«Леруа Мерлен» и букмекеры на красной дорожке кинофестиваля

С выбором места церемонии закрытия XV казанского международного фестиваля мусульманского кино организаторы не стали сильно заморачиваться и провели ее, как и год назад, там же, где проживали члены жюри вперемешку с конкурсантами и проходило большинство показов, — в «Ривьере», а точнее, в концерт-холле «Эрмитаж». В отличие от открытия, красную дорожку было сложно разглядеть с расстояния дальше парковки, и лишь мелькающие флаги и отголоски речи ведущих, объявлявших гостей, информировали о том, что у развлекательного центра что-то происходит. Дорожка оказалась короткой — около пары десятков метров, однако на это расстояние набралось достаточно зрителей-энтузиастов, радостно поднимавших руки в ответ на реплику ведущего: «Кто рад участвовать в звездной дорожке?». Особую торжественность происходящему придавала та самая парковка, с которой гости ступали на дорожку, гипермаркет «Леруа Мерлен» на фоне и вывеска «СпортПрогноз» в непосредственной близости от red carpet.

По сравнению с более пышным открытием кинофестиваля градус звездных участников закрытия понизился — разве что сияющий Андрей Мерзликин и тепло приветствовавшая поклонников Светлана Немоляева спасали ситуацию. Ведущие этой части церемонии традиционно работали в жанре детского утренника: «Вы посмотрите, вот они все собираются, вот уже некоторые выступают и идут, и это означает, что нужно поприветствовать их так, как мы любим гостей!» И так далее.

Режиссер Ильшат Рахимбай, который со стороны мог показаться студентом художественного училища благодаря своему стилю creative casual и сумке в руке, решил в своей оригинальности пойти еще дальше и сам начал снимать свой проход по красной дорожке на телефон. В целом гостей было не так много, и они старались как можно быстрее зайти внутрь, поэтому дорожка оказалась компактной и динамичной.

Ильшат Рахимбай в своей оригинальности решил пойти еще дальше и сам начал снимать свой проход по красной дорожке на телефон

СЕГРЕГАЦИЯ И ЗВЕЗДА ЗАБЫТОГО КИНОХИТА

В этом же духе проходила и сама церемония награждения — организаторы наконец-то прислушались к отзывам гостей и не затягивали ни открытие, ни закрытие, ограничившись двумя часами на каждое мероприятие. Однако без Сабантуя в Апастовском районе, с которым приходилось сравнивать церемонию в прошлом году, все равно не обошлось — на этот раз он предстал в виде накрытых банкетных столов (было аж две перемены блюд!) и бойких каверов на известные саундтреки вроде Pretty Woman и Eye Of The Tiger. Интересно, что места за 20 столами достались не всем, почти по принципу из оруэлловского «Скотного двора»: «Все животные равны, но некоторые равнее других». Равнее всех оказались чиновники, конкурсанты и члены жюри, столики которых были рядом со сценой, менее равны — некоторые аккредитованные журналисты и конкурсанты рангом пониже, которых расположили на уровне амфитеатра, а оставшимся предлагалось разместиться на диванчиках за пустыми столами (самое интересное, что на концертах в «Эрмитаже» именно здесь расположены VIP-места, где рекой текут снедь и питие). Видимо, организаторы старались сэкономить на традиционном афтепати, но зачем ради этого устраивать расслоение общества? Казалось, вот-вот и гость со столика у сцены крикнет человеку с диванчика: «Яшка, седлай лошадей, едем к Апраксиным!» И никто этому не удивится. По нашей информации, и высокие татарстанские чиновники, посетившие мероприятие, остались в недоумении от сегрегации на «сытых» и «голодных».

Высокие татарстанские чиновники, посетившие мероприятие, остались в недоумении от сегрегации на «сытых» и «голодных»

Началась церемония закрытия с инструментального кавера на хит Стиви Уандера Superstitious в исполнении джаз-бэнда «Сахар», который и обслуживал музыкально всю церемонию, не сходя со сцены. Выбор композиции мог удивить, ведь Уандер поет о том, что «суеверие не выход», а кинематографисты, как известно, чуть ли не самые суеверные люди: и на сценарий упавший садятся, и тарелки о камеру бьют, и кресло режиссера обходят стороной… Пока джаз-бэнд наигрывал мелодию, на экране менялись кадры прошедшего фестиваля — открытие, творческие встречи, показы, пресс-конференции. После этого на сцене появились ведущие — Мерзликин (популярный артист не скрывает, что православная вера играет большую роль в его жизни, о чем рассказывал и в интервью «БИЗНЕС Online», так что его приглашение можно считать красивым жестом организаторов) в паре с актрисой Эльвирой Ибрагимовой, которая исполнила главную роль в обещавшем стать хитом фильме «Сокровища О.К.» (помните такой?). Странно, но из ее уст, в отличие от коллеги Искандера Хайруллина, который вел церемонию открытия, не звучала татарская речь — закрытие было только на русском и английском. Аналогично татарских надписей не оказалось и на экране, где высвечивались номинации.

Ведущие церемонии — сияющий Андрей Мерзликин в паре с актрисой Эльвирой Ибрагимовой

ТРУДНЫЙ ВОЗРАСТ КМФМК И КРАСИВОЕ ПЛАТЬЕ ФАЗЛЕЕВОЙ

Первой на татарском заговорила министр культуры РТ Ирада Аюпова, которая в начале своей речи поприветствовала и поблагодарила гостей, после чего перешла на русский. «Я уже с Зилей Рахимьяновной [Валеевой] поделилась: мне так страшно выходить сегодня на сцену, очень волнуюсь! Наш фестиваль состоялся уже в 15-й раз, и, как и любой ребенок переходного возраста, он проходит через метания, поиск себя, попытки сориентироваться по датам, направлениям. Весь мир находится в переходном возрасте, и профессиональному сообществу как никогда важно общаться и понять, как найти свой язык. Нужно четкое понимание, каким должен быть зрелый фестиваль. Хочется, чтобы наш фестиваль стал престижным с точки зрения профессионализма, качественного кино», — сказала министр, случайно или намеренно обнажив главную проблему кинофестиваля, которому по-прежнему не хватает качественного кино. Об этом, не без элементов самокритики, регулярно говорит и программный директор фестиваля, председатель отборочной комиссии, известный киновед Сергей Лаврентьев. Также Аюпова упомянула искренний разговор, состоявшийся у нее с организаторами фестиваля, — возможно, там прозвучала критика, которая поможет вывести КМФМК из застоя.

Первой на татарском заговорила Ирада Аюпова, которая в начале своей речи поприветствовала и поблагодарила гостей

Круг чиновников, посетивших закрытие фестиваля (на минуточку по статусу одного из главных событий в культурной жизни Татарстана!), ограничился четырьмя фигурами: Аюповой, вице-премьером РТ Лейлой Фазлеевой, гендиректором музея-заповедника «Казанский Кремль» Зилей Валеевой, начальником отдела культуры исполкома Казани Азатом Абзаловым. Фазлеева передала, что называется, «всего самого доброго» от президента и премьер-министра Татарстана. На фоне скучных официальных речей любопытным оказался наряд чиновницы  — наглухо закрытое черное платье с вышитым бисером орнаментальным узором на груди и поясе. Высокий ворот, длинные рукава и юбка из тафты делали платье подходящим как мероприятию, так и фигуре и личности вице-премьера РТ.

Увы, но платье Фазлеевой было одним из немногих интересных событий на церемонии. Отсутствие речей одновременно облегчало жизнь всем присутствующим, но при этом и высушивало церемонию, превращая ее в простое перечисление номинаций и фамилий. Организаторы будто бросились из крайности в крайность — ах, вам не нравится четырехчасовое томление? Получайте двухчасовой пресс-релиз! Не освежали происходящее и музыкальные номера — «Апипа» в современной аранжировке от вокального коллектива «Ямьле» и попурри из кинохитов от джаз-бэнда «Сахар». Вообще, всю церемонию не покидало ощущение общей устарелости происходящего, будто бы мы, как и герои «Полночи в Париже» Вуди Аллена, попали в прошлое, но не на 100 лет назад, а на 10–15.

На фоне скучных официальных речей любопытным оказался наряд Лейлы Фазлеевой

«СЛОЖНЫЙ УЗОР» ТАТАРСКОЙ ПЕВИЦЫ И КИРГИЗСКИЙ МЮЗИКЛ

Что же до самих наград, то фильм Ильдара Ягафарова «Байгал», одним из продюсеров которого стала исполнительный директор фестиваля Миляуша Айтуганова, тактично обошел главные номинации и получил приз мэра Казани и награду за лучшую операторскую работу для талантливого Юрия Данилова. Однако другая продюсерская работа директора кинофестиваля — короткометражка Рахимбая «Сложный узор» о «татарской Софии Лорен», певице Гульзаде Сафиуллиной, — была названа лучшим национальным фильмом. Вообще, картинам, к которым имеет отношение директор «Татаркино», судя по всему, суждено на всех КМФМК получать награды, что, конечно, затрудняет экспертизу их качества. Причем, даже если продюсеру Айтугановой удастся какой-то серьезный творческий прорыв, его могут попросту не заметить, списав все на административный ресурс.

Фильм Ильдара Ягафарова «Байгал» тактично обошел главные номинации и получил приз мэра Казани и награду за лучшую операторскую работу

Приз зрительских симпатий ушел кенийско-немецкой картине «Супо Модо» о смертельно больной девушке, мечтающей стать супергероиней. Лучшим сценарием признали работу народного писателя Таджикистана Бахтиера Каримова в фильме «Теснина», лучшим режиссером стал постановщик турецкой картины «Зерно» Семих Капланоглу, а Гран-при и сертификат на миллион рублей достался «Песни древа» — сопродукции Киргизии и России. Фильм Айбека Дайырбекова — первый мюзикл, снятый на киргизском языке. Международная премьера картины год назад триумфально встречена на московском кинофестивале — тогда его программный директор, киновед Кирилл Разлогов назвал фильм сенсационным: «В чем сенсационность этой картины? В неожиданном жанровом соединении.  Это не просто кыргызская картина, снятая при российском участии, а такой экспериментальный фильм, неожиданность которого заключается том, что в нем сплетено много разных жанров: блокбастер, драма, мюзикл и авторское кино!» Впечатляющей и захватывающей назвал картину The Hollywood Reporter, отметив четкий нарратив и естественную эмоциональную связь между персонажами и их родиной.

Однако логичный выбор лауреата главного приза не отменяет множества вопросов, которые стоят перед организаторами фестиваля. Поскольку он, несмотря на все усилия большой команды, которая в эти дни трудится без сна и отдыха, остается мероприятием сугубо местечковым. Время на раздумья есть, ведь следующий КМФМК, который на этот раз переносили на весну из-за KazanSummit, состоится только осенью 2020 года.