Встреча мэра Казани со студентами накануне оказалась богатой на откровения. Градоначальник успел рассказать, как засеивал поля Нижнекамского района сахарной свеклой, пообещал обсудить с президентом РТ вопрос выделения университету дополнительного здания и даже поделился мечтой ввести в Казани схему бесплатного общественного транспорта. Почему этот тренд набирает обороты в мире и какова цена вопроса для столицы РТ — в материале «БИЗНЕС Online».
Актовый зал аграрного университета по ул. Карла Маркса накануне был полон студентов и преподавателей: здесь в рамках отчетных встреч депутатов Казгордумы с населением ожидали Ильсура Метшина
«ПОЛЯ У НИХ БЫЛИ КАК БИЛЬЯРДНЫЙ СТОЛ — КУЛЬТУРА ЗЕМЛЕДЕЛИЯ НАСТОЛЬКО ВЫСОКАЯ!»
Актовый зал аграрного университета по ул. Карла Маркса накануне был полон студентов и преподавателей: здесь в рамках отчетных встреч депутатов Казгордумы с населением ожидали мэра Казани Ильсура Метшина. Его представил ректор КГАУ Айрат Валиев — и градоначальник, как будто «прощупывая» настрой публики, первым делом поинтересовался у студентов, не пообещали ли им зачет за посещение мероприятия. Напомнив, что из стен аграрного университета вышли такие выдающиеся личности, как бывший председатель Совета Министров ТАССР Гумер Усманов, первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев, президент РТ Рустам Минниханов, Метшин поинтересовался у присутствующих, многие ли из них родились в Казани. «Коренных» традиционно оказалось немного — очень многие поднятием рук дали понять, что приехали из других городов и районов РТ, оказались в зале и студенты из других регионов. Впрочем, кое-кто, конечно, «отмолчался», ожидая, что будет дальше.
А дальше показали кино, где мелькали кадры того, что происходило в течение года. События закольцовывались двумя вехами — от визита президента РФ Владимира Путина год назад до его приезда в феврале этого года. Тут и рекордные вливания в ремонт дорог, и мундиаль, и переселение из аварийного жилья, и сотня новых автобусов, ремонт детсадов и поликлиник, три новых школы… В общем, все то, что изменилось в столице РТ за эти месяцы.
Собственно выступление мэр начал с того, что поделился и своим опытом в сельском хозяйстве, который успел получить в бытность работы на посту главы администрации Нижнекамска и Нижнекамского района. Как оказалось, тогда его даже угнетал тот факт, что практически 85% от допдоходов района уходит на поддержку и развитие села, где жили тысяч 15 жителей — в то время как горожан-то было раз в 15–20 больше… Хватало и бардака, и безалаберности, но вопросам села в республике всегда уделяли огромное внимание. В общем, хочешь не хочешь, а делать надо! Да и как иначе? Недобрали цистерну молока, и все — молкомбинат недодал продукции, а тогда, в конце девяностых — начале нулевых, это означало, что появится дефицит молочки в магазинах. Изменить отношение к вопросу ему как-раз таки Шаймиев, отправивший его поучиться в Дрожжаное и Буинск — за опытом. Увиденное повергло тогда еще главу администрации Нижнекамска и Нижнекамского района в шок. «Поля у них были как бильярдный стол, культура земледелия настолько высокая. Я и представить не мог, что такого качества земледелие, такие красивые поля могут быть», — поделился он со студентами.
Собственно выступление мэр начал с того, что поделился и своим опытом в сельском хозяйстве
«Спрашиваю — откуда у них деньги? Выяснилось, что 5% от сельхозугодий, занятых сахарной свеклой, давали 60% денежной выручки. Не знаю, как сейчас, может быть, все изменилось. Я вам рассказываю про 2002, наверное, год», — уточнился Метшин. Сахарная свекла, помимо прочего, позволяла отлично подготовить землю для любых зерновых. Свою роль играло и наличие новой техники, которая, по воспоминаниям мэра, позволяла не «рвать землю», а делать из нее тот самый «бильярдный стол».
«Минтимер Шарипович говорит — сейчас у „Золотого Колоса“ есть программа — возьми кредит, выбери одно хозяйство и посмотри, как пойдет», — вспоминал мэр. По его словам, задумка изначально была именно такой. Но в последний момент, послушав советы директора хозяйства, он решил рискнуть. И засеять не триста, а все три тысячи гектаров, озадачив этой идеей сразу 6 хозяйств. Многие тогда сомневались в успехе затеи, а вот Шаймиев поддержал.
«Мы взяли в кредит 17,5 миллиона долларов, закупили двенадцать комплексов техники. За всеми хозяйствами я закрепил своего ответственного зама — они выезжали на поля в 4 часа утра и уезжали в ночь», — делился Метшин. На подмогу взяли специалиста из Голландии, знавшего технологию посева. Не обходилось и без споров — местные директора хозяйств в успех затеи верили слабо, к голландским технологиям относились с недоверием. «Еле-еле удалось найти компромисс. Но я теперь понял — около каждой сеялки мой зам был всю посевную. Следил», — обратил внимание мэр. О важности правильно подобранной команды он на этой встрече говорил неоднократно, как бы настраивал будущих управленцев от сохи на кадровый вопрос: первым делом — команда, потом — все остальное. Тогда будет успех.
«В результате был хороший год. Мы сдали и заняли первое место в республике — 317 центнеров с гектара собрали урожай. И, забегая вперед, скажу: за три года и три месяца мы выплатили кредит», — не без гордости обратил внимание Метшин.
Присутствующим так понравилось общаться с главой города, что они предложили привлечь работников мэрии и действующих предпринимателей к сотрудничеству с ВУЗом на постоянной основе
«У НАС НА ДВОИХ ЕСТЬ ХОРОШИЙ ЗНАКОМЫЙ — Я ЕГО ЗАВТРА УВИЖУ, ОН СЫН ВЫДАЮЩЕГОСЯ ЛЕСНИКА…»
Затем настало время вопросов и ответов. Судя по всему, присутствующим так понравилось общаться с главой города, что они предложили привлечь работников мэрии и действующих предпринимателей к сотрудничеству с вузом на постоянной основе. «Чтобы они к нам приходили, у нас на площадке что-то рассказывали и, может быть, даже преподавали», — с надеждой высказался один из студентов. Метшин в ответ заметил, что такая работа в городе уже проводится: флагманским в этом смысле стал КГАСУ, куда часто приходят сотрудники, связанные со строительством и архитектурой… «Приходят — и в режиме диалога рассказывают, что мы хотим видеть от будущих выпускников», — пояснил он. В целом же мэр не отказал и студентам аграрного, заметив, что сотрудники исполкома готовы приходить и сами, и принимать студентов на практику. Количество мест объяснимо ограничено, но попытаться, судя по сказанному, стоит многим.
Еще один вопрос озвучил доцент кафедры машиностроения. В продолжение темы села он поинтересовался у мэра его видением проблемы — почему молодежь не задерживается на селе. Корень зла тут, по мнению Метшина, в отстающей инфраструктуре. «Нужны дороги, нужны школы, хотя бы школьные автобусы… Нужно подтягивать уровень социальной инфраструктуры — с тем, чтобы вы, живя на селе, за какой-то час-полтора доезжали до Казани, за 20 минут — до Челнов, до Альметьевска — и так далее».
Один из студентов КГАУ поинтересовался у мэра судьбой двух заброшенных зданий, расположенных рядом со зданием агрономического факультета на Ферме-2 (сейчас там находится здание агрономического факультета и здание общежития). «Поступало много жалоб о том, что там находятся различные посторонние лица, которые там находиться не должны. Я писал в администрацию района, и мне пришел ответ, что данные здания были даны под снос еще в середине августа прошлого года и что во избежание появления посторонних лиц там расположены сигнальные указатели», — поделился выступающий. Профессор кафедры переработки древесных материалов Харис Мусин (ранее — первый замминистра лесного хозяйства РТ) в продолжение высказал просьбу о выделении дополнительного здания рядом с основным зданием университета у Фермы-2. «В свое время вы нам помогли. Было выделено здание, отремонтировали, поддержали, мы там работаем… Но наш факультет уже растет», — обратился он к мэру. В помещениях факультета в Дербышках становится тесновато, и было бы логичным «расшириться» рядом с основным комплексом, на Ферме-2, предложил Мусин. «Все социальные объекты — общежитие, столовая, спортивный комплекс — расположены там! А мы в Дербышках», — посетовал Мусин.
«У нас на двоих есть один хороший знакомый, к кому я готов завтра идти. Я завтра его увижу, он сын выдающегося лесника, сам сердцем к лесу расположен. Я готов поддержать любые ваши пожелания, в том числе вместо этого ветхого снесенного жилья построить факультет. Если узнаем принадлежность этой земли, я готов вместе с вами идти к президенту», — резюмировал Метшин.
Метшин напомнил, что в Казани обучаются 164 тыс. студентов и объем выпадающих доходов транспортников по Казани в случае введения льготного проездного — это примерно 600 млн рублей
БЕСПЛАТНЫЙ ПРОЕЗД: МЕЧТА ЛИ ЭТО ДЛЯ КАЗАНИ?
Но, пожалуй, главный нерв встречи затронули в конце. Ожидаемо была поднята тема студенческого проездного, решение по которому минмолодежи РТ озвучило в конце января. Студенческий проездной как таковой, напомним, было решено не вводить. Помочь решили только самым бедным студентам за счет уже действующей программы предоставления транспортных грантов — разве что объем финансирования ее вырос с 30 до 60 млн рублей. Но преподаватель кафедры и философии и права тем не менее поинтересовалась у мэра, будет ли рассматриваться этот вопрос на уровне города. «В течение недели наши студенты, преподаватели из одного здания в другое не раз переезжают. Есть свои сложности в этом плане», — осторожно отметила она.
«Вопрос, безусловно, рассматривался, но это компетенция не местного уровня», — ответил Метшин, добавив, что ознакомился со студенческой петицией, набравшей уже 55 тыс. подписей. Однако задача города — организация движения, и эту ответственность Метшин с себя не снимает. «Мы разрабатываем транспортную карту, транспортные маршруты, отвечаем за обновление подвижного состава», — пояснил мэр. При этом он напомнил, что в Казани обучаются 164 тыс. студентов и объем выпадающих доходов транспортников по Казани в случае введения льготного проездного — это примерно 600 млн рублей. Денег на это в бюджете нет. Казань собирает 157 млрд рублей налогов и акцизов, но в местной казне в итоге остается примерно 30 миллиардов. Остальное уходит в вышестоящие бюджеты — республиканский, федеральный. Но тут мэр решил немного помечтать.
«Что касается меня, я могу впервые озвучить в вашем зале мои, что называется, мечты. Они, может быть, фантастические, — неожиданно внес он нотку интриги. — Транспортная система Казани признана и экспертами, и минтрансом РФ одной из самых совершенных, лучших. У нас самый новый подвижной состав — даже новее, чем в Москве и Санкт-Петербурге. Но моя мечта как мэра — дай бог стабильной работы экономики города, Татарстана, никаких катаклизмов в экономике России и политических каких-то бурь и невзгод… Я мечтаю о том, чтобы вообще был бесплатный проезд во всем городе», — после долгой паузы озвучил кажущуюся фантастической мысль градоначальник.
И тут же он оговорился: даже если от мечты перейти к ее воплощению, случиться это может нескоро, лет через 5 или 7, не раньше. Необходимо, чтобы экономика города стабильно росла, чтобы увеличивалась налоговая база, пополняя бюджет. Все это вполне возможно — в конце концов, 15 лет назад казанская казна насчитывала 6 млрд ежегодно, теперь же приближается к 30! Вместе с тем мечта это смелая. Пока в мире нет ни одного города-миллионника, где проезд был бы бесплатным. Но это уже не рекламное будущее. Это уже реальность.
Мэр указал на плюсы такого решения. Во-первых, освободившиеся 1–2 тыс. рублей люди, скорее всего, потратят на насущное потребление, на походы в театры, кино, выставки, музеи, кафе. «Растет культура людей, совершенно другая атмосфера в городе», — мечтательно перечислял он. Все это позволяет развивать в городах малый и средний бизнес, и примерно на пятый-шестой год они начинают возвращать в городскую казну то, что городской бюджет инвестирует эти 5 лет. Второй плюс — «антипробочная» пилюля. По статистике при введении такой меры в большинстве городов доля сменивших личные авто на общественный транспорт достигает 30–35%, привел пример градоначальник. Меньше машин — меньше пробок, лучше экология. Наконец, третье — всплеск туризма. Это дополнительный магнит. «Вот то, о чем я сейчас мечтаю и что мы всерьез сейчас рассматриваем», — подвел черту Метшин.
«Такой опыт фантастический, но давайте мечтать, — призвал градоначальник. — Это не значит, что вы через 5 лет меня в метро встретите и скажете: „Ты обещал“. Но это одна из схем возможного развития событий, ведь в мире такая практика есть. И я бы очень хотел, чтобы мы стали первым городом в РФ, который смог реализовать этот проект», — с надеждой заключил он.
«Пока в мире нет ни одного города-миллионника, где проезд был бы бесплатным. Но это уже не рекламное будущее. Это уже реальность»
НА ШАГ К БОРЬБЕ С БЕДНОСТЬЮ КАЗНЕ НЕ ХВАТАЕТ 2–3 МИЛЛИАРДА РУБЛЕЙ — ПОЛСТАНЦИИ МЕТРО В ГОД
На этом фоне любопытно хотя бы прикинуть, какова цена вопроса и насколько достижима эта мечта не только градоначальника, но, надо полагать, вообще всех казанцев. Сейчас на льготников в Казани существует дотация. Вместе с теми деньгами, что сами люди вносят на транспортную карту, бюджет республики компенсирует их проезд примерно на 1,5 млрд рублей, а расходы на перевозку пассажиров в казанских автобусах — 4,6 млрд рублей. Такая цифра звучала в госкомитете по тарифам. Исходя из этой логики, при существующей транспортной схеме бюджет мог бы добавить примерно 3 млрд — и тогда в автобусах Казани бесплатно смогут ездить и дети, и студенты, и пожилые, и работающие. И, само собой, туристы. Что такое 3 миллиарда? Это примерно половина стоимости станции метро вместе с туннелями. Или половина той суммы, что была «зарыта» в ямы казанских дорог в прошлом году.
Но можно пойти и дальше, изменив транспортную схему. Сейчас она сделана таким образом, чтобы было меньше пересадок, иначе большему числу пассажиров пришлось бы платить дважды. Но если сократить дублирование маршрутов, увязать автобусную сеть с метрополитеном так, чтобы наземный транспорт вез пассажиров не через весь город, а только до станций метро, можно сократить подвижной состав, а значит, снизить расходы на покупку автобусов. Кроме того, полностью бесплатный проезд означает, что не будет затрат на кондукторов. Благодаря этим мерам за счет сокращения затрат в итоге можно сминусовать дотацию еще на миллиард — пусть и по очень грубым подсчетам.
Бесплатный проезд в городском транспорте уже становится общемировым трендом, пишет, в частности, британская The Guardian, рассказывая о «транспортной революции» во французском Дюнкерке. Все больше и больше городов мира приходят к мысли, что это, пожалуй, наиболее эффективный путь транспортного обеспечения населения. В ряде случаев это просто определенные маршруты, доступные в определенных местах или определенное время. А где-то и целые города. Войцех Кебловский, эксперт Брюссельского университета, в своем исследовании говорит, что на 2017 год в мире было 99 бесплатных сетей общественного транспорта, теперь же их число выросло снова.
Первой европейской столицей с бесплатным проездом стал эстонский Таллин — здесь задумались, что многие из-за бедности просто отказывают себе в поездках в автобусе. В результате с 2013 года этим правом пользуются все горожане: для этого нужна специальная карта проезда. Люксембург с лета 2019 года в рамках борьбы с пробками станет первой в мире страной, где все 600-тысячное население сможет не платить в автобусах, трамваях и пригородных поездах. А крупнейшим городом мира с бесплатным проездом является китайский Чаннин с 800-тысячным населением. В результате с 2008 года там выросла мобильность молодых и пожилых, а у людей появилось чувство свободы передвижения, говорят исследователи.
Но есть и обратные примеры. Так, в Париже, где казна дотирует половину расходов на перевозку, не согласились с предложением мэра Анн Идальго отменить тарифы на проезд. Как показали исследования, первыми, кто запрыгнет в автобус, станут велосипедисты, затем — пешеходы. И лишь в последнюю очередь это будут автолюбители. А во французском транспортном союзе убеждены: то, что бесплатно, не ценят и не уважают…
Так что если мечта мэра Казани осуществится, то столица РТ сможет стать первым миллионником, сделавшим бесплатным проезд для всех. Тем более что это еще и укладывается в концепцию борьбы с бедностью, а поход против бедности объявил в своем послании и президент РФ Владимир Путин. Понятно же, что не владельцы Mercedes пользуются общественным транспортом: обычно это все-таки небогатые люди.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 338
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.