Фото: Сергей Елагин

РАДИО «ВЕРА» БУДЕТ ВЕЩАТЬ И НА ТАТАРСКОМ ЯЗЫКЕ

— Владыка, начнем разговор с актуального: «Когда начнет вещать радио „Вера“ в Татарстане? Есть ли уже команда творцов и программа наполнения эфира? На что сделан упор в программировании? На какие деньги станет существовать радиостанция? Будет ли реклама (как источник финансирования деятельности)?» Об этом спрашивает наш читатель Ильсияр.

— Вообще, у радио «Вера» имеется свой контент на круглосуточное вещание, уже в 46 регионах оно вещает. Мы, конечно, не сможем потянуть целые сутки, поэтому берем для себя два часа. Даже еще не зная, удастся нам выиграть конкурс на частоту или нет, я проводил совещание по вопросу о том, как мы будем работать. Предложил взять 7 направлений, по каждому из которых один член команды раз в неделю ведет программу. Сферы разные: религия, история, философия, культура. Среди тем могут быть и казанские храмы, и казанские святыни, и казанские мученики. Будут освещаться и текущие вопросы жизни Татарстана, и возникающие проблемы, и перспективы. Опять мы впереди планеты всей: создаем прецедент вещания на татарском языке. Такого еще не было ни в одном национальном регионе, где вещает радио «Вера». Что касается команды, то силы у нас есть, поскольку имеется духовная семинария, где и профессура работает, и люди, которые сотрудничают с семинарией и епархиальным управлением.

— В какое время будут эти два часа местного вещания?

— Мы пока не определили.

— Почему вы вдруг решили заняться медиапроектом? Или из Москвы вам дали команду?

— Никто команды мне не давал, все очень просто: это просвещение. Как только я пришел в Татарстан, поставил вопрос присутствия здесь радио «Вера» и вел переговоры, не афишируя их.

— Из какого источника финансирование работы радио?

— Народ Божий.

— То есть вас будут спонсировать местные олигархи?

— Я не хотел бы говорить, что олигархи. Народ Божий!

— Разве у народа есть на это средства? Им бы прокормить себя и детей…

— Не надо обижать наш народ!

— Например, сколько денег дают простые люди на строительство храма?

— Сколько нужно, столько и дают.

— А реклама у вас на радио будет? Как источник финансирования.

— Думаю, что нет.

— Как вам все-таки удалось получить радиочастоту? Никому из Татарстана давно этого не удавалось сделать. Научите лоббизму!

— Это никакой не лоббизм. Может быть, я более продуманно выстраивал нашу программу и взаимоотношения. Не так-то все просто было. Мы обращались с письмом в Роскомнадзор, но нам ответили, что все на конкурсной основе. Никто нам не обещал, что мы победим. Вообще, у Татарстана очень большое информационное поле, ему грех жаловаться.

— Но на татарском языке только два радио…

— А этого разве мало? Я так считаю: сколько у вас выходит, столько и получайте частот. Никаких секретных переговоров нигде я не вел. Думаю, что причина еще и в том, что радио «Вера» в целом уже приобрело неплохую репутацию. К тому же в Татарстане для мусульман широкое информационное поле: и радио, и интернет-вещание, а для православных здесь не было ничего. Я создал журнал при нашей семинарии, но он носит больше академический характер.

«Никто команды мне не давал, все очень просто: это просвещение. Как только я пришел в Татарстан, поставил вопрос присутствия здесь радио «Вера» и вел переговоры, не афишируя их» Фото: «БИЗНЕС Online»

«НАДЕЮСЬ, И ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ ПРИЕДЕТ НА ОСВЯЩЕНИЕ»

— Внешний вид храма Казанской иконы Божией Матери видим — красота! А что внутри, какие работы ведутся? Когда планируется открыть? (Михаил Котов)

— Внутри уже полным ходом идет отделка — лепнина и прочее. Одновременно проводится музеефикация нижнего, пещерного, храма.

— А мастера местные?

— Не все местные, есть и московские. Например, пещерный храм отделывают специалисты московской фирмы, которая работала в Свияжске. Когда разрабатывали проект, были ведущие эксперты ЮНЕСКО из Греции.

— Когда храм откроет двери?

— Думаю, во второй половине 2020 года. Темп работ меня устраивает, в таком деле нельзя торопиться. Я был бы недоволен, если бы мы слишком гнали. Это не комсомольская стройка.

— Денег на строительство храма хватает?

— Слава Богу! Спасибо фонду «Возрождение». Не могу не сказать доброе слово в адрес Минтимера Шаймиева. Меня поражает этот человек широтой своей деятельности и внутренней энергией. Он руководил республикой и в советское время, и в очень сложный перестроечный период, сегодня тоже настолько погружен в миссию духовного возрождения, что это уже его внутренний мир. Госсоветник не играет в хорошего дядю, он живет этим. Думаю, Минтимер Шарипович войдет в историю не только как человек, сохранивший мир и стабильность в республике и в целом в России, но и как тот, кто оставит возрожденное духовное наследие — и ислам, и православие. Это вечный живой памятник Шаймиеву. И, конечно, действующий президент Рустам Минниханов останется в истории.

«Не могу не сказать доброе слово в адрес Минтимера Шаймиева. Меня поражает этот человек широтой своей деятельности и внутренней энергией» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Патриарх не собирается еще раз в Татарстан приехать?

— Освящать храм Казанской иконы Божией Матери будет обязательно. Надеюсь, и Владимир Владимирович Путин приедет на освящение.

— Икона в этом храме будет папская?

— Да, так называемый Ватиканский список Казанской иконы Божией Матери.

— Но в Казани есть еще более древний список.

— Важно не то, когда технически исполнена икона — в XVI веке или раньше. Суть ее в том, что она почитаема, намолена и прославлена. Надо судить не по техническим характеристикам, а по тому, что икона значит в глазах верующих.

— А настоящая может быть найдена, как считаете?

— Может! Я не верю, что икону могли сжечь.

— Может, Россия с этого начнет возрождение?

— Она начала возрождение уже строительством нашего собора.

— Вы планировали открыть свою архитектурную мастерскую. Удалось это сделать? Кто в нее вошел, чем она занимается? (Зарипов И.)

— Мы создали свою архитектурную мастерскую и тоже получили лицензию — практически одновременно с радио «Вера». Она называется художественно-реставрационная мастерская Казанской епархии, учредителем ее является епархия. Специалистов мы набрали хороших, мастерскую возглавил доцент КГСАУ Степан Новиков. Она будет восстанавливать храмы по республике. Когда мы сами станем проектировать и реставрировать храмы, то будем более бережно и практично к ним относиться.

«Важно не то, когда технически исполнена икона — в XVI веке или раньше. Суть ее в том, что она почитаема, намолена и прославлена» Фото: «БИЗНЕС Online»

«РАЗВЕ У КАЗАНИ НЕТ АМБИЦИЙ ВЕРНУТЬ СЛАВУ ДУХОВНОЙ СТОЛИЦЫ?»

— В самом начале своего служения в Татарстане вы говорили, что Казанская православная академия начнет свою работу раньше чем через пять лет. И в какой стадии сегодня? Что больше сдерживает открытие — отсутствие здания или кадров? (Анна Петрова)

— Дела продвигаются нормально, но я не сторонник того, чтобы без разговоров забрать здание на Ершова, 2 (ранее — горбольница №6, ныне клиника КФУ — прим. ред.). Хотя у нас есть все законные права на него, поскольку оно было построено специально для духовной академии. А куда мы денем больницу? Выкинем, что ли? Этого делать нельзя! Второе: в дореволюционное время, когда строили академию, там было спокойное место, а сегодня рядом злачный развлекательный «Корстон». Думаю, не очень хорошее соседство получилось бы, если бы там находилась академия. Поэтому надо думать.

Я хочу поблагодарить Минниханова, потому что мы находим консенсус. У нас взаимопонимание: он учитывает наши нужды, а мы — республики и ее руководства. Поэтому главная задача — добиться своего, но не вступить в конфликт при этом, что очень важно. Для открытия будущей академии сегодня необходимо получить государственную аккредитацию. Чтобы ее выдали, столько различных препон! Наша духовная семинария по своему научному потенциалу практически готова перейти на академический курс, но по федеральному стандарту общежитие для студентов не может размещаться в учебном корпусе. Хотя я знаю массу заведений, где под общежитие приспособлены различные помещения. Но для того, чтобы получить госаккредитацию, необходимо построить отдельное здание общежития. Этот вопрос мы постепенно решаем и, думаю, решим совместно с властями республики.

— Сколько студентов в семинарии?

— На очном и заочном отделениях обучаются более 300 человек. Есть и регентское отделение, где девушки учатся на церковных дирижеров.

— Потребность в академии есть?

— Она нужна уже хотя бы для того, чтобы восстановить историческую справедливость. Разве у Казани нет амбиций вернуть славу духовной столицы? Построили исламскую академию, а православная была здесь исторически. Семинария — это тоже высшая школа по своей программе, ее отличие от академии только в том, что нет аспирантуры. Задача академии — получение более углубленных знаний.

— То есть семинария будет трансформирована в академию?

— Да, так было и в Питере, и в Сергиевом Посаде, где располагаются духовные академии.

— Вы не рассматриваете Свияжск как место для академии? Например, Болгарская исламская академия построена в Болгаре…

— Нет, не рассматриваю. В Болгаре это все исторически, а у нас академия была в Казани. Я не сторонник куда-то далеко ее уводить, потому что будут проблемы с профессорско-преподавательским составом. Вся научная и культурная жизнь здесь, в Казани, так зачем от нее отрываться?

— Зато вдали от соблазнов злачных мест…

— И стены монастырские не всегда спасают от соблазнов, главное — преграду внутри себя построить…

— Какие изменения произошли в Казанской духовной семинарии после перевода в Тулу первого проректора семинарии игумена Евфимия?

— Ничего страшного не случилось, идет обычная ротация. В Туле нужна личность на должность ректора духовной семинарии. Ее возглавлял митрополит, но он побаливает, и ему трудно совмещать. Когда патриарх спросил про игумена Евфимия, я сказал, что жалко отдавать. Но надо исходить не из местечковых интересов, а из общецерковных.

— А на его место в Казани кто назначен?

— Секретарь ученого совета Казанской духовной семинарии, доктор богословия протоиерей Алексей Колчерин, кряшен по национальности.

«Суть сети православных учебных заведений в том, что они могут быть не только общеобразовательного характера, но и более качественными воскресными школами, лицензированными по общецерковным правилам» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ПРАВОСЛАВНЫЕ ГИМНАЗИИ НАДО СТРОИТЬ ВО ВСЕХ КРУПНЫХ ЦЕНТРАХ» 

— Четыре года назад в интервью «БИЗНЕС Online» вы говорили, что главное для вас — создание сети православных школ. Как достигается эта цель? Найдется ли столько желающих? (Наталья)

— Внедрение основ православной культуры в школьную программу — вопрос довольно сложный. Суть сети православных учебных заведений в том, что они могут быть не только общеобразовательного характера, но и более качественными воскресными школами, лицензированными по общецерковным правилам. Второе: в Челнах будет построена православная гимназия. Проект уже есть, он проходит экспертизу.

— А кто финансирует?

— Народ Божий. С шапкой по миру пойдем и наберем. Думаю, и в Елабуге надо строить православную гимназию, и в Тетюшах, и в других крупных центрах. В Казани гимназия работает уже более четырех лет. Недавно построили и открыли новый учебный корпус, и сегодня это полноценная 11-классная школа. Она находится около храма в честь Сошествия Святого Духа.

Вы, наверное, слышали слова Путина на встрече с руководителями мировых информагентств на петербургском экономическом форуме? Когда его спросили, что читать детям, он ответил: «Библию, Тору и Коран. Не повредит, потому что сегодня наше общество слишком расхлябано».

— Много ли молодежи посещает православные храмы в Татарстане? Что представляет собой движение «Казанские православные добровольцы», насколько оно многочисленно? Уместно ли, когда добровольцев называют «православным комсомолом»? (Валерий)

— Эти ребята помогают во время богослужений, часто выезжают в заброшенные храмы, где разгребают завалы. Недавно посещали Макарьевский монастырь, где помогали наводить порядок в храме и на территории обители, также участвовали в экологической акции, во время которой убирали мусор с берега. Волонтерская работа облагораживает молодых людей, это движение добрых дел.

— В церкви молодежи сегодня много?

— Всегда говорили, что ее там нет: «Вот умрут старушки — и некому будет в храм ходить». Это заявляли и 20, и 40 лет назад. Но всегда появлялись и новые старушки, и новые молодые. Я считаю, в России религиозная жизнь на подъеме. Сейчас он более углубленный, нет шелухи, которая была после революции 1991 года. Тогда все рванули в религию, думаю, из-за страха — а что будет при новой идеологии?

— Мои родители — люди советские, поэтому и не верующие, и не атеисты. И меня так воспитали. Подскажите, с чего начать воцерковление? (Надежда)

— С чего начинают любое дело? Со знакомства. Чтобы пойти по пути воцерковления, надо преодолеть определенные этапы. Для начала нужно ознакомиться, что такое православие, какие основные символы у него. Не сразу можно понять, что написано в Евангелии, но сейчас много литературы. Для первого знакомства лучше брать авторов, близких нам по времени. Например, двухтомник профессора Николая Пестова «Современная практика православного благочестия». Если взять дореволюционных, то рекомендую книгу Феофана Затворника «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться». Много хороших материалов есть на сайте «Православие.Ru», а также в журнале «Фома».

«Всегда говорили, что молодежи в церкви нет: «Вот умрут старушки — и некому будет в храм ходить». Это заявляли и 20, и 40 лет назад. Но всегда появлялись и новые старушки, и новые молодые» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЕСЛИ ГОСУДАРСТВО ПОМОГАЕТ ВЕРУЮЩИМ, ТО ЭТО НЕ САМЫЕ ХУДШИЕ ТРАТЫ»

— Какие планы насчет других разрушенных церквей, которых очень много в деревнях? (Виталий)

— Мы все время реставрируем, в работе постоянно, наверное, полсотни храмов. Я не отказываюсь от идеи все заброшенные церкви восстановить, а их много по республике — около 150.

— На какие деньги поднимать храмы, если народ в деревне бедный живет? Не все села имеют богатых выходцев. (Анатолий Владимирович)

— Я посоветовал бы этому читателю начать с себя и показать пример. Если нет выходцев конкретно из какой-то деревни, то всегда такие есть из данного района, занимающие посты и имеющие деньги. Надо пробудить совесть, ведь это наше общее достояние. И, поверьте, люди пойдут! Ко мне приезжают некоторые и просят дать заброшенный храм для восстановления. Большие деньги вкладывают в это! Причем просят не называть своего имени. Это своего рода добрая традиция, которая всегда была. Иначе откуда же все наши храмы взялись? Их люди строили. Надо и мечети восстанавливать.

— Хорошо, когда граждане на свои деньги восстанавливают и строят церкви и мечети — это органично. Но органично ли, когда так делает государство?

— А кто разрушил храмы и мечети? Государство! Если оно сегодня помогает что-то делать для верующих, то это не самые худшие траты.

— Вы поддерживаете строительство соборной мечети в Казани?

— Я отношусь к этому проекту так же, как и мусульманская умма. Я не вмешиваюсь, не высказываю своего мнения, пусть они сами решают. Это дело верующих людей Татарстана, мусульман.

— А православные люди будут этому рады, как считаете?

— Печалиться не станут — это точно! Думаю, и порадуются. Я вот порадуюсь. Опечалился бы, если бы какие-нибудь бедламы строились. А то у нас сегодня всё торгово-развлекательные центры возводят. Так мы доразвлекаемся и дотанцуемся!

— Почему храм – памятник павшим воинам на Казанке находится в запустении, не подсвечивается и не благоустроен? (Александр)

— Думаю, это очень большая проблема. Я много получаю писем, что негоже памятник в таком состоянии содержать. И не надо вдаваться в историю, кто и зачем его ставил. Это памятник! Если мы будем исторические моменты политизировать с точки зрения сегодняшнего дня, то очень далеко зайдем. Конечно, объект надо восстановить. Не должно быть вандализма. Это еще и еще раз покажет лицо Татарстана, который является примером не сосуществования, а реальной жизни в мире и согласии.

— Но вы планируете восстановить памятник?

— Конечно! Мы уже работаем над этим.

— В храме Параскевы Пятницы проводились богослужения на чувашском языке, но по неизвестной причине они стали идти на русском. С чем это связано и когда возобновятся службы на родном языке? (Алексей)

— Храм Параскевы Пятницы никогда не являлся чувашским приходом. Да, там был священник, который по национальности чуваш и вокруг себя собрал соплеменников. Но нельзя делить храмы по «квартирам» — чуваши, удмурты, марийцы и т. д., каша получится. Если кому-то уж очень хочется слушать проповеди на чувашском языке, то Чувашия недалеко находится… Хотя и у нас есть приходы, где чувашское население компактно проживает.

— Почему во многих казанских храмах в будние дни по праздникам служба начинается в 8 часов? Литургия в среднем длится 1,5–2 часа, то есть заканчивается в 9:30–10. Я работаю с 8, из-за позднего начала службы на литургию в православные праздники, приходящиеся на рабочие дни, попасть не могу. Раньше, при владыке Анастасии, были ранние службы, начинающиеся в 6:30, и работающие могли успеть сходить на них, сейчас такой возможности нет. (Людмила)

— Неправильно говорят! Ранние литургии всегда совершались по воскресным и праздничным дням. У нас в храмах служба обычно начинается в 6:30, например в Никольском соборе, Духосошественском храме, Успенском храме в Дербышках. Я называю те церкви, где точно знаю, поскольку давал такое указание. Православный христианин обязан посещать воскресные богослужения, а в будние дни — по возможности.

— Когда станет действующей Николо-Гостинодворская церковь, переданная в ведение РПЦ в 2017 году? Какие работы сейчас проводятся в этом храме, известном тем, что в нем начинал свое служение будущий патриарх Гермоген? Будет ли в Татарстане и дальше осуществляться реституция? Какие объекты на очереди?

— Работа идет, но там не все так просто. Проведена большая деятельность по укреплению фундамента, убирали всё то, что там было понастроено. Даже демонтировать не так просто. Проект реставрации готов, он находится на государственной экспертизе. И постепенно всё будем делать.

— Еще много церковных зданий, которые до сих пор не переданы РПЦ?

— Много, но, повторяю, я совершенно не сторонник принципа «отдайте — и всё». Надо подходить разумно, смотреть, что предшествует передаче: выселение или конфликт интересов, возможности. Ну перевели здание — а дальше что, как его использовать? Должен быть нормальный процесс в диалоге и при консенсусе.

«Гармония обязана быть. И наука должна развиваться, и промышленность, и церкви, и мечети. Невозможно делить» Фото: «БИЗНЕС Online»

 «ЛИБЕРАЛЬНОЕ КРЫЛО ПРОБУЕТ ЗУБКИ СВОИ, А ЦЕРКОВЬ — ЭТО ТОЛЬКО КАК ПОВОД»

— Сколько в Казани действующих храмов?

— Более 40.

— А новые строятся?

— Да. Например, открыли церковь на улице Япеева, сравнительно недавно появилась и в Дербышках, достраивается большой храм на улице Сахарова.

— С выделением места под церкви в Казани проблемы бывают?

— Слава Богу, мы живем в Татарстане…

— Как вы оцениваете события вокруг строительства храма в Екатеринбурге? Почему люди были против? (Дмитрий)

— Хочу процитировать вашего коллегу. Владимир Соловьев, говоря о происходящем в Екатеринбурге, отметил, что многих людей втянули в блуд. Есть силы, считает журналист, которые пытаются обратить против Церкви вопросы, которые относятся исключительно к ответственности городских властей. Цитирую его: «Люди, желающие спасти сквер, — агнцы. Те, кто кричат „сегодня — забор, завтра — Путин“, — козлища. Надо отделять одних от других».

— Как считаете, это была спецоперация именно против Церкви?

— Либеральное крыло пробует зубки свои, а Церковь — это только как повод.

— Но все-таки репутация Церкви пострадала… Выходит, вы не умеете разруливать ситуацию.

— При чем тут мы? А что было, когда строили «Ельцин Центр»? Тоже не все согласны. Но более спокойная сторона не выступает, хотя и против. Дело ведь не в сквере, потому что это было уже третье место, все не устраивало. Ищущий повод всегда будет находить причину.

— Какие-то выводы Церковь после этого сделала?

— Вывод один: везде надо спокойно вести диалог и не втягиваться в политические интриги, не давать кому-то использовать себя в политических интересах. Но, думаю, интересы будут соблюдены — и церковные, и общества. В конце концов, храм исторический, он был там. Зачем же шуметь? Людей вводят в заблуждение, часто бывает, что и платят за участие в акции.

«НУЖНА МОДЕРНИЗАЦИЯ, КОТОРАЯ НЕ РАЗРУШАЕТ НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ОБЩЕСТВА»

— Как считаете, слияние религии и государства — это нормально?

— Нет никакого слияния. Если бы оно было, то в Екатеринбурге такой ситуации со строительством храма не случилось бы. Вообще, Церкви не нужно слияние с государством, не требуются эти оковы. Но она не может стоять особняком, сторонним наблюдателем, потому что Церковь — это граждане. Если кто-то из чиновников молится, так пусть продолжает, он имеет на это право…

— Церковь должна одергивать власть от неправильных действий.

— А мы и одергиваем, где надо.

— Что для России важнее на сегодняшнем этапе — наука, инновации и модернизация или церкви и мечети?

— Гармония обязана быть. И наука должна развиваться, и промышленность, и церкви, и мечети. Невозможно делить. Если в организме чего-то не хватает, если в нем неправильно работает какой-то один орган, то начинается сбой. Религиозная составляющая в жизни общества занимает не 125-е место, а одно из ведущих.

— Но вам скажут, что на все денег не хватит, надо на чем-то сконцентрироваться… Иосиф Сталин в 30-е годы сосредоточился на модернизации промышленности — и в итоге получилось великое государство…

— Мы тоже пошли по пути великой модернизации — демонтажа системы нашего государственного устройства. И что получили? А ведь благие были цели… Нужна гармония!

— Нас обманули…

— А где наша голова находилась? Не надо было разгонять ученых и закрывать научно-исследовательские институты, которые хорошо работали, создавать такие условия, когда в ларьке получали больше, чем доктора наук. Нужно организовывать для науки базу во всех направлениях. Но необходима модернизация, которая не разрушает нравственные основы общества. Если она направлена против нравственного состояния общества, на расчеловечивание, то это плохая модернизация.

— Вы имеете в виду трансгуманизм?

— Да. До чего он все довел? «Свобода ради свободы», а Запад-то уже воет от этого… Раньше говорили, что Европа в своем котле либеральных ценностей переварит всех мигрантов и создаст нового человека. Но мы видим, что ничего не переваривается. И Америка не переварила!

— Но США — великая держава…

— Аналитики говорят, что все великие империи рано или поздно распадались.

— В какой перспективе распадутся Штаты?

— Думаю, мы с вами еще застанем.

— А что ждет Россию?

— Возрождение.

— Где предпосылки для этого?

— Они есть. Приведу простой пример: раньше мы «ножки Буша» покупали, а сегодня полностью сами себя мясом обеспечиваем. Взялись и сделали, и у нас уже многие вещи создаются. Просто СМИ все время на негативе, а надо позитив показывать, который у нас уже есть.

«Очень важно, что и православие, и ислам верят, что Бог является Творцом, Создателем и Промыслителем, а человек несет ответственность за свою жизнь перед Ним» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ПРИБЛИЖАЕТСЯ К ПРОПАСТИ»

— Известно, что христианство и православие как его часть не признают ислам религией от Бога, а, наоборот, считают ложью Сатаны. Так ли это? Считаете ли вы так же? В своих интервью православные священнослужители никогда не называют Мухаммада пророком, то есть словосочетание «пророк Мухаммад» услышать невозможно. Живя среди мусульман много лет, можете ли вы позволить себе произнести так? (Радий Хабиров)

— Один Бог знает, что и где. Мы там встретимся, и Он нас будет судить… Мне известно только одно: ислам — это единобожие, как и авраамические религии. Очень важно, что и православие, и ислам верят, что Бог является Творцом, Создателем и Промыслителем, а человек несет ответственность за свою жизнь перед Ним.

— Ислам и православие стали больше союзниками, чем конкурентами, вы согласны?

— Я об этом часто говорил. Еще философ Владимир Соловьев в работе «Три разговора» писал, что в последние три периода жизни человечества на Земле религии должны объединиться, потому что самым страшным врагом будет не межрелигиозная рознь, а иблис. Я совершенно открыто говорю: для нас нет необходимости противостоять друг другу, нам надо объединиться против реального наступления на религию как таковую. Посмотрите, что на Западе происходит: говорят, что ей нет места в общественном поле, что это должно быть некое частное пространство, да и то замкнутое. Проще говоря, религию хотят загнать в гетто, как было в советское время. Это опасная тенденция! Мы видим, к чему она приводит: гомосексуальные браки и прочее. Кстати, в Америке очень сильное движение против гомосексуалистов, а нам навязывают это как достижение просвещенного в свободном выборе человечества. Поэтому наша задача — объединиться для борьбы против вседозволенности.

— Наверное, дело не только в гомосексуализме?

— Нет, конечно. Например, разделение общества на супербогатых и бедных. Люди, которые не всегда честным путем приобрели состояния, становятся монстрами, пожирающими все и вся.

— Иисус еще тысячу лет назад говорил про верблюда и игольное ушко, но никто не слушает…

— Время от времени Господь не наказывает, а попускает человечеству испытать плоды своей деятельности.

— Как вы считаете, уже настал конец времен?

— Мне трудно сказать, ведь в Евангелии просто указано: «О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» (Мк. 13:32).

— Раввин Татарстана сказал в одном из интервью нашей газете, что Машиах пришел, но просто еще не явлен миру.

— Для них только пришел, а для нас Он уже был — явление Христа. В этом наше различие. Явление Христа будет явным. По нравственному состоянию общества видно, что человечество приближается к пропасти. Но, с другой стороны, мы знаем библейские примеры: Господь послал пророка Иону в Ниневию сказать людям, которые развратились, что сожжет их как Содом и Гоморру (Ин. 1:1-2). Они, услышав это, начали каяться и просить у Бога прощения…

— Все-таки Бог карающий, а не любовь?

— Бог есть любовь (1Ин. 4:8). Надо помнить, что ветхозаветная и новозаветная истории отличаются. Тогда был другой исторический период развития и падения человечества, а после пришествия в мир Христа — величайшая любовь, потому что Бог Отец послал Сына на распятие. Человечество же само карает себя.

— Конец времен наступает или нет, как считаете?

— Как только человек рождается, он начинает идти к концу времени своего, к смерти. Так и человечество.

— Для него еще не настал конец времен?

— Я не могу за Бога отвечать. Мое ощущение, что человечество нравственно плохо сейчас живет. Намного хуже, чем раньше.

— Христос не призывал к роскоши. Почему Церковь не следует его заповеди? (Странник)

— Опять Церковь обвиняют в роскоши… Разве я роскошно одетым пришел к вам? А то, что на богослужении, — это дань Богу. И мечети такие роскошные строились. Я был в Иране и поразился, какие там изумительные мечети. Это не людям, а Богу, слава Богу. Все лучшее всегда отдавалось Ему. Даже для жертвоприношения выбирают лучшего барана, а не захудалого.

— Но у ряда священников есть и иномарки дорогие, и часы…

— Если такая проблема есть везде, то имеется она и у священников. Они такие же люди, не с Луны свалились. Если издадим указ, чтобы священники ходили в рубищах и жили в шалашах, то опять нападки будут — они в социуме живут.

— Но вы даете им свои рекомендации?

— Я даю. Например, никаких дорогих машин. Автомобиль необходим в современном служении священника. Конечно, он должен быть надежным, но не чрезмерно дорогим.

— Священникам иногда делают дорогие подарки. Они в общий фонд их не сдают?

— До такого мы не доходим, чтобы подарки контролировать. Меня это не очень интересует. Я только запретил священникам в день моего ангела и другие праздники дарить мне подарки. Да мне ничего и не надо. Семьи у меня нет, я монах, и мне уже 72 года…

— Как вы относитесь к институту старчества?

— Очень позитивно, но надо разделить старчество и младостарчество. Например, у нас появился «старец» Головин. Вот такой путь опасен, раньше это называлось лжестарчество. Само по себе старчество — институт хороший, но их сегодня мало, и, как правило, они не звучат, не на слуху. Те, которые звучат, не очень…

— У вас есть старец-духовник?

— Конечно, в Троице-Сергиевой лавре, где я начинал свой монашеский путь. Я всегда у него исповедуюсь.

— Владыка, спасибо за полезный разговор.