Производство автобусов в Нефтекамске подошло к пределу мощности, а строить новый корпус неоправданно дорого. КАМАЗ всерьез задумался о переносе производства электробусов из Нефтекамска в город Энгельс Саратовской области. Как стало известно «БИЗНЕС Online», в рамках возможного СП троллейбусный завод, за которым, как считается, стоят местные «майонезные короли», готов поделиться и производственными площадями, и работниками. Последнее слово — за Сергеем Когогиным.
ЗАО «Тролза» из города Энгельса Саратовской области готово предоставить КАМАЗу производственную площадку для производства до 2 тыс. электробусов ежегодно
из нефтекамска в ЭНГЕЛЬС?
ЗАО «Тролза» из города Энгельса Саратовской области готово предоставить КАМАЗу площадку для производства до 2 тыс. электробусов ежегодно, сообщил газете «БИЗНЕС Online» генеральный директор ЗАО «Тролза» Иван Котвицкий. Мощности необходимы челнинскому автогиганту, чтобы выполнить намечающийся в перспективе масштабный московский заказ. На данный момент у КАМАЗа заключено два контракта на поставку 200 электробусов стоимостью около 33 млн рублей каждый, а также на их сервисное обслуживание в течение 15 лет. Однако Москва намерена и впредь покупать по 300 электробусов ежегодно, а после 2021-го закупки могут вырасти до 800 машин в год.
Сейчас электробусы выпускаются на заводе «НЕФАЗ» в Башкортостане, который входит в группу компаний «КАМАЗ». На заводе в Нефтекамске два корпуса: в одном выпускается специальная и прицепная техника, в другом — автобусы, включая электробусы, а также прицепная техника. Замгендиректора челнинского автогиганта Николай Пронин сообщил «Интерфаксу», что уместить все производства на одной площадке уже невозможно. «Все, что можно было сделать для оптимизации производства, уже сделано, а строить третий корпус неоправданно дорого, поэтому прорабатываем варианты перевода производства электробусов на другие площадки. На какую конкретно — сказать не могу, решение пока не принято. Кузовное производство, скорее всего, оставим на НЕФАЗе», — заявил Пронин.
Площадки в автограде даже не рассматриваются. «Челны уже перенасыщены в смысле производства», — заявил Пронин. Один из вариантов — создание СП с «Тролза», компании уже находятся «в процессе обсуждения возможной интеграции», говорит замгендиректора КАМАЗа. О покупке «Тролзы» речи не идет, видимо, подобраны другие варианты.
«У них есть компетенции в электротранспорте. У нас тоже, и мы их тоже хотим сохранить, поэтому, например, не обсуждаем контрактную сборку. Решение о форме интеграции примем до конца года», — говорит топ-менеджер КАМАЗа. Он затруднился определить общую сумму инвестиций в «электробусный» проект, лишь заметив, что расходы могут исчисляться сотнями миллионов рублей.
На вопрос о рентабельности поставок электробусов Пронин отметил, что она «мизерная» и ниже, чем у дизелей, но убытков не приносит. По оценкам, рынок автобусов большого класса в ближайшем будущем составит около 4–4,5 тыс. машин против 4 тыс. в 2018 году. В 2019-м КАМАЗ планирует произвести до 1,5 тыс. автобусов.
Иван Котвицкий: «Не наш электробус похож на камазовский, это камазовский электробус похож на наш, потому что первый электробус в 2008 году мы выпустили»
«КАМАЗ только вступает в электрическую эпоху, а мы-то всю жизнь [в ней работаем]!»
ЗАО «Тролза» — крупнейший производитель троллейбусов в России. Согласно базе данных «Контур.Фокус», акционерами, в соответствии с последними открытыми данными, выступают некие Роман Лаврин и Ирина Попова, однако в СМИ завод связывают с ГК «Букет» и ее совладельцем Владисловом Буровым. Группа владеет, в частности, одним из крупнейших в России масложировых холдингов, «Солнечные продукты», а ранее в числе бенефициаров присутствовала семья спикера Госдумы РФ Вячеслава Володина.
Котвицкий подтвердил, что вариант размещения производства камазовских электробусов на «Тролзе» он обсуждал в прошлом году, когда КАМАЗ подписывал соглашение с Саратовской областью.
«Решение за КАМАЗом. У нас есть свободные производственные мощности, — говорит он. — Мы же троллейбусный завод. Мы выпускаем троллейбусы. Троллейбус — это тот же самый электробус, только у нас „рожки“, а там „пантограф“», — говорит руководитель «Тролзы».
Сейчас на предприятии делают от 100 до 400 троллейбусов и электробусов в год. Что касается конкретно электробусов, на «Тролзе» их на данный момент выпущено 300 штук.
«Не наш электробус похож на камазовский, это камазовский электробус похож на наш, потому что первый электробус в 2008 году мы выпустили! У нас единственный в стране автобус на газовом топливе „Евро-6“. КАМАЗ только вступает в электрическую эпоху, а мы-то всю жизнь [в ней работаем]!» — с гордостью отмечает Котвицкий, который добавляет, что сам проработал на челнинском автозаводе 8 лет.
По словам директора, его предприятие владеет всем необходимым для того, чтобы расширить производство.
«Мы можем производить больше, что как раз соответствует потребности КАМАЗа. Для нас это дополнительная загрузка производственных мощностей и более устойчивое производство. На наших площадях можно было бы производить до 2 тысяч электробусов в год», — добавляет Котвицкий.
При этом глава «Тролзы» не стал говорить о том, на каких условиях КАМАЗ смог бы зайти на площадку, назвав это «техническим вопросом».
«Дело не только в производственной площадке, у нас есть профессионалы, которые всю жизнь занимаются электрическим транспортом, — это наш основной плюс. А если создавать новые площади, людей ведь надо будет найти и обучить. Это же не 5–10 человек! Автобусный и троллейбусный парки — это принципиально разные вещи. Электрическая машина на порядок сложнее, чем обычный автобус», — рассказывает Котвицкий.
Москва намерена и впредь покупать по 300 электробусов ежегодно, а после 2021-го закупки могут вырасти до 800 машин в год
«производство автобусов в Нефтекамске вышло уже на свои максимальные пики»
Руководитель пресс-службы КАМАЗа Олег Афанасьев в разговоре с «БИЗНЕС Online», в свою очередь, отметил, что размещение производства электробусов на «Тролза» — это лишь один из возможных вариантов, которые в настоящее время рассматривает автогигант.
«В настоящее момент никакого сотрудничества, никакой кооперации с „Тролза“ у КАМАЗа нет, никакой покупки завода нет. Энгельский завод рассматривается КАМАЗом как один из возможных вариантов для сборки электробусов и троллейбусов», — заявил Афанасьев.
При этом руководитель пресс-службы отметил, что для выполнения имеющихся на сегодняшний день у КАМАЗа контрактов на поставку электробусов мощностей НЕФАЗа вполне достаточно, а варианты увеличения производства электробусов рассматриваются на перспективу.
«На данный момент на исполнение контрактов по поставкам электробусов, которые у КАМАЗа имеются, мощностей производства в Нефтекамске хватает. У нас сегодня есть контракт на поставку 200 электробусов для Москвы, почти половину из них мы уже поставили», — отметил Афанасьев.
«Москва в перспективе планирует закупать по 800 электробусов ежегодно, КАМАЗ рассчитывает, что по крайней мере до половины из них будет поставлять он. Если еще учесть заказы, которые могут прийти и из других городов, а это примерно еще 200 штук, конечно, такие объемы нефтекамский завод произвести будет не в состоянии. На сегодня производство автобусов в Нефтекамске вышло уже на свои максимальные пики — там производится больше 1 тысячи автобусов в год, в то время как общая мощность нашего производства в Башкортостане — 1,2 тысячи единиц в год. И конечно, в какой-то момент встанет вопрос о том, что что-то нужно будет делать с увеличением производства. В этом смысле легче переносить новое производство электробусов, чем производство дизельных автобусов», — заявил он.
Афанасьев отказался перечислить площадки, с которыми КАМАЗ ведет переговоры о возможном начале сборки электробусов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 54
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.