Завершается Год Марджани в Татарстане по случаю 200-летия со дня рождения легендарного мыслителя. И так получилось, что его последним аккордом прозвучала декабрьская конференция в Стамбульском университете, одним из участников которой стал исламовед доцент КФУ Азат Ахунов. О том, почему на форуме, посвященном Марджани, мало говорили о самом ученом, а из Татарстана на конференции было всего два делегата, — в материале для «БИЗНЕС Online» самого Ахунова.
Завершается Год Марджани в Татарстане по случаю 200-летия со дня рождения легендарного мыслителя
ЮБИЛЕЙ ЮБИЛЕЮ РОЗНЬ
Завершается 2018-й. Он стал не только годом испытаний для татарской культуры и идентичности в целом, но и годом-маркером, который показал, who is who.
Этим маркером оказался 200-летний юбилей выдающегося татарского ученого-богослова и историка Шигабутдина Марджани. Еще в преддверии юбилейной даты возникало много вопросов: будет ли это событие отмечено на достойном уровне, не смажется ли на фоне чемпионата мира по футболу или по более прозаическим причинам, то есть исходя из так называемой политической целесообразности?
На сегодняшний день можно сказать уверенно, что Год Марджани состоялся. Прошел ряд мелких и крупных мероприятий во многих городах России, апогеем которых стал крупный международный научный форум, проведенный Институтом истории им. Марджани в сентябре этого года. В конференции приняли участие свыше 100 ученых, в том числе и автор данных строк. И это было настоящее, реальное научное событие, проведенное не для галочки, а по зову сердца.
Та неформальность и искренность, которая сопровождала все юбилейные мероприятия, говорит о том, что наш народ не забыл о своих корнях. Мало того, в условиях прессинга в отношении татарского языка национальные чувства обострились, татарская интеллигенция смогла объединиться, крепче сомкнуть свои ряды. И это понятно: в условиях неопределенного будущего и нестабильного настоящего люди всегда цепляются за прошлое, пытаясь найти успокоение в легендарных образах былых времен.
Юбилей Марджани не вызвал когнитивного диссонанса и у официальных властей Татарстана, поскольку его образ как патриарха традиционного ислама четко вписывается в последние тренды по конструированию местного татарского ислама. Обладая достаточно правильным бэкграундом, Марджани пришелся ко двору еще в советское время, тогда он представал как мыслитель и историк. И в этом его отличие от политэмигрантов Гаяза Исхаки и Садри Максуди, юбилеи которых (правда, не круглые) тоже были в 2018 году, но прошли вторым планом.
КТО ОН, ШИГАБУТДИН МАРДЖАНИ?
Он прожил долгую, очень яркую и насыщенную на события жизнь: служил имамом первой соборной мечети, был мухтасибом Казани, членом общества археологии, истории и этнографии при казанском университете, написал свыше 30 томов фундаментальных трудов, посвященных различным вопросам мусульманского богословия, истории татарского народа.
Марджани происходил из рода потомственных имамов. Он получил фундаментальное религиозное образование в знаменитых медресе Бухары и Самарканда, брал уроки у авторитетных богословов, самостоятельно работал в библиотеках.
В 1850 году Марджани вернулся на родину, и с тех пор вся его дальнейшая жизнь была связана с родной землей. В этом же году он назначен имамом первой соборной мечети (ныне казанская мечеть Аль-Марджани). В 1862-м кандидатура Марджани была выдвинута на должность муфтия — главы оренбургского магометанского духовного собрания, но не получила поддержки обер-прокурора святейшего синода Победоносцева. В 1867–1868 годах Марджани являлся ахуном и мухтасибом Казани, позже, в 1876–1884 годах, преподавал исламские науки в Казанской татарской учительской школе.
7-томный биобиблиографический труд Марджани «Вафийат ал-Аслаф ва Тахият ал-Ахлаф» («Подробное о предшественниках, их приветствия потомкам») был составлен им в 1838–1889 годах и сохранился в рукописи. В нем он дал подробные сведения о выдающихся общественно-политических деятелях, представителях науки и культуры мусульманского Востока и татарского народа периода VII–XIX веков.
В историю татарского народа Марджани вошел благодаря своему труду «Мустафад ал-ахбар фи ахвали Казан ва Булгар» («Использованные сведения к истории Казани и Булгар», 1885–1900), который был посвящен истории булгар, хазар, татар и других тюркских народов. Этот капитальный трактат стал первым в татарской исторической науке трудом, основанным на многочисленных, проверенных временем источниках.
Скончался Марджани 18 апреля 1889 года в возрасте 74 лет, похоронен в Казани.
В 1850 году Марджани вернулся на родину, и с тех пор вся его дальнейшая жизнь была связана с родной землей. В этом же году он назначен имамом первой соборной мечети (ныне казанская мечеть Аль-Марджани)
МАРДЖАНИ НА ТУРЕЦКОЙ ЗЕМЛЕ
Юбилей Марджани отметили и в Турции. 17–18 декабря в Стамбульском университете прошел крупный научный форум под названием «Şehabettin Mercâni: İslâm Tefekküründe Tecdit ve İhyâ» («Шигабутдин Марджани: Возрождение и обновление в исламской мысли»).
Мне посчастливилось стать участником этого международного симпозиума. Как ни странно, но из Казани присутствовали всего два человека: я и молодой исследователь Динара Марданова из Института истории им. Марджани. На самом деле заявки подавались заранее, некоторые доклады из Татарстана не прошли сквозь сито оргкомитета. Было и требование по языку: я выступал на турецком, а Динара — на английском.
Мой доклад посвящен проблеме исламизации предков татар, которая подробно рассматривается в исторических трудах Марджани, а Марданова рассказывала о теологических спорах, которые вел богослов со своими татарскими оппонентами.
На конференцию приглашались и наши аксакалы, но они не смогли приехать на этот очень важный и престижный форум.
В целом Татарстан никак не участвовал в данном мероприятии, оно полностью финансировалось турецкой стороной. А инициаторами форума, его драйверами стали хорошо известные в нашей республике турецкие ученые Исмаил Тюркоглу и Ибрагим Мараш.
На открытии Тюркоглу сказал, что конференция — лишь маленькая толика вклада Турции в дело празднования юбилея Марджани, что эта дата должна была отмечаться здесь шире и масштабнее, поскольку речь идет о крупном мусульманском ученом с мировым именем. По мнению Тюркоглу, в Турции Марджани знают плохо, потому что почти все свои труды он писал на арабском языке.
На протяжении двух дней прозвучало свыше 40 докладов, но конкретно о самом Марджани почти не говорили. Во-первых, мало кто в Турции занимается изучением его научного наследия, во-вторых, это связано с недоступностью его трудов. Их обязательно надо переводить на турецкий язык, ведь интерес к наследию татарского ученого просто огромный.
Если обобщить все доклады, которые прозвучали на конференции, можно сделать такой вывод: Марджани жил в то время, когда начались процессы модернизации во всем тюрко-мусульманском мире. И он не мог остаться от них в стороне. В XIX веке на арену тюркской интеллектуальной мысли выдвинулась целая когорта ученых, которые начали ставить вопросы: почему мы отстали от западного мира, в чем причина нашего полуколониального состояния, как добиться прогресса, нужна ли реформа системы мусульманского образования?
Реформаторские идеи Марджани, его жесткие споры с кадимистами — сторонниками старых традиций — в какой-то мере вытекали из этих общих обновленческих настроений, которые довлели тогда во всем тюрко-мусульманском мире. Татарский ученый, как и многие другие татарские интеллектуалы, питался из этого источника, поскольку он не владел русским и другими европейскими языками. В целом татарское общество XIX – начала XX веков больше ориентировалось на Восток, чем на Запад.
В Стамбульском университете прошел крупный научный форум «Шигабутдин Марджани: Возрождение и обновление в исламской мысли»
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ МАРДЖАНИ — ЭТО НАШЕ БОГАТСТВО
Для себя я открыл много нового. До сих пор мы считали, что интеллектуальная мусульманская мысль зародилась в арабо-иранской среде. Оказалось, и это прекрасно представили докладчики, что тюркские исламские ученые и философы были ничем не хуже арабских или персидских. Они не так известны, поскольку их труды мало переводят на арабский или европейские языки. Речь шла о том, чтобы объединить усилия и издать совместные труды, посвященные тюркской религиозно-философской мысли. И туда надо включить работы Курсави, Марджани и других наших ученых прошлого.
На конференции были представлены лучшие умы Турции, многие из которых получили образование в Европе, арабских странах. Их уровень знаний заслуживает самой высокой оценки. Думаю, что некоторые из них оказались бы полезными, в том числе и для нашей Болгарской исламской академии.
Если вернуться к нашим реалиям, то и перед нами стоит много задач. Приятно слышать, что Марджани знают во всем мусульманском мире, но знаем ли мы сами его труды? До настоящего времени издана только небольшая толика его работ. Они разбросаны по разным изданиям и малодоступны. Необходимо издание собрания сочинений Марджани, состоящего как минимум из 10 томов на татарском, русском, английском, турецком, арабском языках.
Интеллектуальное наследие Марджани — это наше богатство, которое можно и нужно показать всему миру.
Азат Ахунов
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 26
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.