В столицу Татарстана могут вернуться события XVI века — на этот раз не в качестве исторической реконструкции, а на время съемок эпического хоррора об Иване Грозном. Идею московских продюсеров Ивана Капитонова и Святослава Подгаевского поддержал федеральный киногигант «Централ Партнершип». Создатели обещают жанровый аттракцион, много фантастических мифов, мало истории и съемки в Казани и Александровской слободе. Эксперты «БИЗНЕС Online» считают тему довольно рискованной для республики.
В Казани могут снять эпический хоррор «Иван Грозный». Учитывая мифологическую подоплеку фильма, можно предположить, что создатели коснутся легенды о взаимоотношениях Грозного и Сююмбике, ведь где как не в Казани снимать зрелищную и захватывающую сцену самоубийства гордой татарской царицы
ФАНТАСТИЧЕСКИЕ МИФЫ ОБ ИВАНЕ ГРОЗНОМ И ГДЕ ОНИ ОБИТАЮТ
В Казани, вслед за сериалом «Зулейха открывает глаза», могут снять эпический хоррор «Иван Грозный» — так называется новый проект крупнейшей российской кинокомпании «Централ Партнершип», о начале производства которого она накануне объявила на своем сайте. Идею снять ужастик о кровавом российском царе предложили киногиганту сценаристы и продюсеры компании QS Films Иван Капитонов и Святослав Подгаевский, которые создали известные жанровые картины «Невеста» ($3,15 млн сборов в российских кинотеатрах), «Русалка. Озеро мертвых» ($1,6 млн), «Пиковая дама: Черный обряд» ($2,2 млн). В итоге на этих авторов обратил внимание один из самых известных российских продюсеров Александр Роднянский, принявший участие в следующем проекте Подгаевского и Капитонова «Яга. Кошмар темного леса», картина выходит на экраны осенью, в ролях — звезды звягинцевской «Нелюбви» Марьяна Спивак и Алексей Розин.
«В основе сценария „Ивана Грозного“ — мрачные тайны и легенды, которые окружают противоречивую фигуру первого русского Царя», — говорится в анонсе проекта. Сам Подгаевский в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» подтвердил: в картине будет много художественного вымысла. «Мы подумали, что это очень интересный персонаж и сделать про него кино — великолепная идея. Все фантастические мифы об Иване Грозном, которые мы знаем или слышали, скорее всего, там будут присутствовать, — говорит продюсер. — Думаю, людям будет интересно взглянуть на эту фигуру, не касаясь исторической правды, без оценок, что было хорошо, а что не очень». Капитонов, в свою очередь, называет проект «уникальным соединением фактуры русского Средневековья: боярские палаты, низкие своды, всполохи огней и любимый зрителями во всем мире жанровый аттракцион». «Мы очень бережно работаем с историческим материалом и сделаем все возможное, чтобы картина получилась живой, многогранной и по-настоящему страшной», — говорит продюсер.
Пока работа над фильмом находится на стадии доделки сценария, но уже известно, что съемки пройдут в Москве, Александровской слободе и Казани — «в исторических местах, неразрывно связанных с именем и деяниями Ивана IV». Учитывая мифологическую подоплеку фильма, можно предположить, что создатели коснутся легенды о взаимоотношениях Грозного и Сююмбике, ведь где как не в Казани снимать зрелищную и захватывающую сцену самоубийства гордой татарской царицы. Но пока Подгаевский не готов рассказать о деталях съемок в столице Татарстана — он не назвал, какие именно здесь будут снимать сцены и какие локации задействуют. В планах продюсеров — связаться с местной администрацией и найти кинематографистов, которые могут помочь в организации съемок.
Режиссер и исполнители главных ролей пока не определены, но Подгаевский обещает, что это будет молодой для данного жанра постановщик. Окончание препродакшена и начало съемок намечены на конец 2019 года, после окончания съемок создатели планируют запустить фильм в широкий прокат, который охватит не только Россию, но и страны Европы и Америки. «Для Запада фигура Ивана Грозного достаточно одиозная, и мы считаем, что эта картина будет очень интересна именно для западных зрителей», — подчеркивает продюсер.
Сейчас в Казани идут съемки исторического сериала «Зулейха открывает глаза»
«МНОГОМИЛЛИОННАЯ АУДИТОРИЯ УВИДИТ, КАКИМ РАЗНЫМ БЫВАЕТ ТАТАРСТАН»
В Казани такие проекты ждут — по крайней мере, в этом уверена глава дирекции форума «Время кино» Альбина Нафигова, приложившая руку к организации съемок в Татарстане проектов «Команда мечты» и «Зулейха открывает глаза». «Нет ничего страшного в том, что хоррор про Ивана Грозного снимут в Казани — все зависит от того, что это будет за сценарий и кто за ним стоит. К тому же жанр хоррора в российском кино становится все более популярным — люди ходят на него в кинотеатры, потому что это понятное предложение для конкретной целевой аудитории. Жанр не должен стать становиться препятствием для съемок фильма в Казани, найти здесь локацию для него не проблема», — считает Нафигова.
По мнению эксперта, вокруг биографии Ивана Грозного можно выстроить интересную драматургию и не стоит оценивать игровое кино с точки зрения исторической достоверности. «В „Бесславных ублюдках“ Гитлер умирает в кинотеатре, и никого этого не смущает. Поэтому когда к игровому фильму, если он не заявляется как документальное кино, предъявляют претензии, это звучит странно. Личность Ивана Грозного окружена легендами и мифами. Даже в советской классике мы найдем отсылки к мистическим историям, которые связаны с фактами его биографии. Плюс Средневековье само по себе хорошо коррелирует с мистикой. Важно, насколько талантливо написан сценарий, а замысел — поиграть вокруг этого жанра с фигурой Ивана Грозного — смотрится органично. Например, в этом же жанре представили Гоголя, и молодежь приняла фильм достаточно хорошо», — напоминает Нафигова.
Глава дирекции форума «Время кино» подчеркивает: любой внешний проект помогает городу расти как в туристическом, так и в кинематографическом плане. Она напомнила про созданный в Татарстане «Локейшн-сервис» компании «Сноу Продакшн», который презентовали президенту РТ Рустаму Минниханову перед коллегией минкульта РТ. Проект облегчает фотографам, видеографам и режиссерам поиск и работу с локациями Татарстана — они могут прийти в сервис с описанием нужной локации, а там подберут место съемок и полностью обеспечат его использование.
«Внешние проекты, за созданием которых я лично наблюдала, безусловно, дали импульс к развитию кинематографических профессий и направлений. И с каждым проектом этот опыт будет повышаться, шлифоваться, что станет плюсом региону. Думаю, в скором времени в Казани будет сниматься много внешних и совместных проектов. Будем честны, один из лучших проектов — „Бибинур“ — тоже продюсерский и совместный. Кроме того, любой такой фильм — это демонстрация туристического потенциала, кинематографическая реклама локаций региона. Благодаря той же „Зулейхе“ многомиллионная аудитория увидит, каким разным бывает Татарстан в плане локаций, и это здорово. С каждым таким проектом происходит обогащение кинематографического опыта региона», — отмечает Нафигова. По ее словам, внешние проекты помогают и развитию талантливых молодых специалистов, которым не придется уезжать из Казани, чтобы принять участие в съемках блокбастеров.
Особо подчеркивает Нафигова важность для Татарстана введения системы кинокомиссий и рибейтов, которые помогут кинематографистам вернуть часть потраченных на производство денег, а республике — обеспечить местных специалистов работой и заработать на обслуживании съемочной группы. «В этом контексте для Казани открываются фантастические перспективы именно с масштабными проектами типа Грозного-хоррора или блокбастера про Девятаева. Обе истории имеют право на то, чтобы пропечатать казанский след в кинематографе. Практика показала, что кинокомиссии и рибейты — это выгодно, поэтому пора готовить для них правовую базу в Татарстане. Будет замечательно, если к приходу двух этих глобальных проектов система заработает на документальном и правовом уровне».
В основу сценария «Ивана Грозного» лягут «мрачные тайны и легенды, которые окружают противоречивую фигуру первого русского Царя»
«Я РАДУЮСЬ, КОГДА К НАМ ЗАХОДЯТ МОСКВИЧИ СО СВОИМИ ДЕНЬГАМИ, И РАССТРАИВАЮСЬ, КОГДА ОНИ ЗАБИРАЮТ ИХ ИЗ РЕСПУБЛИКИ»
Эксперты «БИЗНЕС Online» предрекают хоррору возможный прокатный успех, но считают саму тему довольно болезненной для Татарстана.
Алексей Барыкин — режиссер, продюсер:
— Думаю, с чисто денежной точки зрения это может быть очень неплохой проект. Современные российские хорроры делаются с прицелом на продажу прав за рубеж, и многие из них окупаются еще до начала проката. Иностранцы любят жанровую «клюкву» о России, и «хоррор с Иваном Грозным» может неплохо продаться. Хоррор с Распутиным, например, в Америке шел на ура. Другое дело, что в нашей стране, возможно, фильм будет принят негативно. У нас болезненно воспринимают все, что связано с Иваном Грозным, достаточно вспомнить злую критику на фильм «Царь» Павла Лунгина. А уж жанровая вариация на эту тему — прямая провокация. С другой стороны, сейчас на пике популярности сериал «Годунов», и Иван Грозный вполне ложится на эту канву.
Что касается Татарстана, я всегда радуюсь, когда к нам заходят москвичи со своими деньгами, и расстраиваюсь, когда они забирают их из нашей республики. Надеюсь, на этот раз будет первый вариант. Жаль только, что москвичи всегда заходят к нам с очень болезненными и рискованными для Татарстана темами и даже не понимают, что истории Золотой Орды, Зулейхи и уж тем более Ивана Грозного в Татарстане воспринимаются иначе, чем в Москве. Надеюсь, им хватит мудрости деликатно работать с этой темой.
Мансур Гилязов — драматург:
— Если там будет показана абсолютная правда, то я только приветствую этот проект. А историческая правда заключается в том, что было очень жестокое сражение и жуть, что творилось после. Вода в Казанке несколько дней была красной, на берегу Волги людей загоняли в деревянные мечети и сжигали, как фашисты сжигали людей в церквях. Всех подростков проводили под телегой, и в живых оставался только тот, кто мог это сделать, то есть дети трех-пяти лет. Мужское население было вырезано, всех женщин женили на русских воинах. Вот такую правду на экране я приветствую.
Искандер Хайруллин — актер театра им. Камала, номинант «Золотой маски — 2019»:
— Интересный проект — ужастик на историческую тему. И смешной: в Голливуде ведь сняли фильм, где президент Линкольн боролся с зомби, и он больше смотрелся как комедия. Но, вообще, все, что связано с историей, — это сложно. Не знаю, снялся ли бы я в таком, — надо поговорить с режиссером и понять, что могут предложить.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 618
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.