом в нашу доходную часть. Такова бюджетная политика. Правильно или неправильно, я не буду комментировать — неправильно поймут. Мы живем по тем условиям, которые есть. 70 процентов бюджета — это зарплаты, 8 процентов — „коммуналка“, потом питание. В местных бюджетах нет бюджета развития, нет инвестиционной составляющей. Она есть в республиканском. Вот выделяется нам на капремонт детсадов через республиканскую программу 300–400 миллионов рублей, нам эти деньги положены. Сказать, что мы обделены вниманием, что мы не финансируемся на содержание и ремонт наших бюджетных сфер, было бы несправедливо. На дороги, капремонт детсадов, поликлиник нам деньги выделяют. Бюджет такой — какой есть».
Однако, чтобы казна росла, мэр поставил перед чиновниками и депутатами задачу — наращивать налоговую базу, привлекать в город инвесторов. Хотя что касается последнего, то тут есть сложности в виде дефицита рабочих кадров в городе. Но все условия, чтобы этот дефицит снять, созданы, считает мэр — ресурсные центры (или по старинке ПТУ), которые имеют материальную базу для подготовки специалистов любого уровня. Мэр порекомендовал обратить взоры бизнеса туда.
«У нас каждый день какие-то вызовы. Делать испуганные глаза и считать что мы эту кадровую задачу не решим… Я считаю, решим, — заверил мэр. — Мы ее обсуждали с Сергеем Анатольевичем, с Рустамом Нургалиевичем, с Игорем Анатольевичем Комаровым (полпред в ПФО — прим. ред.) буквально недавно — 12 октября. Экономика будет развиваться, мы на это нацелены».
Что же до налогов, то тут, по мнению Магдеева, необходимо более эффективно заниматься администрированием. «Подоходный, имущественный, земельный — это все наши налоги. Не надо на республику смотреть. Свою часть надо собирать. Работа с недоимкой, задолженностью — это наша задача. В некоторых вопросах мы объективно недорабатываем. В 2019 году эти недоработки необходимо минимизировать», — дал наказ мэр.
В долгих рассуждениях про налоги Магдеев вновь вспомнил про ТОСЭР и инвестиции, которые были вложены резидентами безналоговой зоны. «ТОСЭР не ради ТОСЭР. 3 тысячи новых рабочих мест создали. Это разве плохо? 3 тысячи человек платят подоходный налог, по городу не слоняются без работы. Плюс 15 миллиардов инвестиций в город зашло. Сейчас опять напишут, что Магдеев пропагандирует свой ТОСЭР. Буду пропагандировать. До последних дней своей жизни, что ТОСЭР Челнов — самый лучший в мире. Так и напишите», — завершил градоначальник, посматривая в сторону представителей СМИ.
Однако, чтобы казна росла, мэр Челнов поставил перед чиновниками и депутатами задачу — наращивать налоговую базу, привлекать в город инвесторов
«МОИ КОЛЛЕГИ РАССКАЗЫВАЮТ, КАК РИСУЮТСЯ ТАКИЕ ОТЧЕТЫ, И НИКТО ИХ НИКОГДА НЕ ПРОВЕРЯЕТ»
Прогнозные цифры и ситуацию со сбором земельного налога «БИЗНЕС Online» попросил прокомментировать экспертов.
Максим Федоров — руководитель территориального регионального отделения общероссийской общественной организации «Деловая Россия»:
— Снижение сборов по земельному налогу и ЕНВД, как и уменьшение арендных платежей не критичны, это не большие суммы в общем бюджете города. Бизнес отдает столько, сколько может, и если земельный налог сократится, то по другим статьям собираемость подтянется. Кроме того, бизнес не просто так оспаривает кадастровую стоимость участков — ее выставили на максимум, вот и возникают споры. Раз предприниматель эту стоимость успешно снижает — значит, город до этого просто получал с него лишнего, а теперь цены приводятся к рыночным. Что касается возможной реакции — ужесточения санкций к неплательщикам или работы по возврату земель, выданных с нарушениями, то сам принцип этой работы построен на законодательных нормах, и тут обижаться не на что. Если я плачу налоги, а кто-то не платит, то он существует за мой счет. Контроль сейчас и так достаточно жесткий по сравнению с тем, что было, и это правильная тенденция. Есть, конечно, отдельные перегибы, но это скорее исключения из общего правила.
Если говорить о точности прогнозов, то экономисты мэрии, скорее всего, оперируют статистикой, собранной по предприятиям. Сдают их сами предприниматели, и я не уверен, что эти данные объективны. Мои коллеги по «Деловой России» рассказывают, как рисуются такие отчеты, и никто их никогда не проверяет. Не знаю, как обстоит дело у нас в Челнах, но часть цифр, особенно на крупных предприятиях, легко может браться с потолка, потому что контролировать их невозможно. Когда я был депутатом горсовета, случались инциденты: исполком, к примеру, прогнозирует рост, а КАМАЗ говорит: какой рост, если у нас спад? Бюджет города же зависит от КАМАЗа. Перепроверили, нашли банальную арифметическую ошибку… В целом по городу идет спад экономики — падает розница, рост возможен только за счет объемов производства.
Сергей Маслехин — руководитель консалтинговой компании «Решение-верное.рф»:
— Почему может падать сбор налога на землю? Возможны несколько факторов. Какую-то роль могут играть льготы, предоставленные резидентам ТОСЭР. Если эта роль значительна, то сама тенденция снижения совершенно не страшна, потому что эффект перекрывается в десятки и даже сотни раз ростом НДФЛ. Для него все и делается, потому что на объектах, привязанных к земле, создаются рабочие места. Я смотрел по некоторым бюджетам: сумма НДФЛ гораздо значительнее льгот по налогу на землю. НДФЛ не льготируется, сотрудники резидентов начинают платить с первой зарплаты. Когда мы считаем бюджетную эффективность проектов ТОСЭР — а мы помогли зайти уже 10 резидентам и в работе еще 15, — то за счет их налогов положительный бюджетный эффект для муниципалитета достигается уже на первом этапе. Я уж не говорю о бюджетах республики и федерации.
Налог на землю может снижаться и в связи с отзывом земель, проданных когда-то с нарушениями. В этом контексте решение простое — надо снова выставлять их на аукцион или стараться передавать резидентам ТОСЭР. По моим сведениям, пока ни один из них землю в аренду не получил, потому что процедура ее передачи без торгов еще не работает. В этом случае, если не налог, так арендную плату можно получать, причем она выше налога.
Кроме того, ставка земельного налога напрямую зависит от той же кадастровой стоимости земли. При этом собственники оспаривают кадастровую стоимость недвижимости даже активнее, чем арендаторы. Это тоже вероятный фактор снижения поступлений.
ЕНВД — это вообще умирающий налог. Рано или поздно законодатели от него откажутся и, вероятно, заменят полноценной патентной системой, плюс УСН, и еще хотели в качестве альтернативы ввести налог с продаж. Динамика ЕНВД снижается постоянно, предприниматели от него постепенно отказываются.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 52
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.