Впервые требование о необходимости поднять цену проезда минимум до 33 рублей перевозчики озвучили в октябре 2018 года. В итоге госкомитет РТ по тарифам урезал их аппетиты, но поднял стоимость проезда до 27 рублей

«мы уже предвидим, как вся наша и без того скромная стипендия будет уходитЬ на проезд»

Спустя несколько месяцев дискуссий по поводу необходимости роста цен на проезд в общественном транспорте и окончательного решения об их увеличении казанские студенты попросили президента РТ Рустама Минниханова защитить их социальные права. Созданную три дня назад на сайте Change.org петицию «За студенческий проездной в Республике Татарстан» с требованием ввести льготный проезд уже подписали 2,3 тыс. человек.

«Казань часто называют столицей студенчества, однако возможности пользоваться общественным транспортом на льготных условиях у студентов Казани нет, — говорится в тексте обращения. — Нет такой возможности и у студентов Набережных Челнов, Нижнекамска, Елабуги и других городов нашей республики».

В пример несогласные ставят Москву, Санкт-Петербург, Омск, Самару и другие города, где существуют транспортные льготы для студентов. Как таковой транспортной льготы для студентов до повышения цены на проезд не было и ранее. Но они, как и многие казанцы, активно пользовались проездным на 50 поездок за 750 рублей. «Сегодня этот тариф в процессе отмены. И мы уже предвидим, как вся наша и без того скромная стипендия будет уходить на проезд», — описано в петиции. Указана и просьба ввести в РТ студенческий проездной, как в Самарской области. Так, в Самаре «Безлимитная студенческая карта» стоит 730 рублей, можно купить и 40 поездок за 560 рублей. Но если в Казани льготники вправе ездить на всех видах транспорта, то в других городах им доступен лишь муниципальный транспорт, а курсирующие по городу частники не пустят их на порог. 

То ли дело Москва. Для сравнения, безлимитный проездной московского метро для учащегося обойдется в 395 рублей в месяц, на наземном транспорте — в 260 рублей. В сумме получается 655 рублей. Но корректно ли сравнивать Казань с Москвой — городом федерального значения?

Новые тарифы, по данным ОАО «Транспортная карта» и перевозчиков, вступят в силу 1 февраля

Напомним, впервые требование о необходимости поднять цену проезда минимум до 33 рублей перевозчики озвучили в октябре 2018 года — с таким заявлением они обратились и в госкомитет РТ по тарифам. В итоге он урезал их аппетиты, но поднял стоимость проезда на 2 рубля до 27 рублей. Как указано на официальном сайте ООО «Транспортная карта», электронный проездной билет (ЭПБ) на все виды городского транспорта (включая максимум 50 поездок на метро) подорожал до 2,5 тыс. рублей. Безлимитный проездной на все автобусные маршруты теперь обойдется в 2,3 тыс. рублей, неограниченное число поездок на наземном электротранспорте можно будет купить за 1,6 тыс. рублей. ЭПБ на один вид трамвая или троллейбуса стоит 1,5 тыс. рублей, на один маршрут автобуса — 1,3 тыс. рублей. А вот 750-рублевых карт больше нет. Вместо них появится месячный проездной на 100 поездок за 1800 рублей, то есть по 18 рублей за одну поездку. Новые тарифы, по данным ОАО «Транспортная карта» и перевозчиков, вступят в силу 1 февраля. К этому времени, скорее всего, подорожает и проезд за наличные — сейчас это решение проходит согласование в прокуратуре и минюсте. 

Настаивая на введении студенческого проездного, несогласные ожидают «повысить привлекательность республики для студентов из других регионов и даже стран», а также улучшить мобильность студентов, которая «отразится на качестве подготовки кадров, появится возможность без лишней финансовой нагрузки посейщать дополнительные факультативные мероприятия» (орфография и пунктуация авторов сохраненыприм. ред.).

Введение студенческого проездного потребует из бюджета более 200 млн рублей

ЦЕНА СТУДЕНЧЕСКОГО СЧАСТЬЯ: НА «ЧЕСТНУЮ» КОМПЕНСАЦИЮ ПРОЕЗДА НУЖНЫ НЕ МИЛЛИОНЫ, А 1,3 МИЛЛИАРДА

В министерстве по делам молодежи предложение студентам, конечно, сочувствуют, но… В официальном ответе на запрос «БИЗНЕС Online» говорится о том, что введение студенческого проездного потребует из бюджета более 200 млн рублей. Эта цифра сделана по расчетам 2016 года. Три года назад Лига студентов РТ совместно с центром экономических и социальных исследований проводила исследование, в ходе которого выяснилось, что больше половины студентов готовы купить студенческий проездной. Но только если он будет стоить 650–750 рублей.

«Остальная часть расходов на проезд студента должна покрываться в этом случае либо за счет самих перевозчиков, либо за счет бюджета Республики Татарстан. В этом случае студенческий проездной — это нагрузка на бюджет», — говорится в ответе пресс-службы ведомства.

Поддерживают ли петицию в самой Лиге студентов, выяснить в оперативном режиме не удалось. Ее руководитель не стал отвечать на вопросы издания по телефону, выразив готовность встретиться лично. Но еще в 2010 году именно Лига студентов выступила с инициативой введения льготного проездного. Но в итоге у студентов-очников (в отличие, к примеру, от казанских школьников — а чем дети хуже?) появились транспортные гранты (ежемесячная выплата составляет 1 тыс. рублей). На эти цели из бюджета РТ ежегодно выделяется 30 млн рублей. На конкурсной основе грант получают 6 тыс. студентов по всей республике, не только в Казани. Условие одно — получатель должен не иметь академической задолженности, принимать участие в творческой, научной, спортивной, общественной деятельности. Позднее были безуспешные попытки КПРФ продвинуть в Госсовете РТ закон о льготных проездных для студентов, но безуспешно. На один из законопроектов был даже получен отрицательный отзыв Минниханова.

Айдар Абдулхаков: «Позиция Лиги состоит в том, что студенты готовы оплачивать льготные проездные из расчета 700 рублей в месяц. Доплата за 70 тысяч проездных требует бюджетной компенсации примерно в 1,3 миллиарда рублей»

Как пояснил «БИЗНЕС Online» председатель комитета по транспорту исполкома Айдар Абдулхаков, вопрос льготных проездных обсуждался в ходе встречи с руководством Лиги студентов Татарстана. Перевозчики, в принципе, не против. Но вопрос льготного проезда прежде всего упирается в справедливую компенсацию выпадающих доходов. Это немалая сумма для бюджета республики — если учесть, что студентов в Казани, по данным Лиги, примерно 70 тыс. человек.

«Позиция Лиги, которую мы имеем, состоит в том, что студенты готовы оплачивать льготные проездные из расчета 700 рублей в месяц, — рассказал Абдулхаков. — Равновесной компенсацией перевозчики считают доплату до уровня разового проезда — она установлена на уровне 25 рублей по транспортной карте. Доплата за 70 тысяч проездных требует бюджетной компенсации примерно в 1,3 миллиарда рублей».

Сами перевозчики, с которыми пообщался корреспондент «БИЗНЕС Online», говорят, что буквально сегодня на совещании с их участием поднимался этот вопрос. «Мы не против — если у бюджета республики есть средства на справедливую компенсацию, вопросов нет, — говорят они. — 70 тысяч дополнительных льготников… За чей счет они будут ездить? У нас и так ежедневно 200–300 тысяч льготных пассажиров…» А 200 млн, о которых говорят в минмолодежи, — это не та цифра. По всей видимости, в министерстве приравняли студента к пенсионеру и рассчитали компенсацию из расчета цены проезда не до 25 рублей, а до 15, предположил собеседник редакции.