Как доложил сегодня на традиционном деловом совещании начальник управления Ленар Гизатуллин, в бюджет города поступило 886,8 млн рублей при плановом показателе 824,2 млн рублей Как доложил сегодня на традиционном деловом совещании начальник управления Ленар Гизатуллин, в бюджет города поступило 886,8 млн рублей при плановом показателе 824,2 млн рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

КАК ЗЕМЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ЧЕЛНАХ ПЛАН ПЕРЕВЫПОЛНИЛО

Земельное управление в Челнах в прошлом году показало высокую эффективность работы. Как доложил сегодня на традиционном деловом совещании начальник управления Ленар Гизатуллин, в бюджет города поступило 886,8 млн рублей при плановом показателе 824,2 млн рублей. Причем 70% этих доходов, или 622 млн рублей, приходится на арендные платежи за земельные участки. Как отметил Гизатуллин, его структура продолжает работу «по выстраиванию понятной и прозрачной политики по начислению и оплате арендных платежей».

По состоянию на конец 2018 года в Челнах действует 2776 договоров аренды земельных участков. Общая площадь земель, предоставленных в аренду, составляет 2727 гектаров. Из них за 2018 год предоставлено 51 га, заключено 247 договоров аренды. Однако о том, что за аренду надо платить, видимо, еще знают не все. В 2018-м в ходе претензионно-исковой работы было предъявлено 902 претензии на сумму 504 млн рублей. Для сравнения: в 2017-м была предъявлена 791 претензия на сумму 352 млн рублей, рост таким образом составил 43,4%. Подано 338 исковых заявлений для взыскания задолженности в судебном порядке на общую сумму более 300 млн рублей, что на 61 млн больше, чем в 2017 году (рост — 25%). Направлено 242 исполнительных листа на сумму более 192 млн рублей, фактически взыскано 71,3 млн рублей. Разницу между предъявленными претензиями и поданными исками докладчик объяснил добровольным погашением долга арендаторами до суда.

Объявленную мэром автограда Наилем Магдеевым еще три года назад инвентаризацию земельных участков проводят до сих пор. Так, за прошлый год выявлено 324 земельных участка, использующихся без правоустанавливающих документов на землю. По фактически самозахваченным участкам предъявлены претензии на сумму 130,6 млн рублей, удовлетворено 62 иска на сумму более 42 млн рублей. В процессе судебного производства оплачено 10 млн рублей неосновательного обогащения.

Помимо борьбы с неплательщиками аренды, исполком активно продает челнинские земли. За год был заключен 161 договор купли-продажи земель общей площадью 42,6 га, на которых расположены объекты недвижимости юридических и физических лиц. За 2018-й от продажи земельных участков в бюджет поступило более 144,9 млн рублей. Перевыполнение плана составило 36%.

А вот в деле обеспечения наделами многодетных исполком перевыполнением плана пока похвастать не может. Из 6613 многодетных, стоящих в списках на получение земли, 4009 семей все еще ждут своей очереди. Как отметил Гизатуллин, для обеспечения всех многодетных земельными участками необходима территория площадью не менее 350 га, которой в границах города нет, поэтому свободную землю под ИЖС ищут совместно с руководством Тукаевского района. В 2018 году в собственность автограда были переданы земельные участки в Ильбухтино площадью 71,1 га, по которым сейчас ведут корректировку проекта планировки и проекта межевания. Разработаны генпланы Калмашского и Нижнесуыксинского сельских поселений в целях включения земельных участков площадью 198 га в границы населенных пунктов для дальнейшей передачи в собственность города.

Муниципальная собственность тем временем пополняется за счет передачи имущества из разных источников. Как помним, существенный вклад в городское земельное хозяйство добровольно-принудительно внес король недвижимости Алексей Миронов, это дело продолжил глава холдинга «Домкор» Мунир Гайнуллов. Под конец 2018 года в качестве новогоднего подарка владелец «ТрансТехСервиса» Вячеслав Зубарев передал городу незавершенную стройку спортивно-оздоровительного назначения по проспекту Чулман. Всего за отчетный период в муниципальную собственность принято имущество (не только земля, но и транспортные средства, инфраструктура, новая школа и т. д.) на сумму 4,5 млрд рублей (за аналогичный период 2017 года — 2 млрд рублей). Совокупный доход от сдачи в аренду муниципальной собственности за прошлый год составил более 67 млн рублей.

В 2018 году продолжалась работа по заключению договоров аренды на помещения подземных пешеходных переходов. После проведения капремонта с торговцами в подземках заключили договоры аренды, в частности речь об остановке «Океан». Выставлены на торги площадки в подземках на остановках «Театральная» и «6-й комплекс». От сдачи в аренду подземных переходов в бюджет города поступило 5,7 млн рублей.

По результатам торгов за право установки и эксплуатации рекламных конструкций в 2018 году заключено 45 договоров, общее количество заключенных договоров на сегодняшний день — 418. Сумма поступлений за год составила 44,5 млн рублей.

Еще одна статья доходов — нестационарные торговые объекты (НТО). По ним за 2018 год было разыграно 90 лотов, годовая арендная плата составила 4,7 млн рублей. Всего на сегодня действует 218 договоров на право размещения НТО, 38 из них сезонные. Доходы, поступившие от размещения киосков, за отчетный период составили 18 млн рублей.

Как отметил в конце выступления Гизатуллин, в 2019 году подведомственное управление продолжит работу по учету и инвентаризации свободных земель, а также участков, используемых не по назначению и без правоустанавливающих документов. Само собой, дабы закрепить результат, продолжат контролировать оплату платежей за аренду и муниципальное имущество.

«МЫ В ЧУЖОМ КАРМАНЕ ДЕНЬГИ НЕ СЧИТАЕМ, НО СВОЮ КОПЕЙКУ ОТДАВАТЬ НЕ СОБИРАЕМСЯ»

Мэра особенно не устроила статистика по самозахватчикам челнинских земель. «Это что за земельные участки?» — уточнил он у Гизатуллина.

— Это участки с объектами недвижимости. То есть собственники у объектов есть, но права на землю не оформлены, — пояснил главный земельщик.

— И аренду не платят? — уточнил мэр и, услышав утвердительный ответ, продолжил. — Это все равно что сесть за руль, не имея прав. Это ж неправильно! Вот резервы для работы, вот где надо наводить порядок. 130 миллионов — хорошие деньги для того, чтобы провести ряд мероприятий по финансированию бюджетной сферы. Что, у нас 130 миллионов на дороге валяются? Так что сначала предлагаем, предупреждаем, по соглашению сторон, а если физлицо или юрлицо нормального отношения не понимает, то дорога одна — в суд. Через суд в установленном порядке будем в этом направлении работать. Все должны слышать и знать. Никакого иного толкования быть не может. А то начнут говорить, что притесняют малый, средний бизнес. Документы должны быть в порядке. Никто никого притеснять не будет».


Второй момент, на котором заострил внимание градоначальник, — торги по площадкам в подземках. Вспомнив, как протестовали предприниматели с остановки «Театральная», Магдеев поспешил успокоить: «Шумели-шумели по этому поводу: вот нас выселяют. Но в каких условиях они там организовывали торговлю, бог только знает. Ремонт провели, в едином стиле сделали. Свои обязательства мы выполнили. А то было недоверие: вы нас не вернете. Вернули. Выставили площади на аукцион. Другого порядка быть не может. Мы ведь дополнительно от этого и доходы получили. Если пользуешься территорией, ты же должен платить за это».

По проблеме с выделением участков для многодетных мэр попросил руководителя исполкома Рината Абдуллина до конца января организовать рабочую встречу с руководством Тукаевского района. «Мы с Фаилем Мисбаховичем (Камаев — глава Тукаевского района — прим. ред.) переговорим. Необходимо собраться и определить, что надо делать с нашей стороны. Более 300 гектаров надо обеспечить. Вопрос важный. Поэтому просьба в ближайшее время необходимые процедуры провести, „дорожную карту“ расписать», — дал задание Магдеев.

Упомянул градоначальник и о подарке от Зубарева: «Мы договорились с Вячеславом Викторовичем, что он нам передает более 15–20 лет пустующее здание рядом с офисом ТТС. Надо окончательно определиться с нашими подходами: что там будет? Определиться по смете, по источнику финансирования. В 2019 году нужно приступить к ремонту здания. Площадь застройки — 1,5 тысячи квадратных метров. У нас спортивных объектов катастрофически в городе не хватает. По обеспеченности спортивными объектами до норматива ой как далеко, поэтому то, что мы приняли от Вячеслава Викторовича, необходимо по-хозяйски использовать. Уже сама процедура передачи прошла. Здание в нашей муниципальной казне в городской собственности. У нас обращения были — от многих разных спорторганизаций. Потому предложения несите, мы это должны отработать».

Напомним, что в конце года на встрече с топ-менеджерами СМИ автограда Магдеев предположил, что в недостроенном здании откроется центр художественной гимнастики. Как видим, теперь это лишь один из вариантов.

В целом же, комментируя доклад подчиненного, Наиль Гамбарович наказал всецело посвятить усилия формированию доходной части бюджета. «Резервы есть. Земельные участки используем без документов. Нестационарные торговые объекты раньше не очень внимательно смотрели. Оказывается, есть источник для пополнения городской казны. Одним словом, копейка к копейке, а лишних денег не бывает. Претензионная работа идет, кому-то не нравится, понятно. Но мы в судебном порядке производим доначисления за использование земель. Есть разные схемы, чтоб уйти от уплаты арендных платежей. Бюджет на этом теряет значительные суммы. Мы в чужом кармане деньги не считаем, но свою копейку просто так отдавать не собираемся. У нас катастрофически денег не хватает на многие вопросы, которые требуют решения: где освещение нужно, где дорога, где ремонт», — подвел черту под земельной тематикой мэр.

Как отметил Азамат Вильданов, за прошлый год город провел закупок на общую сумму 3,1 млрд рублей. Экономия бюджетных средств составила 167 млн руб. Как отметил Азамат Вильданов, за прошлый год город провел закупок на общую сумму 3,1 млрд рублей. Экономия бюджетных средств составила 167 млн рублей Фото: nabchelny.ru

«ЭЛЕКТРОННЫЕ ЗАКУПКИ — СО ВСЕХ СТОРОН ФАЙДА»

Второй не менее важный доклад на тему прозрачности закупок прозвучал из уст начальника отдела мунзаказа Азамата Вильданова. Как отметил чиновник, за прошлый год город провел закупок на общую сумму 3,1 млрд рублей. Экономия бюджетных средств составила 167 млн рублей. Такой эффект был достигнут за счет проведения электронных аукционов, которые якобы обеспечивают максимальную прозрачность закупки. В 2018 году отдел провел 2441 электронный аукцион, востребованность которых из года в год растет. По словам Вильданова, за последние пять лет их объем вырос более чем в три раза.

Уже два года все закупки малого объема суммой до 100 тыс. рублей также проводятся на электронной биржевой площадке. В 2018-м было проведено 8229 таких закупок на общую сумму 158 млн рублей. Здесь экономия составила 37,9 млн рублей.

Более 85% контрактов заключено с челнинскими поставщиками и производителями. Доля участия татарстанских производителей составляет почти 100%. Из всех закупок торгов и запросов котировок было проведено на сумму более 2,8 млрд рублей.

Отдельно отметили закупки МУПов. За прошедший год для них провели 231 аукцион на сумму 515,1 млн рублей. Экономия составила 26,8 млн рублей. Вильданов не преминул заметить, что заказчики города провели закупки у субъектов МСБ на сумму 2,1 млрд рублей, что составляет 76% от общего объема заказа. В 2018 году исполком впервые начал реализовывать муниципальное имущество через электронные аукционы. Всего было проведено 26 аукционов. Начальная цена по всем лотам составляла 1,4 млн рублей, итоговая — 1,6 млн рублей.

Коснулись в докладе аукционов по НТО. В 2018 году весьма успешно провели торги по 14 объектам. Если начальная цена по всем лотам составляла чуть больше 1 млн, то по результатам аукционов она поднялась почти до 4,8 млн рублей. В аукционах участвовали не только челнинские предприниматели, но и бизнес из Казани, Альметьевска, Нижнекамска, Елабуги. Среднее количество участников по каждому лоту — три лица. Также были проведены аукционы на размещение объектов сезонной торговли. Это елочные базары и киоски на набережных города. Всего было реализовано 77 объектов. Здесь начальная цена с 800 тыс. рублей поднялась до 4,6 млн рублей.

Услышав эти цифры, Магдеев даже перебил докладчика: «Обратите внимание — стартовали с миллиона с небольшим, а закончили аукцион на отметке почти в 5 миллионов. До этого мы „нестационарку“ по каким-то причинам не аукционили. Создали конкурентную среду — пожалуйста, малый бизнес приходи, заходи на аукцион. Неважно, под каким брендом ты занимаешься. Плохо это или хорошо? Ответ напрашивается сам собой».

В заключение доклада Вильданов остановился на законодательных новшествах, посетовав на часто меняющееся законодательство в сфере закупок. К примеру, за пять лет в 44-й федеральный закон изменения вносились более 50 раз, то есть практически каждый месяц. В этом году контрактную систему и вовсе ждет качественный апгрейд. С января 2019-го в рамках цифровизации экономики все закупки заказчики обязаны проводить в электронной форме. Бумажных не будет вообще. Кроме того, внедряется казначейский контроль: все закупки перед размещением на сайте единой информационной системы станут согласовываться органами казначейства.


Внимательно выслушав Вильданова, мэр поручил своим замам обеспечить для бизнеса ликбез по участию в закупках. «Заметили, что из всего объема закупок у нас 85 процентов — челнинские предприятия. Так что резервы для челнинских участников и поставщиков продукции есть. Необходимо конкурировать с предприятиями РТ. Плечо короче, качество, думаю, в Челнах не хуже. Поэтому такой посыл: участвуйте, конкурируйте, поставляйте продукцию. Никто не мешает. Второй момент — касающийся участия малого бизнеса. 76 процентов назвали. Резервы для тех, кто хочет работать, а не для тех, кто плачется, тоже есть. Электронный аукцион для всех открыт. Но это нужно знать, уметь и хотеть участвовать, быть конкурентным. Надо обращаться, но инерция здесь достаточно высокая. „Алма пеш, авызыма төш, ә мин өйдә рәхәтләнеп диванда утырыр идем“ („Яблоко, созрей, упади мне в рот, а я посижу на диване“), — так не бывает в жизни. Нужно продолжать учебу, приглашать. Правда, мы одни и те же лица видим. Но вы же сумму слышали — 3 миллиарда 101 миллион рублей. Никто никому в этих процессах не мешает. Все в электронном виде, через компьютер зашел. Так что все, что говорят, что кто-то кому-то мешает участвовать, — все это сказки», — обозначил свою позицию Магдеев.

То же пожелание высказал градоначальник и по малым закупкам, подталкивая директоров муниципальных организаций картриджи и бумагу закупать через аукцион. «Нас к этому Яков Вениаминович Геллер подтолкнул, — открыл секрет Магдеев. — Спрашиваю у него: „Где резервы?“ А он говорит: „Для этого, Наиль Гамбарович, нужна ваша политическая воля. Надо, чтоб закупки менее 100 тысяч прошли через электронный аукцион“. Мы обучили Азамата и видим, что все резервы всплыли наружу. Сразу поставщики в цене упали. А мне все говорили: „Это наши местные, они десятилетиями поставляют расходные материалы. Мелочевка, а 10–15 миллионов“. Электронные закупки — это хороший инструмент противодействия коррупции. Здесь личностный фактор исключен. Незачем подозревать муниципалитет в симпатиях или антипатиях к субъекту МСБ. Со всех сторон файда».

По всей видимости, этот посыл мэра был связан со скандальным увольнением под занавес 2018 года директора челнинской Школы театрального искусства Олега Емалтынова, в деятельности которого аудиторы усмотрели нарушений на 11,5 млн рублей. «Форс-мажор там редко бывает, — продолжил свою мысль Магдеев. — Для руководителей, работающих десятилетиями, все ясно и понятно. Не хитрите. Это не повод уходить от электронного аукциона и выбирать единственного поставщика. С единственным поставщиком дорога в тюрьму. Прикормленная какая-то фирмочка. Всё, забыли об этом. Вот пусть ваш единственный поставщик зайдет на электронную площадку и будет обеспечивать ваш заказ. Обезопасьте себя».