Кратное увеличение поддержки семейным и начинающим фермерам, субсидии на покупку удобрений и даже прогноз на хороший урожай — все это обещали сельским труженикам в минсельхозпроде РТ. О том, почему аграрии не рады дарам чиновников, кто из фермеров сможет получить господдержку, а кто окажется за бортом, — в репортаже «БИЗНЕС Online»
В преддверии весенних полевых работ на встречу особенно ждали министра сельского хозяйства и продовольствия РТ Марата Ахметова
«не только в газе, воде и дорогах причина, есть и другие глубинные процессы»
В минсельхозпроде РТ накануне прошло заседание совета и президиума ассоциации фермеров, крестьянских подворий и сельхозпотребкооперативов Татарстана. В преддверии весенних полевых работ на встречу особенно ждали министра сельского хозяйства и продовольствия РТ Марата Ахметова. В итоге пришел и он сам, и как минимум трое его заместителей. Беседа выдалась довольно жаркая. Корреспонденты «БИЗНЕС Online» оказались единственными журналистами, попавшими на встречу.
«В Татарстане 96 процентов населенных пунктов газифицированы, подведены дороги, но люди, которые живут и работают на селе, почему-то уезжают в районные центры, города и столицы. Почему так происходит? Видимо, не только в газе, воде и дорогах причина, есть и другие глубинные процессы? — начал заседание с философских размышлений глава ассоциации Камияр Байтемиров, отмечая общую для страны тенденцию к миграции людей из сельской местности в крупные города.
В Татарстане фермеров и ЛПХ нельзя назвать исчезающим классом — все вместе они производят почти 55% всей сельскохозяйственной продукции и обласканы мерами господдержки, которая в 2019 году только выросла. Если раньше по программе помощи начинающим фермерам выдавали по 1,6 млн рублей, то с 2019 года сумма увеличена до 3 млн рублей, плюс еще 1 млн рублей получают фермеры, которые работают в кооперативах. Сразу в 10 раз с 3 до 30 млн рублей увеличены с текущего года меры поддержки для семейных ферм.
Однако это не позволяет сельским труженикам купаться в прибылях — лишь 15% наиболее успешных хозяйств имеют рентабельность в 20–25%, большинство КФХ обременены многочисленными кредитам и балансируют на уровне прибыльности в 8–10%, что не позволяет эффективно развиваться.
Ильдус Габдрахманов рассказал фермерам, что всего на проведение посевной кампании 2019 года в Татарстане необходимо 25 млрд рублей
посев непроверенных семян, недостаточное внесение удобрений, отсутствие ухода за посевами…
«По народным приметам, если вчерашний день дождливый, то год будет урожайный», — решил приободрить публику замминистра сельского хозяйства и продовольствия РТ Ильдус Габдрахманов. В зале заметно одушевились и начали хлопать. «Главное, чтобы лимит [по дождям] на весь год не был истрачен», — подшучивали из зала, вспоминая позавчерашнюю жуткую метель, которая шла вперемешку с дождем. «В принципе, на этом совещание можно было бы заканчивать», — заулыбался и министр Ахметов.
Габдрахманов рассказал фермерам, что всего на проведение посевной кампании 2019 года в Татарстане необходимо 25 млрд рублей (половина — собственные средства хозяйств, половина — заемные): 8,5 млрд рублей нужно на покупку удобрений, 7,8 млрд — на ГСМ и запчасти, 3,2 млрд — на закупку семян, 4,5 млрд — на сельхозработы.
Замминистра перечислил основные просчеты, которые допускают малые формы хозяйствования (почти 2 тыс. хозяйств с площадью посевов менее 1 тыс. га): посев непроверенных семян, недостаточное внесение удобрений, отсутствие ухода за посевами… Как итог — низкая урожайность и отрицательная рентабельность. Многие малые хозяйства собирают всего 15 центнеров зерна с гектара, что называют естественным уровнем плодородия. Грубо говоря, столько вырастет, если работать по принципу «посеял — убрал», не внося удобрений и не ухаживая за посевами.
Залогом хорошего урожая, как считают в минсельхозпроде РТ, является внесение большого количества минеральных удобрений. В 2019 году поставлена задача накопить не менее 70 кг действующего на гектар пашни. Удобрения позволяют не только повысить урожайность, но и выживать растениям в условиях дефицита влаги, а в последние годы засуха для Татарстана стала огромной проблемой. Участникам встречи продемонстрировали прогнозы синоптиков на лето-2019 — в июне вновь ожидается недостаток осадков.
Камияр Байтемиров отметил общую для страны тенденцию к миграции людей из сельской местности в крупные города
«Самое выгодное — сеять без удобрений, посеял — убрал»
На помощь аграриям в приобретении дорогостоящих удобрений из бюджета РТ было выделено дополнительно 1,53 млрд рублей (общий объем субсидий по растениеводству в РТ на 2019 год — 3,3 млрд рублей). Однако, как выяснилось, чтобы получить субсидию на покупку удобрений, производителям нужно за свой счет до 30 апреля накопить хотя бы по 30 кг удобрений на гектаре своей пашни. Все, что свыше, поможет купить государство. Но где взять деньги на эти 30 кг, ведь это равноценно 1,3 тыс. рублей на гектар? В целом же в минсельхозпроде РТ подсчитали: чтобы получить хороший урожай, надо вложить не менее 15 тыс. рублей на гектар пашни.
«Только 15–20 процентов фермеров смогут получить субсидии на покупку удобрений, 80 процентов останутся за бортом. 320 тысяч гектар фермерских земель останется без удобрений. Как это?» — недоумевает Камияр Мижагитович, намекая на то, что стоило бы пересмотреть условия получения субсидий.
Забегая вперед, скажем, что Ахметов согласился сдвинуть сроки накопления удобрений — до 1 июля. Он особо предупредил фермеров — проверять компании, у которых те покупают удобрения. «Аферистов много. Обращаются от имени официальные организаций, а счета отправляют фальшивые, проверяйте реквизиты», — советовал министр.
Вышедший к трибуне глава крестьянско-фермерского хозяйства «Земляки» из Нижнекамского района РТ Владимир Аппаков тут же подсчитал, что с учетом цен на удобрения и зерно простому фермеру становится выгоднее вообще не тратиться на удобрения.
«Если в этом году урожай вы обещаете хороший, значит, зерно дороже 5 рублей [за килограмм] не будет. Значит, повышение [выручки от продажи зерна при хорошем урожае, если вносить удобрение] получается в 10 тысяч рублей, а стоимость удобрений — 15 тысяч. Если все это подсчитать, то никакого смысла нет вносить удобрение! Самое выгодное — сеять без удобрений, посеял — убрал. Так с одного гектара можно получить больше денег!» — откровенничал Аппаков.
«Хозяйства находятся в тяжелом состоянии. Чем лучше минсельхоз работает, тем для нас хуже. Знаете, почему я так говорю? Потому что, когда урожай очень большой, продать мы его не можем. Так что пусть урожай будет меньше. Работы меньше — денег больше», — делился он своим опытом. Фермер признался, что, может, и не должен об этом говорить так открыто, но наболело: в его хозяйстве случился пожар. «Я только первая ласточка», — на что-то намекал сельский предприниматель.
«Хозяйства находятся в тяжелом состоянии. Чем лучше минсельхоз работает, тем для нас хуже»
«30 килограммОВ — это минимальный минимум, ниже которого работать вообще бесполезно»
Байтемиров попросил расстроенного фермера «не рубить с плеча». «У нас не только Владимир Ильич так говорит: „Урожай получишь — проиграешь, урожай не получишь — выиграешь“. Такого не должно быть!» — признал Байтемиров.
Досталось торговым сетям, которые, вопреки всем обещаниям, продолжают чинить препоны фермерскому продукту. «Торговая сеть „Магнит“ и другие предъявили новые требования — к размеру моркови!» — возмутился глава ассоциации, но заметил, что фермеры и другие производители должны трудиться, чтобы не пришлось завозить картофель из Израиля. Также он, в свою очередь, напомнил, что, если хозяйства накопят хотя бы 25–30 кг своих удобрений, все остальное им поможет купить государство.
«30 килограммов — это минимально минимум, ниже которого работать вообще бесполезно», — поддержал Ахметов соседа по президиуму. Марат Готович призвал фермеров работать качественно, невзирая на масштабы земельных участков, не искать себе оправданий и не брать пример с бестолковых ферм. «Мы вам даем 4,5 миллиарда, земли по 150, 200, 300 гектаров. По-моему, вы должны показывать самую высокую культуру земледелия, — сказал министр. — Вы не должны жить по татарской поговорке „Эт күтеннән көн күреп“ (то есть перебиваться случайной работой — прим. ред.)! Вы должны быть примером в рамках ваших земельных участков. Вы это можете, у вас хватает на это сил».
Один из фермеров предложил в счет накопленных удобрений зачитывать навоз, который он получает со своей же животноводческой фермы. Мол, это тоже труд и затраты — навоз нужно подготовить и вывезти на поля. «И чтобы те, у кого нет скота, тоже завели!» — весело добавил он. Ахметов обещал подумать над интересным предложением.
Один из фермеров предложил в счет накопленных удобрений зачитывать навоз, который он получает со своей же животноводческой фермы
«Счастье одних будет достигнуто за счет несчастья других?»
Неприятным сюрпризом оказалось постановление правительства РФ от 8 февраля 2019 года № 98. Речь в нем идет об условиях предоставления так называемой несвязанной поддержки на проведение агротехнических работ — всего Татарстану на 2019 год выделено 783 млн рублей. Сумма несвязанной поддержки с 2019 года выросла с прежних 205 до 310 рублей на гектар. Однако получить ее смогут только те хозяйства, которые используют семена, включенные в госреестр селекционных достижений, допущенных к использованию в конкретном регионе. Остальные выпадают из программы.
«Счастье одних будет достигнуто за счет несчастья других», — возмущались в зале таким «повышением». С общим недовольством согласен и министр Ахметов — мол, по идее решение-то правильное, но почему сельчан заранее не предупредили?
Большие затраты у сельских тружеников в период посевной на ГСМ. Уже традиционно «Татнефть» и ТАИФ дают скидку на приобретение дизтоплива для сельхозпредприятий республики — обещали и в этом году. «С ТАИФом еще соглашение не подписано, так что в первом полугодии пока работаем с „Татнефтью“», — сообщил всем Ахметов. Что касается ТАИФа, на его помощь аграрии рассчитывают во втором полугодии.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 45
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.