«Просто лежать на печке и быть недовольным? В нашей деревне таких не уважали», — объяснял сегодня Минтимер Шаймиев корреспонденту «БИЗНЕС Online» смысл создания в Татарстане нашумевших полилингвальных комплексов. Суть идеи в том, чтобы обучать детей трем языкам — русскому, татарскому и английскому — с детского сада. Не освоить их не получится, ведь само преподавание предметов будет вестись то на одном, то на другом языке. Подробности проекта — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Минтимер Шаймиев: «Есть люди… Те, кто ничего не делает в жизни, критикуют. Раз критикуешь — так на конструктив выходи! В нашей деревне таких не уважали. Как было в вашей деревне, я не знаю»
«СТАРАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ НЕ БЫЛА ПЛОХОЙ, ОНА СООТВЕТСТВОВАЛА СВОЕМУ ВРЕМЕНИ, НО СЕЙЧАС ВСЕ ИНАЧЕ»
«Это старт. Сегодня он официально дан, и об этом мы вас информируем», — рассказал сегодня журналистам госсоветник РТ Минтимер Шаймиев. О новом проекте по созданию полилингвальных образовательных центров в Татарстане он явно мог бы рассказывать часами. Встрече со СМИ в кабмине предшествовало совещание с участием президента РТ Рустама Минниханова, после которой Минтимер Шарипович сообщил подробности из первых уст.
Первым делом госсоветник РТ, выступая перед собравшимися журналистами, поинтересовался — на каком языке лучше выступать.
— На татарском, — прозвучало из зала с первых рядов, куда журналистов не посадили. На том и порешили. Шаймиев констатировал быстрые изменения в обществе, которым надо соответствовать. По его словам, в первую очередь это касается иностранных языков. В этой части у нашей системы образования — при всех ее больших успехах — еще много работы, и ситуация со временем только усложнится. «Говоря по-русски, одним махом не получится», — выразился на татарском первый президент РТ. Самое сложное в том, чтобы дать детям необходимые компетенции в иностранных языках, но при этом не потерять родной язык.
— Мы живем в рыночной экономике, в условиях конкурентной борьбы. Нельзя сидеть сложа руки, — объяснял он. — Старая система образования не была плохой, она соответствовала своему времени, но сейчас все иначе. По мнению госсоветника РТ, нужно перенимать мировой опыт в части обучения детей нескольким иностранным языкам. Начинать нужно с детского сада, и в итоге «дети даже заметить не должны, как начнут говорить на трех языках».
Заговорил Минтимер Шарипович и про ЕГЭ, заметив, что в следующем году в России собираются заканчивать 11-й класс и сдавать единый госэкзамен 678 тыс. детей (в Татарстане — 17 тыс. детей — прим. ред.). «Нам надо подумать об устройстве наших детей на хорошо оплачиваемые рабочие места, — заявил первый президент РТ, отметив, что в республике сегодня есть все условия для закрепления молодежи. — Мы тоже сейчас продумываем, как родной язык продолжать изучать на уровне колледжа и так далее… На хорошие работы на своей родине, имея высокие технологии… Зачем что-то где-то искать? Я не уговариваю. Но мы должны знать цену себе и этим возможностям».
Второй важный момент, на котором заострил внимание Шаймиев, заключается в проблеме подготовки квалифицированных педагогов, «начиная с воспитателей детсадов». В Татарстане сегодня насчитывается порядка 36 тыс. учителей и 24 тыс. воспитателей детсадов. По оценке госсоветника, в КФУ сегодня есть все возможности для обучения будущих учителей, но «ностальгия по ТГГПУ» все равно есть. «Мы способны обеспечивать учителями. Но нужно создавать условия, находить пути, чтобы учитель сам дошел до своего предназначения. Вот какие вопросы. Чем дальше в лес, тем больше проблем. Но этими проблемами не заниматься нельзя. Вот почему и взялись», — объяснил Шаймиев.
Полилингвальное образование в Татарстане будет строиться в три этапа, каждый из которых предполагает возведение трех ступеней: дошкольного на базе детских садов, начальных и старших классов
«РАБОТА БЕСПРОИГРЫШНАЯ! МЫ НЕ СОЗДАЕМ НА ГОЛОМ МЕСТЕ ЭТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ»
Полилингвальное образование в Татарстане будет строиться в три этапа, каждый из которых предполагает возведение трех ступеней: дошкольного на базе детских садов, начальных и старших классов. Комплексы предполагается создавать по одной схеме — проведение капитального ремонта в зданиях существующих школ и лицеев, укрепление материально-технической базы учреждений, а также строительство новых зданий. Выпускники полилингвальных комплексов должны свободно владеть татарским, русским и английскими языками.
Первый этап, включающий в себя реализацию проекта «Адымнар — путь к знаниям и согласию», уже начался, и он продлится до 2020 года. Он предполагает создание образовательного кластера на базе школы с углубленным изучением английского языка №165. Так, в пешей доступности от школы на улице Бондаренко появится новый учебный корпус (полилингвальная ступень образования) для учащихся 5–11-х классов на 1224 места. В соответствии с типовым проектом, здание школы — трехэтажное, общей площадью более 25 тыс. кв. м, включает в себя 51 класс-комплект, оборудованные 10 предметных кабинетов, 2 бассейна, 2 спортивных и актовый залы, библиотеку и столовую. У нового здания также предполагается возможность строительства интерната на 240 мест — для дошкольного изучения иностранных языков. Помимо этого, в проект войдут 6 базовых детских садах Казани.
У самого же здания школы на улице Абдуллы Бичурина, 22, где будут обучать учеников начальных классов, появится четырехэтажный пристрой на дополнительные 800 мест с той же целью. Пристрой с существующим зданием школы предлагается соединить теплым переходом, в нем будут располагаться учебные кабинеты, кабинеты дополнительного образования, столовая, спортивный зал, бассейн, библиотека.
Второй этап (2020–2021 годы — прим. ред.) предполагает создание второго полилингвального комплекса в Казани на базе МАОУ «Лицей №121 им. Героя Советского Союза С.А. Ахтямова». При этом у здания лицея будет возведен пристрой полилингвальной школы на 1224 места, также с нуля в городе построят 2 детских сада. В рамках второго этапа образовательный комплекс будет создан и в Елабуге — на базе трех детских садов, действующей школы №10 (младшие классы — прим. ред.), к которой также будет возведен полилингвальный пристрой на 1224 места. Третий этап (2021–2022 годы — прим. ред.) предполагает создание трех полилингвальных комплексов в Закамье — Набережных Челнах, Альметьевске и Нижнекамске на базе гимназии №32.
По словам госсоветника РТ, к полилингвальным комплексам подключат ряд загородных площадок. Например, на базе бывшего арского развлекательного комплекса «Рыбацкая деревня», некогда принадлежавшего Вагизу Мингазову, создадут образовательный кампус — «юридические вопросы уже решены». Аналогичные площадки должны появиться и в других городах, где планируется разместить трехъязычные комплексы, в состав которых будут входить многопрофильная школа, детсады, интернаты и как раз загородные лагеря для детей. «Мы благодарны, КАМАЗу. Мы с ними договорились, чтобы [задействовать] часть лагерей, которые не загружены и изначально были построены в Челнах… Для Альметьевского комплекса, Набережночелнинского, Нижнекамского, Елабужского», — отметил Шаймиев.
Проект строительства полилингвальной школы на базе лицея им. Ахтямова пока находится на стадии «задумки». «На этой развивающейся площадке (ЖК „XXI век“ — прим. ред.) надо создать условия: там и садики нужны, и школы, и так далее», — объяснил Шаймиев. Зато на Бондаренко школа строится полным ходом. «Мы к строительству средней школы на Бондаренко уже приступили, на базе 165-й школы создаем первый комплекс, — добавил Минтимер Шарипович. — А в самой школе тоже капитальный ремонт проведем, и там будет начальная школа развиваться. И уже подобрали пять базовых детских садов (они также будут входить в единую систему полилингвального образования — прим. ред.). Мы должны по одной методике от детского садика идти в начальные классы и дальше…» Шаймиев подчеркнул, что типовой проект новой школы был разработан «нашим институтом» и предлагается «принять его даже на федеральном уровне».
«Я что хочу сказать — работа беспроигрышная! Мы не создаем на голом месте эти образовательные комплексы, — подчеркнул госсоветник РТ. — Почему я говорю, что это беспроигрышный вариант? Мы же не разрушаем ничего. Вот в город пришли: есть школа, детский сад. Может, не хватает детсадов для комплектации этой школы — будем строить. Или капитальный ремонт делать…»
Ильшат Гафуров (справа): «Раз Минтимер Шарипович возглавляет это направление, значит, пока мы не решим эту задачу, покоя не будет»
«КСТАТИ, У КОГО ЕСТЬ НОСТАЛЬГИЯ: У НАС ЕЩЕ ОСТАЛОСЬ ОДНО ЗДАНИЕ ОТ ПЕДИНСТИТУТА…»
Министр образования РТ Рафис Бурганов, также принявший участие в брифинге, сразу сказал, что вряд ли сможет добавить что-то новое, а детали проекта еще недостаточно проработаны, чтобы можно было их комментировать. Поэтому министр предложил передать слово директору той самой 165-й школы Айдару Шамсутдинову, которого назвал идеологом нового подхода, заметив, что тот уже доказал его эффективность делом. «Самый рейтинговый его показатель — у него школа на 860 мест, а обучаются в ней 1800 человек. И сегодня ни одного из них никакими условиями оттуда не выдворишь», — прокомментировал Бурганов. Шаймиев тоже расхваливал Шамсутдинова, у которого татарская гимназия под боком, а тот при 70% русских учащихся сумел добиться знания татарского у 80% из них.
У самого Шамсутдинова был уставший вид. Он кратко рассказал об истоках идеи полилингвального образования, которую он давно развивает. Оказалось, еще в 1999 году на ассамблее ЮНЕСКО было принята декларация о том, что наилучшим способом сохранения и развития региональных языков является система полилингвального образования, обеспечивающая языковую компетенцию на федеральном, региональном и иностранном языках. Эту идею Шамсутдинов воплощал и ранее, когда работал в 68-й и 46-й школах Казани, а теперь развивает в 165-й. В последней уже 10 лет на высоком уровне изучают английский язык, и дела у школы идут неплохо: по словам Шамсутдинова, каждый год открывается по 8 первых классов, что говорит о доверии родителей. И самое главное — в школе удалось заинтересовать русскоязычных родителей изучением татарского языка.
В отличие от министра образования, Шамсутдинов раскрыл некоторые детали готовящегося комплекса. Начиная с 5-го класса родители смогут выбрать для своего ребенка нужную образовательную траекторию: в зависимости от степени изучения государственных и родных языков, это будет либо билингвальная, либо полилингвальная школа. Углубленное преподавание иностранного языка будет определяющим и для полилингвальной, и для билингвальной школ, а специфика полилингвального обучения в том, что оно предполагает преподавание и самих предметов на других языках. Например, на татарском языке будут преподаваться история и обществознание, а на английском — предметы естественнонаучного цикла.
«Для университета это очень выгодный проект», — заявил ректор КФУ Ильшат Гафуров, когда ему предоставили слово. Это даст КФУ талантливых абитуриентов, а выпускники-педагоги смогут гарантированно в эти трехъязычные школы устроиться. Более того, как отметил Гафуров, в Казанском университете уже готовят педагогические кадры, которые могут преподавать не только сам татарский, но и другие предметы на татарском языке. В 2019 году из стен КФУ по педагогическому профилю собираются выпускать 1610 человек — и это только Казанский университет. А есть и Челны, Елабуга. Кажется, вопрос о том, где брать педагогов для полилингвальных комплексов Шаймиева, решен.
— О материально-техническом оснащении Минтимер Шарипович уже сказал. Она [школа] на самом деле сегодня соответствует всем мировым стандартам. Понятно, что удовлетворенности у нас нет — мы все время хотим сделать лучше, — заявил Гафуров, словно обращаясь только к Шаймиеву, которому он протягивал листок с изображением «неотремонтированного» здания. — Кстати, у кого есть ностальгия: у нас еще осталось одно здание от пединститута, которое мы не сделали. Минтимер Шарипович, я вам показывал. Булак, 34. Пожалуйста, зайдите и посмотрите.
— Это здание вы мне подарите? — шутливо поинтересовался госсоветник РТ.
— Да, Минтимер Шарипович, вам могу отдать, поскольку ресурсы у вас, — в ответ произнес Гафуров, чем, как показалось корреспонденту «БИЗНЕС Online», слегка смутил первого президента РТ.
— Раз Минтимер Шарипович возглавляет это направление, значит, пока мы не решим эту задачу, покоя не будет, — констатировал Гафуров. — Фонд «Возрождение» в народе рано или поздно начнет называться фондом духовного возрождения, потому что, Минтимер Шарипович, вы сегодня от материального перешли к самому важному, это вопрос духовности.
— Мне как раз вовремя предложили духовную часть, в соответствии с возрастом, — отшутился от лести Шаймиев. — А исполнять, конечно, придется вам.
— А мы и согласны, — ответил Гафуров.
«ДЕТЕЙ ИЗ РАЙОНОВ БУДУТ ПРИГЛАШАТЬ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПО ЗНАНИЯМ, ЭТО НАШ ОСНОВНОЙ КРИТЕРИЙ»
После почти полуторачасовой «вводной», наконец, дали журналистам задать вопросы. Первый лежал на поверхности — сколько же потратят на создание шести полилингвальных образовательных комплексов в Татарстане? И самое главное — кто станет главным спонсором нового проекта?
— Бюджет, — без раздумий ответил Шаймиев и добавил. — Фонд, сколько сможет, будет поддерживать. Когда мы восстанавливали Болгар и Свияжск, нас поддерживали крупные компании. Хотя схема финансирования в этом случае будет не той, что применялась при возрождении Болгара и Свияжска. Как отметил госсоветник РТ, есть определенные стандарты, по которым «можно добровольно привлекать средства». Однозначно можно сказать, что родители за обучение платить не будут: все будет за счет бюджета. На уточняющий вопрос, сколько же все-таки потребуется республиканских средств на создание «языковых школ», Шаймиев добавил, что суммы пока уточняются, но «средства будут немалые».
Минтимер Шарипович заметил, что созданием полилингвальных комплексов будут убиты два зайца одновременно. Во-первых, будет выстроена образовательная система, во-вторых, республика достроит недостающие социальные объекты (школы, детсады, интернаты и прочее, как в случае со 165-й школой) или проведет их капремонт. «Без затрат, безусловно, не будет», — добавил Шаймиев.
Отвечая на вопрос о том, какие конкретно предметы будут преподаваться на татарском языке, Шамсутдинов ответил, что с 9-го класса это будут уроки истории и обществознание, что обеспечит владение общественно-политической лексикой на функциональном уровне. Что касается естественнонаучных предметов, то они будут преподаваться на английском языке. И это справедливо: по словам директора, в настоящее время на этом языке публикуется 90% научных исследований. «Не является большим секретом, что в этом направлении падает значение даже русского языка», — сказал Шамсутдинов. Кроме того, при попадании детей в полилингвальный комплекс будет сохраняться микрорайонный принцип записи детей в школы.
Государственного советника РТ спросили, планируется ли создание при образовательном комплексе интерната, чтобы доступ к полилингвальному образованию получили не только казанцы или жители крупных республиканских городов, но и дети из районов. В пример привели башкирскую гимназию-интернат в Уфе, где этот принцип работает уже 25 лет. «В первый раз слышу об этом», — ответил Шаймиев. Но заверил, что в составе полилингвального комплекса на базе 165-й школы строительство интерната предусмотрено. «Детей из районов будут приглашать исключительно по знаниям, это наш основной критерий», — заверил Шаймиев. При этом он добавил, что один этаж интерната будет выделен для проживания приглашенных преподавателей-носителей английского языка.
«ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ ФГОСА БЕЗУСЛОВНА, И НИКАКИХ ОТКЛОНЕНИЙ ОТ НЕЕ БЫТЬ НЕ МОЖЕТ!»
Ближе к концу брифинга корреспондент «БИЗНЕС Online» уточнил у председателя фонда «Возрождение», связана ли идея полилингвальных комплексов с законопроектом о добровольном изучении родных языков и нет ли опасения, что родители захотят обучать своих детей только на русском и английском, а татарский проигнорируют.
«В какой-то форме я сказал, что не хочу стать министром просвещения. Более молодой министр… Огромные надежды возлагаем, и я считаю, что надолго», — начал Минтимер Шарипович. По словам первого президента РТ, подходить к решению «этих вопросов надо в мягкой форме», «надо создавать различные подходы и условия» и не стоять на месте. Последняя мысль звучала почти в каждом следующем предложении госсоветника РТ.
«Ничем не заниматься в этом направлении — усугублять проблемы. Будем искать пути решения, — говорил Шаймиев, периодически обращаясь к корреспонденту „БИЗНЕС Online“. — Есть люди, находятся… Они всегда были… Те, кто ничего не делает в жизни, критикуют. У них же еще критика неконструктивная. Раз критикуешь — так на конструктив выходи! Просто лежать на печке и быть недовольным? В нашей деревне таких не уважали. Как было в вашей деревне, я не знаю».
Ясности в ответ Шаймиева попытался внести Бурганов. «Когда мы говорим о родных языках и о какой-то программе, мы все должны понимать, что незыблемой основой процесса обучения является федеральный образовательный государственный стандарт, — ответил корреспонденту „БИЗНЕС Online“ министр. — Это чтобы всем было понятно, что никакого отклонения от этого стандарта не идет. Сверх этого стандарта, который предусматривает как минимум два часа родного языка… И мы пять родных языков (семь языков с учетом воскресных школ) преподаем сегодня в школах. Если в параллели есть 8–10 человек, то создается группа для изучения родного языка. Когда мы о чем-то говорим, мы должны понимать, что инвариантная часть ФГОСа безусловна и никаких отклонений от нее быть не может. Речь идет о вариативной части, в которой каждое образовательное учреждение в соответствии с законом „Об образовании“ принимает самостоятельное решение». Выслушивая эти тезисы, госсоветник РТ только кивал головой, а под конец произнес краткое, но веское «да».
Уже после брифинга Шаймиев подошел к корреспонденту «БИЗНЕС Online», пожал руку и еще раз напомнил о важности проекта полилингвальных комплексов и о том, что пора прекращать оглядываться в прошлое, а вместо этого увереннее смотреть в будущее.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 446
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.