«Первый городской» телеканал кировского медиахолдинга «RNTI Media Group» прекращает вещание в Казани Телеканал «Первый городской» кировского медиахолдинга RNTI Media Group прекращает вещание в Казани Фото: Регина Шафиева

«ПЕРВЫЙ ГОРОДСКОЙ» В КАЗАНИ ОСТАНАВЛИВАЕТ ВЕЩАНИЕ. НАВСЕГДА»

Первые сообщения о том, что телеканал «Первый городской» прекращает вещание в Казани, появились в соцсетях. Сегодня пользователь «Инстаграма» 4aleks опубликовал в сториз следующее сообщение: «Не беспокойтесь. Все живы. 31 мая в 12:00 „Первый городской“ в Казани останавливает вещание. Навсегда». Бывший редактор «Первого городского» в Казани Айрат Галимов опубиковал в своем аккаунте в «Фейсбуке» пост также на тему увольнения (орфография и пунктуация авторов здесь и далее сохранены прим. ред.): «Когда один и тот же работодатель приглашает тебя в другой город на новый проект, но при этом кидает на бабки в прежнем городе на проекте старом, я думаю — вот каким местом думают эти менеджеры? Что ты во второй раз захочешь окунуться в тот же скудный ручей благосостояния и отсутствия гарантий?»

Один из журналистов опубликовал в своем аккаунте в «Твиттере» сообщение: «Первому городскому … в Казани. наконец то никто не будет представляться „первым каналом“ тут». Через несколько часов блогер добавил: «Кинули людей на деньги и прекращают вещание. вот она вот она схема отработана».

Корреспондент «БИЗНЕС Online» сегодня побывал в офисе «Первого городского», который находится на 8-м этаже бизнес-центра по улице Ахтямова, 1 (бывшее здание компании «Татстрой»). Он оказался почти пустым — и наш корреспондент пообщался только с менеджером и бухгалтером телеканала. По словам последнего, все корреспонденты и редакторы уехали на съемку в Болгар. Она подтвердила и то, что телекомпания закрывается, но причину назвать не смогла. «На данный момент ничего не говорят. Сказали, что работаем пока. Пока не скажут: „Не работаем“. Никто ничего не говорил. Зарплату обещают выплатить, расчет будет», — заметила бухгалтер в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online».

Один из менеджеров «Первого городского» также подтвердила, что в их работе пока ничего не изменилось: «Никто не уволен, съемки идут». По ее словам, они надеются, что зарплату им все-таки выплатят. Некоторые журналисты, устроенные на «Первом городском», также подтвердили, что в ближайшем времени их трудовые отношения с работодателем прекратятся. 

«Первый городской» — сеть городских телевизионных каналов, входящих в состав межрегионального медиахолдинга RNTI Media Group со штаб-квартирой в Кировской области. Помимо телеканала, RNTI Group владеет несколькими СМИ в Калининграде, Коми, Саранске, Нижнем Новгороде, Чувашии, Владимире, Пензе, Перми, Марий Эл. Это радиостанция «Мария FM», газеты «Pro Город», «Народные страницы» и «Навигатор», интернет-порталы «Город Киров», «Бизнес-Навигатор» и глянцевые каталоги. «Первый городской» вещает на кабельном телевидении в Калининграде, Кирове, Нижнем Новгороде, Казани. Однако работу телеканал прекратил только в столице РТ, в других городах в интернете трансляция программ ведется. Сотрудники телеканала в других регионах заверили нашего корреспондента, что вещание продолжается и планов закрываться нет.

Согласно данным сервиса «Контур.Фокус», в телекомпании ООО «Первый городской канал» работают всего 12 человек. Это юрлицо было создано еще в апреле 2012 года Максимом Солодянкиным (доля в компании — 50%), Вадимом Скопиным (33,3%) и Владимиром Суворовым (16,7%). Судя по открытым данным, Солодянкин всю свою предпринимательскую деятельность работал преимущественно в сфере рекламы и СМИ. За ним числятся и еще больше числилось множество медиа под брендом «Про город» в Кировской, Калиниградской, Нижегородской области, Чувашии и многих других — всего 75 различных медиакомпаний. Так же выглядит и картина бизнеса его главного партнера Суворова. А вот другой партнер, Скопин, кроме СМИ занимается еще и арендой недвижимости.

Из последней финансовой отчетности от 2017 года следует, что выручка ООО «Первый городской канал» снизилась за год сразу на 70% и чистый убыток составил 3,4 млн рублей. И это при отрицательном собственном капитале в 19,4 млн рублей. Два года назад краткосрочные заемные обязательства телекомпании превысили выручку почти в 4 раза — 20,7 млн против 5,5 млн рублей. Впрочем, судя по динамике финансов, компания переживала и более худшие времена. Например, на конец 2013 года выручка «Первого городского» составляла всего 2,5 млн рублей при убытке в 13,4 млн рублей. 

Офис «Первого городского», который находится на 8-м этаже бизнес-центра, оказался почти пустым Офис «Первого городского», который находится на 8-м этаже бизнес-центра, оказался почти пустым Фото: Регина Шафиева

«УЧРЕДИТЕЛИ ПРИНЯЛИ ТАКОЕ РЕШЕНИЕ, ПОСКОЛЬКУ ОБОРОТЫ КОМПАНИИ НЕ ДОСТИГЛИ ПЛАНИРУЕМОГО УРОВНЯ»

Директор ООО «Первый городской канал» в Казани Ольга Лицарева подтвердила корреспонденту «БИЗНЕС Online», что телеканал прекращает вещание в Татарстане по решению учредителей RNTI Media Group. «Они приняли такое решение, поскольку обороты компании не достигли планируемого уровня, — пояснила она. — Кроме того, 3 июня 2019 года Татарстан переходит на цифровое телевещание. Сейчас все телеканалы уходят либо в „цифру“, либо в интернет, позиции кабельных операторов пошатнулись, поэтому наши учредители решили пересмотреть формат работы „Первого городского“».

По словам собеседницы издания, вещание будет прекращено только на летний период, за это время учредители проведут «перезагрузку канала», после чего он может запуститься в сентябре с новыми проектами и в новом формате.

В Татарстане «Первый городской» вещал только в кабельном формате, но в последнее время большая часть аудитории перешла в интернет. По оценкам Лицаревой, потенциальная аудитория телеканала в Татарстане составляла 1 млн человек. «Это если суммировать всех абонентов операторов, мы были представлены во всех крупных городах республики, у всех операторов: „Таттелеком“, „Ростелеком“, „Уфанет“, — пояснила директор „Первого городского“ в Казани. — Фактически наша месячная аудитория составляет 380 тысяч человек. Ежедневно новости нашего телеканала набирали 70 тысяч просмотров, но в последнее время мы выбрали новую концепцию — не конкурировать в новостном формате, а производить развлекательные форматы, такие как реалити-шоу, — это больше нравилось нашим партнерам и рекламодателям».

Лицарева добавила, что в других городах присутствия — Калининград, Нижний Новгород и Киров — телеканал не прекращает своего вещания. В ответ на вопрос нашего корреспондента, с чем связаны сложности именно в республике, директор «Первого городского» в Казани ответила уклончиво: «Татарстан — очень самобытный регион, здесь бизнес по-своему строится, сравнивать его с другими регионами нельзя». Впрочем, как добавила Лицарева, в республике руководству канала не удалось получить выгодные позиции в кабельном вещании, а конкуренция в отрасли телевещания в РТ весьма развита.

«За 6 лет работы телеканал не получал господдержки от правительства республики, мы регулярно участвовали во всевозможных грантах и конкурсах, но победить так и не смогли, хотя производили интересный контент», — сетует она. В пример Лицарева привела другие регионы присутствия «Первого городского», где медиа удалось выстроить более теплые отношения с исполнительной властью. «Политика работы кабельных операторов в Татарстане отличается от их политики в других регионах, — пояснила собеседница издания. — Кабельные каналы, которые поддерживаются правительством республики, размещались либо бесплатно у операторов, либо на гораздо более выгодных условиях. С нас же кабельные операторы брали полную стоимость за каждого абонента, поэтому условия размещения у операторов Татарстана оказались для нас нерентабельными. В других регионах каналы более успешные, таких проблем во взаимодействии с властями нет, удается найти понимание с правительством, а здесь мы до них 6 лет не могли достучаться».

«Все работники будут до конца мая рассчитаны, задолженности по зарплате перед ними погасят, — заверила нашего корреспондента Лицарева. — Часть сотрудников мы приглашаем на работу в филиалы канала в других городах, а также в иные издания нашего холдинга».

«Первый городской» вещал только в кабельном формате, но в последнее время большая часть аудитории перешла в интернет «Первый городской» вещал только в кабельном формате, но в последнее время большая часть аудитории перешла в интернет Фото: «БИЗНЕС Online»

«Я УЖЕ В ШЕСТОМ ГОРОДЕ, И У НИХ ОДНИ И ТЕ ЖЕ ПРОБЛЕМЫ — ГРЯДУЩАЯ ЦИФРОВИЗАЦИЯ»

Гендиректор ТНВ Ильшат Аминов подчеркнул в беседе с нашим корреспондентом, что дает комментарий как председатель cоюза журналистов РТ. По его словам, он узнал о закрытии «Первого городского» от корреспондента «БИЗНЕС Online». Впрочем, как заметил сам Ильшат Юнусович, он уже неделю не вылезает из командировок по телеканалам республики.

«Я езжу по телеканалам Татарстана и не вижу всех новостей, — пояснил Аминов. — Считаю, что уход „Первого городского“ с казанского рынка — это плохо, потому что телевизионное пространство должно быть представлено разными компаниями: государственными и негосударственными. Честно скажу, я часто смотрел „Первый городской“, он мне нравился такой детской непосредственностью, своим юношеским задором, нестандартными решениями, он был мобильным».

Аминов считает, что уход «Первого городского» — это следствие цифровизации телевещания в России. «Это в целом тенденция — сокращение регионального вещания в стране. И моя задача — сделать все, чтобы сохранить региональное вещание в РФ. Его надо поддерживать, в том числе в регионах Татарстана, чем я и занимаюсь: сейчас мы ездим по районам, смотрим региональные телекомпании, выясняем, какие у них проблемы. Я уже в шестом городе, и у них одни и те же проблемы — грядущая цифровизация», — говорит Ильшат Юнусович.

«Закрытие каналов продолжится — к сожалению, это тенденция, — предвидит глава союза журналистов РТ. — Но мы работаем над тем, чтобы сделать 23-ю региональную кнопку. И она появится. Скоро этот закон примут, мы много над ним работали, сегодня второе чтение». Однако не все региональные телеканалы смогут туда попасть.

Аминов попросил донести до руководства операторов кабельных сетей, которые в связи с «цифрой» также ждет неминуемое сокращение, что спасением для них может стать как раз сотрудничество с региональными телеканалами.

Ильшат Аминов: «Я часто смотрел „Первый городской“, они мне нравились такой детской непосредственностью, своим юношеским задором, нестандартными решениями, они были мобильными» Ильшат Аминов: «Я часто смотрел „Первый городской“, он мне нравился такой детской непосредственностью, своим юношеским задором, нестандартными решениями, он был мобильным» Фото: «БИЗНЕС Online»

«К сожалению, кабельные каналы не понимают, что с приходом цифрового эфирного вещания народ начнет массово отказываться от кабеля, потому что 20 каналов — это просто, бесплатно, это хорошее качество. Но если кабельные запустят к себе региональные каналы — разные в каждом городе, это будет для них плюсом. Зрители, которым нужны региональные новости, — Челнов, Альметьевска, Нижнекамска, Бавлов, Актаныша и так далее — будут подписываться на кабельные сети, чтобы получать информацию о том, что рядом с домом», — уверен Аминов. Он считает, что интернет-вещание не спасет региональные телеканалы и их закрытие будет продолжаться.

Абдулхак Батюшов, гендиректор холдинга «СТВ-Медиа», говорит, что проблемы «Первого городского» характерны сегодня в целом для региональных телеканалов России, которые живут в ожидании прихода «цифры». Пока все челнинские телеканалы живы, ищут пути выживания: кто-то уходит в социальные сети, кто-то — в интернет, кто-то — в YouTube, но вариантов для выбора очень мало. По его данным, процентов 30–40 местных каналов в России уже закрылись — и эта тенденция продолжится.

«От цифровизации больше всего плюсов для сельских населенных пунктов, которые раньше имели дело с 2–3 каналами, а теперь будут смотреть 20. Но городское население однозначно проиграет, так как телезрители городов будут смотреть все, кроме того, что у них под носом происходит. Но я не знаю, каково соотношение населения, проживающего в городе и сельской местности», — сетует Батюшов.

Он поясняет, что в цифровых мультиплексах не будет ни одного регионального или местного телеканала. «Жители городов станут смотреть все, включая „Первый“, „Муз-ТВ“ и „Спас“, но не местное ТВ. Сегодня как раз рассматривается вопрос о 22-й кнопке, она актуальна для Челнов. Но речь там идет о кабельных сетях, не нужно путать две вещи. Если все абоненты кабельных сетей автограда откажутся от них и перейдут на „цифру“, они ни ТНВ, ни местные каналы видеть не будут», — уверен Батюшов.

Уход «Первого городского» — это следствие цифровизации телевещания в России
Фото: ©Михаил Воскресенский, РИА «Новости»

«ОНИ ДУМАЛИ: «МЫ БУДЕМ «ПЕПСИ-КОЛОЙ» РЯДОМ С «КОКА-КОЛОЙ», — НО НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ»

Вячеслав Долгополов, соучредитель ООО «Информационные системы» (телеканал «Ю-ТВ Казань»), считает, что причины ухода «Первого городского» вовсе не в цифровизации. 

«Этот телеканал сразу работал в „цифре“, у них никогда не было своей частоты, эфирного вещания», — удивляется Долгополов. Он поясняет, что «Первый городской» изначально стартовал в «кабеле», а для кабельного канала проблемы перехода в «цифру» никогда не существовало.

«Соответственно, причины ухода „Первого городского“ совершенно в другом. На мой взгляд, они завысили свои ожидания по поводу Казани. Думали, что рекламный рынок столицы РТ такой сладкий: город-миллионник, Универсиада, ФИНА и так далее. Ведь основной бизнес у них находится в Кирове, а кировские бизнесмены всегда хотели зайти в Казань. У них было желание, они вкладывали деньги в развитие казанского канала, ожидая хорошие доходы, но не получили, свернули бизнес и ушли, потому что раньше в столице РТ фактически был один „Эфир“. Они думали: „Мы будем „Пепси-Колой“ рядом с „Кока-Колой“, — но не получилось“», — считает Долгополов.