Экологическая катастрофа от обмеления Волги неожиданным образом перекинулась на туристическую индустрию Татарстана

«ТУРИСТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ РЕСПУБЛИКИ НЕСУТ УБЫТКИ»

Экологическая катастрофа от обмеления Волги неожиданным образом перекинулась на туристическую индустрию Татарстана. Представители туротрасли, завязанной на состоянии речного транспорта, бьют тревогу. Из-за обмеления главной водной артерии РТ гости не могут добраться до важнейших туристических объектов — Свияжска и Болгара, которым теперь грозят финансовые и репутационные убытки.

По состоянию на 21 мая зафиксирована целая череда отмененных судозаходов в туристические центры республики. Как сообщили корреспонденту «БИЗНЕС Online» в пресс-службе госкомитета РТ по туризму, Болгар уже не смог принять 8 теплоходов, а до 24 мая в процессе снятия с рейсов находятся еще четыре. На острове-граде Свияжске отменены заходы трех теплоходов, в скором времени с рейса снимут еще один. В Тетюшах эта картина выглядит еще печальнее — отменено 15 из 20 запланированных на май заходов речного транспорта. Остальные запланированные судозаходы находятся в процессе снятия с рейса. Благо эта проблема не наблюдается хотя бы в туристических центрах, расположенных в Камской акватории. В Елабуге и Чистополе вопрос с судозаходами не стоит. Проблема обмеления Волги, завязанная на попусках Куйбышевского водохранилища, не коснулась Камы.

Из-за обмеления главной водной артерии Татарстана гости не могут добраться до важейших туристических объектов — Свияжска и Болгара Из-за обмеления главной водной артерии Татарстана гости не могут добраться до важнейших туристических объектов — Свияжска и Болгара

«Такое понижение уровня воды в Волге отрицательно сказалось на круизном туризме. С одной стороны, сами туристические центры республики несут убытки, поскольку для каждого теплохода готовятся программа встречи, экскурсионная составляющая; терпит убытки малый бизнес: от объектов сувенирной торговли до пунктов общественного питания. На одном теплоходе могут отдыхать от 150 до 300 человек. Плюс ко всему Татарстан несет репутационные риски, поскольку у людей были запланированы остановки и они настраивались побывать в том или ином туристическом центре республики. Туристы видят обмелевшую Волгу — и это, несомненно, портит общее впечатление от республики», — отметил председатель госкомитета РТ по туризму Сергей Иванов.

Таким образом, проблема даже не в том, что из-за низкого уровня воды уменьшается турпоток, а в том, что это больно бьет по репутации республики. Подсчитать на сегодня, сколько пассажиров и туристов «недополучили» турцентры Татарстана, довольно проблематично. Количеством перевезенных пассажиров владельцы круизных компаний делятся, как правило, неохотно — все-таки коммерческая тайна, а туристический поток «на местах» считается раз в квартал. Кроме того, следует понимать, что в течение года туристические центры Татарстана активно занимались привлечением к себе круизных судов, заключали с ними договоры, которые выполнить в сложившейся ситуации довольно проблематично. Как отметил собеседник в туриндустрии, знакомый с ситуацией, уже встает вопрос о том, как суметь договориться с разочаровавшимися владельцами круизных судов на следующий год.

Сергей Иванов: «Татарстан несет репутационные риски, поскольку у людей были запланированы остановки, и они настраивались побывать в том или ином туристическом центре республики» Сергей Иванов: «Татарстан несет репутационные риски, поскольку у людей были запланированы остановки и они настраивались побывать в том или ином туристическом центре республики»

«ВЕСНОЙ ВСЕГДА ПРОБЛЕМЫ С НАВИГАЦИЕЙ, А В ТЕКУЩЕМ ГОДУ ЕЩЕ И ВОЛГА ОБМЕЛЕЛА. НО ПОДОБНОЕ ВРЕМЕННО, И ЭТО НЕ МЕШАЕТ ХОДИТЬ ГРУЗОВЫМ БАРЖАМ»

Корреспондент «БИЗНЕС Online» предпринял попытку связаться с руководством судоходной компании «Татфлот», которой принадлежит почти 85% водных перевозок, но телефон приемной не отвечал. В справочной же «Татфлота» пояснили, что теплоходы компании до Болгара так и так не ходят, причем не потому, что не могут преодолеть обмелевшую реку, а просто пока нет судна. А вот до Свияжска, как заверили корреспондента, — ради бога: каждый день с утра корабль отправляется до острова-града. Предварительной продажей в «Татфлоте» не занимаются. Как пояснила собеседница в справочной, нехорошо получится, если вдруг билеты продадут, а теплоход не сможет выйти в рейс, например, из-за того же обмеления.

В компании «Мир будущего» (преемник «Волжских путешествий») Вячеслава Самолина нам не рекомендовали брать билеты на маршрут до Свияжска, ранее анонсированный на 31 мая: мол, пассажиров мало. Вместе с тем нам предложили другой вариант — поездка до Болгара 30 мая. «Если ехать до Болгара, река уже пошире, Кама, там еще пройдем, — пояснили нам по телефону. — А до Свияжска люди боятся и не хотят брать билеты».

Пока пассажирская речная навигация несет тяжелые потери, грузовое направление работает без перебоев. В этом корреспондента «БИЗНЕС Online» заверили в торгово-строительной компании «Волгастрой», которая занимается реализацией стройматериалов, в том числе песка. «Весной всегда проблемы с навигацией, а в текущем году еще и Волга обмелела, но подобное временно, это не мешает ходить грузовым баржам, — сообщил сотрудник фирмы в беседе с нашим корреспондентом. — Кроме того, уровень воды уже начал повышаться. Наша компания на себе не ощутила влияние низкого уровня воды».

Пока пассажирская речная навигация несет тяжелые потери, грузовое направление работает без перебоев. В этом корреспондента «БИЗНЕС Online» заверили в торгово-строительной компании «Волгастрой»

«МАЙ У НАС ПОЛУЧИЛСЯ ПРОВАЛЬНЫМ, ХОТЯ МЫ АКТИВНО ГОТОВИЛИСЬ»

Опасения госкомитета РТ по туризму подтвердили в самих туристических центрах. Замдиректора Болгарского историко-архитектурного музея-заповедника Лилия Сафина рассказала «БИЗНЕС Online», что из-за обмеления реки у заповедника возникли большие проблемы — 12 больших теплоходов уже «потеряны», т. к. не смогли пристать к берегу и прошли мимо. Еще порядка 10 туристических судов, которые планировали посетить Болгар до конца мая, тоже, вероятно, не смогут этого сделать. «Это крупные российские компании — „Водоход“, „Спутник-Гермес“, „РосВояж“, которые с нами несколько лет активно сотрудничали. В связи с обмелением их теплоходы не могут к нам подойти. Мы уговаривать их не можем и не должны, так как это связано с безопасностью. К большому нашему разочарованию и сожалению, май у нас получился провальным, хотя мы активно готовились еще начиная с осени и всю зиму: рекламную кампанию проводили, новые маршруты предлагали, но пока остались в провале», — с сожалением отметила Сафина. Она сказала, что 1 мая в Болгаре все-таки успели открыть сезон: приняли теплоход «Алексей Толстой», но после этого все — заходить могут только маленькие суда.

По ее словам, пока в Болгаре не заметно существенного повышения уровня воды, так что в заповеднике не думают, что до конца мая смогут начать принимать суда: «Хотя к 9–10 июня нам обещали». Также Сафина не уверена, что 30 мая к Болгарам сумеет пристать теплоход «Борис Полевой», билеты на который сейчас активно предлагает компания Самолина, хотя впереди около недели, возможно, что-то еще изменится. Сейчас «водоплавающих» туристов, которые очень хотят посетить Болгар, сначала везут в Казань, а уже потом на автобусах доставляют в музей-заповедник, хотя для самих путешественников, конечно, это не очень комфортный вариант.

Директор музея истории Тетюшского края Наталья Понедельникова рассказала, что в мае «вылетело» порядка 17–18 больших теплоходов, пару раз пристать смогло только небольшое судно «Алдан». Это существенные потери для небольшого музея — на больших судах может быть по 200–350 туристов. «В мае было запланировано заходов 20 крупных теплоходов — „Инфорфлот“, „Водоход“. На май Тетюши уже перекинули в другие города. Еще не знаем, как июнь начнется. Прибавка воды идет, но очень медленно, а ведь мы прилагаем большие усилия для привлечения теплоходов», — говорит Понедельникова.

Начальник отдела туризма музея-заповедника «Остров-град Свияжск» Алла Елисеева сообщила нам, что на данный момент уже отменено четыре теплохода — «побоялись» пристать большие четырехпалубники. «Сейчас если кто-то боится, то не подходит, но некоторые пристают. Завтра у нас по плану два теплохода, послезавтра — два, мы с капитанами созванивались, сказали, что все хорошо», — рассказала Елисеева.

«У нас проблем нет, в Каме вода на хорошем уровне. Мы счастливы, что к нам пристают суда», — с радостью заметила директор Елабужского музей-заповедника Гульзада Руденко. Елабуга, напомним, обмелением не затронута. По словам Руденко, в городе в этом году ожидают более 150 теплоходов. На сегодняшний день уже принято 8 кораблей.