В День города и республики у Дворца Земледельцев прошел IX международный оперный фестиваль под открытым небом «Казанская осень»

«ХОЛОДНО, ВЕТРЕНО И ПРИЯТНО»

«Место фантастическое и звуки музыки, вызывающей трепет, дополняют картину вечернего неба…» — пожалуй, этот комментарий читателя «БИЗНЕС Online» под новостью о «Казанской осени» наиболее полно раскрывает картину происходившего в пятницу вечером у Дворца земледельцев. Начало концерта было объявлено в 20:00, однако первые зрители, несмотря на довольно холодную погоду, начали подтягиваться за час и могли лицезреть репетицию Государственного симфонического оркестра  под управлением главного дирижера и художественного руководителя Александра Сладковского и солистов — звезд Мариинского театра Владислава Сулимского и Екатерины Семенчук. «Все в укрытие!» — шутливо скомандовал заботливый маэстро, как только последние звуки генеральной репетиции растаяли в воздухе.

«Мы уже выступали с маэстро года два назад в Большом зале Московской филармонии, — рассказал журналистам Сулимский. — Это был прекрасный концерт, и я думаю, что сегодня будет не хуже. Мы постараемся сделать этим чудесным морозным вечером все, что можем. Мы заведем публику, а она нас». Он добавил, что программа вечера подбиралась исходя из сильных сторон солистов — Сулимский специализируется в итальянской опере, а Семенчук — во французской. «Мы поем это на разных сценах мира, поэтому у нас все обкатано, все готово. Некоторые спектакли мы пели с Екатериной вместе, например „Аттилу“», — сказал вокалист.

Семенчук растрогала зрителей эмоциональной Далилой, влюбила в себя кокетливой и обольстительной Кармен и подняла настроение заливисто хохочущей Периколой Семенчук растрогала зрителей эмоциональной Далилой, влюбила в себя кокетливой и обольстительной Кармен и подняла настроение заливисто хохочущей Периколой

Семенчук, которая выступает в Казани уже третий раз, выразила свои восторги от города: «Вечер сегодня удачно холодный, весьма ветреный, но город невероятно красивый! Два раза я была зимой на Шаляпинском фестивале, и в этот раз летом. Но так как лето холодное, я думаю, что соблюдены традиции — холодно, ветрено и приятно. И мы счастливы, что можем принять участие в таком невероятном гала-концерте в особенный день — День города и республики с потрясающим оркестром и маэстро Сладковским». Она добавила, что творческая дружба с худруком ГСО РТ у них длится довольно давно. «Думаю, что мы еще вернемся с этими прекрасными операми к вам в Казань», — заключила Семенчук. К слову, в своих «Инстаграмах» за день до концерта певцы выложили фотографии с репетиций в ГБКЗ им. Сайдашева, а Семенчук написала: «Это незабываемо! Как бы нам завтра это же повторить?»

«МАЭСТРО ОЧЕНЬ ОПЫТЕН, И НИКАКИХ ПРОБЛЕМ НЕ ВОЗНИКАЕТ»

Репертуар концерта был насыщенным и разнообразным — хиты Джузеппе Верди «Макбет», «Риголетто», «Аттила», «Отелло», «Дон Карлос», «Кармен» Жоржа Бизе, «Самсон и Далила» Камиля Сен-Санса, «Перикола» Жака Оффенбаха и «Сельская честь» Пьетро Масканьи. Благодаря такому подбору музыкального материала зрители не успевали заскучать, зато успевали познакомиться с шедеврами итальянского оперного искусства. Этому способствовали и харизматичные вокалисты — фактурный Сулимский и обворожительная Семенчук, которые продемонстрировали все грани вокального и актерского таланта: были страстными и коварными в «Макбете» и драматичными в «Сельской чести». Семенчук растрогала зрителей эмоциональной Далилой (благодаря большому экрану на сцене были отчётливо видны глаза певицы, полные слез), влюбила в себя кокетливой и обольстительной Кармен и подняла настроение заливисто хохочущей Периколой. Сулимский, в свою очередь, покорил сочным баритоном невероятной силы. Мощь голоса вокалиста вполне соответствует его актерскому дару — на сцене он полностью перевоплощается в персонажа, не давая ни единому мускулу выйти из роли — будь то Аттила, Риголетто или Отелло. 

Сулимский, в свою очередь, покорил сочным баритоном невероятной силы Сулимский, в свою очередь, покорил сочным баритоном невероятной силы

Раскрыть всю красоту голосов помог высокопрофессиональный оркестр, которому не привыкать работать с самыми звездными вокалистами, в том числе и под открытым небом — в прошлые годы «Казанскую осень» попробовали на вкус Роберто Аланья, Дмитрий Хворостовский, Симона Кермес, Хибла Герзмава, Любовь Казарновская, Венера Гимадиева, Леонардо Граменья, Динара Алиева, Андрей Жилиховский и другие выдающиеся музыканты. «Я люблю работать с певцами», — говорит маэстро Сладковский, и по его слаженному взаимодействию с каждым из них понимаешь, что эти слова искренни. «В силу того, что маэстро очень опытен, никаких каверзных случаев и проблем не возникает. Ты выходишь и знаешь, что сейчас все будет точно и четко», — сказал Сулимский, и так и произошло на концерте. При этом оркестр Сладковского никогда не отодвинут на второй план, это не просто аккомпанемент, а чуткий партнер, который слышит и чувствует солиста. И в такой гармонии рождаются поистине незабываемые по силе и эмоциональному накалу выступления.

Оркестр Сладковского никогда не отодвинут на второй план, это не просто аккомпанемент, а чуткий партнер, который слышит и чувствует солиста

«КАКИЕ СВЕТЛЫЕ ЭМОЦИИ ОЗАРЯЛИ ЛИЦО ДИРИЖЁРА!»

Благодарные зрители не преминули написать о своих впечатлениях в соцсетях. «Оперные титаны и вокальные гиганты!» — именно так после этого концерта хочется сказать о моих любимых певцах,  Сулимском и Семенчук. Вот уж точно золотые голоса оперной сцены!», — написала в своем «Инстаграме» Мария Козлова, которая специально приехала на концерт из Санкт-Петербурга. «Риголетто, Макбет, Эцио, Родриго! Труднейшие арии! Но если этого не знать, никогда не догадаешься! Так свободно, мощно, раскатисто, полётно, эмоционально они звучат у Владислава Сулимского,  с потрясающей кантиленой и вокальными нюансами. Екатерина Семенчук, как всегда,  неотразима в своих хитовых ариях — Далилы из «Самсона и Далилы» Сен-Санса, Сантуцци из «Сельской чести» Масканьи, принцессы Эболи из «Дона Карлоса» Верди. Какая свобода владения голосом! Какое замечательное меццо-сопрано, которое великолепно звучит во всем диапазоне! Хорошее меццо  сегодня большая редкость!» — поделилась слушательница. Она добавила, что ГСО РТ стал для неё радостным открытием. «Какое яркое и чистое звучание, какие лирические проходы у Верди! Они выдали, какой темперамент у дирижера, а еще любовь и понимание музыки Верди! Я в восторге! Ведь нынче такая удача, когда Верди играют лирично и нежно (где надо), без ненужных нажима и патетики, в других местах — энергично и ярко, с необходимым блеском, без темной мрачности. Какие светлые эмоции озаряли лицо дирижера, оркестранты тоже улыбались. Было видно, что музыка их не только трогает, но и захватывает. Увертюра к «Сицилийской вечерне» оказалась куда более лиричной и пронзительной, чем я привыкла думать раньше», — написала Козлова. 

Как гласит латинская пословица, vox populi vox Dei (глас народа — глас божий). С вышеизложенной оценкой нельзя не согласиться — ГСО РТ действительно отличается особым профессионализмом в исполнении оперной музыки, которая звучит у Сладковского без излишней тяжеловесности и напряжения, но наполнены таким светом, жизнью и красками, что даже концертное исполнение полностью погружает в атмосферу спектакля. К слову, ранее маэстро в своем материале для «БИЗНЕС Online» анонсировал оперу «Летучий голландец» Рихарда Вагнера в концертом исполнении — она прозвучит в Казани и Москве. «Мы продолжаем увлеченно играть немецкую музыку и продолжаем играть оперу, потому что симфонический оркестр обязан играть оперу, как и оперный оркестр обязан играть симфонические концерты, чтобы обогащать свой репертуар», — отметил Сладковский. 

На бис был исполнен знаменитый «Марш Советской Армии» Салиха Сайдашева, который стал трогательным сюрпризом зрителям ко Дню республики На бис был исполнен знаменитый «Марш Советской Армии» Салиха Сайдашева, который стал трогательным сюрпризом зрителям ко Дню республики

САЙДАШЕВ, ЧАЙКОВСКИЙ И САЛЮТ 

Особенностью концерта у Дворца земледельцев было и то, что благодаря экрану можно было видеть вдохновенное лицо маэстро на фоне казанской панорамы и сосредоточенные лица музыкантов, а также их улыбки в ответ на забавную Периколу и горячие аплодисменты. И дирижер, и солисты, и оркестранты действительно согрели публику своей энергетикой, поэтому она ответила теплом признательности в ответ — музыкантов ждали стоячие овации и нескончаемые крики «браво!» и «бис!».

На бис был исполнен знаменитый «Марш Советской Армии» Салиха Сайдашева, который стал трогательным сюрпризом зрителям ко Дню республики. По таймингу он должен был совпадать с праздничным салютом, однако почему-то задержался на 4 минуты. И как только и публика, и музыканты начали расходиться, грянули долгожданные залпы; одновременно с ними заиграла запись «Стана Тамерлана» Александра Чайковского — визитной карточки ГСО РТ, вызывающей восторги по всему миру. Удивительно, но ритм произведения совпал с ритмом залпов фейерверка, что дарило отдельный необычный экспириенс при объединении двух разных, но прекрасных явлений. Ожидаемо, после салюта и «Стана Тамерлана» восхищенные зрители вновь не сдержали аплодисментов. «Под музыку это смотрелось эпичнее!», «2 часа музыки на одном дыхании…» — написали в соцсетях слушатели.

Ожидаемо, после салюта и «Стана Тамерлана» восхищенные зрители вновь не сдержали аплодисментов Ожидаемо после салюта и «Стана Тамерлана» восхищенные зрители вновь не сдержали аплодисментов

Следующее выступление ГСО РТ в Казани состоится 25 сентября. 54-й концертный сезон оркестра и 10-й сезон маэстро Сладковского в столице Татарстана откроется фестивалем имени Вишневской. Вокалисты центра оперного пения имени великой певицы Ирина Морева, Гиорги Челидзе, Екатерина Петрова, Михаил Новиков и Станислав Ли исполнят симфонию №14 Дмитрия Шостаковича и отрывки из знаменитых опер.

«Почему именно фестиваль Галины Павловны? Потому что и она, и Мстислав Ростропович — личности, которые сыграли историческую роль в судьбе России, и не только в музыкальной среде. С центром оперного пения ее имени у нас давние связи. Я давно дружу с Ольгой Мстиславовной Ростропович, восхищаюсь ее подвижничеством. В 2017 году она приглашала оркестр на фестиваль имени Ростроповича в Оренбург. Мы давно думали о совместном проекте, ведь у них есть целый театр с молодыми певцами, которые жаждут работать. Так и родилась идея кооперации. Я горжусь тем, что у нас сложились такие отношения и они обратились к нам с предложением это реализовать. С солистами, которые приедут на фестиваль, я никогда не работал, но у этого центра априори не может быть плохих солистов. Там все молодые исполнители — мирового уровня», — заверил маэстро Сладковский и сомневаться в том, что нас ждет очередное высококлассное выступление, не приходится.