В казанском ГБКЗ открылся IX международный фестиваль им. Сергея Рахманинова «Белая сирень». Он основан художественным руководителем и главным дирижером Государственного симфонического оркестра РТ Александром Сладковским в память о великом композиторе, который дважды бывал в Казани. О том, почему в России редко играют Николая Метнера и чем покорил публику ученик выпускницы класса Мусина, — в материале «БИЗНЕС Online».
В казанском ГБКЗ открылся IX международный фестиваль им. Сергея Рахманинова «Белая сирень»
ОТ ИЛЬИ МУСИНА К АЛЕКСАНДРУ СЛАДКОВСКОМУ
В последние несколько лет Казань стала настоящей Меккой для любителей академической музыки. Ведь не успели завершиться «Рахлинские сезоны», на которых с Государственным симфоническим оркестром РТ выступали блистательные дирижеры и солисты, как в ГБКЗ стремительно стартовал уже традиционный майский фестиваль «Белая сирень», посвященный Сергею Рахманинову. В этом году его основатель, худрук ГСО РТ Александр Сладковский получил международную премию имени великого композитора в номинации «Специальный проект во имя Рахманинова» — за особое внимание к его творчеству и организацию «Белой сирени».
Фестиваль в преддверии круглой даты, как и в предыдущие годы, обещает целую россыпь талантливых дирижеров и торжество пианизма от Дениса Мацуева, Франсуа Дюмона, Алексея Володина, Юлианны Авдеевой, Александра Малофеева и Сергея Давыдченко. По приглашению Сладковского в качестве дирижеров на фестивале выступят Николай Цнайдер, Арво Вольмер, Фабио Мастранджело и Лариса Габитова.
Открывать фестиваль было доверено дирижеру Джонатану Блоксхему, для которого это был первый концерт в России. Улыбчивый британец был помощником дирижера Симфонического оркестра Бирмингема, основал фестиваль Nothern Chords, выступает в качестве приглашенного дирижера с оркестром Немецкой камерной филармонии Бремена, Лозаннским камерным оркестром, Концертным оркестром ирландского радио и другими. Интересно, что учился дирижированию Блоксхем, виолончелист по образованию, у Шон Эдвардс — выпускницы класса Ильи Мусина в Ленинградской консерватории.
«Я учился в Лондоне у преподавателя дирижирования, которая училась с Ильей Мусиным. Так что в моей дирижерской технике, в моем подходе есть небольшой налет российской дирижерской школы, поэтому мне было легко работать с татарстанским оркестром», — отметил Блоксхем в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online».
«ЭТО ОЧЕНЬ ГЛУБОКАЯ МУЗЫКА БЕЗУМНОЙ КРАСОТЫ»
В программе значились концерт №2 для фортепиано с оркестром Николая Метнера, произведение с аналогичным названием, но авторства Рахманинова, и симфония №2 Петра Чайковского. Метнер в Казани звучал впервые — эксклюзивность исполнения подчеркивало и то, что концерт был новым как для оркестра, так и для дирижера с солистом. «Было поразительно открыть для себя новые произведения. До этого я не был знаком с Метнером, поэтому для меня было ценно поработать над ним с оркестром. Это мое первое выступление с ГСО РТ и вообще в России. Это был новый волнующий и особенный опыт», — сказал Блоксхем.
Поделился впечатлениями от нового для себя произведения и солист Юрий Мартынов. Опытнейший пианист, гастролирующий по всему миру лауреат международных конкурсов признался, что готовить концерт Метнера откровенно тяжело и ему бы не помешала пара дополнительных недель. «Вообще музыка Метнера не очень часто играется — у нее сложная партитура и не общепринятый язык. Но это очень глубокая музыка безумной красоты, и в последнее время к нему обращаются чаще, что очень отрадно». Мартынов добавил, что первый концерт Метнера он играл в Большом зале Московской консерватории со Сладковским — таким образом, исполнение второго с ГСО РТ стало своеобразным продолжением красивой исполнительской истории.
Жаль, что Метнера нечасто исполняют в России, потому что его музыка — с богатой фактурой, глубокой мелодичностью и одновременно вкраплениями авангарда — звучит поистине незабываемо. Продолжая традиции романтической композиторской школы, он добавляет в свои произведения сложный полиритмический рисунок, усложняет гармонический язык — то есть, будучи приверженцем классической школы, все же не может избежать влияния современных ему музыкальных течений. Эта многогранность и яркая индивидуальность покорили и Рахманинова, который стал для коллеги близким другом. Второй концерт Метнер и посвятил своему другу.
Волнение музыкантов по поводу дебютного исполнения произведения не оправдалось — уровень игры был высочайшим. Мартынов доказал свое мастерство, тщательно и вдумчиво прикасаясь к музыкальной ткани произведения. А Блоксхем был невероятно обаятелен и улыбчив — казалось, невозможно все время быть в таком приподнятом настроении, и дирижер вот-вот отвлечется и уйдет в себя. Но нет — ободряющая улыбка в адрес оркестрантов и солиста не сходила с его лица, вызывая ответную радость на их лицах. Благодаря этому произведение исполнялось и слушалось легко и непринужденно, и даже сложность партитуры не стала препятствием для триумфального исполнения — разумеется, ставшему возможным благодаря уровню татарстанского оркестра.
Мартынов, как и Блоксхем, выступал с ГСО РТ впервые. «Я с ним никогда не играл, но имел удовольствие его несколько раз слышать — и в Москве, и в трансляции. Я довольно давно знаком с Александром Витальевичем. Это замечательный оркестр уже много лет, и это заслуга Сладковского, потому что я слышал, как играл оркестр до него. Теперь его не узнать — это абсолютно коллектив мирового уровня и играть с ним большое удовольствие», — признался пианист.
«ПАУЗЫ БЫЛИ ПОТРЯСАЮЩИЕ»
Для исполнения Второго концерта Рахманинова на сцену вышел Бехзод Абдураимов — одаренный пианист, лауреат множества международных конкурсов, выступавший с Бостонским симфоническим, Мюнхенским филармоническим оркестрами. За плечами Абдураимова — турне по США и Австралии, сольные концерты в Париже, Лондоне и Мюнхене, гастроли в Азии. Чувствовалось, что концерт Рахманинова для Абдураимова — одна из визитных карточек, настолько легко он исполнял виртуозные пассажи, не теряя ни грамма эмоциональности. Не менее виртуозен был и оркестр, который тоже непринужденно демонстрировал образцовую игру.
«Замечательные, потрясающие музыканты, — восхищенно отзывался Абдураимов о ГСО РТ после выступления. — Самое главное — они очень чуткие и целиком отдаются делу. Я получил огромное удовольствие от работы с ними. Сегодня был замечательный зал, чувствовалось, что публика находится очень близко и очень внимательно слушает тебя. Паузы были потрясающие». После такого впечатляющего первого отделения публика устроила музыкантам стоячие овации. На бис пианист сыграл «Колыбельную» Чайковского в транскрипции Рахманинова. «Это великолепная музыка. И после грома и молний в этом концерте хотелось успокоиться, сыграть что-то лирическое и приятное публике», — объяснил он свой выбор.
Во втором отделении на сцену, украшенную охапками белой сирени (именно ее дарили Рахманинову поклонницы), вышли только оркестр и Блоксхем — предстояло исполнить Вторую симфонию Чайковского. И вновь засияла улыбка британского дирижера, и вновь легко полились звуки, хорошо знакомые меломанам. Симфонии Чайковского играют часто, и кажется, уже нельзя придумать что-то новое в исполнении, однако у высококлассных музыкантов это получается. Вот и у ГСО РТ звучало по-особому оптимистично и радостно. Народные мелодии, цитируемые Чайковским, — «Вниз по матушке по Волге», «Пряха моя, пряха», «Журавель» — были исполнены с глубочайшим вниманием и трепетностью. С нескрываемым удовольствием дирижировал симфонией Блоксхем — он искренне кайфовал от происходящего, а после выступления шептал музыкантам: «Мне было очень приятно».
«Работать с татарстанским оркестром — истинное удовольствие, — сказал британец корреспонденту „БИЗНЕС Online“. — Они очень дружелюбные, тепло к тебе относятся и обращают внимание на все мелкие детали. Очевидно, что с ними работали великолепные дирижеры и у них фантастический главный дирижер, так что музыканты имеют опыт совместной работы над великой музыкой. У нас получилось хорошее взаимодействие, мы нашли точки соприкосновения. Это мой дебют в России, и особенный концерт для меня».
Думается, не менее особенными будут и грядущие концерты «Белой сирени». 22 мая за дирижерский пульт встанет руководитель Санкт-Петербургского «Мьюзик-холла» Фабио Мастранджело, а солистом выступит французский пианист Франсуа Дюмон. В программе — произведения Рахманинова и Мориса Равеля.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 3
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.