В Казани открылся уже IX международный фестиваль «Рахлинские сезоны», основанный художественным руководителем ГСО РТ Александром Сладковским, в память о создателе оркестра, великом Натане Рахлине. О том, какая гостья поразила публику в первом отделении концерта и почему запись оркестром всех симфоний Густава Малера необходима нам всем, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
В Казани открылся уже IX международный фестиваль «Рахлинские сезоны»
«ЭТОТ КОНЦЕРТ БЫЛ ЗАПЛАНИРОВАН ОЧЕНЬ ДАВНО»
Если в прошлом году открытие международного фестиваля «Рахлинские сезоны» совпало с концом Страстной недели, то в этот раз оно пришлось на канун праздника Благовещения. Благой вестью от художественного руководителя и главного дирижера Государственного симфонического оркестра РТ Александра Сладковского стало приглашение в Казань юного вундеркинда — 11-летней пианистки Александры Довгань. Она уже успела стать лауреатом интернет-конкурса в Мексике Villahermosa, Уральского международного конкурса юных пианистов им. Прокофьева, международного конкурса молодых музыкантов в номинации «Фортепиано», московского международного конкурса пианистов Владимира Крайнева, международного телевизионного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик». В 2018 году Довгань завоевала Гран-при второго международного конкурса молодых пианистов Grand Piano Competition и получила в подарок акустический рояль Yamaha C3X, а также сертификат на участие в проекте Сладковского. Маэстро тоже принял участие в Grand Piano Competition в качестве дирижера Государственного симфонического оркестра им. Светланова, который выступал с конкурсантами.
«Этот концерт был запланирован очень давно, после конкурса, — пояснила пианистка корреспонденту „БИЗНЕС Online“, — и так как там я играла Концерт Мендельсона, мы решили, что и здесь сыграю его. На репетициях, как и на концерте, все было отлично, мы были в контакте с оркестром. Он замечательный, музыканты слушают друг друга, и Александр Витальевич слушает солиста. Поэтому все было хорошо».
В прошлом году фестиваль открывал тоже юный пианист — 13-летний Дмитрий Ишханов, завоевавший абсолютное первое место и Гран-при на конкурсе «Поццолино» в Италии. «Основатель нашего оркестра Натан Рахлин был не только дирижером — он был воспитателем. То, что мы представляем юных музыкантов в рамках фестиваля имени Натана Рахлина, говорит о преемственности традиций», — отмечал в комментарии журналистам Сладковский.
КАК 11-ЛЕТНЕЙ ПИАНИСТКЕ ПОКОРИЛИСЬ МЕНДЕЛЬСОН И РАХМАНИНОВ
Открывал фестиваль тот самый Концерт №1 для фортепиано с оркестром Феликса Мендельсона, который принес Довгань триумфальную победу на Grand Piano Competition. И понятно почему: несмотря на юный возраст, Александра владеет инструментом получше многих зрелых пианистов. Именно владеет — она сама диктует волю фортепиано, который под ее быстрыми пальцами звучит то как громогласная труба, то как деликатнейшая скрипка, то как нежнейшая флейта. При всей своей высокой техничности Довгань ни на минуту не теряет эмоциональности — даже удивительно, как тонко эта девочка, только вступающая в переходный возраст, чувствует мощное романтическое произведение Мендельсона. Словно легкой кистью, она выписывает прозрачные полутона, едва касаясь клавиш, мазки покрупнее выполнены уверенно и твердо, быстрые части столь же виртуозны, сколь и невесомы — в них нет той удушающей тяжеловесности, которая бывает у некоторых взрослых пианистов.
Оркестр, который для исполнения концерта появился в малом составе, был удивительно пластичен — он действительно чувствовал пианистку, ее тонкое восприятие Мендельсона подхватывали и музыканты. Сладковский дал возможность пианизму Довгань раскрыться в полную меру, подсвечивая воздушные пассажи и подчеркивая наиболее драматические фигуры. Он слушал солистку, не умаляя значимости оркестра, что создало удивительную гармонию и созвучие опытных и юного музыканта.
Если при выходе Довгань на сцену аплодисменты публики были громкими, но сдержанными, то после ее игры зал взорвался овациями и криками «Браво!». На бис она сыграла авторскую транскрипцию для фортепиано романса «Маргаритки» Сергея Рахманинова. И снова юная пианистка доказала, что возраст не помеха тонкой эмоциональной интерпретации. Светлая лирическая мелодия словно скользила в воздухе, наполняя ГБКЗ летним и радостным настроением. «Это одно из моих любимых произведений, потому что мне нравится сам стиль романса. Мне показалось, что после достаточно громкого концерта будет хорошо слушаться спокойная музыка «Маргариток», — сказала корреспонденту «БИЗНЕС Online» Довгань.
ЖИЗНЕУТВЕРЖДАЮЩИЙ МАЛЕР И «ДЫШАЩИЙ» ЛЕНДЛЕР
Во втором отделении юная пианистка с сопровождавшим ее на гастролях отцом заняли место в ложе, чтобы послушать Первую симфонию Малера. Она уже есть в дискографии ГСО РТ, но оркестр Сладковского играет Малера так виртуозно и в то же время так глубоко эмоционально, что сомнений не возникает: симфонии немецкого классика романтизма пора записывать в полном объеме. Потому что исполнение такого уровня должно быть зафиксировано, чтобы к нему в любое время мог обратиться каждый меломан.
Сладковский говорил, что Первая симфония Малера — одна из любимых партитур оркестра. Интересно, что именно ее попросили сыграть на фестивале «Безумный день» в Японии, который пройдет в начале мая. «Оркестры вообще не играют Малера, а уж русский оркестр, который едет в Японию по приглашению французской стороны…» — говорил в своем материале для «БИЗНЕС Online» маэстро.
Интересно, что произведение Малера является программным и непрограммным одновременно. Первоначально оно появилось с подзаголовком «Титан», чтобы подчеркнуть духовную связь своего героя с героем популярного романа Жан-Поля. Но позже композитор заметил, что подзаголовок только сбивает слушателей, поэтому убрал его. Четко сформулированной программы симфония не имеет, но обладает общей идеей — разлад героя-романтика с житейской пошлостью и лицемерием, как писал композитор. Кроме того, первая часть основана на песне «Солнце встало над землей» из малеровского цикла «Песни странствующего подмастерья», третья — на детской лубочной картинке.
Глубокая настроенность оркестра на симфонию чувствуется во всем. Группа медных духовых удивительно тонко передает атмосферу первой части — медленное пробуждение природы, которая постепенно являет солнцу свои краски. Далее вступают деревянные духовые и струнные — и вот природа уже отряхнула остатки сна и полна звуков, движения, жизни. Главную тему на мелодию песни «Солнце встало над землей» Сладковский рисует во всей красе. Тревожные интонации разработки у Сладковского выполнены настолько ювелирно, словно эта сама природа ворвалась в зал ГБКЗ — раскаты грома у литавр звучат максимально естественно, духовые воспроизводят напряженные крики птиц.
Танец лендлер во второй части звучит торжественно и блестяще. «Сладковский позволяет австрийскому лендлеру дышать, и это дает более убедительные результаты», — писал британский критик Грэгор Тесси о записи симфонии, и с этим нельзя не согласиться. В третьей части, в основе которой популярный лубочный сюжет — звери хоронят охотника под минорную версию канона «Братец Якоб», оркестр играет легко, воздушно. Сладковский подает гротесковый марш без излишней серьезности, но с необходимыми гибкостью и изяществом.
В экспрессивной и драматической финальной части оркестр раскрывается во всей красе. Сладковский как умелый и виртуозный капитан ведет свой корабль по волнам малеровского романтизма, мощно отображая предельную напряженность музыки, раскрывая конфликт героя и его разрешение. Жизнеутверждающий гимн Природе и Человеку звучит у Сладковского невероятно мощно, с высокой эмоциональной силой. Без сомнений, оркестр глубоко прочувствовал идею Малера — лишь в слиянии с природой человек обретает душевную силу. Ответом на это яркое высказывание стали оглушительные овации, которые долго не стихали.
«Я БЫ ХОТЕЛ ЭТИХ КРАСИВЫХ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ ПОКАЗАТЬ ТАТАРСТАНУ»
Не менее интересная программа ждет слушателей и на других концертах «Рахлинских сезонов». «Я пригласил на 9-е „Рахлинские сезоны“ трех моих друзей — скрипача Сергея Крылова, скрипача и альтиста Юлиана Рахлина, который прекрасно — на мировом уровне — владеет этими двумя инструментами, и альтиста Максима Рысанова. Они все русские, но живут за рубежом и много лет делают карьеру на Западе, и я бы хотел этих красивых молодых людей показать Татарстану. Они будут и играть, и дирижировать, что очень важно. Это будет дань Натану Григорьевичу, который и сам играл на огромном количестве музыкальных инструментов», — говорил маэстро Сладковский в своем материале для «БИЗНЕС Online».
10 апреля прозвучат сразу три скрипичных концерта Баха, а также Симфония №4 Мендельсона. Солистом и дирижером вечера выступит один из самых талантливых и востребованных представителей современного скрипичного искусства Сергей Крылов. 17 апреля слушателям будут представлены Концертная симфония для скрипки и альта с оркестром Моцарта, увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» Чайковского и Симфония №1 Брамса. Партию альта сыграет известная канадская исполнительница Сара МакЭлрави, а Юлиан Рахлин предстанет в этот вечер в двух ролях — солиста и дирижера.
Завершится IX международный фестиваль «Рахлинские сезоны» 27 апреля. В этот вечер жители и гости столицы Татарстана услышат три музыкальных произведения: Арпеджионе для альта и струнного оркестра Франца Шуберта в обработке Д. Табаковой, Сюиту в старинном стиле Табаковой и Симфонию №3 Брамса. Солист и дирижер — один из ярчайших музыкантов своего поколения, пользующийся репутацией одного из лучших альтистов мира, Максим Рысанов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.