В День города и республики казанцы и гости столицы Татарстана получили уже традиционный подарок от Государственного симфонического оркестра РТ и маэстро Александра Сладковского — у Дворца земледельцев прошел IX международный оперный фестиваль под открытым небом «Казанская осень». О том, как звезды Мариинки покорили зрителей кантиленой и почему задержка салюта стала дополнительным бонусом, — в материале «БИЗНЕС Online».
В День города и республики у Дворца Земледельцев прошел IX международный оперный фестиваль под открытым небом «Казанская осень»
«ХОЛОДНО, ВЕТРЕНО И ПРИЯТНО»
«Место фантастическое и звуки музыки, вызывающей трепет, дополняют картину вечернего неба…» — пожалуй, этот комментарий читателя «БИЗНЕС Online» под новостью о «Казанской осени» наиболее полно раскрывает картину происходившего в пятницу вечером у Дворца земледельцев. Начало концерта было объявлено в 20:00, однако первые зрители, несмотря на довольно холодную погоду, начали подтягиваться за час и могли лицезреть репетицию Государственного симфонического оркестра под управлением главного дирижера и художественного руководителя Александра Сладковского и солистов — звезд Мариинского театра Владислава Сулимского и Екатерины Семенчук. «Все в укрытие!» — шутливо скомандовал заботливый маэстро, как только последние звуки генеральной репетиции растаяли в воздухе.
«Мы уже выступали с маэстро года два назад в Большом зале Московской филармонии, — рассказал журналистам Сулимский. — Это был прекрасный концерт, и я думаю, что сегодня будет не хуже. Мы постараемся сделать этим чудесным морозным вечером все, что можем. Мы заведем публику, а она нас». Он добавил, что программа вечера подбиралась исходя из сильных сторон солистов — Сулимский специализируется в итальянской опере, а Семенчук — во французской. «Мы поем это на разных сценах мира, поэтому у нас все обкатано, все готово. Некоторые спектакли мы пели с Екатериной вместе, например „Аттилу“», — сказал вокалист.
Семенчук растрогала зрителей эмоциональной Далилой, влюбила в себя кокетливой и обольстительной Кармен и подняла настроение заливисто хохочущей Периколой
Семенчук, которая выступает в Казани уже третий раз, выразила свои восторги от города: «Вечер сегодня удачно холодный, весьма ветреный, но город невероятно красивый! Два раза я была зимой на Шаляпинском фестивале, и в этот раз летом. Но так как лето холодное, я думаю, что соблюдены традиции — холодно, ветрено и приятно. И мы счастливы, что можем принять участие в таком невероятном гала-концерте в особенный день — День города и республики с потрясающим оркестром и маэстро Сладковским». Она добавила, что творческая дружба с худруком ГСО РТ у них длится довольно давно. «Думаю, что мы еще вернемся с этими прекрасными операми к вам в Казань», — заключила Семенчук. К слову, в своих «Инстаграмах» за день до концерта певцы выложили фотографии с репетиций в ГБКЗ им. Сайдашева, а Семенчук написала: «Это незабываемо! Как бы нам завтра это же повторить?»
«МАЭСТРО ОЧЕНЬ ОПЫТЕН, И НИКАКИХ ПРОБЛЕМ НЕ ВОЗНИКАЕТ»
Репертуар концерта был насыщенным и разнообразным — хиты Джузеппе Верди «Макбет», «Риголетто», «Аттила», «Отелло», «Дон Карлос», «Кармен» Жоржа Бизе, «Самсон и Далила» Камиля Сен-Санса, «Перикола» Жака Оффенбаха и «Сельская честь» Пьетро Масканьи. Благодаря такому подбору музыкального материала зрители не успевали заскучать, зато успевали познакомиться с шедеврами итальянского оперного искусства. Этому способствовали и харизматичные вокалисты — фактурный Сулимский и обворожительная Семенчук, которые продемонстрировали все грани вокального и актерского таланта: были страстными и коварными в «Макбете» и драматичными в «Сельской чести». Семенчук растрогала зрителей эмоциональной Далилой (благодаря большому экрану на сцене были отчётливо видны глаза певицы, полные слез), влюбила в себя кокетливой и обольстительной Кармен и подняла настроение заливисто хохочущей Периколой. Сулимский, в свою очередь, покорил сочным баритоном невероятной силы. Мощь голоса вокалиста вполне соответствует его актерскому дару — на сцене он полностью перевоплощается в персонажа, не давая ни единому мускулу выйти из роли — будь то Аттила, Риголетто или Отелло.
Сулимский, в свою очередь, покорил сочным баритоном невероятной силы
Раскрыть всю красоту голосов помог высокопрофессиональный оркестр, которому не привыкать работать с самыми звездными вокалистами, в том числе и под открытым небом — в прошлые годы «Казанскую осень» попробовали на вкус Роберто Аланья, Дмитрий Хворостовский, Симона Кермес, Хибла Герзмава, Любовь Казарновская, Венера Гимадиева, Леонардо Граменья, Динара Алиева, Андрей Жилиховский и другие выдающиеся музыканты. «Я люблю работать с певцами», — говорит маэстро Сладковский, и по его слаженному взаимодействию с каждым из них понимаешь, что эти слова искренни. «В силу того, что маэстро очень опытен, никаких каверзных случаев и проблем не возникает. Ты выходишь и знаешь, что сейчас все будет точно и четко», — сказал Сулимский, и так и произошло на концерте. При этом оркестр Сладковского никогда не отодвинут на второй план, это не просто аккомпанемент, а чуткий партнер, который слышит и чувствует солиста. И в такой гармонии рождаются поистине незабываемые по силе и эмоциональному накалу выступления.
Оркестр Сладковского никогда не отодвинут на второй план, это не просто аккомпанемент, а чуткий партнер, который слышит и чувствует солиста
«КАКИЕ СВЕТЛЫЕ ЭМОЦИИ ОЗАРЯЛИ ЛИЦО ДИРИЖЁРА!»
Благодарные зрители не преминули написать о своих впечатлениях в соцсетях. «Оперные титаны и вокальные гиганты!» — именно так после этого концерта хочется сказать о моих любимых певцах, Сулимском и Семенчук. Вот уж точно золотые голоса оперной сцены!», — написала в своем «Инстаграме» Мария Козлова, которая специально приехала на концерт из Санкт-Петербурга. «Риголетто, Макбет, Эцио, Родриго! Труднейшие арии! Но если этого не знать, никогда не догадаешься! Так свободно, мощно, раскатисто, полётно, эмоционально они звучат у Владислава Сулимского, с потрясающей кантиленой и вокальными нюансами. Екатерина Семенчук, как всегда, неотразима в своих хитовых ариях — Далилы из «Самсона и Далилы» Сен-Санса, Сантуцци из «Сельской чести» Масканьи, принцессы Эболи из «Дона Карлоса» Верди. Какая свобода владения голосом! Какое замечательное меццо-сопрано, которое великолепно звучит во всем диапазоне! Хорошее меццо сегодня большая редкость!» — поделилась слушательница. Она добавила, что ГСО РТ стал для неё радостным открытием. «Какое яркое и чистое звучание, какие лирические проходы у Верди! Они выдали, какой темперамент у дирижера, а еще любовь и понимание музыки Верди! Я в восторге! Ведь нынче такая удача, когда Верди играют лирично и нежно (где надо), без ненужных нажима и патетики, в других местах — энергично и ярко, с необходимым блеском, без темной мрачности. Какие светлые эмоции озаряли лицо дирижера, оркестранты тоже улыбались. Было видно, что музыка их не только трогает, но и захватывает. Увертюра к «Сицилийской вечерне» оказалась куда более лиричной и пронзительной, чем я привыкла думать раньше», — написала Козлова.
Как гласит латинская пословица, vox populi vox Dei (глас народа — глас божий). С вышеизложенной оценкой нельзя не согласиться — ГСО РТ действительно отличается особым профессионализмом в исполнении оперной музыки, которая звучит у Сладковского без излишней тяжеловесности и напряжения, но наполнены таким светом, жизнью и красками, что даже концертное исполнение полностью погружает в атмосферу спектакля. К слову, ранее маэстро в своем материале для «БИЗНЕС Online» анонсировал оперу «Летучий голландец» Рихарда Вагнера в концертом исполнении — она прозвучит в Казани и Москве. «Мы продолжаем увлеченно играть немецкую музыку и продолжаем играть оперу, потому что симфонический оркестр обязан играть оперу, как и оперный оркестр обязан играть симфонические концерты, чтобы обогащать свой репертуар», — отметил Сладковский.
На бис был исполнен знаменитый «Марш Советской Армии» Салиха Сайдашева, который стал трогательным сюрпризом зрителям ко Дню республики
САЙДАШЕВ, ЧАЙКОВСКИЙ И САЛЮТ
Особенностью концерта у Дворца земледельцев было и то, что благодаря экрану можно было видеть вдохновенное лицо маэстро на фоне казанской панорамы и сосредоточенные лица музыкантов, а также их улыбки в ответ на забавную Периколу и горячие аплодисменты. И дирижер, и солисты, и оркестранты действительно согрели публику своей энергетикой, поэтому она ответила теплом признательности в ответ — музыкантов ждали стоячие овации и нескончаемые крики «браво!» и «бис!».
На бис был исполнен знаменитый «Марш Советской Армии» Салиха Сайдашева, который стал трогательным сюрпризом зрителям ко Дню республики. По таймингу он должен был совпадать с праздничным салютом, однако почему-то задержался на 4 минуты. И как только и публика, и музыканты начали расходиться, грянули долгожданные залпы; одновременно с ними заиграла запись «Стана Тамерлана» Александра Чайковского — визитной карточки ГСО РТ, вызывающей восторги по всему миру. Удивительно, но ритм произведения совпал с ритмом залпов фейерверка, что дарило отдельный необычный экспириенс при объединении двух разных, но прекрасных явлений. Ожидаемо, после салюта и «Стана Тамерлана» восхищенные зрители вновь не сдержали аплодисментов. «Под музыку это смотрелось эпичнее!», «2 часа музыки на одном дыхании…» — написали в соцсетях слушатели.
Ожидаемо после салюта и «Стана Тамерлана» восхищенные зрители вновь не сдержали аплодисментов
Следующее выступление ГСО РТ в Казани состоится 25 сентября. 54-й концертный сезон оркестра и 10-й сезон маэстро Сладковского в столице Татарстана откроется фестивалем имени Вишневской. Вокалисты центра оперного пения имени великой певицы Ирина Морева, Гиорги Челидзе, Екатерина Петрова, Михаил Новиков и Станислав Ли исполнят симфонию №14 Дмитрия Шостаковича и отрывки из знаменитых опер.
«Почему именно фестиваль Галины Павловны? Потому что и она, и Мстислав Ростропович — личности, которые сыграли историческую роль в судьбе России, и не только в музыкальной среде. С центром оперного пения ее имени у нас давние связи. Я давно дружу с Ольгой Мстиславовной Ростропович, восхищаюсь ее подвижничеством. В 2017 году она приглашала оркестр на фестиваль имени Ростроповича в Оренбург. Мы давно думали о совместном проекте, ведь у них есть целый театр с молодыми певцами, которые жаждут работать. Так и родилась идея кооперации. Я горжусь тем, что у нас сложились такие отношения и они обратились к нам с предложением это реализовать. С солистами, которые приедут на фестиваль, я никогда не работал, но у этого центра априори не может быть плохих солистов. Там все молодые исполнители — мирового уровня», — заверил маэстро Сладковский и сомневаться в том, что нас ждет очередное высококлассное выступление, не приходится.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 7
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.