В столице Урала прошел V международный музыкальный фестиваль «Безумные дни», созданный продюсером Рене Мартеном во французском Нанте и разросшийся до мировых масштабов — «безумства» теперь творятся в Токио, Варшаве и Екатеринбурге. Корреспондент «БИЗНЕС Online» побывала на фестивале и выяснила, почему корсиканцам важно петь народные песни и какую роль сыграла Казань в судьбе новоиспеченного обладателя Гран-при конкурса им. Чайковского.
«В РОССИИ ЭМОЦИИ И РЕАКЦИИ МГНОВЕННЫЕ, ИСКРЕННИЕ»
«Любит ли кто-то музыку так, как любит ее Екатеринбург?» — кричит в микрофон начальник городского управления культуры Татьяна Ярошевская. «Я люблю музыку!» — звонко отвечает ей маленькая радостная девочка с красным шариком в руке. Так открывались «Безумные дни» — пятый международный музыкальный фестиваль, который за три дня объединил 4 хора, 9 оркестров, 9 площадок, 120 концертов, 800 музыкантов и рекордные для Екатеринбурга 36 тыс. зрителей. Действительно, столица Урала — одно из самых подходящих мест для любого музыкального фестиваля. Как писал «БИЗНЕС Online» в прошлом году, музыка здесь звучит повсюду, а при подсчете концертов очень легко сбиться. За наглядным примером далеко ходить не надо — в этом году на Ural Music Night из-за давки даже пришлось отменить концерты рэперов Хаски и ЛСП. Всего фестиваль музыки 50 направлений посетили около 300 тыс. человек. «Городские лидеры мнений уже говорят, что в будущем столица Урала должна ассоциироваться именно с концертами, а не с расстрелом царской семьи», — пишет местный портал Ura.ru.
Рене Мартен
Но если для широкой публики эта ассоциация еще далека, то для меломанов очевидна. И хотя на «Безумных днях» диапазон жанров поменьше (акцент все-таки на академической музыке), фестиваль ни в коем случае не претендует на элитарность и закрытость. Идея основателя Рене Мартена — за три дня познакомить неискушенную публику как с маститыми коллективами, так и почти неизвестными, нишевыми ансамблями, будь то барочные музыканты, корсиканские певцы или исследователи старинных партитур стран средиземноморского бассейна. Любой коллектив вне зависимости от степени его звездности можно послушать за демократичные 200 рублей, концерты длятся по 50–60 минут. Как показывает статистика, зрители охотно искушаются таким раскладом: если в первый год проведения 94 концерта на 8 площадках посетили 26 тыс. человек, то спустя четыре года аудитория мероприятия выросла на 10 тысяч.
«Публика у фестиваля очень качественная, — отмечает Мартен. — Она слушает концерты эмоционально выразительно, переживает услышанное. Вчера вечером пианистка Анн Кеффелек сказала мне, что здесь особая атмосфера — сочетание японской и русской. Люди по-японски внимательно слушают музыку и по-русски тепло реагируют в финале концерта». Об особой атмосфере на концертах в России говорит и новоиспеченный лауреат Гран-при конкурса им. Чайковского француз Александр Канторов. «Здесь эмоции, реакции мгновенные, искренние — нет рамок, нет такого, что все по взмаху палочки начинают аплодировать», — заметил пианист.
Александр Канторов
Интересно, что Мартен не из тех продюсеров, которые участвуют исключительно в продвижении проекта. Он и сам ходит на 7–8 концертов в день, следит за реакцией публики, прощупывает впечатления о солистах, а также оценивает программные решения организаторов — в чем они ошиблись, а в чем, наоборот, попали в яблочко. За организацию «Безумных дней» в Екатеринбурге отвечает Свердловская филармония, объединяющая в себе просветительскую миссию и сильный менеджмент, который привез фестиваль Мартена в Россию и добился строительства нового концертного зала. Конкурс на разработку его концепции выиграло знаменитое архитектурное бюро Захи Хадид, которое представило план многофункционального пространства с большим залом на 1700 мест и малым — на 350. Его дизайн вдохновлен звуковой волной. «Мы тщательно продумали площадку с акустическими особенностями. Оркестру понравится играть так близко к людям. Это будет теплый зал, отделанный деревом в теплых тонах, похожий на то, как выглядит музыкальный инструмент внутри. Кажется, что вы внутри гитары — там, где зарождается звук», — рассказал глава бюро Кристос Пассас на форуме строительства 100+ Forum Russia.
Площадку планируется построить в центре Екатеринбурга рядом со зданием филармонии. Сейчас на этом месте стоит многоквартирный дом, который планируют снести. Такой поворот событий понравился не всем его обитателям, что вызвало скандал в СМИ. Однако сейчас, как уверяют в филармонии, почти все жильцы получили новые квартиры на выгодных условиях. В новом зале планируют в том числе проводить и «Безумные дни» — зрителям будет гораздо удобнее ходить на концерты в соседние здания. Хотя и сейчас особых проблем с логистикой нет, ведь одним из условий проведения фестиваля является шаговая доступность всех площадок.
ЛЕТНЯЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ СТОЛИЦА РОССИИ И НЕБОЛЬШОЕ ЖАЛОВАНЬЕ ДЛЯ ФРАНЦУЗСКОГО ПРОДЮСЕРА
Стоит отметить, что «Безумные дни» — не просто местечковое мероприятие филармонии, а настоящее областное событие, которое поддерживает губернатор и министерство культуры. Также мероприятие спонсирует крупная компания по производству расклинивателей для нефтяных скважин, а фирмы, покупающие более 500 билетов на фестиваль, объявляются «серебряными» и «золотыми» партнерами. В этом году «Безумные дни» распространились и на Первоуральск, где отыграли концерты несколько участников феста в Екатеринбурге. На пресс-конференции перед открытием «Безумных дней» замгубернатора Свердловской области Павел Креков заявил, что Мартен хоть и небольшой, на первый взгляд, человек, но на самом деле очень большой (судя по реакции француза, его такие шутки не удивляют), а также выдвинул идею назначить ему небольшое жалованье как местному чиновнику (а какой европейский продюсер откажется от такого предложения?).
Кроме свердловских бизнесменов и чиновников поддержку организаторы фестиваля нашли также у «Альянс Франсез» и генконсульства Франции в Екатеринбурге. Его глава Пьер-Ален Коффинье даже назвал город летней музыкальной столицей России (кажется, Гергиев, Спиваков и Темирканов где-то схватились за сердце), но Мартен вполне разделяет это суждение. «Я очень люблю екатеринбургскую публику, — добавляет продюсер. — Я наблюдаю, с каким энтузиазмом она реагирует на музыкантов. Мне приятно видеть в залах много молодых и семейных людей». После краткой лекции Мартена об истории музыки, обосновании выбранной темы эмиграции композиторов и ее отражении в их творчестве перед журналистами выступил гитарист Эммануэль Россфельдер, в номере которого нашлось место даже гимну РФ.
«МАРТЕН НАЗВАЛ КАНТОРОВА ГЛАВНОЙ НАДЕЖДОЙ ФРАНЦИИ НА ПОБЕДУ В КОНКУРСЕ ИМЕНИ ЧАЙКОВСКОГО»
Хотя фестиваль и направлен на стирание границ — между популярной и малоизвестной музыкой, звездными и молодыми солистами, меломанами и широкой публикой — главным фаворитом трехдневной «музыкальной гонки», безусловно, стал лауреат Гран-при конкурса им. Чайковского Канторов, и то совершенно случайно. Его кандидатуру продюсер предложил Екатеринбургу за 7 месяцев до конкурса — и тогда 21-летний пианист был никому не известен. «Но Мартен назвал его главной надеждой Франции на победу в конкурсе имени Чайковского», — говорит заместитель директора Свердловской филармонии Рустем Хасанов (к слову, выпускник Казанской консерватории). Чутье устроителя фестиваля не подвело — и перед самыми «Безумными днями» Канторов поднялся на сцену Мариинки-2 за призом.
«Во время награждения я не всё понимал, не всё переводили на английский. Я не был уверен, что в этом году будут присуждать Гран-при. Называют мое имя, поднимаюсь на сцену и не очень понимаю, что происходит. Думал, что снова перечисляют всех участников. Тут зал начал аплодировать у меня за спиной, поворачиваюсь и осознаю: да, наверное, я выиграл», — рассказал Канторов журналистам. Интересно, что важную роль в его победе сыграла Казань — в ноябре он приехал сюда по совету своего педагога Рены Шерешевской (благодаря Канторову и Люке Дебаргу, другому лауреату конкурса им. Чайковского, она может стать музыкальной Этери Тутберидзе). Его принял педагог Казанской консерватории и пианист Евгений Михайлов. Чтобы почувствовать атмосферу России и узнать российского слушателя, Канторов сыграл концерт в ГБКЗ в рамках консерваторского фестиваля «Фортепиано без границ» — в его исполнении прозвучала Соната № 1 Рахманинова и три фрагмента из балета «Жар-птица» Стравинского.
После победы Канторова встречали не хуже сборной Франции по футболу в прошлом году. «Меня приняли очень горячо — реакция на победу была сродни завоеванию кубка мира по футболу. Люди, которые никогда не интересовались данной сферой, вдруг внезапно стали мною горды. Это было что-то феерическое. Это знак, что французам нужно ехать в Россию», — улыбается пианист. Но мы-то знаем, что как сборная Франции победила после появления граффити на улице Баумана, так и Канторов — после концерта в ГБКЗ. Возможно, стоит задуматься и о граффити пианиста с внешностью голливудского актера где-нибудь на улице Большая Красная — и он будет заезжать сюда чаще.
Интересно, что свою концертную карьеру Канторов начинал именно на «Безумных днях» в Нанте. Тогда пианисту было всего 16 лет и он еще не вполне решил посвятить жизнь музыке, но Мартен разглядел в нем потенциал. «Когда Рене Мартен пригласил меня на „Безумные дни“, я был подростком и даже не определился с карьерой. Я не знал, пойду ли по музыкальной тропе или изменю направление. Но главное, что меня увлекало в этом, — адреналин, который получаешь, выходя на сцену. Первый опыт был скорее эгоцентричным — я играю для себя, мне нравится. Позже музыка вышла на первый план — я пытаюсь считывать, понимать, что передает автор. Меня в этом меньше. Главное — делиться с людьми тем, что есть в нас самих», — сказал Канторов. Он добавил, что кроме музыки интересовался и астрофизикой, но по окончании школы все-таки выбрал музыкальный экзамен. О том, что предпочел Эвтерпу (муза лирической поэзии и музыки) звездам, не жалеет.
Лауреат Гран-при конкурса им. Чайковского сыграл на «Безумных днях» два концерта — в его репертуар вошли «Чакона» Софии Губайдулиной, все та же Соната № 1 Рахманинова и «Жар-птица» Стравинского. На втором концерте уже в сопровождении Уральского филармонического оркестра он исполнил триумфальный Второй концерт Чайковского, который обеспечил ему победу на конкурсе. Пианизм Канторова скорее французский — он и сам признается, что русские корни у него спрятаны глубоко. Тем не менее это не мешает ему умело балансировать между глубокой эмоциональностью и отточенной техникой, окунаться в глубины произведения и выныривать оттуда с заветной жемчужиной. Несмотря на появившийся звездный статус, Канторов не готов к плотному концертному графику, для него главное — уметь в нужный момент сказать нет, чтобы сохранить себя. Будем надеяться, что разборчивый пианист однажды снова выберет Казань, потому что послушать его игру более чем стоит.
Александр Канторов и Уральский филармонический оркестр под управлением Дмитрия Лисса
ТУРЕЦКИЕ МЕЛОДИИ НА УДЕ И МОХИТО ПОД БАХА
Другие участники фестиваля были не менее блистательными. В очередной раз продемонстрировали свое высокое качество исполнения Уральский филармонический оркестр под управлением Дмитрия Лисса и Уральский молодежный симфонический оркестр, которым дирижировал Дмитрий Филатов. Симфонический хор Свердловской филармонии показал невероятно живое и искреннее пение, лишенное унылого академизма; ансамбль корсиканского пения Tavagna поразил зрителей эмоциональным исполнением красивейших многоголосных песен — как народных, так и собственного сочетания. Традиция такого пения появилась еще в XV веке — коллективы из 4–6 мужчина, а капелла исполняют самые различные жанры. «Пение — это часть нас самих, — рассказали музыканты корреспонденту „БИЗНЕС Online“. — К тому же мы чувствуем, как стремительно ускользает наше прошлое, поэтому пение помогает почувствовать связь с нашими отцами и дедами». Старинные традиции чтит и французский ансамбль Canticuum Novum, который исполнил испанские, итальянские, греческие, армянские и турецкие мелодии на дудуке, ситаре, уде, фиделе и других удивительных средневековых инструментах.
Одним из нововведений «Безумных дней» в этом году стала нестандартная площадка — клуб «Дом печати», где мирно сосуществуют хаус-вечеринки, мероприятия инди-рокеров и вечера фортепианной музыки. Там прошли концерты кроссовер-квартета «Черный квадрат», Российского квартета саксофонистов и звучали Гершвин и Прокофьев в исполнении аккордеониста и контрабасиста из Франции. «Мы отработали с клубом „Дом печати“ на международном фестивале „Евразия“, — рассказал корреспонденту „БИЗНЕС Online“ Хасанов. — Там у нас прошел совершенно нефилармонический концерт — проект Nonclassical Night внука Сергея Прокофьева, Габриэля. В этом проекте сочетается мастерство диджея с искусством классических музыкантов. Владелец клуба Олег Кумыш полностью разделяет и понимает нашу концепцию и идеологию. Конечно, нас интересует и новая публика — фестиваль развивается, расширяется, растет количество концертов. Нам интересно, как клубная атмосфера со столиками, барной стойкой и партером будет воспринята людьми. Билеты в „Дом печати“ ушли в первую очередь». Действительно, было весьма любопытно наблюдать за зрителями, которые робко заказывали коктейли в баре и садились с напитками в зал, но в целом атмосфера клуба отлично ложилась на зажигательное исполнение музыкантов, в репертуаре которых были популярные классические хиты — «Шутка» Баха, «Летняя гроза» Вивальди и др.
В следующем году темой «Безумных дней» станет Людвиг ван Бетховен — в 2020 году отмечается 150 лет со дня рождения великого композитора. На фестивале прозвучит как его нетленная классика, так и малоизвестные произведения — программу объединит современный взгляд на его творчество. Планы у Мартена грандиозные — увеличить количество концертов до 150, так что филармонии и Свердловской области придется поторопиться с новым суперзалом. Уже определена и тема фестиваля в 2021 году — он будет посвящен русской музыке. Кроме будущих «Безумных дней» Мартен вынашивает идеи и других проектов — один из них планируется осуществить в Казани с худруком и главным дирижером Государственного симфонического оркестра РТ Александром Сладковским, с которым они сотрудничают уже много лет. Пока французский продюсер не раскрыл возможное направление проекта, но можно не сомневаться — он станет важным и влиятельным музыкальным событием для города и республики, как и «Безумные дни» для Екатеринбурга.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.