В Казани завершился уже IX Международный фестиваль «Рахлинские сезоны» В Казани завершился уже IX международный фестиваль «Рахлинские сезоны»

ВОЗВРАЩЕНИЕ В КАЗАНЬ «ПРИНЦА СРЕДИ АЛЬТИСТОВ»

Нынешние «Рахлинские сезоны» отличались от предыдущих особой концепцией, о которой рассказывал его основатель, худрук ГСО РТ Александр Сладковский в своем материале на «БИЗНЕС Online». Он решил последовать за мировым трендом на дирижеров-солистов и показать Татарстану невероятно талантливых молодых музыкантов, которые делают успешную карьеру в обоих направлениях: «Поэтому я пригласил на 9-е „Рахлинские сезоны“ трех моих друзей: скрипача Сергея Крылова, скрипача и альтиста Юлиана Рахлина, который прекрасно на мировом уровне владеет этими двумя инструментами, и альтиста Максима Рысанова. Они все русские, но живут за рубежом и много лет делают карьеру на Западе, и я бы хотел этих красивых молодых людей показать Татарстану. Они будут и играть, и дирижировать, что очень важно. Это будет дань Натану Григорьевичу, который и сам играл на огромном количестве музыкальных инструментов».

Дирижером концерта – закрытия фестиваля был Максим Рысанов, который представляет собой образец подлинно интернационального музыканта: родился на Украине, учился в школе при Московской консерватории, получил высшее образование в Лондоне, где и остался жить. Лауреат международных конкурсов, участник множества фестивалей, приглашенный дирижер известных оркестров и королевского колледжа музыки в Лондоне, Рысанов явился достойным продолжателем линии великолепных музыкантов, приглашенных Сладковским для выступления с ГСО РТ. Зарубежные СМИ называют его «принцем среди альтистов» и «величайшим мастером своего инструмента».

Впервые альтист играл с оркестром в 2014 году на IV международном фестивале современной музыки им. Губайдулиной Сoncordia, где солировал в концерте для альта с оркестром Альфреда Шнитке. Тогда Рысанова неприятно удивило поведение местной публики: «Сегодня, пока я смотрел в ноты, видел, что несколько человек ходили по залу. Я не знаю, почему это допускается». Увы, и спустя пять лет не обошлось без опаздывающих, которые заходили прямо во время исполнения, а также без аплодисментов между частями произведения, не говоря уже о звонках телефонов…

Дирижером концерта-закрытия фестиваля был Максим Рысанов Дирижером концерта – закрытия фестиваля был Максим Рысанов

«МНЕ НРАВИТСЯ ЭТОТ CONVERSATION МЕЖДУ СКРИПКАМИ И ВИОЛОНЧЕЛЯМИ»

В программе концерта значились «Арпеджионе для альта и струнного оркестра» Франца Шуберта в обработке болгарского композитора Добринки Табаковой, ее же «Сюита в старинном стиле для альта, клавесина и струнного оркестра», а также Третья симфония Иоганнеса Брамса. «Я давно хотел продирижировать этой симфонией Брамса, да еще и с таким оркестром, — признался Рысанов корреспонденту „БИЗНЕС Online“. — И получил большое удовольствие. Брамса я очень люблю и переиграл всю его камерную музыку, которую возможно сыграть на альте. Табакову я играю практически всегда в таких проектах, когда нужно играть и дирижировать, потому что она достаточно просто подготавливается к выступлению, не нужно много репетировать. Эта музыка просто написана, но всегда очень эффектно работает». Музыкант отметил, что для дирижера – солирующего альтиста написано не так много произведений. «Я жду не дождусь, когда наконец-то внук Сергея Прокофьева Габриэль напишет мне, как и обещал, концерт специально для альтиста-солиста и дирижера. Там какие-то части надо будет играть, какие-то только дирижировать. Это будет очень интересный проект», — рассказал он.

Для исполнения Шуберта на сцене появилась струнная группа ГСО РТ и Рысанов в светлой рубашке. Он поменял традиционную рассадку оркестра: вместо альтов напротив первых скрипок теперь располагались виолончели, а альты оказались позади солирующего Рысанова. «Мне нравится этот conversation (в переводе с англ. — разговор, взаимодействие) между скрипками и виолончелями, я люблю, как звучит оркестр при такой рассадке», — объяснил перемену музыкант. Надо отметить, что в отсутствии дирижера оркестр справлялся великолепно — музыкантов словно вела невидимая рука, настолько точна и гармонична была их игра. ГСО РТ гармонично поддерживал солиста, не выступая пассивным аккомпанементом, но и не перекрывая голос его альта. Было заметно, насколько музыкальный материал увлекает Рысанова, а он, в свою очередь, заражал своей увлеченностью музыкантов. Безусловно, большую роль играет их профессиональная подготовка маэстро Сладковским, благодаря которой они могут без труда взаимодействовать с любым дирижером.

«КОГДА СОЛИСТ ИГРАЕТ БЕЗ ДИРИЖЕРА, ОРКЕСТР НАЧИНАЕТ ГОРАЗДО ЛУЧШЕ СЛУШАТЬ СЕБЯ»

Сюита Табаковой посвящена Рысанову — живущая в Великобритании композитор часто пишет произведения специально для него. Партию литавр и бубна в начале произведения дирижер взял на себя, а затем — альт. Виртуозное произведение, хоть и содержит пометку «в старинном стиле», все же сочетает в себе множество различных направлений, словно ведет по истории музыки: в сюите можно найти черты минимализма и романтизма, барочной музыки и модернизма. И вновь Рысанов солировал на альте, лишь временами отвлекаясь на дирижирование. И опять и оркестр, и солист справились с задачей блестяще.

«Было нетрудно научить оркестр играть без дирижера, потому что для этих произведений требуется маленький состав. Когда солист играет без дирижера, оркестр начинает гораздо лучше слушать себя, — считает он. — Есть даже такие дирижерские тактики — не показывать абсолютно все, а давать музыкантам самовыражаться и слушать друг друга. Например, Мравинский на репетициях по 100 раз произносил: „Слушайте, слушайте, слушайте!“ Оркестр — это большой ансамбль. И то, что в первом отделении не было дирижера и я сам вел с альтом оркестр, развивает слух оркестрантов».

Играет Рысанов на уникальном инструменте — альте работы Джузеппе Гваданини, созданном в 1780 году. Такой старинный инструмент имеет право немного покапризничать — по словам музыканта, он очень чувствителен к переменам климата. «Выходишь на сцену, особенно при наличии в зале публики, повышается влажность и смычок начинает спускать волос. И первые 10 минут он прыгает на струне. Я уже к этому готов. А инструмент при резкой перемене климата может расстраиваться. Поэтому между частями я настраивался. Я привык к капризам и стараюсь не обращать на них внимания. Когда знаешь свою жену очень хорошо, к каким-то вещам привыкаешь и потом даже без этого не можешь», — улыбнулся музыкант.

«В ЕРЕВАНЕ НА РЕПЕТИЦИИ МУЗЫКАНТЫ ДАЖЕ ПО ТЕЛЕФОНУ РАЗГОВАРИВАЛИ!»

Во втором отделении для уже полноценного дирижирования симфонией Брамса Рысанов облачился во фрак. Произведение было сыграно словно на одном дыхании — сказывался опыт ГСО РТ в австрийско-немецком романтизме, вкус к которому привил как музыкантам, там и казанской публике маэстро Сладковский. «Оркестр Татарстана удивительный с точки зрения готовности к сотрудничеству и приятию любой концепции, любого исполнительского требования», — говорил худрук ГСО РТ. И это действительно чувствуется: Рысанову было легко управлять гибкими и восприимчивыми музыкантами.

«Я знаю много оркестров в России, и это действительно очень хороший оркестр, — считает дирижер. — Что я сразу заметил на первой репетиции и заявил об этом маэстро Сладковскому — совершенно невероятная дисциплина. И это очень приятно. У меня были разные случаи: в Ереване я однажды играл Канчели, а у него в музыке много длинных пауз — по 8–10 секунд. Громкая кульминация — и вдруг тишина. И вот на репетиции во время этих пауз люди по телефону даже разговаривали, ходили везде — было ужасно!»

Со Сладковским Рысанов познакомился во время фестиваля Crescendo. «Мы очень давно знакомы, еще со времен Crescendo, потому что я стоял в начале этой команды, с первого года мы выступали во многих городах. И за границей мы играли с Сашей, в Литве, Питере, Тюмени — где только ни играли. У нас с ним прекрасные музыкантские и дружеские отношения. Он замечательный, хороший друг и классный человек», — восторженно отозвался дирижер в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online».

«Сознаюсь, я не отношу себя к тем дирижерам, которые боятся пригласить кого-то, кто лучше. Мне не дадут соврать: ну нет у меня комплекса, нет соревновательного азарта или боязни, что меня кто-то обскачет», — говорит худрук ГСО РТ. Но в отсутствии Сладковского оркестр только доказывает, что добился высоты, которая позволяет музыкантам великолепно гармонировать с любым исполнителем и дирижером, каким бы высоким ни был его профессиональный уровень.