На этой неделе журналисты РЕН-ТВ «прославили» челнинского депутата Рузиля Мингалимова, который обучался по программе «Открытый мир» в США. Мингалимов известен как человек, прошедший в горсовет Челнов по спискам «Единой России», а впоследствии примкнувший к «Открытой России» Ходорковского. Стоит ли считать завербованным гражданина России, прошедшего курсы за рубежом? Каковы критерии для подозрений в неблагонадежности? На вопросы отвечают Абдулхак Батюшов, Николай Атласов, Тимур Исламов и другие.
«НАМ ВЕДЬ НЕ НУЖНА ФРАНЦИЯ С «ЖЕЛТЫМИ ЖИЛЕТАМИ»?»
Абдулхак Батюшов генеральный директор ООО «ИнтерТелеКом», главный редактор ТК «РЕН-Набережные Челны»— Мне трудно судить о мотивах Рузиля. Я его достаточно хорошо знаю, потому что мы в одной комиссии горсовета работаем. Но его мотивы… Ездить за границу, правду искать для того, чтобы как бы улучшить жизнь челнинцев, татарстанцев, россиян, — мне кажется это абсолютно неправильно, недальновидно и непатриотично. Для тех, кто с ним общается или делает на него какую-то ставку, мне кажется, это занятие будет не очень успешным. Я не вижу в Рузиле какого-то стержня или хребта. Если возникнет сложная ситуация, то опираться на него бесперспективно.
Если ты не согласен с какой-то нынешней ситуацией в экономике, в политике, то кроме правящей партии достаточно много оппозиционных партий. Иди вступай, доказывай, убеждай, добивайся каких-то целей. Будучи депутатом городского совета, можно усиленнее, предметнее заниматься вопросами своей комиссии. Там очень много работы и очень много подходов. А так — ездить, чему-то учиться? Бог ему судья.
Что касается так называемой вербовки, то мне кажется от терминологии тут мало что зависит. Важнее, как он и те, кто его пригласил, оценивают эту ситуацию. Мне не нравится сам этот термин, это больше к разведчикам относится. Мне кажется, вербовка должна быть тайной, скрытой, а не так публично, что его завербовали и вот он открыто летает. Понятно, что, когда США или другие страны приглашают, они, вероятно, делают некую ставку, а Рузиль, видимо, может считать: «А почему бы нет? Почему бы не поехать, не поучиться чему-нибудь — демократии? Это мне поможет пройти в Госсовет». Так что, мне кажется, термин «вербовка» неправомерно применять в этом случае.
Николай Атласов соучредитель ООО «СПП ПромИндустрия»— Находиться на территории государства, которое ведет агрессивную политику в отношении нашей родины и при этом какие-то курсы проходить, что-то изучать, на мой взгляд, по меньшей мере неправильно и некорректно — это первое. Второе — все-таки есть некие нормы этики и морали… Когда ты какие-то знания там получаешь, возникает вопрос, будешь ли ты эти знания применять для того, чтобы делать людям лучше, или же эти знания, наоборот, вкладывают в тебя для того, чтобы разобщать? Пока что со стороны наших «западных партнеров» во всем, что я вижу, слышу и читаю, не замечаю по большому счету какого-то конструктивизма, видны только элементы борьбы в сфере геополитики. Это известный прием, когда за счет местных жителей проводят разных цветов революции, всевозможные акции протеста и прочее. Нам ведь не нужна Франция с «желтыми жилетами», когда миллионы людей выходят на улицы, когда подрываются устои и основы власти? Если ты хочешь быть полезным для людей, то сначала прояви себя в системной работе на благо и консолидацию общества, разбирайся в этом, понимай, а не только впитывай технологии борьбы.
Среди моих знакомых, по-моему, нет людей, которые во взрослом возрасте проходили обучение за рубежом. Есть, конечно, разные MBA, школы экономики. Но политика и мировая экономика — это две разные вещи. Экономика глобальна, ею живет весь мир. В политике же порой не поймешь, где черное, где белое, когда путается одно с другим и все это используется для манипуляции сознанием народа.
«ЛЮДИ СТАЛИ ЗАБЫВАТЬ, ЧТО ОППОЗИЦИОНЕРЫ ТОЖЕ ПАТРИОТЫ»
Раушан Валиуллин представитель независимого профсоюза «Альянс учителей»— Я бы поставил вопрос о том, хорошо или плохо — получать образование? По-моему, образование получать можно и нужно из любых источников. Ничего дурного я не вижу и в том, чтобы учиться у врага, то есть если кто-то считает США таковым. Я не считаю никакие государства нашими врагами. Что касается высказывания Афанасьева (депутат горсовета Олег Афанасьев высмеял действия Рузиля Мингалимова — прим. ред.), на которое я тоже обратил внимание, то к нему самому может возникнуть вопрос: неужели товарищ пресс-секретарь КАМАЗа сам никогда нигде не проходил обучение, в том числе и за рубежом? Скорее всего, проходил.
С Рузилем Мингалимовым у нас есть определенные разногласия в вопросах политики, в вопросах подхода к взаимодействию с обществом, гражданами, людьми. Есть разногласия, но я бы не стал вот так просто, бездумно, не глядя поливать грязью из-за того, что человек где-то прошел стажировку или учебу. Знание само по себе не может быть плохим. Знания получать можно и нужно из любых источников. Другое дело — можно ли считать завербованным, но и здесь достаточно четко говорит российское законодательство о государственной измене, о вербовке. Оценку, если у кого-то есть какие-то подозрения, я думаю, должны давать компетентные органы, а не Раушан Валиуллин и Афанасьев.
Александр Гольдфайн учредитель и директор ООО «Домо Сапиенс»— Насколько я понимаю, программа, которую проходил Мингалимов в США, образовательная. Любой человек имеет право выбирать те образовательные программы, которые подходят лично ему. Если наше государство готово предоставить такие же условия по получению дополнительного образования, по повышению квалификации, можно и в России такое проходить. Если такие возможности предоставляют другие страны, я считаю, было бы глупо отказываться от возможности повысить свой профессиональный уровень. И даже не важно, чему посвящены эти курсы — политике, рекламе, пиару, предвыборным технологиям. Это образование, это знания. Любой человек должен хвататься за любую возможность их получения.
Сами термины «наблагонадежность» и «непатриотизм» взяты из какого-то советского прошлого. Патриотизм проявляется в делах, в том, что человек делает для своей страны, своего города, своей республики. А где и как человек проходил профессиональное обучение с точки зрения патриотизма вообще не важно. В чем я уверен, так это в том, что меряться патриотизмом нельзя — я больший патриот, ты меньший патриот… Почему-то люди стали забывать, что оппозиционеры, те, кто не согласен с нынешним курсом власти, тоже патриоты и стремятся к тому, чтобы в нашей стране жилось хорошо, жилось лучше.
«АМЕРИКАНСКИЕ ШПИОНЫ» НАВЕРНЯКА ЕСТЬ, НО ОНИ СВЯЗАНЫ С РОССИЙСКИМИ ЧИНОВНИКАМИ»
Тимур Исламов основатель благотворительного фонда «Охрана здоровья и защиты прав граждан»— Я сам был участником нескольких программ за рубежом. Если точнее, трех программ, которые финансировались посольством США. Правда, это было годах в 2005–2010-х. Так что я считаю нелепым утверждение, что это вербовка. Я понимаю, если бы у нас были какие-то враги официально. Это то же самое, что говорить, будто «Макдоналдс» неправильно в центре Челнов находится, так как скоро война может начаться. По-моему, это абсурдно — такие подозрения и заявления.
Я как выпускник американских программ могу сказать, что меня никто там ни разу не вербовал, ни разу ко мне не подходил, бомбу мне никто не передавал. Хотя так называемые американские шпионы наверняка есть, но большинство, я думаю, как-то связаны с российскими чиновниками, у которых дети учатся за границей. Потому что мы — что Рузиль, что я — простые участники программ обучения и стажировки. А когда российские чиновники родственников имеют с двойным гражданством… Знаете, например, Киселева (Дмитрий Киселев — гендиректор информагентства «Россия сегодня» — прим. ред.)? Вот он похож на главного шпиона. Вот где много вопросов и куда надо смотреть.
Рустем Абдуллин директор ОАО «Нижнекамский хлебокомбинат»— Я считаю, что если есть специализированные курсы в Америке для политиков, то явно здесь без государственного департамента не обошлось. За ними нужно будет очень пристально смотреть, их действия будут явно направлены на подрыв порядка в Российской Федерации.
Сейчас в государстве у нас все очень сложно, но тех, кто явно ездит к оппозиционеру, который был замешан в делах государственного департамента, надо отслеживать и не давать возможности свою деятельность здесь вести, потому что это отразится на нас и наших детях. Любые революционные моменты, которые они хотят устроить, негативно на нас повлияют. Я не хочу, чтобы мои дети жили в стране, где происходит революция. А они это все будут раскачиваться и провоцировать.
Если человек просто поехал на экскурсию, что-то посмотреть или на обучение, например, экономике, то это нормально. Все лучшее надо брать у Запада. Страны интегрируются друг с другом, глобальная экономика дает о себе знать. Чем больше мы участвуем в процессах с западным капиталом, тем нам должно быть спокойнее. Если западный капитал решил инвестировать, то он свои инвестиции будет защищать. Поэтому чем больше в нас вкладывают, тем лучше. Но если человек поехал в конкретную организацию… Здесь все очевидно. Я сам постоянно езжу на курсы и семинары про хлебопечению, там и не пахнет шпионами.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 17
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.