В ходе визита в Закамье президент Татарстана накануне побывал и в Нижнекамске. Здесь ему показали живых раков в воде, очищенной «Нижнекамскнефтехимом», быстровозводимые дома от китайцев и музей велосипедов от исполкома. Одарили Минниханова в Нижнекамске своей продукцией и самозанятые, которые вышли из тени и, с их слов, пока не жалеют о своем решении.
Минниханов отметил значимость проекта НКНХ для нижнекамцев, которые последние годы все больше атакуют городские службы жалобами на химические запахи в воздухе
ЧИСТЫЙ ВОЗДУХ НАД НИЖНЕКАМСКОМ
Открыв в первой половине дня в Набережных Челнах завод стиральных машин Haier, после обеда Рустам Минниханов отправился в соседний Нижнекамск. Первым делом президент посетил биологические очистные сооружения (БОС) ПАО «Нижнекамскнефтехим», которые торжественно открылись после трехлетней реконструкции. Компания вложила в обновление очистных, которым 53 года, более 3 млрд рублей. БОСы НКНХ обслуживают как предприятия промзоны, так и город. Во время первой очереди обновили узел механической очистки хозбытовых городских стоков — построили и ввели в эксплуатацию новые здания и сооружения. В пресс-релизах компании отмечается, что это позволило улучшить качество очистки. Вторым этапом полностью отстроили заново узел механической очистки химзагрязненных стоков. Здесь установлены песколовки, появились дополнительные ступени очистки в виде бассейна для сбора полимерной крошки.
Здесь же, помимо прочих обновлений, компания установила биофильтры. «Это уникальное оборудование, позволяющее нейтрализовать летучие углеводороды, которые поступают с промышленной площадки вместе со стоками и являются источником неприятных запахов, — говорится на сайте компании. — Внутри биофильтров на специальном носителе образуется биопленка, для образования которой в биофильтры внесли биомассу — специальные микроорганизмы, которые будут поглощать дурнопахнущие газы». Обновили и лабораторию БОСов, и средства измерений, которые отслеживают качество стоков на всех этапах. Установили видеопанель, на которую выводится аналитический мониторинг стоков в режиме реального времени.
Во время экскурсии по очистным президента сопровождали гендиректор АО «ТАИФ» Руслан Шигабутдинов, гендиректор ПАО «Нижнекамскнефтехим» Азат Бикмурзин и мэр Нижнекамска Айдар Метшин. Гостям среди прочего показали на экране аквариум с водой, которая прошла все ступени очистки. В аквариум для пущего эффекта поместили живых раков. Запустили БОСы символическим поворотом вентиля.
Рустам Минниханов: «Несмотря на высокую техногенную нагрузку, за счет современных технологий очистки и внедрения современных объектов мы можем достичь экологического состояния, которое бы соответствовало мировым стандартам»
Во время приветственной речи Минниханов отметил значимость проекта НКНХ для нижнекамцев, которые последние годы все больше атакуют городские службы жалобами на химические запахи в воздухе. «Не секрет, что мы имели определенные неудобства для жителей района, и, конечно, я должен отметить хорошую работу группы компаний „ТАИФ“, ПАО „Нижнекамскнефтехим“. В 2017 году запустили первый этап реконструкции БОСов. Сегодня, в преддверии Дня республики, мы запускаем второй этап. И главное — деятельность продолжается, здесь идет работа по прокладке коллектора. Я считаю, что это очень позитивные дела. У нас Нижнекамск — это центр нефтехимии, и все эти технологии, которые используются, — самые современные. Можно с уверенностью сказать — несмотря на высокую техногенную нагрузку, за счет современных технологий очистки и внедрения современных объектов производства, мы можем достичь экологического состояния, которое бы соответствовало мировым стандартам и нормам. Поздравляю всех с этим событием», — приводит слова Минниханова пресс-служба президента.
Проект реконструкции, отметим, не миновал критики. БОСы находятся рядом с городом, в них смешиваются химические и городские бытовые стоки, а потому может оказываться влияние на интенсивность запахов. Критически о реконструкции НКНХ высказывался первый директор ТАНЕКО Хамза Багманов, который сейчас возглавляет городской общественный совет. По его мнению, работы НКНХ избавят город от «ароматов» лишь на некоторое время.
Китайская компания «Камасталь» окрашивает рулонную сталь в основном для бытовой техники Haier
«Я уже говорил об этом и еще раз повторюсь — все новые производства, которые строятся на промышленной площадке Нижнекамска, должны оснащаться локальными очистными сооружениями, — заявлял Багманов „БИЗНЕС Online“ на прошлой неделе. — Надо уходить от сброса химзагрязненных стоков на городские очистные. За один год это не произойдет. ТАНЕКО, например, сразу заложил такие очистные, „ТАИФ-НК“ следом построил такие же, на новом заводе этилена „Нижнекамскнефтехим“ предусмотрел локальные очистные. Если в последующем все старые и вновь строящиеся заводы будут переведены на локальные очистные сооружения на промышленной площадке, тогда мы решим проблему, заложенную еще 50 лет назад и связанную со смешением химических и хозбытовых стоков на городских очистных».
«БЕЗ ВЕЛИКА Я СЕБЯ НЕ ПРЕДСТАВЛЯЛ»
В основную часть визита высоких гостей вошли первый частный промпарк города нефтехимиков «Пионер», где разместился первый резидент ТОСЭРа «Нижнекамск» — китайская компания «Камасталь». Фирма окрашивает рулонную сталь в основном для бытовой техники Haier и наверняка будет сотрудничать с челнинским заводом стиральных машин, который президент открывал утром.
Проект Минниханова заинтересовал, он подозвал сопровождающих из минстроя РТ и попросил что-то подсчитать — звучали слова о строительстве школ
Однако кроме китайского производства Минниханову сегодня показали и отечественное. В стенах промпарка открывается производство фасадных панелей «ЦМК», которое принадлежит нижнекамскому бизнесмену Булату Мотигуллину. Кстати говоря, Мотигуллин и построил «Пионер», впоследствии продав его китайцам. Теперь же он открыл в его стенах производство панелей из материалов своих партнеров — «Камастали». Мотигуллин планирует вложить в проект в общей сложности 428 млн рублей и занять 2% рынка в России.
На месте президента пригласили к стенду с экземплярами настенных панелей. Проект Минниханова заинтересовал, он подозвал сопровождающих из минстроя РТ и попросил что-то подсчитать — звучали слова о строительстве школ. Мотигуллин же, как выяснилось, все уже подсчитал и выдал чиновникам готовый прайс: 700 рублей за квадратный метр. В итоге президент поручил рассмотреть вопрос сотрудничества.
Во время экскурсии Минниханова завели в подъезд со стеклянными дверьми, которые установили в Нижнекамске впервые в качестве эксперимента
Сама «Камасталь» тоже подумывает развиваться дальше. Минниханову представили проект по сборке быстровозводимых домов и опять же заинтересовали им президента — минстрой получил распоряжение разобраться, можно ли использовать дома в качестве, например, сельских ФАПов. Затем президент отправился в город смотреть обновленные дворы на улице Юности, которые преобразились в 2017 году. Здесь экскурсию проводила уже помощник президента Наталия Фишман-Бекмамбетова, показывая неприглядные фотографии того, как двор выглядел до республиканской программы. Во время экскурсии Минниханова завели в подъезд со стеклянными дверьми, которые установили в Нижнекамске впервые в качестве эксперимента. Метшин же похвалил компанию «Мехуборка», которая специально для этого двора сделала красивую площадку под мусорные контейнеры, чтобы те не бросались в глаза жителям.
Последней точкой в маршруте президента по Нижнекамску стал автогородок «Велики», в котором, по задумке архитекторов, детей должны учить правилам дорожного движения. Здесь нанесена разметка — имитация городских дорог. Назвали автогородок «Велики», так как в Нижнекамске взялись за велокультуру. Минниханов же предложил другое название — татарское «сэпид» (велосипед). «Идея…» — задумался мэр.
В автогородке «Велики» нанесена разметка — имитация городских дорог. Назвали автогородок «Велики», так как в Нижнекамске взялись за велокультуру. Минниханов же предложил другое название — татарское «сэпид» (велосипед)
В автогородке недавно открылся музей велосипедов, который тоже поспешили показать президенту. Среди экспонатов здесь есть копия деревянного велосипеда XIX века, велосипеды из братского турецкого Мармариса и прочие. «А у вас какой велосипед был?» — поинтересовался Метшин у Минниханова. «Не помню, но без велика себя не представлял», — ответил президент. «„Салют“, наверное?» — уточнил мэр Нижнекамска. «Точно. „Салют“», — вспомнил детство президент.
На выходе из музея Минниханова перехватил появившийся буквально из ниоткуда министр по делам молодежи РТ Дамир Фаттахов, который приехал сегодня в Нижнекамск со своим автобусом «14.30». Это своеобразная акция от движения «Молодежь Татарстана». Автобус ездит по районам, активисты встречаются с местной молодежью, и Минниханова пригласили на такую встречу.
Минниханов: «Не только активисты, а все категории молодежи могут быть задействованы в наших мероприятиях. Автобус «14.30» <…> Все это интересно. Мы же живем своими стандартами, иногда они не соответствуют вашим желаниям»
«Наверное, все-таки мы правильно сделали — учредили орган исполнительной власти „министерство по делам молодежи“. Мы уже видим, как идет неформальная работа. Не только активисты, а все категории молодежи могут быть задействованы в наших мероприятиях. Автобус „14.30“ <…> Все это интересно. Мы же живем своими стандартами, иногда они не соответствуют вашим желаниям, и нам это надо знать. Поэтому ваша активность для нас важна. То, что это происходит не показательно, — это очень важно», — обратился президент к молодежи с короткой речью.
Уже в дверях машины к Минниханову подбежали три девушки с коробками в руках. Как оказалось, это самозанятые жительницы Нижнекамска, которые хотели подарить Минниханову плоды своих трудов — мыло ручной работы и домашние кексы. Мыло Минниханов принял, а девушка с коробкой сладостей не смогла пробиться к первому лицу республики. Последней оказалась Лилия Мустафина, которая вместе с подругой Айгуль Хайбровой открыла кондитерскую. «На данный момент все хорошо. Приложение работает, мы работаем. Справки получаем. Я, например, вчера сходила в соцзащиту со справкой — ее приняли, все очень удобно», — говорит кондитер. Диана Большакова, которая вручила президенту мыло, тоже не жалеет о выходе из тени. «Ни капли не пожалела. Я работаю и по найму, и как самозанятая. Абсолютно легально во всех смыслах», — рассказала девушка.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 75
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.