Ришат Хабипов обозначил, что в рамках нацпроекта на поддержку КФК и сельскохозяйственных кооперативов до 2024 года планируется направить из бюджета более 37 млрд рублей Ришат Хабипов отметил, что на поддержку КФК и сельскохозяйственных кооперативов до 2024 года планируется направить из бюджета более 37 млрд рублей Фото: Сергей Елагин

«Покупатель любит ПРИОБРЕТАТЬ из категории «фреш» все местное»

В минсельхозе РТ сегодня прошло совещание X5 Retail Group с сельхозкооперативами, малыми и средними сельхозпроизводителями. Для начала замминистра сельского хозяйства и продовольствия РТ Ришат Хабипов обозначил, что в рамках нацпроекта на поддержку КФК и сельскохозяйственных кооперативов до 2024 года планируется направить из бюджета более 37 млрд рублей, только в этом году на эти цели будет израсходовано 5,3 млрд рублей. Но без реализации фермеры не могут в полную силу работать, поэтому далее совещание было посвящено тому, как татарстанские производители продуктов питания могут попасть в розничную махину под названием X5 Retail Group, и, что еще более важно, тому, что какие барьеры встают при этом у них на пути

Руководитель направления по работе с государственными органами власти макрорегиона Волга торговой сети «Пятерочка» Тимур Баймуллин рассказал, что всего у X5 Retail Group более 5,6 тыс. поставщиков как из России, так и стран СНГ и дальнего зарубежья. Они-то и «кормят» почти 15 тыс. магазинов сети с чистой розничной выручкой в первом квартале 2019 года более 400 млрд рублей. Баймуллин отметил, что торговая сеть открыта для новых, в том числе региональных производителей.

«Сотрудничество с отечественными и региональными производителями — это самое логичное решение для нас как для ретейлера, который должен реагировать на изменяющиеся предпочтения покупателя, а покупатель, как мы знаем, любит приобретать из категории „фреш“ (фрукты и овощи — прим. авт.) все местное. Хлебобулочные изделия, мясо, курица и яйцо, замороженные полуфабрикаты в Татарстане традиционно занимают большую долю в реализации. У них есть и неоспоримое преимущество в виде короткого логистического плеча», — отметил Баймуллин. Позже, отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online», представитель торговой сети не смог с ходу назвать ни точное число поставщиков X5 Retail Group из Татарстана, ни объемы их поставок, но заметил, что в республике доля реализации местных хлебобулочных изделий, молочной продукции, мяса и мяса птицы составляет 80–90% — это больше, чем в других регионах.

Тимур Баймуллин рассказал, что всего у X5 Retail Group более 5600 поставщиков как из Росии, так и стран СНГ и дальнего зарубежья Тимур Баймуллин рассказал, что всего у X5 Retail Group более 5,6 тыс. поставщиков как из России, так и стран СНГ и дальнего зарубежья Фото: Сергей Елагин

«Дошло до того, что мы полностью изменили бренд, поменяли дизайн, упаковку»

Свою историю успеха в нелегком деле сотрудничества с «федералами» собравшимся рассказал председатель СППК «Заготовитель» из Лаишевского района Рамиль Яруллин. Его компания занимается сушкой, резкой, купажированием и упаковкой чаев, которые реализуются под брендами «Доброе утро», «Добрый день» и «Добрый вечер». «Мы принципиально не кладем химию, у нас только трава, ягоды, фрукты и чай, это наша отличительная особенность», — расхваливал он. Стучаться в двери федеральной сети «Пятерочка» ему пришлось не от хорошей жизни — до входа в X5 Retail Group компания сотрудничала с региональными сетями. «Но региональные сети платят плохо, поэтому у нас скопилась дебиторка, она росла, и перспективы были довольно-таки туманными. Сети вместо положенных 40 дней платили иногда по полгода», — признал Яруллин.

Федералы платят поставщикам четко, да вот только региональный производитель чаев много раз получал отказ. «Мы поняли, что тот продукт, который у нас есть, неинтересен сети. Пришлось много чего пересматривать, начиная от структуры закупки сырья и заканчивая логистикой. Дошло до того, что мы полностью изменили бренд, поменяли дизайн, упаковку. Везде, где только можно, сэкономили и смогли дать конкурентную цену», — рассказал Яруллин.

Новое коммерческое предложение убедило торговцев, чай из Лаишевского района победил в конкурсном отборе среди себе подобных и, наконец, попал в сеть «Пятерочка» по Республике Татарстан (800 магазинов). За два года производителю открыли двери во всю торговую сеть X5 Retail Group — сейчас несколько видов чая продается во всей федеральной сети «Пятерочка», «Карусель» и «Перекресток».

В магазинах X5 Retail Group доля реализации местных хлебобулочных изделий, молочной продукции, мяса и мяса птицы составляет 80–90%, это больше, нежели в других регионах Фото: ©Илья Питалев, РИА «Новости»

— Ты скупо сказал. Заинтересуй нас, как Ходжа Насреддин. Какой у тебя был оборот и какой стал. В 15 тысяч магазинов ты поставляешь! — призвал его замминистра Хабипов.

— На сегодняшний день уже 28 тысяч магазинов, — скромно поправил его Яруллин. — Когда-то мы производили 15–20 тысяч пачек, а сейчас более 1 миллиона пачек чая в месяц, мы являемся самым крупным поставщиком чая в Поволжье. Хотя основные поставки идут с юга России, для сбора сырья в Татарстане также был создан кооператив СППК «Заготовитель». Говорит, татарстанцы начали интересоваться собирательством: «Выращивая травы, можно больше заработать, чем на зерне». 

Жители в деревнях уже заинтересовались этой возможностью подзаработать к пенсии.

— С чая сытым не будешь, — ревностно отреагировали сельхозпроизводители с мест.

Главный «чаевод» РТ отметил, что при работе с федеральной сетью важно четко отладить логистику — опоздание машины на разгрузку грозит большими штрафами — от 15–100% от суммы поставки. 

— Нужно очень серьезно подготовиться перед выходом в федеральную сеть и хорошенько подумать над ответственностью. Если морально и физически не готов, если бизнес-процессы не отлажены, то есть вероятность «залететь», — честно делился опытом Яруллин.

— А все-таки стоит заходить? — с опаской переспросил Хабипов.

— Без этого не получится, потому что основные продажи — у федеральных сетей, а у региональных сетей растет «дебиторка», — говорит Яруллин.

Алмаз Насыров угощал всех сыром собственного изготовления. Пока симпатичные «шайбочки» сыра от ООО «Камамбер» можно купить в сетях «Бахетле», «Эдельвейс», «Лента», Metro, «Ашан». Но вот в X5 Retail Group продукту пока не удается зайтиФото: Наталья Голобурдова

СУДЬБА КАМАМБЕРА

А вот производитель сыра камамбер и бри из Камско-Устьинского района пока только мечтает попасть на полки X5 Retail Group. Гендиректор ООО «Камамбер» Алмаз Насыров организовал маленький перформанс — он не только угощал всех входящих на совещание сыром собственного изготовления, но и занес тарелочку с ароматным деликатесом прямо в президиум. Во время своей презентации Насыров рассказал, что производство сыра с благородной белой плесенью находится в 100 км от Казани, молоко закупают у местного фермерского хозяйства «по очень хорошей цене», поэтому всегда имеют сырье высокого качества. Пока сыры выпускают в объеме 5 тонн готовой продукции в месяц, но есть возможность нарастить производство втрое в случае необходимости.

Пока симпатичные «шайбочки» сыра от ООО «Камамбер» можно купить в сетях «Бахетле», «Эдельвейс», «Лента», Metro, «Ашан», однако в X5 Retail Group продукту пока не удается зайти.

«Не хочу обвинять, но нам очень нужно попасть в федеральную сеть, потому что пока прибыли мы не видим. Доходов хватает только на то, чтобы содержать завод, и на зарплату», — откровенничал Насыров.

Позже корреспондент «БИЗНЕС Online» поинтересовался у Баймуллина, впечатлил ли его камамбер из Татарстана и дадут ли сыру с белой плесенью «зеленый свет» в торговой сети. Представитель X5 Retail Group честно признал, что у татарстанского сыра есть более дешевые конкуренты, да и сроки годности у продукта не такие высокие, как хотелось бы торговцам.

Из зала тем временем поинтересовались, какова торговая наценка у торговых сетей. Баймуллин тактично заявил, что она очень разная, но в цифры ударяться не стал. А вот Хабипов миндальничать не стал: «Мы-то видим, анализируем. У „Индюжины“ закупочная цена 280 рублей за килограмм, а в магазинах она 400 рублей — это, конечно, давит. Чтобы производитель выжил, он от выручки реализованной в розницу продукции должен иметь хотя бы 60 процентов! Если этого не будет, ему нет возможности развиваться. Энергоресурсы [дорожают], налоги, другие составляющие из года в год растут».

Минталип Минниханов На законодательном уровне обязать торговые сети реализовывать не менее 40% местной продукции  — с таким предложением выступил Минталип Минниханов Фото: Наталья Голобурдова

«кто-то прочитал этот договор? На 25 листах мелким шрифтом — и нет ни одного пункта в защиту производителя!»

На законодательном уровне обязать торговые сети реализовывать не менее 40% местной продукции — с таким предложением выступил следующий докладчик, председатель СПССК «Единство» из Тукаевского района Минталип Минниханов. В своем, как всегда, фееричном выступлении он отметил сразу веер проблем, с которыми сталкивается производитель.

«Хорошая фамилия — Баймуллин», — слегка поддел он гостя в самом начале, как бы намекая, что в отношениях «торговые сети — фермер» первые всегда чувствуют себя в привилегированном положении (бай — с тат. «богатый»). Говорит, что его кооператив сейчас занимается подготовкой документов для вхождения в сеть.

«Интересно — кто-то прочитал этот договор? На 25 листах мелким шрифтом — и нет ни одного пункта в защиту производителя, они драконовские. Там штраф, тут штраф. Все затраты на нас: выращивание, сортировка, хранение, отгрузка. Все на плечах производителя. Получается, не брюхо ходит за хлебом, а хлеб за брюхом!» — возмутился Минниханов.

Далее однофамилец президента РТ обратился к теме калибровки овощной продукции — сети готовы покупать картофель и другие овощи определенного размера, остальное — хоть выбрасывай. 

«По ГОСТу картофель начинается от 40 миллиметров в диаметре, а тут давай только 5 или 6 плюс (видимо, миллиметров — прим. авт.), и никаких разговоров. Шикарный картофель, не гнилой, но если краешек задет, все — не подходит. А остальную продукцию ты должен вываливать или куда-то девать, — удивлялся председатель кооператива. — Мы же топтать или терять эту продукцию не должны. Или должна быть переработка, или чтобы в торговых сетях умели эту продукцию, товарищ Тимур, продавать!»

«Комфортные условия... — далее возмущался Минниханов. — Да какие это комфортные, это драконовские условия! Мы должны платить вознаграждение торговым сетям. Какое вознаграждение? Это крестьянина должны вознаграждать за то, что он свою продукцию привез! На нас надо смотреть как на кормильца, а не как на быдло!» — заключил Минниханов.

Фермеры просили выделить им в магазинах сети X5 Retail Group «островки» для торговли своей продукциейФото: «БИЗНЕС Online»

конец «однополярному миру»?

Хабипов в свою очередь заметил, что региональных производителей буквально «убивают» штрафы за непроданный товар — могут доходить до 2–3 млн за партию. Впрочем, замминистра сельского хозяйства и продовольствия порадовался, что «однополярному миру» единоличного царствования федеральных торговых сетей все же приходит конец — производителей, наконец-то, услышали, и магазинам было законодательно запрещено возвращать хотя бы хлеб. Хабипов напомнил собравшимся, что сегодня пятница, и пожелал, чтобы все высказанные пожелания и предложения Аллах обязательно услышал.

Выступающие с мест фермеры просили выделить им в магазинах сети X5 Retail Group «островки» для торговли своей продукцией. Баймуллин обещал помочь — при наличии свободной площади.

А вот на предложение создавать свои магазины по продаже фермерской продукции отреагировал уже Хабипов. По его мнению, увлекаться этим не стоит — попытки такие были, и не всегда удачные. Достаточно ограничиться теми же автолавками в районах да фермерскими «островками» в магазинах. Будущее за интернет-торговлей, философски заметил министр: «Прогноз такой, что скоро мы будем обходиться без больших магазинов».