«Я попросил исключить себя из состава жюри: принимать участие в ухудшении ситуации мне бы не хотелось», — говорит советник министра строительства РТ Николай Васильев. В своем разговоре с «БИЗНЕС Online» он объясняет причины такого решения. Пока нет градостроительных условий — анализа транспортных потоков, концепции исторического центра — делать проект реконструкции «Кольца» невозможно, конкурс изначально носит оттенки нелегитимности.
Николай Васильев: «Я попросил исключить себя из состава жюри: принимать участие в ухудшении ситуации мне бы не хотелось»
«ПРАВОВЫХ ОСНОВ ДЛЯ РЕКОНСТРУКЦИИ НЕ СУЩЕСТВУЕТ»
«Я долгое время анализировал ситуацию, поэтому считаю, что острой необходимости приступать к какой бы то ни было реконструкции нет», — говорит советник министра строительства и ЖКХ РТ Николай Васильев, оценивая итоги этапа конкурса проектов реконструкции «Кольца». Напомним, что победители предложили накрыть здание ажурной сеткой и сузить проезжую часть, а советник министра строительства РТ Ирека Файзуллина в знак протеста вышел из жюри. Свои мотивы Васильев подробно объяснил газете «БИЗНЕС Online».
— Во-первых, правовых основ реконструкции просто не существует. Заказчик и собственник земельного участка проект разработал уже давно, «Кольцо» принято и реализовано. Тезис «мы хотим увеличить площади ТЦ» в центре Казани вообще не может быть приемлем: условия застройщика уже закончены на этапе реализации «Кольца». Никаких вторых очередей в проекте никогда не было: он утвержден и реализован в таком виде. Если он вам не нравится… ну вам не нравится ваш макияж — поменяйте его! Другое личико получится. Но не обязательно же, к примеру, полнеть?
Во-вторых, эта территория на сегодняшний день испытывает перегрузку как транспортно-пересадочный узел. И на будущее данный участок требует прежде всего реконструкции под новые условия — повышенные возможности пересадочного узла. Это главное, на что надо смотреть в проекте. К сожалению, модели транспортного узла и градостроительные аспекты в качестве условий конкурса не подготовлены, поэтому я еще до начала считал его проведение преждевременным.
Смотрите: сегодня новая транспортная модель рассматривается, обсуждается и, очевидно, ко второму туру ее утверждения и согласования будет представлять собой несколько иной вариант. Куда в таком случае девать проект реконструкции «Кольца»?
«Эта территория на сегодняшний день испытывает перегрузку как транспортно-пересадочный узел»
Когда я рассматривал первый вариант транспортной модели (разработкой занимается транспортное бюро при мэрии Казани — прим. ред.), то пришел к выводу, что даже сегодняшний транспортно-пересадочный узел будет работать не хуже, чем то, что предлагается в качестве условий для конкурсантов. Скажем, пешеходу для того, чтобы оказаться у бывшего здания финансово-экономического института, предлагается перейти сначала к памятнику Вахитова, а уже затем к искомому месту. Но это явно не самый удобный вариант! Поэтому в основе для меня — трафик пешеходного движения. До конкурса он должен быть подготовлен и утвержден. И главное в данном смысле — рельеф, который сам диктует пройти подземным переходом под магистраль по улице Тихомирнова. Выходя из метро, мы оказываемся на полтора этажа ниже уровня земли и как раз «подныриваем» под магистраль. На будущее подобное очень пригодится. И это должно было быть в качестве обязательного условия — а не так, на усмотрение проектировщиков.
В-третьих, помимо логистики, я просил обеспечить градостроительное утверждение. В Казани сейчас ведется работа по подготовке концепции исторического центра. И программой этой деятельности предусматривалась разработка таких узлов на Кабане, на Кольце, когда градостроительная задача решается комплексно. А уже потом, когда ясно, в какую ситуацию вписываться, можно переходить к таким художественным образам.
«Помимо логистики, я просил обеспечить градостроительное утверждение»
«ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА — НЕ СДЕЛАТЬ ЗНАЧИТЕЛЬНО ХУЖЕ»
Четвертый момент, который меня тоже в большой степени волнует, — дизайнерские решения очень сильно оторвались от Казани. Этого образа нигде нет. Самое главное — никто на данном уровне не проанализировал: а что мы теряем?
Коммерческие площади — да, они увеличиваются. Но в результате мы ушли от того, что на предыдущем этапе реализации объема «Кольца» было главным, — раскрытия площади ТРЦ таким образом, чтобы пешеходы, спускаясь по улице Бутлерова и от памятника Муллануру Вахитову, видели все пространство.
Когда торговый центр проектировался, там не было проекта планировки. И в результате имеем затесненный проезд основной трассы в аэропорт, на него открываются дебаркадеры торговой загрузки «Кольца». Нигде такого нет! А мы эту неприятность усиливаем. Боюсь, подобное приведет к тому, что потеряем то визуальное пространство, которое имеем сейчас, и приобретем торговые площади, которые перекроют виды и пешеходные потоки. Такая опасность для меня вполне очевидна, и главная задача сейчас — не сделать значительно хуже, а главное — не закупорить центр.
Пятое. Когда проект выставляется на конкурс, условия должны быть едины для всех, а здесь получилось, что основной проект, который мастерская «ВЕЛП» готовила несколько лет, находится в абсолютно неравных условиях с теми, кому на эту работу дали несколько недель, от силы месяц. Транспортно-пересадочный узел, градостроительная ситуация, объемно-планировочные решения — все эти вопросы не решить одинаковым образом всем проектантам. Поэтому такой конкурс был, с моей точки зрения, однозначно несправедлив. Участники сами говорили о том, что им не хватило времени.
«Дизайнерские решения очень сильно оторвались от Казани. Этого образа нигде нет»
Нужно было или сокращать объемы конкурса, или дать участникам больше времени. И конечно, тогда бы заявились гораздо более авторитетные специалисты и институты. В нашем конкурсе таких профессионалов не было! И это как раз тот момент, который делал его проведение не очень легитимным.
Что имеем в итоге? Последнее рассмотрение поставило перед всеми вопрос: а что теперь делать? Конечно, по каждому проекту любой из членов жюри может порекомендовать, как надо было, но это не результат данного мероприятия. Успешный конкурс — это когда можно действовать точно по утвержденному заданию на всех этапах и не надо никаких промежуточных рассмотрений. Вот призеры — дальше они должны выдавать образ.
Поэтому я выдал членам жюри свое прошение: признать конкурс несостоявшимся и дать всем премии поощрительного уровня, а к серьезной разработке приступить тогда, когда созреют градостроительные условия. Тогда можно будет рассчитывать на привлечение серьезных проектировщиков на соответствующий срок работы.
Понятно, что ни у меня и, думаю, ни у кого нет монополии на истину, но свое мнение я аргументировал, и это не каприз, а результат анализа. Поэтому я попросил исключить себя из состава жюри: принимать участие в ухудшении ситуации мне бы не хотелось.
***
В дирекции «Кольца» согласны с Васильевым в той части, что каждый имеет право на мнение. Тем не менее конкурс идет своим ходом.
«Собственнику нравятся все представленные проекты, и он благодарит всех, кто принял участие в этом конкурсе. В каждой из работ есть интересные решения, но он не принимает участия в отборе. Его позиция: пусть этим занимаются профессионалы. Для нас главное, чтобы выбрали достойного победителя. Это позволит быстрее начать реконструкцию, о которой все говорят уже с 2015 года», — комментирует ситуацию директор по маркетингу АО «Эдельвейс Групп» Алина Ельмеева.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 76
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.